Вопрос 2. Сущность монопольной цены, ее виды

 

Под монопольной понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке, сложившегося под воздействием спроса и предложения, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью. Монопольные цены подразделяются на монопольно высокие и монопольно низкие.

Монопольно высокой признается цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Монопольно низкая цена - цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца; или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка. В отношении хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке в качестве продавца или покупателя, в случае установления им монопольно высоких (низких) цен применяются санкции и меры ответственности в соответствии с антимонопольным законодательством.

Формой реализации монопольной прибыли выступает монопольная цена. Это связано с тем, что прибыль монополий равняется разности между суммой цен проданных ими товаров и суммой их издержек производства.

Монопольные цены - это цены, устанавливаемые монополиями. Монопольные цены отклоняются от стоимости (цены производства) товаров и обеспечивают получение монопольной прибыли.

Различают два вида монопольных цен:

1) монопольно высокие цены, т. е. цены, устанавливаемые монополиями на продаваемые ими товары;

2) монопольно низкие цены, т. е. цены, устанавливаемые монополиями на покупаемые ими товары. К последним относятся: а) товары, производимые крестьянами и ремесленниками в развитых странах, б) товары, производимые в экономически слаборазвитых странах.

Два вида монопольных цен представляют собой экономическую реализацию двоякого господства монополий.

Во-первых, господство монополий в производстве и сбыте своих товаров реализуется путем установления ими монопольно высоких цен на эти товары.

Во-вторых, господство монополий на рынке при покупке товаров у крестьян и ремесленников в своей стране, а также при покупке товаров экономически слаборазвитых стран реализуется путем установления монопольно низких цен на эти товары.

В результате установления монопольно высоких и монопольно низких цен возникают так называемые ножницы цен. Это, прежде всего ножницы цен на промышленные и сельскохозяйственные товары. Как правило, цены на продукцию промышленности растут быстрее, чем на сельскохозяйственное сырье. Ножницы цен имеются также между ценами экспортируемых из развитых стран товаров и ценами товаров, импортируемых ими из слаборазвитых стран. С течением времени предприниматели развитых стран за свои товары приобретают все больше продукции, закупаемой за рубежом.

Как известно, цена производства представляет собой издержки производства плюс средняя прибыль.

Монопольно высокая цена равняется издержкам производства плюс средняя прибыль и плюс монополистическая сверхприбыль. Поэтому монопольно высокая цена всегда превышает цену производства и обычно превышает также стоимость монополизированных товаров.

В погоне за сверхприбылью монополии систематически повышают цены на товары. А возникновение новых крупных монополий в той или иной отрасли промышленности приводит к повышению цен. Это важнейший путь увеличения прибыли монополий. Монопольно высокие цены представляют собой особую разновидность рыночных цен. Цены на продукцию монополизированной промышленности длительно отклоняются вверх от цены производства и стоимости. И конечно, здесь дело не только в желании монополистов вздувать цены. К объективным условиям, дающим монополиям возможность удерживать цены на повышенном уровне, необходимо отнести:

1) искусственное ограничение предложения товаров, производимых самими монополистами;

2) доведение до разорения немонополизированных предприятий, что также ограничивает предложение товаров;

3) ограничение ввоза товаров из-за границы с помощью протекционистской политики государства.

Хотя монопольная цена, как правило, превышает их стоимость, это не означает, что закон стоимости в эпоху монополистического капитализма перестает действовать. Действительно:

1) и в эпоху монополистического капитализма закон стоимости определяет общую сумму товарных цен. Правда, общая сумма монопольно высоких цен превышает общую сумму стоимости монополизированных товаров. Но продаже этих товаров выше их стоимости противостоит продажа ниже стоимости товаров немонополизированных предприятий. Монопольно высокие цены не увеличивают общую сумму товарных стоимостей, но ведут к перераспределению этой суммы в пользу монополистов;

2) закон стоимости через механизм конкуренции ставит границы повышению цен монополиями. Обострение конкуренции нередко ведет к срыву монопольных цен.

3) монополии не в состоянии постоянно удерживать цены на высоком уровне вследствие циклических колебаний производства. Факт падения цен во время кризисов свидетельствует о том, что монополии не могут по своему произволу регулировать цены на товары. Закон стоимости продолжает действовать и в. эпоху монополистического капитализма.

 

Задача 15.

Функция спроса населения на данный товар имеет вид Qd =8-P, функция предложения данного товара Qs = -4 + 2P. Предположим, что данный товар вводится дотация в размере 2 ден. единиц. Рассчитать объем продаж до и после введения дотации.

 

Решение:

Для нахождения равновесной цены PE приравнивают функции спроса и предложения, а для нахождения равновесного объема продаж QЕ найденное значение подставляют в любую из функций.

Отсюда, равновесная цена = Qd = Qs, PE  = 8-Р = -4+2Р,

                       PE = 4,

Рассчитываем равновесный объем продаж, подставив значение равновесной цены в любую из функций.

QЕ  = Qd =8-P = 8 – 4 = 4

QЕ  = 4.

При введении дотации для производителя рыночная цена Р Е снижается. Если дотация D =2 ед., то

Qd =8-P, Qs =8-P

8-Р = - 4 +2 (Р+2),

Р = 2,66

Рассчитываем равновесный объем продаж, подставив значение рыночной цены продаж с учетом дотации в любую из функций:

Qd =8-P = 8-2,66 = 5,34.

Итак, равновесный объем продаж до введения дотации = 4, после введения дотации = 5,34.

 

 

Список литературы.

 

1. Методические рекомендации по разработке ценовой политики предприятия / Министерство экономики РФ (Приказ от 01.10.97г. № 118) //Экономика и жизнь. 1997. № 57.

2. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Эксмо, 2007.

3. Салимжанов И.К. Сокращение издержек как важнейшее условие стабилизации и снижения цен // Финансы. – 2004. – № 6.

4. Цены и ценообразование. Учебник. Под. Ред. Есипова В.Е., СПб.: Питер, 2007.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: