Б. Агенты Правительства, «операторы» по выполнению определенных функций

Граница между «институтами развития» и «агентами Правительства («операторами»)» довольно условна: в качестве основных отличий институтов развития мы в данном случае выделяем поручение им комплекса задач государственной политики (а не функций) при разнообразии форм, инструментов их решения, существенный уровень автономности в принятии управленческих решений.

В этой связи к группе «операторы», по нашему мнению, можно отнести ГК «Олимпстрой», а также в определенной мере Фонд содействия реформированию ЖКХ. Обе корпорации фактически выполняют отдельные функции (операции) государственного управления, для них характерен «узкий» набор используемых инструментов, определенный временной интервал, в течение которого поставленные задачи должны быть решены. В то же время если финансирование деятельности ГК «Олимпстрой» осуществляется в рамках долгосрочной программы, то Фонд содействия реформированию ЖКХ сразу получил денежный вклад государства с расчетом на весь период его деятельности. [6]

В. «Квази-холдинги»

К данной группе мы относим те корпорации, потенциал которых определяется, прежде всего, контролем над производственными активами (причем в разных формах), при этом они наделены определенными «мягкими» (преимущественно, «содействующими») функциями в рамках реализации государственной политики.

С определенными допущениями к данной группе можно отнести госкорпорацию «Ростехнологии», которая в значительной мере ориентирована на управление контролируемыми компаниями и их реструктуризацию, формирование интегрированных структур. Хотя данная корпорация и является отдельным субъектом реализации государственной политики, она при этом не имеет целостного комплекса значимых функций органа государственного управления. [6]

Г. «Квази-министерства»

К группе «квази-министерств» мы относим те, корпорации, которые фактически «замещают» деятельность классического министерства, но при этом еще наделены правами собственника пакетов акций акционерных обществ, имущественных комплексов ФГУП. Без сомнений, к числу «квази-министерств» можно отнести госкорпорацию «Росатом». Для данной корпорации (как и для госкорпорации «Ростехнологии») характерно отсутствие существенного «упреждающего» денежного взноса, но при этом финансирование деятельности осуществляется в соответствии с долгосрочной программой. Очевидно, что возможное «поле» для создания корпораций по модели «квази-министерство» если и не исчерпано, то очень узкое.[6]

Оценивая риски расширения процессов создания госкорпораций, я полагаю, что зоной наиболее «массового спроса» являются вторая и третья модели («агенты Правительства» и «квази-холдинги») - именно с этими моделями соотносятся большинство из активно обсуждавшихся предложений по созданию госкорпораций («Росрыбфлот», «Геологоразведка», «Автодор», по закупке лекарств, по экспорту зерна и т.п.). Внимание к модели «агенты Правительства», вероятно, связано с постоянным стремлением усилить и расширить функции государства, которое объективно усиливается при низком внимании к качеству косвенных инструментов регулирования и качества их администрирования. [6]

По-видимому, модель госкорпорации задала более высокую планку ведомственных амбиций и претензий: уже не на создание ОАО с государственным участием (а необходимость реструктуризации государственной собственности по ряду подотраслей, «аутсорсинга» выполнения отдельных функций государственных органов представляется достаточно обоснованной), а на создание госкорпораций (в том числе «зонтичных»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: