Заключение – Видение экотуризма в Казахстане

 

Казахстан подошел к ключевому моменту в развитии экотуризма.

 

На глобальном уровне туризм продолжает расти, даже несмотря на частые кризисы. События, вызывающие кризис, хотя и не способствуют значительному снижению объемов туризма, могут стремительно быстро изменить выбор туробъектов для отдыха, время и способ бронирования мест. Экотуризм уже установился как сектор туризма, а 2002 год был назван Международным Годом Экотуризма.  

 

Экотуризм все еще небольшой сектор туристической индустрии, но он растет и развивается и может предложить такие положительные аспекты, которые невозможны при других видах туризма: например, возможности экономического развития для отдаленных сообществ, а также мотивация и источник дохода для природоохранной деятельности. Однако, как показал опыт, при неправильном управлении экотуризм может привести к проблемам. Он может разрушить природные места, куда приезжают туристы. Экономическая польза может извлекаться только внешними туркомпаниями, а баланс местной экономики может оказаться нарушенным. Экотуризм может слишком мешать жизнедеятельности местного населения.

 

Многие из этих проблем происходят из-за недостаточного вовлечения местных сообществ и заинтересованных лиц. Неудивительно, что в ходе обсуждений на Всемирном Экотуристическом Саммите была отмечена необходимость большего вовлечения сообществ, принимающих туристов, в процесс принятия решений и предоставления услуг.

 

В Казахстане только недавно серьезное внимание стало уделяться туристическому потенциалу. Доказательством является вступление Казахстана в ВТО, участие в проекте «Шелковый Путь» и поддержка туроператоров. Однако, туризм по-прежнему находится на очень ранней ступени развития на пути к глобальному туристическому рынку. Растущий доход населения Казахстана обеспечивает базу для внутреннего и внешнего въездного, туризма, но этот доход в настоящее время большей частью содействует развитию внешнего выездного туризма.

 

Экотуризм признается как сектор, предлагающий наибольший потенциал в Казахстане (помимо туризма в деловых целях). Разнообразные природные территории и размеры страны предлагают выбор для туристов в плане места отдыха. Традиционное наследие кочевников добавляет самобытность предлагаемому турпродукту.

 

Помимо этого турпродукта наиболее красивые и живописные регионы зачастую больше всего нуждаются в возрождении экономики. Реальный подушевой доход в городах в среднем равен 8627 тенге, тогда как в сельской местности этот показатель составил 4594 тенге в 2001 году. По Индексу Человеческого Развития ООН Казахстана занимает 50 место в мире, если рассматривать городскую местность, и лишь 96 место по сельской местности. Упадок экономики в сельской местности ведет к оттоку населения, что только усугубляет ситуацию. Деятельность в рамках Года села (2003-2005) может привести к некоторым краткосрочным улучшениям, тогда как единственным долгосрочным решением является содействие получению населением возможностей для стабильного дохода.

 

Потенциал экотуризма ярко продемонстрирован результатами деятельности туроператоров, предлагающих организованный отдых (в основном, в Алматинской области), итогами международной конференцией по экотуризму и разработкой в 2002 году государственной программы развития экотуризма, а также недавно проведенной Инициативой по развитию экотуризма в Казахстане и разработкой практического кодекса по экотуризму.

 

Несмотря на возможности, которые открывает экотуризм для получения экономической и социальной выгоды, первые результаты его проведения представляют собой смешанную картину. Некоторые природные зоны, такие как Боровое и Чарынский Каньон, уже ощущают на себе экологический вред как результат неправильного управления туризмом. В настоящее время основная экотуристическая деятельность проводится без вовлечения местного сообщества в принятие решений на местном уровне и получение дохода.  

 

Государственная программа по экотуризму озвучивает много положительных предложений и осознает важность защиты окружающей среды. Однако, в Программе видение развитие туризма, в первую очередь, заключается в построении новой инфраструктуры, усиления рекламы, укреплении туроператоров и, в конечном счете, увеличение числа туристов и объемов дохода в экономику.

 

Все эти целей разумны, но они в большинстве случаев не оставляют сообществам возможности участия и вовлечения в деятельность. Невовлечение сообществ не только упускает возможности социально-экономического развития, но может ослабить продукт, предлагаемый туристам. По исследованиям ВТО экотуристы с удовольствием знакомятся с местным населением, хотят «вкусить» местную культуру интересуются природой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: