Особенности социализации детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей

Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что

- дети вырастают с убеждением, что мир-это небезопасное место и доверять людям нельзя;

-дети вынуждены скрывать свои искренние чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми;

-дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто, проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;

- дети, особенно старшие в семье вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей;

- родители могут не воспринимать ребёнка, как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребёнок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они;

- самооценка родителей может зависеть от ребёнка. Родители могут, относится к нему, как к равному, не давая побыть ребёнком.[12,57-60]

Особенности социализации детей из конфликтных семей:

дети, пережившие ссоры между родителями получают неблагоприятный опыт в жизни. Негативные образы детства очень вредны, они обуславливают мышление, чувства и поступки уже в зрелом возрасте. Поэтому родители, не умеющие найти взаимопонимания друг с другом, должны помнить о том, что даже при неудачном браке в семейные конфликты не должны втягиваться дети. О проблемах ребёнка следует думать, по крайней мере, столько же, сколько и о своих собственных.[14,78]

Особенности детей из семей, ориентированных на успех ребёнка:

Родители внушают детям стремления к достижениям, что часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребёнок чувствует, что все его положительные связи с родителями, зависят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он всё делает хорошо. Эта установка даже не требует специальных формулировок: она так ясно выражается через повседневные действия, что ребёнок находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут справедливые упрёки, назидания, а то и более серьёзные наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов.

Особенности детей из псевдовраждебных и псевдовзаимных семей:

Подобная форма супружеского взаимодействия может быть перенесена и в сферу детско-родительских отношений, что не может, не отразится на формировании личности ребёнка. Он не столько учится чувствовать, сколько «играть в чувства» при чём ориентируясь исключительно на положительную сторону их проявления, оставаясь при этом эмоционально холодным и отчуждённым.

Каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится использовать детей в выгодной для себя функции. Дети по мере взросления и осознания семейной ситуации начинают играть со взрослыми в игры, правила которых им были навязаны. Особенно отчётливо непростое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия, проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль, положительная или отрицательная - она в равной степени негативно сказывается на формировании личности ребёнка, что не замедлит, отразится на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии.[12,112-114]

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1.

Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.

Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями.

В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Говоря о способах помощи таким детям, нужно в первую очередь сказать, что для этого требуется изменить ситуацию в семье, т.к. семья – основа воспитания и развития ребёнка, именно родители и близкие люди формируют личность, характер маленького человека.

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Практическая диагностика, направленная на выявление влияния неблагополучной семьи на социализацию ребёнка младшего школьного возраста.

Цель: при помощи различных тестов и методик провести диагностику влияния неблагополучной семьи на социализацию младшего школьников.

Задачи:

- отобрать методики;

- провести данные методики на детях;

- проанализировать полученные результаты;

- оценить эффективность созданной технологии.

Объект исследования: младшие школьники из неблагополучных семей.

Предмет исследования: методики направленные на диагностику влияния неблагополучных семей на социализацию ребёнка младшего школьного возраста.

Методы исследования.

Для диагностики социализации младших школьников из неблагополучных семей были выбраны следующие методики [Приложение 1]

1.Методика «Рисунок семьи»

2.Методика «Сюжетные картинки»;

3.Диагностика отношения ребенка к взрослым и сверстникам;

4.Методика «Сделаем вместе»;

5.Методика «Подели игрушки».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: