Основные направления социально-экономического развития

Вызов 1. Стратегические проекты играют определяющую роль в развитии Мурманской области, но они могут быть реализованы с минимальной локализацией – значительная часть их потенциала «скрыта» от региона. Для его реализации необходимы специальные усилия, механизмы и организационные инновации в виде кластерной инициативы и системы соглашений о стратегическом партнерстве.

1. Стратегические инвестиционные проекты. Перспективы развития Мурманской области во многом определяются, во-первых, планами осуществления субъектами хозяйствования инвестиционных проектов на территории области в рамках собственных стратегий развития, во-вторых, реализацией разработанных по инициативе государственных органов власти программ и проектов. Сформирован пул крупных стратегически значимых проектов, связанных с использованием транзитного и ресурсного потенциала территории области и прилегающего морского пространства.

Во-первых, комплексное освоение Штокмановского ГКМ. Проект предполагает комплексную разработку Штокмановского газоконденсатного месторождения29 с выходом на объем добычи 51 млрд. м3 природного газа к

2021 г.

 В рамках проекта запланировано строительство морского добычного комплекса, подводного газопровода до береговой инфраструктуры, установки по подготовке природного газа31, портового транспортно-технологического комплекса и завода по производству сжиженного газа в поселке Териберка, также существует возможность строительства газохимического комплекса.

Со Штокмановского ГКМ будут осуществляться поставки природного газа по магистральному трубопроводу Териберка – Мурманск – Волхов для потребителей Северо-Западного региона России и для экспортных поставок в страны Западной Европы32, а также поставки СПГ на рынки США и Европы. Для реализации проекта создано совместное предприятие «Shtokman Development AG» (ОАО «Газпром» – 51 %, Total S.A. (Франция) – 25 % и Statoil ASA (Норвегия) – 24 %).

Во-вторых, комплексное развитие Мурманского транспортного узла. Целью проекта является использование потенциала Мурманского транспортного узла для обслуживания грузопотоков Северного морского пути, Баренцево-Евроатлантического транспортного коридора, а также транспортировки углеводородного сырья, связанной с разработкой и эксплуатацией Штокмановского и Приразломного месторождений. Проект развития МТУ включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» и обеспечит диверсификацию и конкурентоспособность системы портов на Северо-Западе РФ.

Структурно (по географическому расположению возводимых объектов) проект может быть разделен на «западную» и «восточную» части. В рамках «западной» части проекта предполагается строительство портового перегрузочного комплекса для угля и генеральных грузов мощностью 20 млн. тонн угля в год35, портового комплекса по перегрузке нефти и нефтепродуктов мощностью 35 млн. тонн сырой нефти в год, а также строительство нефтеперерабатывающего завода с объемом переработки 6 млн. тонн нефти в год36. В рамках «восточной» части проекта предполагается строительство контейнерного терминала в ММТП мощностью 1 млн. TEU, реконструкция угольного терминала ММТП мощностью 9,6 млн. тонн угля в год, строительство дистрибуционно-логистического комплекса и логистического центра в рамках создания портовой особой экономической зоны. Также в рамках проекта предусмотрена модернизация железнодорожной сети Мурманской области38, автодороги «Кола», аэропорта «Мурманск». Для реализации проекта образована управляющая компания ОАО «Мурманский Транспортный Узел» (ММТП – 40 %, РЖД – 25 %, Роснефть – 15%, Росморпорт – 15 %).

     В-третьих, реализация проектов строительства новых ГОК и ГМК. Включает в себя строительство ряда новых горно-обогатительных и горно-металлургических комбинатов. Реализация инвестиционных проектов направлена на замещение убывающей добычи природных ресурсов на существующих месторождениях, а также на выпуск новой для региона продукции (титановый и ванадиевый шлаки – м/р «Юго-Восточная Гремяха», хромовый концентрат – м/р «Сопчеозерское»).

Эти проекты обеспечат значительный долгосрочный приток капитала и прирост ВРП (т.е. добавленной стоимости, создаваемой на территории области).

2. Кластеры вокруг стратегических проектов. Для того чтобы в полной мере использовать инновационный и высокотехнологичный потенциал стратегических проектов, масштабировать импульс развития, задаваемый ими, необходимо стимулировать формирование в Мурманской области кластеров, связанных с добычей ресурсов на шельфе, разработкой запасов руд и транспортной логистикой.

Во-первых, технологический кластер обеспечения шельфовой добычи в Арктике: особенность этого кластера заключается в том, что он ориентирован на инвестиционный спрос, рождаемый за счет разработки Штокмановского газоконденсатного и Приразломного нефтяного месторождений. Учитывая, что основная часть инвестиционных вливаний придется на 2011–2017 гг., основные усилия по стимулированию создания кластера со стороны Правительства Мурманской области должны предприниматься в ближайшее время (2010–2012 гг.). По оценкам ЦСР «Северо-Запад», до 150 млрд. руб. может быть освоено в рамках создания технологического кластера обеспечения шельфовой добычи в Арктике. После выхода 1-й фазы Штокмана на проектную мощность после 2017 г. кластер должен стать основным поставщиком услуг и кадров для освоения Арктики в Баренц-регионе, добившись тем самым глобальной конкурентоспособности. Наряду с ядром кластера (ООО «Газпром добыча шельф», Shtokman Development AG) он будет включать целый ряд компаний, являющихся поставщиками специализированного оборудования, услуг и технологий добычи на шельфе. Значительная часть заказов (морская техника, ее обслуживание и монтаж) может и должна быть размещена на судоремонтных предприятиях области – СРЗ «Нерпа», СРЗ–35, СРЗ–10, СРЗ–82 и др. В рамках кластера необходимо укрепить позиции геолого-геофизических и поисково-разведочных предприятий, размещенных в Мурманской области, - ФГУП «Арктикморнефтегазразведка», ОАО «Севморнефтегеофизика», ОАО «Арктические морские инженерно-геологические экспедиции», ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция» и др. Необходимо использовать объем знаний об Арктике, накопленный за несколько десятилетий работы Кольским научным центром РАН и другими научными организациями региона. Во взаимодействии с поставщиками технологий добычи газа на шельфе и специализированного оборудования Арктический центр подготовки специалистов должен провести анализ потребностей, а также разработать и внедрить новые учебные планы по подготовке специалистов, требуемых для разворачиваемого кластера, в образовательных учреждениях региона, включая Мурманский государственный технический университет.

Центром «кристаллизации» кластера должна стать учрежденная Правительством Мурманской области Ассоциация «Мурманшельф», которая объединяет более 240 предприятий промышленности, строительства, транспорта, сервисных, логистических, финансовых и образовательных организаций. Уже сейчас Ассоциация в значительной степени выполняет функции координационного центра по подготовке предприятий и трудовых ресурсов к выполнению крупных инвестиционных проектов по шельфовой добыче в Арктике и является площадкой для трансфера шельфовых технологий. Во-вторых, горно-химический и металлургический кластер Мурманской области: создание кластера обусловлено сменой технологической платформы в добывающей отрасли, что, с одной стороны, ведет к снижению числа занятых на предприятиях, а с другой стороны - к повышению требований к персоналу. Развитие кластера тесно связано с вводом в эксплуатацию новых месторождений и приходом новых инвесторов, в дальнейшем он должен работать на нужды добывающих компаний. В рамках поддержки развития кластера Правительству Мурманской области требуется инициировать создание технолого-сервисных парков в Апатитах и Кандалакше, а также индустриального парка в Мончегорске, которые позволят российским компаниям - потребителям комплексных технологических решений и поставщикам этих решений наладить оперативное взаимодействие и проводить эффективное обучение персонала работе с новой техникой. С учетом усложнения условий добычи отдельных полезных ископаемых (переход к добыче подземным способом) и повышения наукоемкости горного дела в Апатитах должен развиваться научно-образовательный модуль как на базе существующих организаций (Кольский научный центр РАН, Кольский филиал Петрозаводского государственного университета, Апатитский филиал МГТУ), так и путем привлечения новых (например, Санкт-Петербургского государственного горного института). В рамках кластера должны быть найдены решения экологических проблем, связанных с горнодобывающей деятельностью. Речь идет как о рекультивации земель и решении проблемы с существующими отвалами пустых пород и хвостохранилищами, так и о внедрении принципа безотходных производств и устойчивого развития.

В-третьих, производственный и транспортно-логистический кластер на основе МТУ: особенности создания кластера заключаются в привлечении средств государства и частных компаний на основе принципа ГЧП. По сути, проект МТУ представляет собой кластер, включающий стивидорные компании, Мурманский филиал ФГУП «Росморпорт» (обеспечение безопасности мореплавания, лоцманские услуги, ледокольные проводки, буксировка), логистические и транспортные компании, ОАО «РЖД», оператора ПОЭЗ, владельцев грузов, нефтеперерабатывающий завод и др. От эффективности работы всех составляющих кластера зависит успех проекта Мурманского транспортного узла, сможет ли он в дальнейшем предлагать 53

конкурентоспособный и разнообразный продукт, несмотря на слабые стороны порта.

Вызов 2. Узкий сырьевой профиль региональной экономики создает высокие риски неустойчивости перед лицом внешних факторов, а также не способствует повышению стабильности населения и системы расселения и развитию местной культуры.

 

3. Восстановление традиционного базового рыбопромышленного сектора на новой технологической и организационной основе

Во-первых, необходимы модернизация рыболовецкого флота для океанического и прибрежного рыболовства, строительство перерабатывающих цехов (в первую очередь в непосредственной близости от мест вылова), инфраструктуры хранения (в т.ч. холодильных установок), упаковки и транспортировки рыбы, создание брендов и маркетинг готовой (упакованной и брендированной) продукции на внутреннем российском и внешних рынках. В рамках данного направления необходимо как продолжать существующую практику государственной поддержки хозяйствующих субъектов (предоставление субсидий предприятиям на реализованную продукцию, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для модернизации и приобретения оборудования, обеспечение залоговой базы), так и улучшать инвестиционный климат в рыбной отрасли. Кроме того, Правительству области следует поддерживать ассоциативные и кооперативные практики малых и средних предприятий для усиления их переговорной позиции с крупными игроками рынка и розничными сетями, что позволит в том числе обеспечить занятость местного населения и развить прибрежные поселения.

Во-вторых, комплексная научная оценка потенциала развития рыбоводства и эксплуатации малоиспользуемых объектов биологических ресурсов в регионе с последующим привлечением стратегических инвесторов, обладающих необходимыми технологиями и капиталом. Со стороны исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления требуется внедрение комплекса мер по стимулированию инвестиций в аквакультуру (субсидирование кредитных договоров, обеспечение залоговой базы, оперативное решение вопросов по выделению земельных и водных участков и пр.).

В-третьих, создание и поддержка в г. Мурманске специализированной площадки по продаже живой/охлажденной и мороженой рыбы (рыбной биржи). В рамках данного проекта, направленного в первую очередь на выстраивание связей между рыбодобывающими предприятиями и переработчиками, розничными сетями, оптовиками и логистическими компаниями, необходимо предусмотреть и создание крупного розничного рыбного рынка, способного стать важной составляющей имиджа г. Мурманска.

4. Туризм – необходимо использовать уникальный потенциал территории для развития нового значимого сектора экономики, обеспечивающего устойчивость системы расселения. Первое направление – горнолыжный туризм в Хибинах (гг. Кировск, Апатиты, Мончегорск, Кандалакша, Полярные Зори, Мурманск). Второе направление – развитие лесного экотуризма - предусматривает: - создание соответствующего турпродукта и его господдержка; - обучение и аттестация проводников; - создание инфраструктуры экотуризма (хостелы, хижины, кемпинги); - организация комплекса услуг (транспортное обеспечение, кейтеринг, развлечения и активный отдых – экскурсии по знаменательным местам, нетронутым уголкам природы, рыбалка, сбор ягод и грибов, фотоохота, реализация сувениров и пр.); - проведение рекламной работы. Третье направление – спортивная рыбалка и рыболовный туризм, водный туризм (сплав и подъем по рекам). Четвертое направление – развитие этнокультурного туризма и культурного предпринимательства среди коренных малочисленных народов Севера в форме развития художественных промыслов и производства сувенирной продукции, этнических ансамблей и художественных коллективов, индивидуального творчества. Пятое – круизный, познавательный и деловой городской туризм в Мурманске.

5. Восстановление потенциала агропромышленного комплекса и пищевой промышленности, обеспечивающей потребности местного населения в высококачественных диетических продуктах питания. Стратегическими подотраслями АПК в Мурманской области являются:

1. Мясное и молочное скотоводство. Предусматривается создание современных фермерских хозяйств.

2. Свиноводство в виде развития современных ферм, обустроенных комплексами переработки отходов жизнедеятельности свиней в энергию (биогаз) и в удобрения.

3. Птицеводство мясного и яичного направлений.  

4. Северное оленеводство.

 5. Пушное звероводство.

6. Тепличное овощеводство на основе передовых технологий гидропоники.

7. Сбор и переработка дикорастущих грибов и ягод.

Обновление агропроизводства путем привлечения стратегических инвесторов должно сопровождаться, во-первых, инвестициями в развитие заготовительно-кормовой базы, во-вторых, созданием условий для модернизации и развития малых и средних предприятий пищевой промышленности Мурманской области, обеспечивающих поставку на рынок конечной продукции в упаковке, под торговой маркой и с высокими потребительскими свойствами.

6. Традиционные виды хозяйствования как основа жизни и культуры малочисленных народов. Традиционные виды хозяйствования заслуживают отдельного внимания по той причине, что с ними связана культурная самобытность и социальное развитие малочисленных народов Крайнего Севра, проживающих на территории Мурманской области. Основные направления развития традиционных видов хозяйственной деятельности включают:

во-первых, развитие оленеводства как основы сохранения традиций и культуры малочисленных народов Кольского полуострова подразумевает создание современной инфраструктуры доступа на ключевые российские и внешние рынки оленины, а именно:

- строительство отвечающих требованиям Европейского союза убойных пунктов и холодильных установок в оленеводческих хозяйствах Мурманской области;

- строительство сертифицированного комплекса по переработке оленины, шкур, крови, костей, желез внутренней секреции и по производству широкого ассортимента продукции, включая медицинские препараты и биологические добавки. Важно формирование единой маркетинговой стратегии и эффективных каналов сбыта, узнаваемого бренда саамской (мурманской/кольской) оленины:

- создание специализированных возможностей экспортного кредитования оленеводческих хозяйств Мурманской области; - получение оленеводческими хозяйствами сертификата на экспорт оленины в страны ЕС и другие важнейшие рынки сбыта; - получение СХПК документов на экспорт медицинских препаратов и биологических добавок в страны Юго-Восточной Азии.

7. Городская экономика и развитие городских пространств: развитие сети основных городов и Мурманск как главный город макрорегиона. В условиях повышающейся информированности, мобильности и требовательности людей в отношении среды обитания только современная городская экономика, создающая обилие новых рабочих мест и комфортные современные городские пространства, способна привлекать и удерживать талантливую молодежь.

В Мурманске и основных элементах городской системы Кировск –Апатиты – Полярные Зори – Кандалакша необходимо реализовать масштабные проекты городского развития, разворачивающиеся по следующим направлениям. Во-первых, формирование и развитие т.н. «городских» секторов экономики как базового сектора городской занятости, своего рода «окна возможностей» для самореализации молодежи и привлечения талантов.

Во-вторых, развитие и повышение качества городской среды Мурманска и других основных городских центров региона как питательной среды для развития креативной индустрии и сферы услуг и коммуникационной площадки для жителей и гостей города. Данное направление включает в себя разработку мастер-плана города в качестве материальной проекции концептуальных решений, связанных с формированием и реформированием городской среды; стимулирование проектов по созданию и реконструкции публичных пространств и общественных зон, торговых улиц; мероприятия, направленные на повышение качества уличной городской инфраструктуры.

В-третьих, передовые технологии и высокое качество городской инфраструктуры – «умный», ресурсоэффективный и экологичный город. Включает в себя мероприятия по повышению качества услуг ЖКХ через введение комплексной51 системы стандартов (а также механизма их внедрения и контроля за соблюдением) в области ресурсосбережения и энергоэффективности в сфере жилой и коммерческой городской недвижимости; экспорт и адаптацию энергоэффективных, «зеленых» решений в области тепло- и электроснабжения; продвижение концепции «умного» дома, модернизацию существующего жилищного фонда с учетом возможностей современной локальной и альтернативной энергетики, современных материалов и технологий в сфере проектирования и строительства зданий и инженерных сетей. В-четвертых, развитие скоростного внешнего пассажирского транспорта, обеспечивающее эффективное включение жителей региона в глобальную экономику. Ключевой инфраструктурой внешнего пассажирского транспорта для Мурманской области являются аэропорты в Мурманске и Апатитах, нуждающиеся в модернизации и развитии, в расширении маршрутной сети регулярных и чартерных рейсов и обустройстве сопутствующих секторов, таких как шатлы до города (или иного места назначения), аэротрополис и гостиничная зона. Необходимо также стимулировать развитие телекоммуникационной инфраструктуры ключевых городских центров, в том числе внедрение беспроводной высокоскоростной передачи данных (сети WiFi и WiMAX).

В-пятых, новые возможности для девелопмента. Стимулирование и поддержка градостроительных проектов нового качества за счет разработки (адаптации) и внедрения системы стандартов и норм в области строительства и девелопмента, обеспечивающих качество и энергоэффективность возводимых объектов, а также концептуальную «встраиваемость» новых объектов в городскую систему Мурманска; стимулирование развития новых форматов в сфере жилищного строительства, строительства объектов коммерческой и деловой недвижимости; поддержка и стимулирование проектов комплексного освоения территории как ключевого условия для масштабирования «городской» экономики.

Ключевые идеи и направления работ в рамках «Городского проекта» необходимо отразить в стратегиях городов, мастер-планах, комплексных программах ресурсосбережения и энергоэффективности, концепциях бренда города. Мурманск является ключевым, но не единственным объектом городского развития.

8. Инновации и экономика, основанная на знаниях: университет, его инновационный пояс и сетевой центр знаний и превосходства в Арктике.

Во-первых, необходима модернизация университетской среды и образования. В целях модернизации университетской среды и создания Кольского (Арктического) университета52 необходимо обеспечить четырехстороннее взаимодействие между регионом, Министерством образования и науки РФ, университетами и корпорациями, готовыми участвовать в процессе. Корпорации могут войти в попечительский совет вуза, принимать участие в обновлении учебных планов и образовательных технологий, спонсировать исследования и развитие исследовательской и опытной базы вуза. Во-вторых, необходимо развернуть т.н. инновационный пояс университета, который станет локусом региональной инновационной системы. Приоритетные направления исследований, научных изысканий, поиска идей и инноваций в университетской и околоуниверситетской среде включают для Мурманска: морскую деятельность и технологии, изучение океана – биоресурсы и ресурсы шельфа, энергия волн и приливов и т.д., технологии жизнедеятельности в Арктике, арктические экосистемы и изменения климата, проведение научных исследований, направленных на развитие горнопромышленного комплекса. Реализация данных научных направлений возможна только при финансировании подавляющей доли научных исследований из федерального бюджета. Инновационный пояс университета должен включать весь спектр инфраструктуры выработки идей, создания технологий, их оформления и подготовки к внедрению и коммерциализации, в т.ч. в виде патентов, лицензий и компаний spin-off. Ключевыми элементами инновационного пояса Арктического университета являются: - центр дизайна и технологий, включающий учебные и научные лабораторные комплексы и фонды специализированных научно-исследовательских грантов; - бизнес-инкубатор с центром патентного поиска и защиты;

- центр трансферта технологий;

- дуальный (созданный совместно университетом и городом) технологический парк, ориентированный на развертывание высокотехнологичных начинающих производств и компаний. В-третьих, создание проекта сетевого центра знаний, компетенций и превосходства по проблематике жизни, работы и освоения ресурсов Арктики. Первым шагом в реализации проекта является предложенная Губернатором Мурманской области и поддержанная Председателем Правительства РФ инициатива по созданию Центра исследования и обеспечения безопасности в Арктике. Центр должен включать три блока: - наука и образование (КНЦ РАН, Арктический центр подготовки специалистов, учебные подразделения ООО «Газпром добыча шельф», Shtokman Development AG, ОАО «НК «Роснефть»); - инновации и технологии (индустриально-технологический парк на базе центра подводных исследований и центра высокотехнологичного ремонта ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ассоциация «Мурманшельф», ГК РОСНАНО, венчурный фонд);

- безопасность (ФГУ «Администрация морского порта Мурманск», аварийно-спасательные подразделения МЧС России, Мурманское бассейновое аварийно-спасательное управление Министерства транспорта России, управление поисково-аварийной службы Северного флота)54. В дальнейшем элементами центра превосходства могут стать Мурманский морской биологический институт РАН и Мурманский океанариум.

В-четвертых, проект по развитию довузовского профессионального образования путем создания ресурсных центров по профильному обучению на уровне «средняя общеобразовательная школа – учреждение начального профобразования», что позволит всем обучающимся старшей школы осваивать индивидуальные образовательные программы и снизит поступление на рынок труда лиц, не имеющих профессии, создания двухуровневых комплексов, в которых будет осуществляться подготовка по программам НПО и СПО (в том числе по программам прикладного бакалавриата), что позволит лицам, имеющим начальное профессиональное образование, получить профессиональное образование следующего уровня по сокращѐнным программам, создания условий для дальнейшего оптимального развития системы профессионального образования, которые включают в себя: обеспечение сетевого взаимодействия учреждений образования, науки, бизнеса и экономики в целом, что соответствует определению сетевых связей как важнейшего элемента экономики знаний; внесение изменений в образовательный процесс, в содержание образования, ориентация на подготовку в форме прикладного бакалавриата, который закладывает основу формирования профессиональной культуры и основных компетентностей, развитие общественной оценки качества профессионального образования, составление рейтингов учреждений профессионального образования, сопоставление их с рейтингами аналогичных учреждений других регионов.

 

9. Культурное и духовное развитие, здоровье как основа человеческого капитала

Во-первых, формирование в Мурманской области культурной политики, включающей работу с ценностями молодежи через образование в качестве основного элемента. Во-вторых, обеспечение культурного разнообразия территории.

В-третьих, формирование здорового образа жизни посредством просветительской деятельности, направленной на повышение уровня знаний жителей региона относительно факторов риска для здоровья, охраны здоровья, способов его укрепления, развития физкультуры и массового спорта, повышения доступности спортивной инфраструктуры, повышения статуса спортивных соревнований, проходящих в Мурманской области, а также более активного вовлечения региона в проведение этапов кубков России, Европы и мира по зимним видам спорта.

10. Доступное, комфортное и современное (на основе передовых технологий и архитектурных решений) жилье для Крайнего Севера

Отрасль жилищного строительства, пережившая глубокий спад в связи со снижением спроса (отток населения из области, сокращение, но затем восстановление уровня доходов при недостатке качественного предложения), нуждается в комплексном восстановлении, но на принципиально новых основаниях. Во-первых, необходим переход на современные и более эффективные группы технологий – так называемые MMC (Modern Methods of Construction), предполагающие «панельный» принцип строительства и минимизацию влажных операций и используемые в первую очередь при малоэтажном строительстве. Однако важным условием успешной инсталляции технологических решений является учет специфических природно-климатических условий региона (районов). Во-вторых, необходимо государственное стимулирование рынка жилья путем запуска специальных механизмов стимулирования спроса и конкуренции, в частности, создания регионального фонда ипотечного кредитования. В-третьих, необходимо развитие строительства за счет восстановления и развития производственной базы комплекса – промышленности строительных материалов, развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов строительной отрасли, содействия техническому перевооружению, освоению новых технологий и на этой основе повышения производственной мощности и конкурентоспособности подрядных строительно-монтажных организаций области для реализации проектов производственного и социального назначения. В-четвертых, необходимо развитие институтов и организаций, обслуживающих инвестиционный процесс: финансово-кредитных, страховых, лизинговых, консалтинговых фирм, укрепление институтов, обеспечивающих соблюдение прав собственности и выполнение контрактных обязательств, содействие созданию и деятельности профессиональных саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.

В-пятых, необходима государственная программа для привлечения частных инвестиций и инвестиций из федерального центра для развития регионального строительного комплекса, а именно: строительство на территории Мурманской области собственных заводов по выпуску строительных материалов (завод по выпуску керамического кирпича, цех по производству панелей для малоэтажного и высотного домостроения, завод по производству цемента), что позволит уменьшить себестоимость строительства объектов в регионе. В-шестых, необходимо продолжать реализацию в Мурманской области подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Вызов 4. Устаревшая инфраструктура, не позволяющая обеспечить высокое (необходимое) качество жизни, условия для динамичного развития экономики как в части инфраструктурных ограничений, так и развития человеческого капитала.

11. Модернизация и развитие бюджетной сети предполагает:

Во-первых, развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний, повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, совершенствование медицинской помощи матерям и детям. Во-вторых, развитие технологий «удаленного» оказания основных бюджетных и государственных услуг здравоохранения, образования и социальной помощи и защиты. Телекомпонента в здравоохранении, образовании, социальной защите и оказании госуслуг должна последовательно расширяться. Важнейшей задачей является обеспечение охвата всех (в первую очередь наиболее удаленных и труднодоступных) населенных пунктов системами «удаленного» оказания бюджетных услуг, опирающимися на «узловые» объекты в Мурманске или в городской системе Мончегорск – Оленегорск – Апатиты – Кировск – Полярные Зори. В рамках разработки и реализации концепции удаленного предоставления образовательных услуг необходимо уделить внимание не только вопросам организации и технологической платформы (в т.ч. и базового программного продукта телеобразования – системы управления знаниями), но и специализации и контента – т.е. содержания и спектра образовательных продуктов. К определению специализации и формированию контента необходимо привлекать крупные компании и основные вузы (Правительство области может заключать договоры с вузами по разработке интернет-порталов довузовской подготовки (дистанционного образования), ориентированных на обучение старшеклассников по программам профильного и углубленного изучения отдельных предметов).

Спектр бюджетных услуг, оказываемых в «удаленном» режиме, необходимо последовательно расширять. В небольших и удаленных населенных пунктах центры «удаленного» предоставления бюджетных услуг должны иметь совмещенный и комплексный характер, т.е. обеспечивать доступ в Интернет, к услугам телемедицины, телеобразования, государственным услугам. Необходимо отдельно выработать концепции оказания услуг здравоохранения и образования для вахтовых рабочих, занятых на Штокмановском месторождении и на объектах берегового технологического комплекса в с.п. Териберка. В-третьих, необходимо последовательно осуществлять оптимизацию (без снижения качества и доступности бюджетных услуг) бюджетного сектора, обновлять материально-техническую базу и внедрять передовые технологии в медицине, образовании и управлении бюджетным сектором. Комплексная модернизация бюджетного сектора, связанная с изменениями уровня применяемых технологий, принципов организации, целеполагания и управления, должна сопровождаться внедрением новых систем мотивации и разработкой программ повышения квалификации и переобучения персонала. В-четвертых, необходимо стимулировать развитие внебюджетного сектора предоставления услуг социального назначения: образовательные услуги и индустрия здоровья, способная обслуживать специфические запросы визитеров (туристов и вахты), отражающая изменения в восприятии необходимого «минимума» у населения. Для этого необходима комплексная программа государственно-частного партнерства в социально значимых сферах (здоровье, культурное развитие и образование), предполагающая стимулирование инвестиций и предоставление гарантий частным инвесторам (в т.ч. иностранным), желающим вкладывать средства в данные сектора. Целью является обеспечение развития перспективных и новых сегментов т.н. индустрии здоровья (йога, фитнес спа, танцы, аэробика и др.) и «фабрик» человеческого капитала.

12. Обеспечение высокого уровня социального обслуживания населения

Во-первых, развитие сети учреждений социального обслуживания населения и укрепления их материально-технической базы, создание учреждений и служб нового типа для оказания социальных услуг, ориентированных на определенные категории граждан, открытие домов-интернатов малой вместимости и полустационарных учреждений (отделений) социального обслуживания и т.д. Во-вторых, обеспечение дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета в рамках долгосрочных целевых программ: «Старшее поколение» на 2008–2010 гг., «Оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействие их социальной реабилитации в Мурманской области» на 2010–2012 гг.

13. Новая (СО2-нейтральная и «умная») энергетика

Развитие энергетической системы региона будет осуществляться по следующим направлениям:

Во-первых, внедрение в Мурманской области интеллектуальных электрических сетей, которые смогут самостоятельно контролировать состояние и режим работы потребителей, генераторов, электролиний и подстанций, что позволит бесперебойно осуществлять электроснабжение с максимальной экономической эффективностью57. Переход к использованию сверхпроводящих кабельных линий позволит существенно сократить потери электроэнергии, передавать большие потоки мощности при обычных габаритах кабеля, продлить срок эксплуатации кабельных линий, повысить уровень их пожарной и экологической безопасности, уменьшить площадь земель в городах, отчуждаемых под строительство энергообъектов. В настоящее время Кольская энергосистема характеризуется энергоизбыточностью, что позволяет реализовывать проекты по передаче электроэнергии: «Кольский энергомост» от АЭС в Финляндию (160 МВт электроэнергии, годовой объем поставки 1 млрд кВт·ч, с выделением агрегатов Йовской ГЭС и Кумской ГЭС для параллельной работы с энергосистемой скандинавских стран Nordel); «Северный транзит»: обеспечение перетока электроэнергии Кольской АЭС в Карельскую и Ленинградскую энергосистему путем удлинения уже построенной ЛЭП 330 кВ Кольская АЭС – Княжегубская – Лоухи за счет маршрута Лоухи – Путкинская ГЭС – Ондская ГЭС – Петрозаводская – Сясь – Киришская ГРЭС.

Во-вторых, переход к CO2-нейтральной генерации, в т.ч. с использованием местного потенциала электроэнергетики. Кольская АЭС останется важнейшим структурным элементом электроэнергетики Мурманской области. Однако необходимо проработать вопрос о ее модернизации или строительстве новых энергоблоков (Кольская АЭС-2 с вводом в эксплуатацию энергоблока №1 в 2018 г. и энергоблока №2 в 2020 г.).

Разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения и строительство газопровода Териберка - Волхов должны привести к газификации области. В Мурманске и в населенных пунктах, расположенных вдоль будущего газопровода, должны быть внедрены электро- и теплогенерирующие источники на основе парогазового цикла. В частности, ТЭЦ и тепловые котельные, обслуживающие Мурманск, нуждаются в замещении.

В Мурманской области необходимо расширять использование возобновляемых источников энергии. В настоящее время используется лишь гидропотенциал, на экспериментальной основе – энергия приливов и отливов (Кислогубская ПЭС). Необходимо провести комплексную оценку ветрового потенциала на территории региона, на основе которой рассматривать целесообразность размещения ветропарков60, дооценку потенциала энергии приливов и отливов (по предварительным данным, наиболее подходящее место размещения ПЭС – западная часть береговой линии Кольского полуострова), дооценку территории области на предмет размещения объектов малой гидроэнергетики, провести техническое перевооружение ГЭС (в первую очередь Нижнетуломской, Пазского каскада, Княжегубской), оценку потенциала использования биоресурсов (торф, лес) для производства электроэнергии. Завершающим этапом изменений в электроэнергетике (после 2025 г.) станет развитие полноценных (интеллектуальных и симметричных) энергетических сетей, опирающихся на мощную сеть разноплановых распределенных источников энергии. Фактически по мере увеличения числа ресурсопроизводящих зданий и сооружений и становления возобновляемой энергетики будет возрастать диверсификация «ресурсной базы» энергетики. Все источники и потребители будут связаны в рамках единых «виртуальных электростанций» (VPP – virtual power plant), автоматически регулирующих/балансирующих рынки энергии в режиме реального времени.

 

Вызов 5. Устойчивость развития, экология и сохранение среды обитания как условие освоения Северов и Арктики.

14. «Большой экологический проект» - работа с унаследованными проблемами с привлечением международных ресурсов и создание нового имиджа территории. Экологическая тематика должна стать – и уже становится – одной из ключевых тем, формирующих общерегиональную (в т.ч. международную) повестку дня, и одним из ключевых критериев возможности реализации инвестиционных проектов, в особенности связанных с эксплуатацией экосистем. Для этого необходимы следующие действия и инициативы:

разработка повышенных и специфических экологических требований к заявленным и реализуемым проектам, в особенности сырьевым;

инкорпорация экологических требований, целей и основополагающих принципов устойчивого развития, содержащихся в пуле федеральных документов стратегического планирования, в региональную практику планирования и управления. Кроме того, необходимо постоянное изучение и пополнение данных норм и правил новыми данными, предоставляемыми российским и международным научным и экспертным сообществом;

обеспечение защиты и воспроизводства природных ресурсов области;

обеспечение управления ресурсами, способствующего ответственному использованию ресурсного потенциала и поддерживающего рост экономики области, в т.ч. путем создания экологически безопасных замкнутых технологических систем для комплексной переработки природного минерального и биологического сырья и утилизации накопленных промышленных отходов;

обеспечение качественных рекреационных ресурсов;

обеспечение безопасности жизнедеятельности человека;

для эффективной работы экологической информации необходимо широкое общественное экопросвещение и обсуждение тем экологического равновесия и устойчивого развития в региональном и международном форматах. Это предполагает обязательную открытость информации экологического характера, а также информации, освещающей известные результаты и все возможные последствия любой (экономической, научной, «военной») деятельности для экосистем региона. Экологическая тематика

должна стать одним из основных направлений работы Сетевого центра координации, знаний и превосходства в Арктике;

развитие форумов, предоставляющих площадки для обсуждения экологических вызовов региона, на базе как существующих международных организаций, так и с использованием возможностей, которые создают международные сети неправительственных организаций;

развитие регулярной конгрессной деятельности в регионе – научные (практические), отраслевые конференции;

развитие экологической политики как одного из основных элементов имиджа Мурманской области.

15. «Мурманск – стратегический центр освоения Арктики»:

- Мурманск как место представления и обсуждения российской и международной повестки дня по Арктике; Мурманск как место обменов – информационных, торговых и экономических, интеллектуальных, культурных и человеческих; интернациональный бренд города Мурманска и имидж Мурманской области; - формирование плотного круглогодичного календаря событий по макрорегиональной тематике (экономика, ресурсы, экология, безопасность, транспорт, культура и малочисленные народы Севера, информационное общество и человек) и активное участие Мурманской области совместно с МИД РФ в формировании актуальной и амбициозной повестки для Евро-Арктического Баренц-региона и Арктики в целом; - ежегодный Мурманский экономический форум должен стать ключевым событием и дискуссионной площадкой для обсуждения основных тем повестки дня освоения Арктики.

 

 Механизмы реализации: роль федерального центра, политики РОИВ и формирование коалиций

1. Бюджет и система политик РОИВ. Средства регионального бюджета, направляемые на решение задач социально-экономического развития (в рамках системы политик), являются основными механизмами реализации Стратегии.

2. Стратегические партнерства с ключевыми инвесторами и построение коалиций для целей успешной реализации стратегических проектов, формирования кластеров и центра знаний и превосходства в Арктике и модернизации университетской среды. Партнерство с крупнейшими инвесторами, работающими в регионе, могут фиксироваться соглашением о

стратегическом партнерстве, предусматривающем механизмы координации действий инвестора и РОИВ, а также добровольные обязательства корпорации участвовать в социальном развитии территории и иных проектах развития. Партнерства, связанные с формированием кластера, оформляются соглашением о «кластерной инициативе»; органы власти области могут оказывать информационную поддержку, выступать инициаторами мероприятий.

3. Государственная программа социально-экономического развития Мурманской области, связывающая ключевые региональные инициативы и стратегические проекты в единую систему мер развития Мурманской области. Программа будет представлять собой скоординированные и сфокусированные меры и действия Федерации, Мурманской области и корпоративного сектора, нацеленные на обеспечение высоких темпов и нового качества социального и экономического развития основного форпоста России на северном направлении. Программа должна включать следующие направления:

формирование новой высокотехнологичной производственной базы Мурманской области на основе уникального ресурсного потенциала и за счет обеспечения привлекательной налоговой среды для инвесторов.

4. Инициация и поддержка проектов инфраструктурного развития и инновационных пилотных проектов, способных получать финансовую, техническую и организационную поддержку от национальных (ВЭБ) и международных институтов развития (ЕБРР, IFC), а также по линии бюджетных программ федеральных министерств.

5. Синхронизация документов стратегического и территориального планирования Мурманской области и муниципальных образований.

6. Совершенствование системы государственного управления Мурманской области.

 

Список использованной литературы

 

1. Дидык В.В., Рябова Л.А. Тенденции экономического и социального развития Мурманской области в период рыночных реформ //Темпы и пропорции социально-экономических процессов в регионах Севера. - Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2003.

2. Мотлохов В.Н. Краткий анализ и пути ускорения темпов экономического развития Мурманской области // Темпы и пропорции социально-экономических процессов в регионах Севера. - Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2003.

3. Основные положения стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года. - Мурманск: Изд-во `Север`, 2002.

4. Пачина Т.М., Горлевская Н.С. Бюджетное пространство Мурманской области: параметры, тенденции, оценки //Темпы и пропорции социально-экономических процессов в регионах Севера. - Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2003.

5. Постановление правительства Мурманской области от 9 марта 2004 г. N 64-ПП `О концепции управления государственной собственностью Мурманской области`.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Изд-во Госкомстата РФ, 2004

7. www.murman.ru/

8. www.b-port.com.

9.  Приложение к постановлению Правительства Мурманской области от 26.08.2010 № 383-ПП Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года Мурманск, 2010

10. www.gov-murman.ru/region/plan/

11. federal.polit.ru/govbody/mineconom_murmansk/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: