Сетевая структура – путь к глобализации бизнеса

Информационное общество меняет не только традиционную структуру экономики. Возникает и «новое предприятие». Принцип вертикальной интеграции компаний заменяется новыми формами и моделями организации бизнеса. Ведущей становится сетевая распределенная структура.

Новая экономика – это «перенасыщенный раствор» компаний, специализирующихся на высокопрофессиональном выполнении одного делового процесса и обладающих наибольшим интеллектуальным капиталом в направлении своей деятельности. С появлением новой идеи возникает «организация-ядро», вокруг которой немедленно «кристаллизуется» сообщество, сеть специализированных организаций, объединяющихся вокруг процесса создания и доставки до конкретного потребителя услуги или продукта. Такая структура изначально будет транснациональной и глобальной: взаимодействие между компаниями сети, происходящее в электронной среде, просто не знает, что такое границы.

Сейчас мы находимся в начале пути. Перераспределение форм деловой активности и рыночных ниш приводит к парадоксальным результатам. Ведущие игроки «старой» экономики приобретают новые бизнесы, стремясь к универсализму функций и сервисов. Игроки новой экономики выходят на традиционные рынки. Все это ведет к появлению конгломератов, сочетающих в себе все возможные сектора и функции. Microsoft занялся продажами недвижимости. Нефтяные компании инвестируют в Internet-порталы, а консультационные фирмы покупают акции разработчиков программного обеспечения. Но параллельно начались процессы деления: появились заявления о создании на месте одной компании двух фирм, специализирующихся в разных областях.

Все эти примеры свидетельствуют о начале драматических процессов перераспределения и ожесточенной конкурентной борьбе за «место под солнцем» в новой экономике. Итогом же станет появление специализированных фирм, которые будут стремиться к монополии в своем секторе.

Экономика, основанная на знаниях, настоятельно потребует такой специализации. Все большее распространение будет приобретать аутсорсинг – передача сторонней фирме неосновных деловых процессов компании. Экономической основой этого станет стремление к снижению издержек и необходимость концентрации в организации только профильных данных, информации и знаний.

Сократить издержки позволяет исключение из штата непрофильных работников: снижается фонд зарплаты и, соответственно, налоги; уменьшаются затраты на содержание рабочих мест, административные издержки, минимизируются необеспеченные риски, связанные с низкой квалификацией непрофильных работников. Наконец, исчезают внутренние противоречия в коллективе: например, главный бухгалтер или руководитель PR-отдела получает гораздо больше менеджера по продажам или разработчика новой техники, приносящих фирме основные деньги.

Сосредоточение в организации только профильной информации также снижает издержки – как прямые, так и косвенные: облегчается поиск, сокращаются расходы на распределение доступа и повышенную безопасность зоны бухгалтерского учета и т.п.

Аутсорсинг позволяет усилить специализацию всех игроков рынка. Любая фирма, организация, предприятие, орган государственного управления получает возможность сосредоточиться на своем основном деловом процессе: производстве высокотехнологичных «расширенных продуктов» по индивидуальным запросам потребителей, производстве знаний, производстве новых «безумных» идей (достаточно «безумных», чтобы стать основой новых отраслей).

Уже сейчас многие фирмы пользуются услугами аутсорсинга. Его основные области – бухгалтерский учет, обслуживание корпоративной информационной системы, поддержка веб-сайтов, маркетинговые исследования, обработка и систематизация входящей информации. На очереди – стратегическое планирование, PR, сбыт, юридическое сопровождение всей деятельности фирмы.

Уже в первом десятилетии XXI века аналитики предсказывают лавинообразный рост количества специализированных предприятий, которые будут обслуживать во многих компаниях только один деловой процесс. Как только предложение на рынке начнет превышать спрос, появляется возможность выбора, что, в свою очередь, резко поднимет качество аутсорсинга. Чем организация больше, тем скорее нужно избавиться от всех непрофильных фигур и структур. Выигрыш – в улучшении управляемости и снижении расходов.

Аутсорсинг дает возможность поручить выполнение отдельных деловых процессов профессионалам, чьи корпоративные знания сфокусированы именно на этом секторе бизнес-услуг. А самой компании – целенаправленно увеличивать свой интеллектуальный капитал в ключевой сфере деятельности. Уже сейчас на этот путь встают даже знаменитые промышленные гиганты: General Motors, Ford и DaimlerChrysler создали общую электронную систему закупок комплектующих.

Информация и знания – плоть и кровь новой экономики. Ее лидеры – организации, где быстрее всех и лучше всех обрабатывают информацию и обмениваются знаниями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: