Феномен социализации

Социализация-процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружение.[4]

Понятие социализация связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение» и «развитие личности».

Воспитание и обучение (в узком смысле)- это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребёнку) и формирования у него определённых, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.[5,254]

Социализируется ребёнок, не пассивно принимая различные воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребёнок активен, потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию ребёнка. Если же воспитатели попытаются устранить активность ребёнка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществляют свою «воспитательную деятельность», то этим они могут добиться формирования не идеальной и гармоничной, и ущербной, деформированной пассивной личности. Активность ребёнка будет либо полностью подавлена, и тогда личность сформируется как социально неадаптированная, тревожная, (либо при наличии определённых индивидуальных особенностей таких, как сильный тип нервной системы и пр.) активность будет реализовываться через различные компенсаторные выходы (например, то, что не разрешено ребёнок будет стараться сделать скрытно).[6,194]

Одним из первых выделил элементы социализации ребёнка З.Фрейд[16,198]. По Фрейду личность включает 3 элемента: «ид» - источник энергии, стимулируемый к удовольствию, «эго» - осуществляющий контроль личности на основе принципа реальности, и «супер-эго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется З. Фрейдом процессом развёртывания врождённых свойств человека, в результате которого происходят становления этих 3 составляющих элементов личности.

Французский психолог Ж.Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального воздействия.[7,78]

Социализация начинается с воздействия на индивид, поскольку родители ребёнка уже социализированы, а ребёнок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо, затем он становится способен взаимодействовать со взрослыми и даже воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: