Гуманизация труда: от конвейера к мануфактуре третьего тысячелетия

В центре новой экономики – человек. Он – генератор идей, источник капитала. Выполнение рутинных операций человеком в Информационном обществе приравнивается к бездумной растрате основного капитала.

Процесс гуманизации труда будет развиваться в трех основных направлениях:

· передача все большего количества рутинных операций машинам;

· трансформация организаций от вертикального метода управления к принципу «командной игры»;

· создание все более «дружественных условий» для работы, в том числе – дистанционной занятости.

Освобождение человека от рутинных и однообразных операций – поистине революционное изменение качества и содержания труда. Тем самым на новом витке мы возвращаемся к принципу «мануфактурной» организации труда, где не было разделения на отдельные операции между работниками.

Уже сейчас большое количество действий вполне можно доверить компьютерам и автоматам: рассылка рекламных проспектов, корректура, прием заказов по электронной почте, автоматизированная проверка наличия товаров на складе, прием подписки, выдача справок, техническое консультирование, диагностика состояния техники, генерация отчетов по заданным параметрам… Происходит и массовый отказ от «старого» конвейера. То, что в начале XX века считалось высшим достижением, сейчас воспринимается как позавчерашний день: фордовская модель массового производства больше не отвечает задачам индивидуализированного обслуживания каждого клиента. Зато информационно-компьютерные технологии позволяют даже в условиях конвейера нового типа создавать продукты под конкретный заказ.

А что делает в этом случае человек? То, чего не может ни одна машина: работает с информацией, генерирует идеи. Технологические изобретения, бизнес – проекты, прогнозирование тенденций развития рынка, планирование – теперь на этом можно полностью сосредоточиться.

«Глобализация оказывает влияние не только на то, как мы работаем и живем, но и на то, как мы общаемся через границы… глобализированная экономика ценит человеческое развитие превыше всего.»

Билл Клинтон, президент США Из выступления на Давосском форуме

Принцип «командного управления», «проектных групп», «совместной работы», «мозговых штурмов» подчеркивает самоценность каждой человеческой личности в коллективе. Смещается идеология управления: от жесткого разделения на управляющую элиту и управляемых «винтиков» – к равноправному общению творцов идей. Их создание, передача и внедрение становится главной задачей всех работников любой организации.

Новейшие информационно-коммуникационные технологии сжимают расстояния и время. Многие люди теперь могут не тратить время на поездку на работу: «удаленное рабочее место», «домашний офис» становятся все более распространенными. Живя в одной стране, можно работать на другом конце земного шара. Человек не «выпадает» из привычной социальной и культурной среды и налаженных родственных связей. Он имеет возможность выбрать любое место для жительства – будь то большой город или маленькая деревушка. Вездесущие коммуникации делают наемного работника, бизнесмена, чиновника постоянно «подключенным» ко всем процессам его организации. Где бы он ни находился, он может пользоваться всеми ресурсами компании, связываться с любым сотрудником в любой точке Земли, участвовать в любом процессе, где необходимо.

Но человеческая психология меняется очень медленно. Мы находимся только в начале долгого пути адаптации к новым экономическим условиям и новым требованиям к работникам. Нас ждут не только радости «гуманизации труда», но и опасности «дегуманизации социальной среды». Технологии информационного общества предполагают наличие множества компьютерно-сетевых посредников между людьми. С одной стороны, мы теперь можем беспрепятственно общаться с любым человеком в любой точке планеты. Но с другой, мы теряем навыки «живого общения». Что ответит на этот вызов человек?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: