Тема 3. Инновационный процесс

1. Ответить на следующие вопросы:

· Каково содержание инновационного процесса?

 

Инновационный процесс в общем виде означает последовательность перехода от идеи возможного нововведения до создания, продажи и диффузии этого нововведения.

Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики, т. е. процесс, направленный на разработку, на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

По И.Т. Балабанову, инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса. К этим элементам относятся:

• инициация;

• маркетинг инновации;

• выпуск (производство) инновации;

• реализация инновации;

• продвижение инновации;

• оценка экономической эффективности инновации;

• диффузия инновации.

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация (от лат. initiatio – совершение таинств) – это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи.

После обоснования нового продукта (операции) проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации. В ходе маркетинговых исследований изучается спрос на новый продукт или операцию, определяется количество или объем их выпуска, если они лимитируются, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации, как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, т.е. появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

 

· Каковы основные движущие силы инновационного процесса (с примерами)?

 

Основным «движителем» инновационных процессов в условиях рынка является получение конкурентного преимущества. Все больше управленцев в самых разнообразных организациях и предприятиях осознают быстрый рост значимости инноваций для достижения благоприятного конкурентного положения.

Так, одной из наиболее инновационных организаций в мире является японская компания Sony. Эта фирма создала, разработала и выпустила на рынок много инновационных продуктов, таких как видеомагнитофоны для домашнего использования,  ручные видеокамеры, ручные плоские телевизоры, компакт диски и др. Чтобы получить конкурентное преимущество, т.е. превзойти своих конкурентов хотя бы на небольшой период времени, компания Sony постоянно осуществляет инновации, придерживаясь стратегии пионера.

        Другой существенной движущей силой инновационных процессов во многих странах является государственное регулирование. Правительственная политика, законодательство могут значительно активизировать инновационные процессы, стимулировать организации различных форм собственности в различных отраслях и сферах вкладывать средства в разработку инновационных продуктов, услуг и технологий. Например, государство может ввести новые стандарты, которым должны удовлетворять промышленные выбросы в реки и атмосферу или средства безопасности на транспорте, что приведет к инновациям в производственных технологиях, инновационным продуктам. Изменения в экономической политике также могут вызвать необходимость поиска более эффективных инновационных технологий, могут инициировать поиск альтернативных ресурсов, разработку инновационных продуктов и т.д.

       Можно отметить еще одну, по мнению некоторых специалистов, немаловажную причину, движущую силу инновационных процессов - это такие фундаментальные характеристики человеческой натуры, как любопытство и лень. Любопытство (т.е. ментальность по типу «А что будет, если я сделаю это?») и лень (т.е. подход типа «Как бы найти более простой способ сделать это?») могут быть «поставлены на службу инноваций».

 

· Чем объясняется современное ускорение темпов инновационного процесса?

 

Драматически уменьшается продолжительность жизни успешного инновационного продукта. Если до XIX века единицей измерения продолжительности жизненного цикла продукта было столетие, то в XIX - начале XX века она стала измеряться десятилетиями. Во второй половине XX столетия средняя продолжительность жизни продукта исчислялась уже годами, а сейчас нередко жизненный цикл измеряется месяцами, и эта тенденция сокращения сохраняется.

Средняя продолжительность жизни инновационных продуктов:

−  XIII-XIX века – век;

−  XIX век - 1940 – десятилетия;

−  1940 – настоящее время – годы;

−  настоящее – ближайшее будущее – месяцы.

Теперь экономические баталии, «инновационная гонка» за достижение конкурентного преимущества не затихают. Необходимым условием успеха в конкурентной борьбе все в большей степени становится активизация инновационных процессов. Поэтому в настоящее время перед многими организациями стоит дилемма: инновации или ликвидация.

 

2. Составить модель инновационного процесса на примере конкретной инновации. Выделите, в приведённом примере факторы, определяющие характер и направленность инновационного процесса.

 

Модель инновационного процесса на примере создания прибора LQtest.

 

LQtest – прибор, выявляющий горючие или взрывоопасные жидкости в закрытых ёмкостях.

1. Выбор технологии для реализации бизнес-идеи, или генерация бизнес-идеи для существующей технологии.

Технология квазистатической томографии разрабатывалась различными научными группами и имеет разнообразные применения:

− томография в медицине;

− неразрушающий контроль;

− другое.

15 январь 2007 года был написан первый план действий по проекту.

Начался инновационный процесс.

 

2. Определение технической реализуемости проекта.

К середине 2007 года:

1. получено полное понимание о качественном преимуществе нашей технологии по сравнению с конкурентами – будущий прибор будет на два порядка дешевле и во много раз эффективнее аналогов;

2. определены основные технические решения для будущего прибора:

− одна антенна - передатчик;

− четыре антенны-приёмника;

− нейросетевые технологии – инструмент для анализа полученных данных.

3. собран лабораторный образец;

4.  Доказана возможность использования нашей технологии для отнесения жидкости в нераспечатанной ёмкости к горючим или негорючим жидкостям.

Правда, на этом этапе прибор отличает только бензин и воду.

 

3. Формирование бизнес-идеи.

Результаты к осени 2007 г.:

1. принята концепция прибора:

− это будет мобильный сканер;

− простой в обращении;

− предназначенный для работы в пунктах досмотра;

− со скоростью распознавания жидкости в ёмкости в стиле: приложил прибор;     

−  получил результат;

2. решено обеспечение жизнедеятельности создаваемой компании возложить на «Бюро управления инновационными проектами (БУИП)»;

3. решено финансировать проект по принципу долевого участия: частично из средств разработчика, частично – силами БУИП с привлечением стороннего инвестора;

4. одобрена бизнес-концепция, проект пошел.

 

4. Создание инфраструктуры проекта.

В 2007 году:

1. зарегистрирована компания ООО «Лаборатория АВК»;

2. привлечен инвестор, специализирующийся на финансировании инновационных проектов – ООО «Наблюдательный совет»;

3. выделены кадровые и материальные ресурсы БУИП необходимые для начала работ по проекту. Сюда вошли (с разной мерой загруженности):

− управленцы;

− инженер-конструктор;

− логист;

− маркетолог;

− секретарь;

− кадровик;

− юрист;

− бухгалтер;

− сотрудник АХО;

− рабочие места;

− оборудование;

4. разработан сайт компании www.avklab.ru;

5. началась работа по созданию макета прибора.

 

5. Разработка макета.

На этом этапе:

1. создан экземпляр устройства, воплотивший в себе видение разработчика;

2. прибор работоспособен;

3. прибором можно пользоваться без специальной подготовки;

4. спланирована маркетинговая кампания.

 

6. Предварительный этап маркетинговой кампании.

За 2007 год ООО «АВКЛаб»:

1. участвовало в 9-ти выставках;

2. осуществило подконтрольную эксплуатацию в 5-ти аэропортах;

3. в Internet-е размещено ссылок: Яндекс – 1738; Google – 3130;

4. выяснилось, что продукт принципиально удовлетворяет требованиям досмотровых служб; необходимо доработать дизайн и технические характеристики прибора по запросам потребителей;

5. на этом этапе были выявлены следующие недостатки:

− у прибора неудобная ручка;

− неудачно расположен световой индикатор;

− нет индикатора неверного использования прибора;

− отсутствует скоба для крепления шнурка.

ООО «АВКЛаб», в рамках разработки макета, четыре раза меняло внешний вид прибора, расположение управляющих элементов и индикаторов.

 

7. Разработка прототипа.

Третий квартал 2007 года:

1. учтены все замечания и пожелания, сделанные во время маркетинговой кампании. Прибор имеет вид и характеристики, с которыми будет продвигаться на рынок;

2. начаты сертификационные испытания прибора;

3. организованы подконтрольные испытания в ряде охранных предприятий федеральных органов исполнительной власти;

4. принято решение по изготовлению пресс-формы, выбран изготовитель.

 

8. Организация производства.

Конец 2007 года:

− подана заявка на получение международного патента;

− разработана необходимая конструкторская документация;

− изготовлена пресс-форма для штамповки корпусов;

− заключены договоры с предприятиями, осуществляющими сборку прибора;

− заказываются и изготовляются в нужных количествах упаковочные коробки, инструкции по применению, атрибутика;

− в технологический цикл включены меры по защите от контрафактного копирования.

 

9. Организация сбыта.

Начало 2008 года:

− получена необходимая разрешительная документация, включая сертификат соответствия гражданской авиации;

− на специальных выставках прибор для досмотра жидкостей в закупоренных ёмкостях привлекает российских и зарубежных потребителей, занимает первые места;

− осуществляются первые прямые продажи, в том числе в аэропорты РФ;

− расширяется дилерская сеть, заключены договора о совместном продвижении прибора.

 

10. Дальнейшее развитие компании.

2008 год, лето:

− ведётся подготовка к продаже доли БУИП в уставном капитале ООО «АВК»;

− проведен аудит финансовой деятельности компании с привлечением специализированной организации;

− ООО «АВК» на 80 % укомплектовано собственными кадрами, заключен договор с БУИП на частичное сопровождение деятельности компании (оказание бухгалтерских и юридических услуг).

 

Характер данного инновационного процесса цикличен (короткий цикл – 1,5 года) и закономерен (определенная хронология выполнения).

Инновационный процесс направлен на  качественное преимущество нашей технологии по сравнению с конкурентами – будущий прибор будет на два порядка дешевле и во много раз эффективнее аналогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: