ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ
И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ-СОЦИОЛОГОВ
Методическое пособие
Ижевск 2011
УДК 316.1 (07)
ББК 60.5 р30
Л 157
Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом УдГУ
Л 157 Ладыжец Н.С., Макарова М.Н. Требования к выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ для студентов-социологов: Методическое пособие. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. 44 с.
В Методическом пособии представлены требования, которыми должны руководствоваться студенты–социологи при написании курсовой и выпускной квалификационной работы. Рекомендации разработаны в соответствии с Федеральными образовательными стандартами подготовки по направлению «Социология» (бакалавриат и магистратура). Представлен алгоритм выполнения курсовой работы и ВКР, особое внимание уделено оформлению работы.
Пособие адресовано преподавателям, студентам и магистрантам, обучающимся по социологическим специальностям.
УДК 378.14
ББК 74.580.28
© ГОУВПО «Удмуртский государственный университет», 2011
© Ладыжец Н.С., Макарова М.Н., 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..4
1. Выбор темы исследования……………………………………………10
2. Структура работы……………………………………………………..11
3. Начальный этап работы с материалами……………….…………….12
4. Технические правила оформления…………………………………..14
5. Раздел «Введение»……………………………………………………17
6. Основная часть работы……………………………………………….19
7. Подготовка к защите и презентации работы………………………..20
8. Приложение 1. Образцы оформления титульных листов… ……….31
9. Приложение 2. Примеры библиографического описания………….33
10. Приложение 3. Образец оформления списка литературы………….36
Введение
Материалы методического пособия отражают требования, представленные в "Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.04.2001 г. № 264, государственными образовательными стандартами специальностей (направлений подготовки) высшего профессионального образования.
Курсовая работа (курсовой проект) – текстово оформленный результат исследовательской работы студента, проводимой под контролем научного руководителя на 2-4 курсах очной университетской подготовки специалистов и на 2-3 курсе подготовки бакалавров. На 2-3 курсах подготовки специалистов и на 2 курсе подготовки бакалавров к публичной защите представляются обзорно-аналитические теоретические работы; а на 4 и 5 курсах подготовки специалистов и на 3-4-м бакалавров – теоретико-прикладные исследования.
Выпускная квалификационная работа специалиста должна представлять собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных проблем, решая которую студент-выпускник демонстрирует уровень необходимых знаний, практических навыков, позволяющих ему в будущей профессиональной деятельности самостоятельно решать производственные задачи.
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна включать в себя как теоретическую часть, в которой выпускник показывает знания основ теории по разрабатываемой проблеме, так и эмпирическую часть.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате
Подготовки курсовой и выпускной квалификационной работы
бакалавра [1]
Общекультурные компетенции (ОК):
ОК-1 | способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения |
ОК-2 | умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь |
ОК-7 | умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков |
ОК-9 | способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач |
ОК-10 | способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы |
ОК-11 | способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
Профессиональные компетенции (ПК):
в научно-исследовательской деятельности:
ПК-1 | способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования |
ПК-2 | способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
ПК-3 | способность и готовность участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории |
в производственно-прикладной деятельности:
ПК-5 | умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп |
в проектной деятельности:
ПК-8 | умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций |
Выпускная квалификационная работа магистра – магистерская диссертация - должна обеспечивать не только закрепление научно-практической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и практических навыков в избранной области профессиональной деятельности.
Магистерская диссертация ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельности и наиболее приближена к кандидатским диссертациям. Она должна представлять собой самостоятельное научное исследование, как по своей структуре, так и по степени проработки выбранной теоретической и (или) практической проблемы.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате
подготовки курсовой и выпускной квалификационной работы
магистра [2]
Общекультурные компетенции (ОК):
ОК 7 | способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии |
ОК8 | способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно производственного профиля своей профессиональной деятельности |
ОК 9 | способность собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам |
Профессиональные компетенции (ПК):
в научно-исследовательской деятельности:
ПК-1 | способность и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения |
ПК-2 | способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
ПК-3 | способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования |
ПК-4 | способность представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории |
в производственно-прикладной деятельности:
ПК-6 | умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп |
ПК-8 | способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами |
ПК-10 | способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб, проведения социальной экспертизы политических, управленческих и научно-технических решений |
В результате выполнения курсовой и выпускной квалификационной работы обучающийся должен:
Знать:
· о месте и значении изучаемой проблемы в развитии общества;
· основные закономерности социологического знания по изучаемой проблеме;
· важнейшие теоретические положения разнообразных социологических концепций по исследуемой теме
Уметь:
- делать обобщенные выводы о взаимосвязи изучаемой проблемы с другими проблемами и общими тенденциями развития современного общества;
- планировать свою деятельность по самостоятельному социологическому исследованию социальных проблем;
- пользоваться источниками по основным современным социальным наукам;
· формулировать основные принципы и законы ведущих социологических концепций, обосновывать взаимосвязь различных исследовательских категорий с изучаемой проблемой;
· использовать инструменты современного теоретического и эмпирического социологического исследования для анализа конкретной социальной проблемы.
Владеть:
· методами теоретического и эмпирического социологического анализа
· анализировать полученные результаты исследований в соответствии с требованиями современного социологического анализа и категориального аппарата;
· способностью участвовать в разработке основанных на социологических знаниях предложений и рекомендаций по согласованию интересов социальных групп и общностей;
· способностью использовать современные методы обработки и интерпретации информации применительно к разным видам социологических данных;
· способностью профессионально оформлять и докладывать результаты научных и практических работ по утвержденным формам.