Дифференциация и её роль в условиях неценовой конкуренции

Дифференциация товара – придание товару уникальных качеств (реальных или мнимых) с целью привлечения покупателей, которые предпочтут данный товар аналогам конкурентов, несмотря на одинаковые цены у продавцов.

В условиях неценовой конкуренции дифференциация товара играет очень важную роль.

 Для выделения собственной продукции из ряда прочих схожих товаров фирмы-производители придают большое значение таким, казалось бы, несущественным вещам, как, например, упаковка, форма, окраска и дизайн реализуемых товаров. Но они оказываются совершенно правы в своём стремлении сделать продукцию уникальной или же, по крайней мере, интересней с виду, чем у конкурентов. Естественно, когда потребитель предпочитает один товар другому, это происходит не только из-за его красивой упаковки и прочих подобных вещей. Но это также играет немаловажную роль, наравне с качеством товара или иногда даже важнее этого. Ведь для потребителя гораздо приятней приобрести красиво упакованный, эстетичный с виду товар, чем другой, не представляющий особого интереса. И очень часто при выборе между схожими продуктами разных производителей именно это становится решающим фактом покупки товара одной фирмы, а не другой.

В подтверждение вышенаписанного можно привести простой пример.

Допустим, человек, любящий научную фантастику, приходит в книжный магазин, чтобы что-нибудь купить. Он ничего не знает о новинках в данном жанре художественной литературы. Он подходит к прилавку, на котором выставлены книги в жанре научной фантастики, и, естественно, в первую очередь его внимание привлекут те книги, у которых яркая, интересная обложка и удобный ему формат. Ориентируясь только на внешние качества книги и просмотр содержания (не зная больше ничего ни о самой книге, ни о её авторе, не прочитав рецензии на неё и т.д.), можно сказать с большой долей вероятности, что этот человек купит именно одну из первых просмотренных им книг.  

Рассматривая проблему выбора потребителей с этой точки зрения и в других областях, мы видим те же ситуации, что и в книжном магазине.

Приведём примеры, также иллюстрирующие это положение. Часовой завод производит не просто часы, а десятки образцов всевозможных часов, в том числе наручных, настенных и настольных, различающихся между собой материалом корпуса, дизайном оформления, наличием или отсутствием дополнительных функций, возможностью использовать часы как часть интерьера современной квартиры и т.д. Электронное предприятие выпускает массу разновидностей телевизоров, отличающихся оформлением, размером экрана, наличием или отсутствием стереозвучания, возможностью подключения дополнительных устройств и т.д. Молочный комбинат производит десятки сортов йогурта, которые отличаются между собой по степени жирности, наполнителям, весом, наличием или отсутствием консервантов, дизайну оформления…

В конечном итоге фирмы находят у потребителей свою собственную нишу для реализации если и не всей, то определённой части своей продукции. Это, в свою очередь, удовлетворяет любым запросам покупателей и также позволяет фирме выживать. Таким образом, можно сделать вывод, что, создавая с помощью дифференциации продукта свой частный субрынок, фирма обеспечивает себе стабильность и устойчивую реализацию своей продукции. Тем более что способность мелкого и среднего производителя контролировать свою часть рынка и действовать как локальный монополист позволяет ему выдерживать конкуренцию с более крупными фирмами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: