Недостатки факторинга

Главный недостаток факторинга связан с тем, что его использование обходится предприятию дороже, чем привлечение кредита (на 20-70%). Как правило, факторинговые комиссионные состоят из трех частей:

· платы за пользование средствами (здесь факторинг практически ничем не отличается от обычного кредита),

· фиксированного сбора за обработку документов

· комиссии за факторинговое обслуживание каждой поставки (обычно зависит от величины дебиторской задолженности, передаваемой на факторинг: чем больше ее размер, тем ниже комиссия).

Сегодня стоимость средств, предоставляемых фактор-компаниями своим клиентам, варьируется в пределах 18-36 процентов годовых в рублях от объема сделки. Причина такого разброса - различная цена покупки ресурсов на рынке. Как правило, банкам финансы обходятся дешевле, чем специализированным факторинговым компаниям. Их процентные ставки по факторинговому финансированию почти не различаются и в большинстве случаев не превышают 24 процентов годовых.

Фиксированный сбор за обработку документов лежит в еще больших пределах и составляет от 50 до 300 рублей за документ. Если учесть, что документарное сопровождение одного дебитора по одной сделке может включать в себя десятки документов, то в итоге получается довольно внушительная сумма.[8]

Комиссия за факторинговое обслуживание каждой поставки также варьируется в широком диапазоне: от 0,5 до 7,5 процента от суммы денежного требования в зависимости от величины отсрочки платежа - чем меньше срок, тем больше комиссия.

На стоимость факторинга также очень сильно влияют следующие параметры: размер предоставляемого финансирования (колеблется в пределах 60-95 процентов от стоимости поставки), максимальный срок отсрочки платежа (от 14 до 180 дней) и количество дебиторов, которое банк может принять на обслуживание. [6]

В общем случае можно выделить следующие недостатки факторинга:

· Сокращение прибыли предприятия по каждому заказу.

· Сокращение возможности для кредита - долги не будут доступны в качестве обеспечения.

· Факторинговая компания может захотеть проверить клиентов фирмы и повлиять на то, как она занимаетесь своим бизнесом.

· Некоторые клиенты предпочитают работать напрямую с фирмой.

· То, как факторинговая компания общается с клиентами фирмы, будет влиять на её репутацию. Поэтому необходимо убедится, что фирма пользуется услугами авторитетной компании, которая не принесет ущерб её репутации.

Несомненно, все вышеперечисленные недостатки требуют внимания и анализа менеджмента фирмы, которая захочет воспользоваться услугами факторинговых компаний. Но следует заметить, что несмотря на все недостатки клиентская база последних постоянно расширяется. (График 1)

 

 

Отечественный рынок факторинга растет на 80—100% в год. В 2005 году его объем составлял чуть более 147 млрд рублей, в 2006-ом он достиг почти 300 млрд, а в 2007м, по оценкам аналитиков, перешагнул за 570 млрд. Специалисты московской факторинговой компании (ФК) «Еврокоммерц» полагают, что этот тренд сохранится, и к 2010 году совокупный объем факторинговых услуг достигнет отметки 1,822 трлн рублей. При этом нужно учитывать, что развитие такими ураганными темпами – результат роста с маленькой базы.

Сегодня факторингом в России пользуются всего 11% его потенциальных потребителей. Более того, согласно исследованию, проведенному ФК «Еврокоммерц» в 2007 году, почти половина целевой аудитории никогда о нем не слышала, тогда как на Западе доля компаний пользующихся факторинговыми услугами достигает 70%. [11]

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: