Прибыль – это разница между суммой продаж (валовой выручки) от реализации продукции и полной себестоимостью продукции.
П = Ц – С/С или (7.19)
р = W – K (7.20)
Прибыль предприятия – это разница между денежной выручкой (оптовой ценой предприятия) от реализации продукции (работ, услуг) (Ц) и полной их себестоимостью (С/С).
Прибыль предприятия, полученная от реализации продукции (работ, услуг) и откорректированная в зависимости от других доходов (+) и убытков (-) называется балансовой прибылью.
ПБ = Ц – С/С (7.21)
С 1 января 1991 г. в Украине как расчётный показатель применяется не товарная продукция, а реализованная. Поэтому масса прибыли от реализации определяется как разница между объёмом реализованной продукции (без налога с оборота) и полной себестоимостью реализованной продукции (затраты на производство и реализацию).
С 1993 г. вместо налога с оборота используется показатель налога на добавленную стоимость, акцизы.
Часть балансовой прибыли, которая остаётся после уплаты налогов и других платежей называется чистой прибылью.
ПЧ = ПБ – налоги, обязательные платежи (7.22)
С 1 января 2004 г. уменьшена ставка налога на прибыль с 30% до 25%.
Основные пути увеличения прибыли предприятия:
1.Увеличение выручки от реализации продукции (работ, услуг) на основе увеличения производства товарной продукции, повышения её качества и цены реализации.
2. Снижение себестоимости продукции.
Балансовая и чистая прибыль предприятия в общем виде отражает конечные результаты хозяйствования, являются главными показателями хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
Валовой доход предприятия – разница между выручкой от реализации продукции (В) и фондом возмещения израсходованных средств производства (ФВ):
ВДП = В – ФВ, или (7.23)
сумма фонда заработной платы и балансовой прибыли предприятия:
ВДП = ФЗП + ПБ (7.24)
Совокупность фонда заработной платы и чистой прибыли предприятия образует коммерческий доход предприятия, который находится в полном его распоряжении.
С точки зрения финансовых возможностей предприятия в расширенном воспроизводстве необходимо учитывать воспроизводственную эффективность предприятия. В качестве полного воспроизводственного эффекта выступает показатель валового дохода предприятия (ВДП), в качестве конечного воспроизводственного эффекта – показатель чистого продукта (ПЧ).
Таким образом, валовой доход и чистая прибыль являются источниками формирования фондов накопления и потребления и их величина, динамика, структура распределения и использования обуславливают темпы и эффективность расширенного воспроизводства предприятия.
Поэтому для предприятия (фирмы) важен вопрос размера прибыли, однако следует различать абсолютный и относительный показатели прибыли.
Абсолютная величина прибыли выражается понятием «масса прибыли». Сама по себе масса прибыли ещё ни о чём не говорит, поэтому данная величина всегда должна сопоставляться с годовым оборотом предприятия (фирмы) или величиной его капитала. Важен при этом и показатель динамики прибыли, сравнение её величины в данном году с соответствующей величиной предыдущих лет.
Относительным показателем прибыли является норма прибыли (рентабельности), которая показывает степень отдачи производственных факторов, применяемых в производстве.
Для определения эффективности (окупаемость прибылью) текущих затрат предприятия на производство продукции (работ, услуг) применяют показатель нормы прибыли (ПІ), т. е. отношение балансовой прибыли к полной себестоимости реализованной продукции в процентах. Её формула имеет следующий вид:
(7.25)
ПБ – масса прибыли от реализации продукции (балансовая прибыль),
С/С – полная себестоимость.
или
(7.26)
Однако об эффективности производства, только по массе и норме прибыли судить нельзя. Необходимо учитывать интенсивные факторы, влияющие на движение прибыли. Это:
- рост производительности труда как результат экономии живого и овеществлённого труда;
- снижение себестоимости;
- качество продукции (работы, услуг);
- фондоотдача, т. е. эффективность использования производственных фондов.
Поэтому эффективность работы предприятия в большей степени характеризует обобщающий показатель – уровень рентабельности, который является одним из базовых показателей эффективности производства на макро- и микроуровне.
Рентабельность – это количественное определение отношения балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств в процентах. В практике хозяйственной деятельности предприятия норма (уровень) рентабельности определяется по формуле:
(7.27)
– норма рентабельности,
– балансовая прибыль,
– среднегодовая стоимость основных производственных фондов,
ОСН – стоимость оборотных нормируемых фондов.
Следовательно, норма рентабельности показывает степень эффективности (окупаемости прибылью) используемых производственных ресурсов. Рентабельность характеризует уровень отдачи и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ и услуг).
Основные пути повышения рентабельности:
- удешевление элементов авансированного капитала;
- снижение текущих затрат на производство продукции.
В конечном итоге условием и того, и другого является широкое применение в производстве результатов НТП, ведущее к росту производительности общественного труда и снижению на этой основе стоимости единицы ресурсов, используемых в производстве.
В рыночной экономике прибыль – основа развития предпринимательской фирмы. В западной экономической литературе предлагается несколько теорий оптимизации деятельности фирмы, но в их основу принцип максимизации прибыли не заложен. Так, согласно одной из теорий, целью фирмы должна быть не максимизация прибыли, а объём продаж. Перед фирмой ставится задача достижения и удержания на возможно большем временном интервале определённого уровня прибыли. В этом случае фирма будет ориентироваться на среднеотраслевую норму прибыли, являющуюся результатом внутриотраслевой конкуренции.
[1] МЭ и МО. – 1992. – № 5. – С. 30.
[2] Омелянчук І. Рівень соціального захисту – лакмусовий папірець довіри до влади // Урядовий кур’єр. – 2004. – 15 червня /№ 110 (2772)/. – С. 2.