Ключевые компоненты развития экотуризма в казахстане

 

Несмотря на то, что туризм, и экотуризм в особенности, остается относительно новым явлением для развития в Казахстане, за последние годы интерес к ним вырос. Это способствовало разработке ряду инициатив и стратегий, имеющих важное значения для будущего развития данного сектора экономики.

3.4.1 Государственная стратегия

 

Как основной государственный механизм управления развитием туризма, Агентство по туризму и спорту играет весомую роль в развитии экотуризма. Стратегический документ, в соответствии с которым в настоящее время осуществляется работа в данном направлении, «Программа развития туристической отрасли на 2003-2005 годы».

 

Программа имеет своей целью «создание современного, высокоэффективного и интегрированного туристического комплекса для удовлетворения потребностей казахстанских и иностранных граждан…» Задачи сводятся к улучшению законодательства и туристической инфраструктуры, проведению тренингов, продвижения, инвестирования и созданию малых туристических предприятий как ключевых элементов достижения этой цели. Программа рассматривает природу и ландшафт страны как один из важных ресурсов туриндустрии, но в первую очередь ориентируется на работу турооператоров и владельцев отелей, нежели развитие мелкомасштабного туризма.

 

Агентство сотрудничает с Министерством природных ресурсов и окружающей среды по разработке Программы развития экотуризма, как раз в Международный Год Экотуризма. В Программе подчеркивается растущий интерес к экотуризму (что не раз подчеркивалось ВТО) и актуальность его проведения в условиях Казахстана, особенно в охраняемых территориях. Главной целью Программы является «разработка новых подходов к сохранению окружающей среды». Программа признает экологический, экономический и социальный потенциал экотуризма.

 

В Программе затрагивается работа туроператоров, отмечаются предлагаемые ими турпродукты и необходимость улучшения качества работы, особенно в плане качества предлагаемых туров, обучения сотрудников (особенно гидов и инструкторов) и вопросов рекламы. В программе отмечается, что в некоторые места едет слишком большое количество туристов, что может сделать отдых не таким приятным, и рекомендуется провести инвентаризацию существующих туристических объектов.

 

В программе предлагается 4 поля для деятельности:

 

1) Создание привлекательного имиджа Казахстана – уделяя большое внимание участию в крупных туристических выставках, выпуску рекламной литературы, проведению маркетинговых исследований и развитие местных авиакомпаний для повышения привлекательности страны. 

2) Развитие внутреннего туризма – упрощение требований на въезд в страну, увеличить предложение доступных мест проживания, открытие новых туристических объектов, снижение налогового бремя для туроператоров и сокращение негативного воздействия на окружающую среду.

3) Развитие туристической инфраструктуры – имеется в виду то, что для развития экотуризма не должно быть крупномасштабным, но для того, чтобы сделать казахстанский турпродукт более привлекательным необходимы автостоянки, отели, лагеря, предприятия общественного питания и магазины. Это хорошее поле для деятельности для частных инвесторов, но в то же время такие нововведения не должны причинять вред окружающей среде, а туристическая деятельность в национальных заповедных зонах должна быть ограничена.

4) Разработка экономической и правовой базы для развития экотуризма – экотуризм представляет огромные возможности для получения дохода. В то же время необходима ясная структура обязанностей туроператоров и экологических менеджеров, особенно четко поставлена необходимость проведения туроператорами объективных экологических аудитов своей деятельности.   

Показатели успеха:

 

§ Количество разработанных региональных программ по продвижению экотуризма;

§ Количество оконченных строительных проектов;

§ Количество новых установленных маршрутов;

§ Количество опубликованных рекламных материалов;

§ Объем проведенной деятельности по развитию экотуризма;

§ Управление инвестициями;

§ Число обслуженных туристов.

В программе указывается, что основным ее результатом будет увеличение числа туроператоров, делающих инвестиции в улучшение инфраструктуры, что приведет к увеличению числа туристов и их расходов. 

 

3.4.2 Национальные инициативы по экотуризму

 

В марте 2003 партнерством между Фондом Евразия, VSO Казахстан, ОБСЕ, компанией Shell Казахстан и фондом Фридриха Эберта была профинансирована первая в Казахстане туристическая инициатива, целью которой является развитие экотуризма «как способа получения дохода в отдаленных сельских сообществах, сохранения окружающей среды и содействия экологическому образованию». Инициатива учитывает возможности экотуризма в плане получения дохода отдаленными сообществами (как в соседних Монголии и Кыргызстане), но также признает то, что НПО не достает бизнес навыков и опыта для реализации этих возможностей.

 

Инициатива состоит из 3 основных фаз: маркетинговое исследование, обучение и пилотные проекты. Целью маркетингового исследования, краткое описание которого приведено ниже, было проведение первой специальной оценки рынка экотуризма в Казахстане, а также предоставление информации для проектных пилотов. В апреле 2003 года был проведен обучающий семинар для отобранных НПО по основам проведения туристического проекта. После тренинга был объявлен конкурс на гранты.

 

Были отобраны 4 пилотных проекта, каждый из которых получил около 10000 долларов на покупку оборудования и покрытия административных расходов, связанных с развитием экотуризма в соответствующих регионах:

§ TEK в Усть-Каменогорске

§ Дикая природа в Аксу-Жабаглы, Южно-казахстанская область

§ Уйгентас Агро в Лепсинске, Алматинская область

§ Барс в Риддере, Восточно-казахстанская область

 

В декабре 2003 года по итогам первого сезона был проведен круглый стол. Пилотная программа заканчивается летом 2004 года. Будет выпущена брошюра и проведена конференция для оценки уроков, полученных во время проведения инициативы. Для содействия развитию экотуризма, основанного на сообществах, по итогам конференции будет составлен и направлен в правительство, туристические органы и НПО официальный документ. 

 

3.4.3 Исследование по экотуризму

 

Важной предпосылкой инициативы по развитию экотуризма в Казахстане была необходимость решения следующей проблемы: отсутствие достоверных данных о спросе на экотуристические услуги в республике. В результате было проведено два опроса – опрос потенциальных туристов и опрос туроператоров.

 

Фокусом опроса потенциальных туристов стали жители Казахстана, имеющие доход выше среднего, и проживающие в республике иностранцы. Опрос был проведен во всех крупных городах Казахстана, причем наибольшее число опрошенных было в Астане и Алматы. Данные целевые группы были выбраны ввиду того, что у них есть доход и определенная мобильность, которые дают им возможность участвовать в экотуризме. Данное исследование было нацелено на:

 

§ Оценку регионов, имеющих наибольший потенциал для проведения пилотных проектов по развитию экотуризма, основанного на сообществах

§ Оценку спроса на данный вид туризма в Казахстане

 

Учитывая, что термин «экотуризм» был не понятен большинству опрашиваемых, они называли данный вид туризма «отдыхом на природе, в течение которого отдыхающие наслаждаются и/или изучают природу, флору и фауну местности … но не обязательно при помощи местных жителей».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow