Иностранные инвестиции в Амурской области

С точки зрения долгосрочных перспектив экономического развития Амурской области, важную роль играет мощный минерально-сырьевой потенциал, уникальный по разнообразию и объемам запасов полезных ископаемых.

В настоящее время область специализируется на выработке электроэнергии, добыче бурого угля, золота, заготовке деловой древесины, производстве продукции машиностроения и металлообработки. Производимая продукция в основном реализуется на отечественном рынке, лесопродукция экспортируется в Японию, КНДР и КНР. [20]

Предприятия области выпускают крановую продукцию (ОАО «Бурея –кран», ЗАО ШМЗ «Кранспецбурмаш»), оборудование для горнодобывающей промышленности (ОАО «Амурский металлист»), продукцию судостроения (ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции»), электроизмерительные приборы, высоковольтную аппаратуру (ОАО «Благовещенский электроаппаратный завод»).

Основу энергетики составляют филиалы ОАО «РусГидро»: Зейская ГЭС мощностью 1330 МВт и Бурейская ГЭС мощностью 1975 МВт. В ближайшей перспективе намечается строительство Нижне-Зейской ГЭС проектной мощностью 400 МВт и Нижне-Бурейской ГЭС 320 МВт. Амурская область является энергоизбыточным регионом. По выработке электроэнергии область занимает первое место в ДФО, ее доля составляет более 20%. Производство электроэнергии в 2008 году составило 9,5 млрд. кВт. час, в том числе поставлено за пределы области 3,1 млрд. кВт. час. [20]

Основными видами промышленного производства Амурской области являются: добыча полезных ископаемых – 30,8 % объема промышленной продукции, обрабатывающие производства – 32,3 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 36,9 %. [21]

Амурская область также располагает выгодными конкурентными преимуществами: географическое и геополитическое положение (наличие границы с КНР, близость к странам АТР); наличие развитой транспортной инфраструктуры (Транссибирская и Байкало-Амурская магистраль, автомобильная дорога федерального значения Чита – Хабаровск); частично неиспользуемый промышленный потенциал; благоприятные климатические условия для развития сельского хозяйства; минерально-сырьевой потенциал, свободные энергоресурсы – все эти особенности делают Амурскую область инвестиционно привлекательной, конкурентоспособной. [21]

Привлечение инвестиций в экономику области предусматривается за счет создания благоприятного инвестиционного климата путем формирования экономических и правовых условий и проведения ряда организационных мероприятий, направленных на активизацию инвестиционного процесса, опираясь на уже созданные механизмы и инструменты, а также подготовку новых. На ближайшую перспективу предполагается организовать отбор инвестиционных площадок и их продвижение до потенциального инвестора.

Для улучшения инвестиционного климата в области ведется политика открытости, проводятся: презентации региона, выставки, налаживается сотрудничество с крупными российскими и иностранными компаниями. В настоящее время уделяется особое внимание установлению и расширению торгово-экономических связей региона не только с соседним Китаем, но и с другими странами АТР.

В настоящее время Правительство  Амурской  области  рассматривает  вопрос об  установлении  новых  и  расширении существующих торгово-эконо-

мических контактов с Республикой Корея, Японией, Китаем.

В 2008 года объем инвестиций в основной капитал, направленных в экономику и социальную сферу области, составил 64,8 млрд. рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 21,8 %. [21]

Благодаря привлечению инвестиций много было сделано в Амурской области в 2008 году. За счет ввода в действие увеличилась мощность гидроагрегатов Бурейской ГЭС на 300 тыс. кВт. Введены в действие кирпичный завод по выпуску глиняного кирпича, цех по углубленной переработке сои.

Построены линии электропередачи напряжением 35 кВ и выше протяженностью 35 км, междугородние кабельные линии связи – 41,8 км. Произведена замена АТСК емкостью 600 номеров на АТСЭ емкостью 736 номеров в п. Тыгда. Сданы в эксплуатацию автомобильные дороги с твердым покрытием протяженностью 141,39 км.

В сельском хозяйстве введена в действие 2 очередь животноводческого комплекса круглого рогатого скота молочного направления на на 1200 голов в с. Грибское Благовещенского района, произведена реконструкция здания под кормоцех для животноводства на 10,0 тонн в сутки (крестьянско-фермерское хозяйство «Орта»), проведены работы по осушению земель на площади 2,30 тыс. га.

Кроме того, осуществлялась реализация крупных проектов по добыче полезных ископаемых.

Объем поступивших иностранных инвестиций отражает в таблице 3.

Таблица 3 – Объемы иностранных инвестиций

Показатель 2006 2007 2008
Объем иностранных инвестиций, всего (тыс. дол США) 112014 130610 137741

 

Анализируя данную таблицу, видно, что происходит стабильный рост иностранных инвестиций в экономику Амурской области. Объем иностранных инвестиций возрос на 98240 тыс. долл. США. Кроме того, несмотря на кризис, в 2009 году по-прежнему наблюдался рост инвестиций в экономику Амурской области. Создание благоприятного инвестиционного климата для предпринимательской деятельности остается стратегической задачей Амурской области, определяющей тенденцию развития экономики в регионе.

Динамику поступления иностранных инвестиций за период с 2006 по 2008 годы можно посмотреть на рисунке 2.

Рисунок 2 – Динамика поступления иностранных инвестиций в Амурскую область

 

Объем иностранных инвестиций составил 137,7 млн. долларов США, что в 2 раза больше чем в 2006 году. Инвестиции поступают в основном из 5 стран. В накопленном иностранном капитале на 01.01.2008 года лидером является Великобритания – 47,5 %, Канада – 40,4 %, Кипр – 9,8 %, Китай – 2 %, Республика Корея – 0,3 %. Данные приведенные выше изображены графически на рисунке 3. [20]

Рисунок 3 - Структура поступления иностранных инвестиций

Администрация Амурской области и Областной совет народных депутатов провели несколько программ для привлечения в область иностранных инвестиций. В области вместе с федеральным законом действует Закон "Об инвестициях в Амурской области", который предусматривает гарантии и налоговые льготы в размерах сумм, поступающих в областной бюджет.

В соответствии со статьей 13 Закона Амурской области «Об инвестиционной деятельности в Амурской области» от 05.09.2007 № 374 - ОЗ (в редакции закона Амурской области от 30.06.2008 N 72-ОЗ) в Амурской области предусмотрены следующие виды налоговых льгот для инвесторов [3]:

1.Налоговые льготы предоставляются инвесторам, в том числе иностранным, осуществляющим инвестиционную деятельность, зарегистрированным на территории области и реализующим инвестиционные проекты по приоритетным видам экономической деятельности, за исключением видов экономической деятельности, относящихся к сфере услуг.

2.Инвесторам, в том числе иностранным, реализующим инвестиционные проекты на территории области, привлекающим инвестиции и направляющим собственные средства на расширение, модернизацию, перепрофилирование и создание новых производств, предоставляются налоговые льготы в виде:

1. снижения ставки налога на прибыль организации до 4 процентных пунктов (при установленной ставке 20 %);

2. освобождения от уплаты налога на имущество организации (до 2,2 % от среднегодовой стоимости имущества);

3. установления льгот по арендной плате за землю, находящуюся в областной государственной собственности.

Закон «О золотом фонде Амурской области» дает дополнительные гарантии безопасности иностранных инвестиций. Министерство экономического развития, промышленности и транспорта Амурской области, Торгово-промышленная палата Амурской области, Агентство по инвестициям и инновациям, Комитет экономики и Комитет внешнеэкономических связей и торговли ведут постоянную работу по подготовке инвестиционных предложений для внешних инвесторов. Сегодня уже готовы более 85 проектов в самых различных сферах экономики, участие в их реализации иностранных и отечественных компаний будет взаимовыгодным и перспективным. Все проекты которые были разработаны приведены в приложении 1. [20]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества с высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только эффективное совместное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги.

Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и улучшения уровня жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов – с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений  отечественной науки  и  техники  и,  даже  ее

экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

Конечно, предстоит решить еще очень широкий круг проблем, чтобы добиться инвестиционной привлекательности нашей экономики, однако наиболее важные из них должны быть решены как можно скорей. Абсолютно приоритетной задачей является упорядочение налогового законодательства - инвесторам нужны не привилегированные условия и более низкие налоговые ставки по сравнению с международными, а разумная, прозрачная и предсказуемая налоговая система.

Помимо этого, большое значение для повышения привлекательности инвестиций в российскую экономику играет укрепление российской банковской системы. По-видимому, это означает необходимость расширения присутствия в России иностранных банков, поскольку улучшение в этой области не следует откладывать на долгий срок. Во всяком случае, предпосылкой усовершенствования банковской системы является более надежное обеспечение прав собственности и особенно прав кредиторов. И наконец, одной из наиболее приоритетных задач является упорядочение работы таможенных органов, в которых, как считают многие инвесторы, царит произвол и коррупция.

В заключение необходимо отметить, что инвестиции внутренние и внешние представляют собой сложный многоступенчатый механизм, способный в громадной степени увеличить экономический потенциал государства, поэтому успех, достигнутый в данной сфере, во многом предопределит реализацию всей реформы в целом.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: