Конспект статьи В. Е. Холшевникова «композиция лирических стихотворений» // анализ одного стихотворения / под ред. В. Е. Холшевникова. – Л. , 1985

 

Основное отличие конспекта от реферата заключается в том, что мысли ученого цитируются дословно. Составление тезисов связано с умениями писать план: пункты плана расширяются до формулировок главных мыслей-тезисов, а они, в свою очередь, развиваются за счет доказательств – системы рассуждений и выводов, подкрепленных ссылками на текст и цитатами. «Совокупность всех тезисов и доказательств, передающих движение мысли авторов статьи (лекции, сочинения и т.д.) и представляет собой конспект» (Станчек Н. А. Культура устной и письменной речи // Методика преподавания литературы: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. З. Я. Рез. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985, с. 312).

При написании конспекта необходимо обязательно указывать следующие сведения:

- автор;

- название;

- выходные данные книги, в которой опубликована статья (сочинение);

- номера страниц, на которых находится цитируемый текст.

Последнее требование связано с идеей межпредметных связей в курсе вузовского обучения. Составление конспекта – не самоцель, для конспектирования предлагается материал, который в дальнейшем может быть использован студентами при подготовке к занятиям и выполнении письменных заданий по историко-литературному курсу, а также при написании курсовых и дипломных работ. В связи с этим указанные в конспекте номера страниц могут значительно облегчить процесс написания данных видов работ и значительно сэкономить время.

 

 

Письменная работа № 4

«ЖАНРЫ ЛИРИКИ»

Цель: формировать умения определять лирические жанры и обосновывать свою точку зрения анализом.

Задание: определить жанр одного из предложенных лирических произведений, назвать жанровые признаки.

Тексты для анализа:

1. Пушкин А. С. «Редеет облаков летучая гряда…»

2. Пушкин А. С. «Погасло дневное светило…»

3. Пушкин А. С. Черная шаль

4. Пушкин А. С. «В надежде славы и добра…»

5. Пушкин А. С. Песнь о вещем Олеге

6. Жуковский В. А. Вечер

7. Жуковский В. А. Море

8. Лермонтов М. Ю Русалка

9. Лермонтов М. Ю. Тростник

10. Лермонтов М. Ю. И скучно и грустно

11. Лермонтов М. Ю. Тамара

12. Лермонтов М. Ю. Опасение

13. Лермонтов М. Ю. Разлука

14. Лермонтов М. Ю. Одиночество

15. Лермонтов М. Ю. Дереву

16. Лермонтов М. Ю. Арфа

17. Лермонтов М. Ю. Два сокола

18. Тютчев Ф. И. Сижу задумчив и один

19. Майков А. Сон в летнюю ночь

20. Жемчужников А. Осенние журавли

21. Бунин И. А. «Багряная печальная луна…»

22. Бунин И. А. «Растет, растет могильная трава…»

23. Бунин И. А. Рыбачка

24. Ахматова А. А. Художнику

25. Маяковский В. В. Письмо Татьяне Яковлевой.

26. Бальмонт К. Д. Притча о великане

27. Бальмонт К. Д. Заклятые

28. Рубцов Н. М. Прощальная песня

29. Рубцов Н. М. Свидание

30. Рубцов Н. М. У размытой дороги

 

Подготовкой к выполнению этого вида работы можно считать систему практических занятий по теме «Жанры лирики», а также выполнение письменных работ № 2 и № 3. При условии качественного написания реферата и конспекта студенты получают образец анализа композиции лирического стихотворения, что является базовым аспектом анализа, в том числе и жанрового.

 

Литература:

1. Поспелов Г. П. Лирика: Среди литературных родов. – М.: Изд-во Московск. ун-та, 1976

2. Гинзбург Л. Я. О лирике. Л: Ленинградск. отделение изд-ва «Сов. писатель», 1974.

3. Сильман Т. И. Заметки о лирике. – Л, Ленинградск. отделение изд-ва «Сов. писатель», 1977.

4. Федотов О. И. Основы теории литературы. В 2 ч. Ч.2. Стихосложение и литературный процесс. – М.: Владос, 2003.

5. Разные учебники «Введение в литературоведение» и «Теория литературы».

6. Справочная литература (словари литературоведческих терминов, литературная энциклопедия и др).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: