Особенности туристского потребления

Современная система туризма организационно включает сле­дующие хозяйствующие субъекты:

– фирмы – производители туристских услуг (лечебницы, са­натории, здравницы, базы отдыха, деловые консультации и др.);

– фирмы-туроператоры, то есть фирмы по разработке и реализа­ции туристского продукта преимущественно на оптовой основе;

– фирмы-турагенты, выступающие в качестве продавцов ту­ристского продукта, сформированного туроператорами;

– специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы и др.);

– специализированные предприятия питания (рестораны, ба­ры, кафе, столовые и др.);

– специализированные транспортные предприятия (авиаци­онные предприятия, автопредприятия, железнодорожные ведом­ства, предприятия морского и речного транспорта и др.);

– предприятия торговли и торговые фирмы, специализирую­щиеся на товарах для туристов;

– предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные за­лы, залы игровых автоматов и др.);

– рекламно-информационные туристские учреждения (рек­ламные агентства, рекламные бюро, информационно-туристские центры и др.);

– государственные предприятия (национальные, региональ­ные, муниципальные предприятия унитарного или акционерно­го характера, занимающиеся туризмом на коммерческих или социальных началах).

В системе этих туристских предприятий особо можно выде­лить туристскую индустрию – межотраслевой комплекс пред­приятий, фирм и организаций по производству товаров и услуг для туризма.

Заключительное звено экономической системы туризма – потребление туристского продукта – также имеет свою спе­цифику. Традиционно отмечаются следующие особенности по­требления туристского продукта.

Первая особенность туристского потребления. В обычном материальном производстве результат производства (товар) дви­жется от места производства к месту потребления. В туризме положение иное: для потребления турпродукта в целом или от­дельных услуг сам потребитель (турист) должен быть доставлен в места производства туристского продукта или отдельных его услуг. Эта особенность туристского потребления, в свою оче­редь, вызывает производный мультипликативный эффект: необ­ходимость для туриста в местах потребления турпродукта нали­чия транспортных услуг, жилья, питания, системы гостеприим­ства в целом, создания необходимых условий для лечения, раз­влечений, образования, удовлетворения потребности в новых впечатлениях, а также наличия экологически здоровой среды, безопасности и т. п.

Вторая особенность туристского потребления состоит в том, что расходы туриста, как правило, количественно пре­вышают обычные расходы его проживания в постоянной среде обитания. Это связано с повышенными затратами на транс­порт, жилье, питание, а также на культурные и деловые меро­приятия. Часть повышенных расходов связана с фактором пре­стижности туристского потребления. Эта особенность сущест­венно обостряет проблему доходов и затрат в сфере туризма. В связи с этим учет издержек и доходности в туризме приобре­тает важное значение.

Третья особенность туристского потребления заключается в том, что предельная полезность продукта с точки зрения само­го туриста, страны его постоянного проживания, страны, в кото­рую турист приехал, и с точки зрения рынка различна. Предель­ные полезности у всех этих субъектов различны и качественно, и количественно. Различны также уровни полезности турист­ских услуг с точки зрения общества, туриста и рынка при внут­реннем и въездном туризме. Эта особенность туристского по­требления вытекает из того объективного факта, что рынок ту­ристских услуг сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями). Характерная черта экстерналий туристского рынка состоит в том, что производство, формиро­вание, реализация и потребление туристских услуг объективно рождают и дополнительные затраты (издержки), и дополнитель­ные выгоды. При этом каждый участник туристского рынка стремится издержки переложить на других, а выгоды присвоить себе. Отсюда и происходит название этого явления – внешние эффекты, или экстерналий.

По своей природе внешние эффекты могут быть положи­тельными и отрицательными. Положительные эффекты – это доходы нетуристских организаций в связи с увеличением реа­лизуемых услуг, непосредственно не входящих в пакет турист­ского продукта; развитие инфраструктуры региона в связи с ту­ризмом; рост зарплаты, увеличение числа рабочих мест и вакан­сий; рост государственных доходов за счет налогов и пошлин и т. п. К отрицательным внешним эффектам относятся: за­грязнение воды, воздуха, мусор, шум, ущерб живой природе, изъятие территории, пригодной для целей, не связанных с ту­ризмом, и т. д.

Отсюда следует, что в туризме как особой сфере хозяйства принципиальное значение приобретает учет явных (бухгалтер­ских) затрат, имеющих чисто рыночный характер, затрат неявных, имеющих характер упущенных экономических воз­можностей, а также затрат социальных, имеющих для региона особое социально-экономическое значение, Четвертая особенность туристского потребления состоит в том, что оно имеет «кредитный» характер, т. е. оно ограни­чено во времени, строго оговорено по срокам и условиям юри­дически и экономически оформленной сделки при купле-прода­же туристского продукта. Эта особенность туристского потреб­ления рождает своеобразную интенсификацию всех действий туриста, что ставит перед организаторами туров особые трудно­сти и усиливает роль менеджмента.

Интенсивная деятельность туристов объективно рождает не­обходимость высочайшей организации производства, труда и управления в сфере туризма. В этом смысле вся деятель­ность сферы туризма объективно приобретает особый, дина­мичный стиль. Именно поэтому в этой сфере высока роль спе­циалистов – организаторов всех видов туристской деятельности.

Пятая особенность туристского потребления заключается в том, что сама рыночная среда туризма имеет особый, культо­вый, характер. Разумеется, туризм (выездной, въездной и внут­ренний) не отрицает, а предполагает деловые встречи, покупку товаров редкого или дефицитного характера. Однако туристский рынок органично включает приобретение товаров и услуг осо­бой культовой и культурологической направленности, отра­жающих социальную и национальную специфику города, ре­гиона, страны. В этом смысле туристское потребление и соот­ветственно туристский рынок, помимо рыночной прозы, несут в себе особый культурологический аспект, некий романтиче­ский ореол.

Причина и следствие могут меняться местами. Чтобы по­треблять, нужно производить. Чтобы сформировать туристский продукт и в последующем его реализовать, сначала нужно про­извести туристский продукт. В этом смысле производство тури­стских услуг есть исходный момент для последующего форми­рования, реализации и потребления туристского продукта. Од­нако и в этом механизме взаимосвязи четырех фаз воспроизвод­ства туристского продукта есть свои особенности, связанные с характером услуг.

Характерная особенность туристских услуг заключается в том, что некоторые их виды имеют неосязаемый, нематери­альный характер. Рассказ экскурсовода может оказать на тури­стов глубокое эмоциональное воздействие, которое нельзя выра­зить материально, заранее увидеть или испытать. Другие услуги туризма имеют материальный характер: турист оказывается перевезенным, вылеченным, отдохнувшим. Но в том и в другом случае специфика туристских услуг состоит в том, что они не существуют до их предоставления. Иными словами, в туризме мы имеем неразрывность производства и потребления услуг. Это обстоятельство позволяет заключить, что туризм следует рассматривать как единую динамично функционирующую сис­тему услуг, которая включает многообразие хозяйствующих субъектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: