Основы построения системы налогообложения

Ведение

 

Тема налогообложения весьма обширна. Ей посвящено не мало трудов, разнообразных научных исследований. Это обусловлено тем, что налоги играют важную роль в жизни отдельного гражданина и всего общества в целом. Данная работа призвана осветить основные теоретические моменты налогов и системы налогообложения в целом.

Налог является одной из основных категорий финансовой науки. Существует множество взглядов на саму сущность налога. В данной работе приведены цитаты из научных работ известных ученых, работавших над вопросами налогообложения.

Налогообложение прошло длительную эволюцию, как в масштабах всего мира, так и в России в частности. В нашей стране все еще продолжается реформирование системы налогообложения, выдвигаются на обсуждение новые законопроекты.

Правительством Российской Федерации в апреле 2003 г. были одобрены основные направления осуществления налоговой реформы, которыми предусматривается, в частности, продолжение курса на дальнейшее снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, усиление справедливости налоговой системы, а также улучшение налогового администрирования.

В рамках завершения налоговой реформы предполагается осуществление завершения реформирования системы поимущественных налогов, в частности, налога на имущество физических лиц.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо изучить основные понятия, такие как сущность и функции налога, основы построения системы налогообложения. Все это мы рассмотрим в первой главе данной работы, и лишь после этого приступим к изучению налога на имущество физических лиц во второй и третей главе.



Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения

Сущность и функции налогов

Сущность налогов

Налоги как финансовая категория возникли вместе с товарным производством и появлением государства, которому требовались средства на выполнение возложенных на него функций.

Налог является одной из основных категорий финансовой науки. Существует множество взглядов на саму сущность налога. Ученые Московской и Санкт-Петербуржской финансовых школ считают, что повинности в форме налога, взимаемого как в натуральной, так и в денежной форме, существуют с возникновения государства. В учебнике К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю «Экономикс» высказано мнение, что налог – это «принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги». [1]

Д.Г. Черник так пишет в своем учебнике: «Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога». Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

· работники, своим трудом материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.

· хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан с одной стороны, и государства с другой стороны по поводу формирования государственных финансов.[2]

По определению А.В. Брызгалина, «налог – это категория комплексная, это симбиоз экономики и права, поэтому ни одна область знаний не в состоянии получить здесь безоговорочного приоритета …налог – это экономико-правовая категория».

Т.Ф. Юткина рассматривает налог с различных сторон, акцентируя внимание на его дуализме. «Дуализм налога» выражает, с одной стороны, качественное предназначение налога как добровольной жертвы со стороны каждого в пользу всех, а с другой стороны, свидетельствует о его количественной определенности на практике: в какой форме, когда и сколько от каждого.[3]

Уральская финансовая школа придерживается несколько другого взгляда на сущность налогов. В работах А.Ю.Казака дается следующее определение налога: «Налоги – это денежные отношения, по средствам которых государство безвозмездно изымает часть национального дохода для финансового обеспечения своих функций. Экономическая сущность налогов заключается в относительно безвозмездном изъятии части ВВП в пользу государства в виде обязательного взноса для формирования денежных фондов».[4]

Существуют и другие общие теории налогов, которые рассматривают налоги по-своему.

Теория обмена, существовавшая в средние века, рассматривает безвозмездный характер налогообложения, т.е., уплачивая налог, граждане покупают у государства услуги по охране, поддержанию порядка и др.

Атомистическая теория (Ш.Л. Монтескье, Т. Гоббс, Вольтер) представляет налоги как предварительную плату за предоставление защиты общественного порядка. «Уплачивать налог означает отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное»,- Вольтер.

Классическая теория (А. Смит, Д. Риккардо) рассматривает налог как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства.

Кейнсианская теория (Дж. Кейнс). Экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости достичь практически невозможно. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту. Чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения следует изымать с помощью налогов. Налоги являются главным рычагом регулирования экономики и одним из слагаемых ее успешного развития.

Теория налогового бремени (А. Лаффер) предполагает, что фискально государство воздействует на увеличение или уменьшение национального производства путем варьирования налоговых ставок и осуществления государственных расходов. Математическими расчетами он доказал, что результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства.

 

R

Ro

 

R2

 

R1

 

 

              r1 r0 r2                            r

R – масса налогов

r – ставка процента, %

Рис. 1. Кривая Лаффера


После введения в действие части I Налогового кодекса Российской Федерации, научная дискуссия об определении сущности налогов в российской экономической литературе несколько поутихла. Вот какое определение дается в НК РФ:

Налог – обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований.[5]

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника налогообложения (капитала, дохода) и того влияния, которое в конечном итоге оказывает налог на макро- и микроэкономические процессы, т.к. реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм.

Впервые экономическая сущность налогов была исследована в работах Д. Риккардо (1772-1823). Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны.

В советской России 20-х гг. финансовая наука (А. Соколов, П.В. Микеладзе) придерживалась теории коллективных потреблений. Задача налоговой политики заключается в том, чтобы согласовывать и экономически рационально удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности.

Рассматривая современные точки зрения ученых-экономистов на экономическую сущность налога, можно отметить, что и сегодня не существует единого подхода к данной проблеме.[6]

По мнению В.М. Родионовой, «экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами».

А.В. Брызгина под финансово-экономической сущностью налогов понимает «прямое изъятие государством определенной части ВВП в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета)».

Анализируя предложенные определения, можно отметить, что каждое из них делает акцент на различных аспектах, т.о. дополняя друг друга.

«Относительно безвозмездное изъятие государством части ВНД в виде обязательного взноса для формирования денежных фондов (доходов)»,- таков взгляд Уральской финансовой школы на данный вопрос.


Функции налогов

Налоги выполняют две функции – фискальную и стимулирующую (регулирующую).

Фискальная функция является основной, непосредственно вытекающей из экономической природы налогов. Посредством реализации этой функции образуются соответствующие денежные фонды и создаются необходимые материальные условия для существования государства.

Стимулирующая (регулирующая) функция налогов обусловлена фискальной функцией. Посредством стимулирующей функции налоги используются в качестве важнейшего финансового регулятора всех перераспределительных процессов в обществе, активно воздействующего на состояние экономической системы.

Обе функции налогов тесно взаимосвязаны. Чрезмерное увлечение одной из них, как правило, негативно сказывается на общем состоянии экономики. Тем не менее, в каждый конкретный момент, в зависимости от экономической ситуации, государство может отдавать предпочтение использованию той или другой функции налогов, естественно в сугубо цивилизованных экономических рамках.

Кривая Лаффера (рис.1) демонстрирует тесную взаимосвязь и взаимообусловленность двух функций налогов. После определенного предела (предвидеть и прогнозировать который обязано государство, как орган управления конкретной социально-экономической общностью) повышение налоговых ставок не только не способствует увеличению доходов бюджета, но и оказывает разрушительное воздействие на производство.[7]

 

Основы построения системы налогообложения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: