Письменная работа № 5

«ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ»

Цель: закрепление теоретических знаний о художественном образе, развитие умений определять виды художественных образов с учетом различных классификаций.

Задание: в художественных произведениях, предложенных к письменной работе № 4, определить виды художественных образов по выполняемой функции (см. Чернец Л. В. Виды образа // Введение в литературоведение. Уч. издание / Под. Ред. Чернец Л. В. – М., 2004, стр. 33-45), а также опираясь на предметную, обобщенно-смысловую и структурную классификации (Эпштейн М. Образ художественный // Словарь литературных терминов. – М., 1987, стр. 252-256).

 

Данный вид работы позволяет студентам вновь обратиться к ключевой категории литературоведения – художественному образу. Как показывает практика, определение вида художественного образа вызывает серьезные затруднения у студентов разных курсов. Для выполнения письменного задания № 5 необходимо повторить теорию художественного образа (в разных учебниках по введению в литературоведение и теории литературы, а также в справочной литературе). От студентов требуется осмысление двух основных классификаций художественного образа – по выполняемой функции, изложенной в учебнике «Введение в литературоведение» под. Ред. Чернец Л. В. и структурно-семантической классификации, которая представлена в статье «Образ художественный» // Словарь литературных терминов.

Учитывая природу словесного творчества, в любом произведении необходимо осмыслить образ-голос, первичный субъект речи. В лирическом произведении образом-голосом является лирический субъект. Как правило, у студентов не вызывает трудностей определить образ-голос, если субъект выражен местоимением первого лица. Сложнее определить и охарактеризовать образ-голос в стихотворениях, в которых лирическое «я» грамматически не обозначено. Л. Я. Гинзбург отмечает, что «Прямой разговор от имени лирического Я нимало не обязателен. Авторский монолог – это лишь предельная лирическая форма. Лирика знает разные способы предметной и повествовательной зашифровки авторского сознания – от масок лирического героя до всевозможных «объективных» сюжетов, персонажей, вещей, зашифровывающих лирическую личность именно с тем, чтобы она сквозь них просвечивала»[10]. Произведение не может быть лишено образа-голоса (субъект, организующий весь текст, будь то лирический субъект, образ автора или повествователь, рассказчик в эпосе, образ автора в драме присутствует обязательно). Важно понять, каково отношение этого субъекта к событиям и явлениям окружающего мира, с которыми он формально не соотнесен. Почему именно эти картины природы возникают в сознании лирического субъекта, какие мысли и чувства вызывают они? Каково отношение к героям и событиям баллады? Возвышает или низвергает их лирический субъект? Насколько солидарен автор с субъектом речи? На эти вопросы необходимо ответить, характеризуя образ-голос. Студент-филолог должен твердо запомнить одно из ключевых положений поэтики: «В каждом произведении есть первичный субъект речи, и его голос и оценки не тождественны, хотя часто созвучны голосу и оценкам автора».

Следует также понимать, что когда лирический субъект передает свои воспоминания, размышления, чувства, то, чаще всего, он одновременно является также образом-персонажем, т.к. «персонаж (от лат. рersona – особа, лицо, маска) – вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении».[11] Образом-персонажем также является возлюбленная лирического героя, лирическая героиня (М. М. Бахтин).

Нельзя забывать, что образ многозначен, поэтому образ возлюбленной (или любимого, если субъектом речи является лирическая героиня) может быть одновременно и образом-персонажем, и образом-представлением. Часто с подобным образно-функциональным синкретизмом мы встречаемся в любовной лирике. Рассмотрим на примере, как это реализуется в художественном произведении. Обратимся к первой строфе стихотворения А. Блока «Мы встречались с тобой на закате…»:

       Мы встречались с тобой на закате,

       Ты веслом рассекала залив,

       Я любил твое белое платье,

       Утонченность мечты разлюбив.

Лирический субъект (образ-голос) с ностальгией вспоминает об ушедшей любви. Для него один повторяющийся эпизод связан с воспоминаниями о возлюбленной, их встречи были активны, хотя лирический субъект представлен в стихотворении как будто бездействующим. Уже первая фраза «мы встречались», а также указания на чувства, которые переживал герой в прошлом «я любил» свидетельствует о том, что мы имеем дело с образом-персонажем. Его возлюбленная также является образом-персонажем. Первого стиха уже было бы достаточно для того, чтобы отнести образ лирической героини к этой группе художественных образов: мы – значит, я (лирический герой) и ты (его возлюбленная). Особенно явно признаки персонажа проявляются во втором стихе: «Ты веслом рассекала залив». В воспоминаниях об ушедшем чувстве для лирического субъекта важно все: что, когда, как было. «Она была прекрасна на фоне заходящего солнца, я был счастлив любоваться ею», - как будто убеждает он читателей. И мы любуемся: мы видим образ молодой пары в лодке, девушку в белом платье, с веслом, вечернее небо, отражающееся в воде. Образ, созданный в произведении, который можно мысленно представить, увидеть, является образом-представлением. В стихотворении А. Блока образ-представление, созданный в первой строфе, уточняется, дополняется, расширяется в последующих: «впереди – на песчаной косе // загорались вечерние свечи», «вечерний туман», «у берега рябь и камыш», «белый стан», «золотое весло».

Кроме перечисленных, в художественном образе, особенно если речь идет о лирике, практически всегда есть образ-символ. Автор в произведении говорит не только о событиях или переживаниях, но и представляет свое отношение к миру, которое не может быть «материально», буквально помещено в рамки произведения. «В широком смысле слова, - пишет Л. В. Чернец, - иносказателен и многозначен любой образ»[12]. Так, в стихотворении А. Блока нет словесно выраженной мысли о том, что лирический субъект сожалеет об ушедшей любви. Более того, в последней строфе вербально утверждается обратное: «Ни тоски, ни любви, ни обиды». Не оформлена словесно и авторская идея (она почти никогда не оформлена, потому что автор – вне текста, над текстом: и над субъектом речи, и над героями, и над сюжетом): «Человек счастлив, когда любит, тогда для него нет мелочей, все помогает почувствовать это счастье, мир прекрасен (даже голоса панихиды)».

В предметную классификацию М. Эпштейна включены виды образов, создающих предметный мир произведения: от детали до бытия. Предметный мир, наряду с речевой организацией – основа любого художественного произведения[13]. Так как предметный мир есть в каждом произведении, то необходимо определить виды образов, составляющих единый образ мира. Следовательно, образ мира, картина мира, бытие являются одним из центральных образов художественного произведения. Вспомним определение художественного образа, предложенное Л.И. Тимофеевым: «Образ – это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение»[14].

Эстетически постигая жизненные закономерности, художник слова создает различные образы, которые М. Эпштейн выделил в обобщенно-смысловую подклассификацию. В лирическом произведении сложнее, чем в эпическом или драматическом, выявить первичные образы: индивидуальные, характерные, типические. Образы вторичные присутствуют в произведениях всех трех родов, так как любое настоящее искусство опирается на традицию, с одной стороны, и в какой-то степени преодолевает ее, с другой. Из этого не следует делать вывод, что абсолютно в любом произведении можно «найти» образ-архетип или образ-топос. Адекватное восприятие этих видов образа при выполнении работы требует от студента высокой читательской культуры и знания русской и мировой поэзии.

Для правильного понимания третьей подклассификации М. Эпштейна следует учитывать, какой из образных рядов – автологический (самодостаточный), металогический (иносказательный, метафорический) или суперлогический – доминирует в структуре произведения, выполняет текстоообразующую функцию. е менее в лирике дении сложнее, чем в эпическом или драматическом, выявить первичные образы: индивидуальных, характерные, типич

Подводя итог, можно сказать, что при выполнении данного вида работы студентам предстоит определить и охарактеризовать

- виды образов, которые присутствуют в каждом произведении (образ-голос, образ-деталь, образ-бытие, образ-символ, образ-мотив);

- другие виды образов, которые могут либо быть, либо отсутствовать в произведении (образ-персонаж, образ-представление, первичные образы, образ-топос, образ-архетип);

- какой образный ряд (автологический, металогический или суперлогический) является структурной основой произведения.

 

Обязательно также учитывать многозначность и многофункциональность художественного образа. В качестве образца предлагается рассмотрение полифункциональности образа Енисея в прозе М. Тарковского.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: