За последнее десятилетие ни один регион мира не претерпел таких кардинальных изменений в экономике, как страны Восточной и Центральной Европы, которые сейчас проходят самый болезненный этап перехода от коммунизма к капитализму. Реформы, инициированные советским лидером Михаилом Горбачевым и получившие название гласность (открытость) и перестройка (реструктуризация экономики), положили начало серии революционных изменений в политической, экономической и социальной жизни регионов. В результате распада Советского Союза в 1991 г. в Восточной Европе появилось 15 независимых государств. В состав Центральной Европы входят такие страны, как Албания, Австрия, а также государства-сателлиты бывшего Советского Союза: Болгария, Чехословакия (разделившаяся на Чешскую и Словацкую республики), Венгрия, Польша и Румыния. Кроме того, в Центральной Европе находятся государства, сформировавшиеся в результате распада Югославии: Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Словения, а также Сербия и Черногория.
Союз Советских Социалистических Республик (Советский Союз, или СССР) появился в результате распада Российской Империи, который последовал за ее поражением в Первой мировой войне. После хаоса, образовавшегося в 1917 г. в результате отречения царя Николая Второго от престола, коммунистическая партия захватила контроль над российским правительством и именем рабочих и крестьян учредила Советский Союз. Коммунисты запретили рыночную систему, отменили частную собственность, а также провели коллективизацию богатых, обширных земель страны. Все эти действия позволили им сократить громадное неравенство доходов, существовавшее при правлении царя. Несмотря на успехи коммунистов в этом направлении, уровень жизни населения страны был значительно ниже по сравнению с уровнем жизни в западных демократических государствах[11, c. 63].
Экономические и политические реформы Горбачева привели к развалу Советского Союза в 1991 г. и к последовавшему за этим провозглашению независимости 15 советскими республиками, которые сейчас часто называют новыми независимыми государствами (Newly Independent States, NIS). В 1992 г. 12 новых независимых государств (все, кроме Прибалтийских стран — Эстонии, Латвии и Литвы) образовали Содружество Независимых Государств, СНГ (Commonwealth of Independent States, CIS), которое должно выполнять функции форума для обсуждения проблем, затрагивающих общие интересы. Члены СНГ учредили зону свободной торговли, в рамках которой отсутствуют таможенные тарифы на экспортные операции между членами Содружества. Среди всех новых стран наиболее влиятельным государством является Российская Федерация (Россия), которая занимала господствующие позиции и в бывшем Советском Союзе. Как независимое государство Россия занимает первое место в мире по территории (6,5 млн квадратных миль) и шестое место в мире по численности населения (145 млн жителей). Страна богата природными ресурсами, в том числе золотом, нефтью, природным газом, полезными ископаемыми, алмазами, а также плодородными землями.
Переход экономики России и многих других новых независимых государств от коммунизма к рыночной системе, мягко говоря, не был легким. Борис Ельцин, первый президент России, избранный в результате проведения демократических выборов, предпринял попытку осуществить приватизацию многих российских компаний, которые были собственностью государства. Однако, несмотря на то, что производительность приватизированных компаний возросла, многие из них попали в руки людей, которые больше заботились о разграблении корпоративного имущества, а не о восстановлении экономической жизнеспособности компаний или о повышении их рентабельности. В те времена, когда Ельцин был у власти, центральное правительство России попадало из одного финансового кризиса в другой, обремененное неспособностью взимать налоги, а также политической необходимостью субсидировать нерентабельные государственные предприятия, которые не удалось продать частным лицам. Второй президент России, Владимир Путин, быстро провел реформу налоговой системы страны, в соответствии с которой был введен единый подоходный налог, равный 13%. По всей видимости, эта система работает. Доходы государства возросли, и инвесторы, как отечественные, так и иностранные, более оптимистично оценивают будущее страны. Помимо всего прочего Путину удалось наладить хорошие рабочие взаимоотношения с президентом Бушем. Два бывших врага времен «холодной войны» начали совместными усилиями решать самые разнообразные мировые проблемы, а в 2002 г. Россия заключила новое соглашение о партнерстве с НАТО.
Страны Центральной Европы, которые разделяли политический курс бывшего Советского Союза, также столкнулись с серьезными проблемами. После падения коммунистических правительств в странах Центральной Европы региональная система внешней торговли, созданная Советским Союзом, распалась и государствам-сателлитам бывшего Советского Союза пришлось приспосабливаться к потере гарантированных экспортных рынков. Страны Центральной Европы также вынуждены были реструктурировать свою экономику и перейти от коммунистической системы централизованного планирования к децентрализованной рыночной системе[8, c. 62].
Чешская Республика, Венгрия и Польша (по классификации Всемирного банка эти страны сейчас относятся к странам с высоким уровнем доходов) существенно опередили другие страны Центральной Европы в вопросах реструктурирования экономики, хотя все они пошли разным путем. Этими странами было привлечено больше прямых иностранных инвестиций, чем это удалось их соседям. Кроме того, Чешская Республика, Венгрия и Польша стали членами ОЭСР и НАТО. Эти страны присоединились к Европейскому Союзу в 2004 г.
В Албании, Болгарии и Румынии экономические реформы продвигаются более медленными темпами, поскольку эти страны не пришли к внутриполитическому согласию относительно направления дальнейшего развития экономики. В странах, которые входили в состав бывшей Югославии, сложилась намного более критическая ситуация. Только Словении удалось избежать того хаоса, которым сопровождался распад Югославии. Это утверждение верно, хотя и в меньшей степени, по отношению к Хорватии и Македонии. В то же время народное хозяйство Сербии, Черногории и Боснии было практически разрушено во время ожесточенной войны за получение контроля над Боснией (начало 90-х гг.) и над Косово (конец 90-х гг.). Не приходится и говорить, что из-за этих конфликтов многие многонациональные корпорации отказались инвестировать свои средства в этих странах.
Рынки стран Азии
Азия, на территории которой проживает более половины населения всего мира, производит всего 25% мирового ВВП. Роль Азии в международном бизнесе нельзя преувеличить. В этом регионе производится как высококачественная продукция, так и продукция низкого качества; кроме того, этот регион является источником квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы. С одной стороны, Азия — это основной получатель иностранных инвестиций от многонациональных корпораций; с другой стороны, регион является главным поставщиком капитала в страны, находящиеся за пределами Азии. Еще более важным является тот факт, что агрессивные, эффективно действующие предприниматели из стран Азии составляют все более жесткую конкуренцию компаниям из стран Европы и Северной Америки, что вынуждает предпринимателей этих стран повышать производительность своих предприятий и улучшать качество продукции.
После Второй мировой войны Япония, островное государство с населением 127 млн. жителей, восстала из пепла и стала страной, занимающей второе место в мире по экономическим показателям (в 2007 г. ВВП Японии составил $4,2 трлн), а также одним из самых влиятельных членов «четверки» (см. раздел «Мир в фокусе»). Стремительное развитие Японии за последние 50 лет частично объясняется тесным взаимодействием между Министерством внешней торговли и промышленности (Ministry of International Trade and Industry, MITI) и промышленным сектором экономики. Министерство использовало всю свою официальную власть, а также неофициальные рычаги, чтобы сориентировать в нужном направлении производственную и инвестиционную стратегию лучших компаний страны. Например, после Второй мировой войны министерство побуждало японские компании к тому, чтобы они вкладывали средства в такие базовые отрасли промышленности, как сталелитейная промышленность и кораблестроение. После того как компании других стран также начали активно действовать в этих отраслях, MITI и многонациональные корпорации Японии перенесли акцент на производство автомобилей, бытовой электроники и производственного оборудования[8, c. 42].
Успешной реализации действий, предпринимаемых Министерством международной торговли и промышленности, благоприятствовала централизованная отраслевая структура производства. Контроль над промышленностью Японии осуществляют большие группы взаимосвязанных компаний, называемые «кейре-цу» (keiretsu); в центре такой группы в большинстве случаев находится один из главных банков Японии. Этот банк несет основную ответственность за обеспечение финансовых потребностей «кейрецу». Члены такой группы компаний во многих случаях выполняют функции поставщиков по отношению друг к другу, затрудняя тем самым проникновение иностранных компаний на японский рынок. Кроме того, компании, входящие в состав «кейрецу», защищены от поглощения конкурирующими компаниями. Такая защита обеспечивается тщательно продуманной системой перекрестного владения акциями, в соответствии с которой члены группы владеют акциями друг друга. Компания Toyota Motors, например, владеет 19% обыкновенных акций компании Kioto Manufacturing, а другие члены «кейрецу», в состав которой входит компания Toyota, владеют 40% акций Kioto. Компания Kioto, в свою очередь, является основным поставщиком автомобильных осветительных приборов, необходимых компании Toyota. Члены «кейрецу» в большинстве случаев доверяют сбыт экспортной продукции во всех странах мира «sogo sosha» — внешнеторговой компании, специализирующейся на экспортных операциях. Обычно такая компания «sogo sosha» входит в состав соответствующей «кейрецу».
Однако в 90-е гг. темпы экономического роста Японии существенно снизились. Начиная с 1990 г. среднегодовой темп раста ВВП составил 1,3% (в Соединенных Штатах Америки этот показатель был равен 3,5%, в Канаде — 3%).
Австралия и Новая Зеландия — это еще два государства, традиционно сильных в экономическом отношении. Несмотря на общность культурного наследия, между этими странами, которые разделяют 1200 миль океана, есть много существенных различий. Население Австралии численностью 19 млн. жителей проживает на территории площадью 2,97 млн. квадратных миль. Поскольку климат большей части континента засушливый, почти все население Австралии сконцентрировано в более влажных прибрежных районах; приблизительно 40% населения страны проживает в Сиднее и Мельбурне. Австралия богата природными ресурсами, но в то же время испытывает нехватку рабочей силы. В результате практически весь объем экспорта товаров, который в 2007 г. составил 17% от $369 млрд. ВВП, приходится на экспорт природных ресурсов (таких как золото, железная руда, уголь), а также на экспорт «землеемкой» сельскохозяйственной продукции (шерсти, мяса и пшеницы)[5, c. 42].
Четырехмиллионное население Новой Зеландии проживает на двух островах — на более густонаселенном Северном острове и на более живописном Южном острове, климат которого не такой умеренный, как климат Северного острова. После сокращения вмешательства государства в экономику, а также после осуществления процесса приватизации народного хозяйства в 80-е гг. Новая Зеландия приобрела в мире репутацию одного из лидеров глобального поворота в сторону максимального использования рыночно ориентированной политики. Торговля товарами имеет чрезвычайно большое значение для страны; в 2007 г. объем экспорта составил 28% от $48 млрд ВВП. Более половины экспорта Новой Зеландии приходится на продукцию, произведенную на базе использования обширных пастбищ. Основные статьи экспорта — молочные продукты, мясо и шерсть. На долю таких стран, как Австралия, Япония и Соединенные Штаты Америки, приходится почти половина всех внешнеторговых операций Новой Зеландии.
Тихоокеанская Азия — это один из регионов мира, в которых промышленность развивается быстрыми темпами. За период после 1945 г. Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг сделали такие большие успехи, что они вместе стали известны в мире под собирательным названием «четыре тигра» (это название — дань китайской культуре, к которой принадлежат три из четырех стран этой группы). Эти страны называют также новыми индустриальными странами (newly industrialized countries, NICs) или новыми индустриальными экономиками (newly industrialized economies, NIEs). «Четыре тигра» были отнесены Всемирным банком к категории недостаточно развитых стран, однако впоследствии им удалось добиться статуса стран с высоким уровнем доходов[8, c. 44].
Республика Корея, больше известная под названием «Южная Корея», появилась на свет в результате «холодной войны», которая разделила Корейский полуостров на две части — коммунистическую Северную Корею и капиталистическую Южную Корею. В 1953 г., после окончания Корейской войны, Южная Корея стала одной из наиболее стремительно развивающихся стран мира. В 2007 г. экспорт товаров составил 36% от $422 млрд ВВП страны. Поддержка экономического развития Южной Кореи была обеспечена тесным сотрудничеством между правительством страны и приблизительно тридцатью частными семейными конгломератами, занимающими господствующее положение в экономике Кореи. Самые крупные из этих конгломератов, называемых в Корее «чеболями» (chaebol), — это Samsung, Hyundai, Daewoo Group и LG (в прошлом Lucky-Goldstar). По многим направлениям правительство Кореи предпринимало попытки последовать по пути, проложенному японскими компаниями, в частности — использовать такие методы, как сдерживание импорта, государственное управление экономикой и индустриализация страны на базе крупных экономических объединений.
К сожалению, экономический рост Кореи был резко приостановлен в результате валютного кризиса, имевшего место в странах Азии в 1997-1998 гг. После этого кризиса многие «чеболи» столкнулись с серьезными финансовыми затруднениями. Многие наблюдатели утверждали, что все проблемы корейских конгломератов стали следствием чрезмерного расширения производства, а также ошибочной кредитной политики корейских банков. Многие «чеболи», казалось, были более заинтересованы в увеличении размера, чем в повышении рентабельности, о чем свидетельствует тот факт, что эти компании брали в банках кредиты с целью вложения средств в те отрасли промышленности, которые уже находились под грузом перепроизводства (например, в такие отрасли, как автомобилестроение).
Некоторые корейские компании сделали соответствующие выводы и вышли из кризиса еще более крепкими и гибкими в экономическом отношении. Компания Samsung, например, ограничила сферу корпоративных интересов. Высшим руководством компании было принято решение о том, чтобы направить все ресурсы компании на производство электронного оборудования. В настоящее время компания Samsung лидирует на рынке микросхем памяти, жидкокристаллических мониторов, DVD-плееров и мобильных телефонов. Тем не менее процесс выхода из кризиса был достаточно болезненным, поскольку руководству компании Samsung пришлось уволить почти половину своих работников, а также продать те подразделения, которые занимались направлениями деятельности, имеющими для компании второстепенное значение. Другие конгломераты, такие как Hyundai и Daewoo, и сейчас ведут борьбу за восстановление своей былой славы. Некоторые подразделения их империй были распроданы иностранным владельцам, другие ожидают своего конца в судах по делам о банкротстве[13, c. 74].
Тайвань, иногда упоминаемый как Республика Китай, — это небольшое островное государство, расположенное недалеко от материковой части Китая. Численность населения Тайваня составляет 22,2 млн. жителей. Появление этой страны стало следствием гражданской войны между национально-освободительными силами генерала Чан Кайши и коммунистами под предводительством Мао Цзедуна. После поражения на материковой территории Китая армия и правительство Чан Кайши перебрались на Тайвань. Провозгласив остров «республикой Китай», а себя — законным правителем материковой части Китая, Чан Кайши занялся развитием экономики Тайваня для того, чтобы получить необходимые средства для обещанного вторжения на материк. Передача крестьянам земель, принадлежавших владельцам крупных земельных участков, позволила повысить производительность в сельском хозяйстве. Использование частных семейных компаний в качестве основного компонента экономики, а также ориентация на экспортную торговлю позволили Тайваню стать одной из стран, занявших за последние три десятилетия лидирующие места в мире по темпам экономического роста: средний годовой показатель экономического роста страны за этот промежуток времени составил более 8%.
Темпы экономического развития Тайваня были настолько высокими, что эта страна не могла больше позволить себе вести конкурентную борьбу как промышленный центр, действующий на базе использования низкооплачиваемой рабочей силы. Именно поэтому тайваньские компании в последнее время направляют свои усилия на более прибыльные отрасли экономики, позволяющие существенно увеличивать стоимость вложенных ресурсов (например, на производство электронного оборудования и выпуск автомобилей). Тем не менее, эти компании по-прежнему нуждаются в низкооплачиваемых рабочих. Несмотря на отсутствие дипломатических отношений между Тайванем и Китаем, тайваньские компании вкладывают все больше средств в заводы и сборочные цеха, расположенные на территории Китая, чтобы получить доступ к столь необходимой низкооплачиваемой рабочей силе.
При численности населения, равной 1,2 млрд. жителей, Китай является самой населенной страной в мире. Кроме того, Китай — одно из наиболее древних государств, переживших правление ряда императоров в период с 2000 г. до н. э. до 90-х гг., когда была образована Китайская Народная Республика. Стихийная гражданская война сделала возможным вторжение Японии в Китай в 1931 г. После изгнания японцев в конце Второй мировой войны гражданская война возобновилась. В конечном итоге в 1949 г. коммунистические силы Мао Цзэдуна победили националистскую армию во главе с генералом Чай Кайши[14, c. 53].
Во времена Мао Цзэдуна коммунизм в Китае прошел три этапа. Первый этап — «большой скачок» (1958-1960) — состоял в реализации программы форсированной индустриализации страны посредством увеличения количества мелких предприятий, производивших трудоемкую продукцию. Провал этой программы привел в конечном итоге к началу «культурной революции» (1966), во время которой китайская молодежь, подстрекаемая руководящими коммунистическими кадрами, провела тотальную чистку членов партии, подозреваемых в отступлении от доктрин Мао. Последовавший за этими событиями политический хаос снова отодвинул на неопределенное время экономическое развитие страны, поскольку многие квалифицированные и образованные члены общества были высланы в деревню «замаливать свои идеологические грехи».
После смерти Мао в 1976 г. новым правительством Китая была принята программа развития страны по принципу ограниченного свободного рынка. В сельском хозяйстве была частично восстановлена частная собственность, а предприниматели получили право открывать небольшие компании, такие как рестораны или предприятия легкой промышленности. Иностранным компаниям было разрешено открывать совместные предприятия с китайскими фирмами. В результате всех этих реформ резко возрос объем прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику, что привело к бурному экономическому развитию страны, а также к возрождению надежд китайского народа на получение политической свободы. В то же время коммунистические лидеры не желали уступать свою власть. Применение оружия против нескольких тысяч демократически настроенных демонстрантов на пекинской площади Тяньаньмынь в июне 1989 г. привело к охлаждению политических и экономических отношений между Китаем и странами «четверки», продолжавшемуся на протяжении нескольких лет.
Однако как бы там ни было, Китай идет по своему уникальному пути развития. Под неусыпным руководством коммунистической партии Китай продолжает проводить политику, ориентированную на свободный рынок. Как следствие такого сочетания коммунистической идеологии и свободного рынка, экономика Китая все больше проявляет признаки «шизофрении». Государственные предприятия, известные своей низкой производительностью и дешевыми подделками, борются за выживание. Начиная с 1998 г. с этих предприятий было уволено 28,5 млн. рабочих, что привело к социальным волнениям и политической нестабильности во всей стране. С другой стороны, активно действующий частный сектор экономики Китая привлек внимание многих компаний из всего мира, объем прямых иностранных инвестиций резко возрос после 1992 г. Особого внимания заслуживают возросшие инвестиции, вкладываемые в экономику Китая инвесторами-китайцами из Тайваня, Гонконга и Сингапура. Эти инвесторы воспринимают Китай как источник трудолюбивой, низкооплачиваемой рабочей силы, — товара, который становится все более редким в их странах. За последнее время большие китайские города пережили бурное экономическое развитие, чего нельзя сказать о сельских районах страны, в которых насчитывается около 900 млн. жителей. Устранение увеличивающегося разрыва между уровнем жизни сельского и городского населения Китая — вот основная задача, решить которую предстоит лидерам Китая.
Ближний Восток
Ближний Восток охватывает территорию между Юго-Западной Азией и СевероВосточной Африкой. Этот регион называют «колыбелью цивилизации», поскольку именно на его территории появились первые в мире крестьянские хозяйства, города, правительства, своды законов и письменность. Кроме того, этот регион был местом зарождения ряда основных религий мира, в том числе иудаизма, христианства и ислама. История Ближнего Востока — это история конфликтов и политической нестабильности. На протяжении второй половины
XX в. этот регион пережил ряд арабо-израильских войн, войну между Ираном и Ираком и две войны в Персидском заливе. Все эти войны сделали крайне рискованным ведение бизнеса на Ближнем Востоке.
В 2007 г. Саудовская Аравия (Saudi Arabia) занимала первое место на Ближнем Востоке по размеру ВВП, который составил $173 млрд, однако самый высокий уровень доходов на душу населения ($16710 в год) был в Израиле. На Ближнем Востоке расположены страны, богатые нефтью. В Саудовской Аравии, например, добыча нефти приносит 40% ВВП и 90% общего объема доходов от экспорта. Некоторые страны Ближнего Востока, богатые нефтью, предпринимают попытки диверсифицировать свою экономику, чтобы обеспечить «жизнь после нефти». В Кувейте доходы, полученные от продажи нефти, используются на формирование впечатляющего портфеля инвестиций. Дубай, один из семи Объединенных Арабских Эмиратов, предлагает иностранным инвесторам все преимущества зоны свободной торговли, а также прекрасную инфраструктуру и каналы для экспорта товаров в другие страны региона.






