Выгода от кооперации и сотрудничества – Киргизстан

Десятилетний проект по туризму, основанному на сообществах, при поддержке швейцарского НПО Хельветас, показал потенциал данного вида туризма в Центральной Азии. Их поддержка в форме тренингов для развития навыков и знаний в области управления и предоставления туристических услуг (включая управление проектом, бизнес-планирование и сервис) наряду с развитием партнерских отношений с туроператорами и организацией местной и национальной сети по общественному туризму, постепенно «придвинула» сообщества к такому уровню, когда они стали устойчивыми и могли функционировать без поддержки НПО. Недавно была образована Национальная ассоциация туризма, основанного на сообществах, для координации деятельности, продолжения тренингов, управления туристическим информационным центром в Бишкеке (главное место прибытия туристов, где также располагается местный аэропорт) и помощи в области маркетинга и защиты интересов.

 

Несмотря на растущую способность сообществ управлять туристической деятельностью самостоятельно, они признают важность сотрудничества. Это проявляется в установлении партнерских отношений с туроператорам, поставщиками услуг, отдающими 15% от дохода в общий фонд и обеспечивающими установленные стандарты качества. Также организуются стажировки и обмены для того, чтобы сообщества могли учиться друг у друга.

 

В Казахстане должен быть проделана тщательная работа для того, чтобы реализовать свой экотуристический потенциал, так как на мировом рынке есть много хорошо развитых туробъектов и других мест, которые могут привлечь казахстанских туристов.

 

Для реализации потенциала экотуризма, основанного на сообществах, в Казахстане нужно обратить внимание на следующее:

 

Расширение вовлечения местных заинтересованных лиц – это имеет наиглавнейшее значение в реализации экотуристического потенциала в целях повышения качества жизни сообществ и обеспечении привлекательного продукта для туристов. Сообщества желают развивать экотуризе, но зачастую их не включают в процесс принятия решений, а они, в свою очередь, не владеют информацией, ресурсами и опытом, необходимыми для того, чтобы самим себя вовлечь.

 

Крайне важно, чтобы те, кто развивает экотуризм, советовались и вовлекали сообщества. Есть также необходимость в поддержке сообществ, желающих развивать экотуризм. Поддержка может заключаться в помощи принять решение касательно практичности проведения экотуристической деятельности (принимая во внимание поддержку сообществ, состояние окружающей среды, рыночную осуществимость), а также решений касательно форм вовлечения сообществ в развитие экотуризма. Поддержка должна быть предложена для создания высококачественного, устойчивого продукта. Поддержку можно оказать и по части практического предоставления экотуристических услуг и управления проектом.  

 

Увеличение рекламы и продвижения – На стратегическом уровне есть необходимость увеличить осведомленность о Казахстане и продвигать положительный имидж страны, что играет важную роль для привлечения туристов. Экотуризм должен быть одним из основных продуктов для продвижения, а на внутренний рынок и рынок экспатриантов нужно обратить большое внимание как на внутренних посетителей. Нужно в полной мере использовать достижения информационных технологий.

 

Ресурсы, имеющиеся у сообществ для привлечения своих целевых групп, зачастую очень ограничены, поэтому должны быть установлены партнерские взаимоотношения с теми туроператорами, которые поддерживают принципы вовлечения сообществ и защиты окружающей среды. Сообщества должны сотрудничать по проведению совместных маркетинговых проектов, например, создание общего вебсайта и информационного туристического центра. Это может привести к созданию национальной сети или ассоциации для развития экотуризма, основанного на сообществах (как это было успешно проделано в Киргизстане).

 

Сокращение административных барьеров - Если Казахстан желает занять свое место на высококонкурентном мировом рынке, должны быть упрощены требования на въезд в страну. Большинство стран, продвигающих экотуризм, имеют минимальные визовые требования, и будучи «новичком» на туристическом рынке, Казахстан не может позволить себе оставить подобные барьеры для въезда в страну. Процесс регистрации после приезда должен быть снят или намного упрощен, т.к. это отпугивает туристов, путешествующих самостоятельно, которые являются ключевым сегментом на экотуристическом рынке. Даже в странах с минимальными визовыми требованиями, регистрация внутри страны – это довольно редкая практика, и вообще трудно уловить цель этой процедуры.

 

Административные барьеры, такие как лицензирование и налогообложение, для мелких предприятий, должны быть снижены для стимулирования предпринимательской деятельности. Информация по правовым аспектам регулирования туристической деятельности должна быть доступной, понятной, а ее исполнение должно осуществляться честным и эффективным способом.

 

Улучшение управления туризмом и природоохранной деятельностью – Практический Кодекс Экотуризма (см. Приложение 2) представляет основу для развития положительных отношений между туристической деятельностью и окружающей средой. На данном этапе должно начаться проведение Кодекса в жизнь, а также должен быть разработан механизм независмого мониторинга его исполнения. В этой роли может выступить экологическая аккредитация.

 

Поставщики услуг должны удостовериться, что туристы проинформированы об ответственном поведении во время поездки, туроператоры и сообщества должны служить примером. Администрация особо охраняемых территорий должна создавать подходящие возможности для развития экотуризма (включая разумные и справедливые цены на въезд) и в то же время они должны иметь возможность использовать доход, полученный от туристической деятельности, на природоохранную деятельность. Туристы должны иметь возможность выезжать в туры с хорошо обученными местными гидами, которые могут рассказать о природе края и показать определенный маршрут.

Улучшение транспортной инфраструктуры – Обширная территория страны обуславливает большие расстояния между экотуробъектами, и в этом плане Казахстан находится в невыгодном положении по сравнению с другими экотуристическими странами. Нужно инвестировать в развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения удобного и приемлемого по ценам передвижения внутри страны, затрачивая при этом минимум времени.

*         *         *

Экотуризм, который всерьез воспринимает свое сообщество и экологическую ответственность, является наилучшим вариантом для всех участвующих в нем сторон. Для туристической индустрии он предоставляет конкурентное преимущество и охрану основного туристического наследия. Для сообщества он может предоставить новый такой необходимый источник дохода и по-новому вдохнуть жизнь в местную культуру. Для окружающей среды он может предоставить новые источники и инициативы для ее защиты. Что нужно для развития экотуризма? Поддержка и сотрудничество всех вовлеченных в процесс сторон.

 



Приложение 1 - Квебекская декларация по экотуризму

Центральным событием международного года по экотуризму (2002) было проведение Всемирного Саммита по экотуризму, организованного Всемирной Туристской Организацией (ВТО) и Программой ООН по окружающей среде (UNEP). Саммиту предшествовало 18 подготовительных встреч, проведенных по всему миру, при участии более 3000 представителей государственных органов, частного экологического бизнеса, торговых ассоциаций, НПО, исследовательских институтов, межправительственных организаций и местных сообществ.

 

Обсуждения на этих встречах и на Саммите (см. www.world-tourism.org/ruso/declarations/dec_quebec.htm информацию по подведению итогов на русском языке) помогли сформулировать Декларацию, которая включает 49 рекомендаций, адресованным всем ключевым игрокам экотуризма.

 

Особенное значение при принятии Декларации и обсуждений во время Саммита придавалось важности вовлечения местных жителей в развитие туризма. Так же как и ВТО, Декларация избегает простого определения экотуризма, но дает специфические характеристики, которые отличают его от более широкой концепции устойчивого туризма. Декларация устанавливает, что истинный экотуризм:

 

§ Вносит активный вклад в сохранение местного и культурного наследия Включает местные и туземные сообщества в его планирование, развитие и оперирование, и вносит вклад в их уровень благосостояния

§ Переводит культурное и природное наследие мест назначения до посетителей

§ Предоставляется больше для независимых путешественников наряду с организованным турами для малых групп

 

Приложение 2 - Практический кодекс по развитию экотуризма в Казахстане: Ответственность заинтересованных лиц

Обязанности туриста

§ Избегать действий, которые могут принести ущерб природе, культуре, морали и важным природным и культурным памятникам страны.

§ Если до отъезда на место отдыха вы пытаетесь найти информацию о стране, ее культуре и природным условиям, это поможет вам понять и оценить ее более полно. 

§ Уважайте культуру, традиции, законы и живую природу страны назначения.

§ Постарайтесь понять, уважать, принять и наслаждаться местными условиями, даже если очень отличаются от условий в вашей стране.

§ Проявляйте уважение к тем, кто работает в индустрии услуг, относящейся к туризму.

§ Удостоверьтесь, что ваша туристическая организация соблюдает принципы поддержки местного сообщества, природоохранные / социальные организации и их администрацию и не наносит ущерб окружающей среде.

§ Если вы путешествуете с гидом, постоянно следуйте его инструкциям. Если путешествуете самостоятельно, не делайте ничего, что может привести к разрушению окружающей природы или биоразнообразия местности. Сюда относятся надписи на скалах, деревьях, зданиях, т.д.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: