Письменная работа № 1

КОНСПЕКТ КНИГИ М. М. БАХТИНА «АВТОР И ГЕРОЙ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М, 1975; Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. – СПб, 2000.

Цель: совершенствование навыков конспектирования; осмысление необходимости разграничения контекстов автора и героев в произведении, формирование методологической основы для проведения практических занятий и выполнения последующих письменных работ.

Задание: при выполнении конспекта необходимо лист вертикально разделить на 2 части: одна, большая, собственно для конспекта и вторая, меньшая, для словаря, вопросов и помет.

Требования к написанию конспекта (указание автора, названия, выходных данных издания, страниц) остаются неизменными.

Письменная работа № 2.

«ЛИРИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ. СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ»

Цель: формировать умение разграничивать разные «голоса» в лирическом стихотворении, соотносить их с «голосом» автора, доказывать свою точку зрения анализом.

Задание: осмыслить специфику и эстетическую функцию субъектной организации лирического стихотворения.

Тексты для анализа:

1. А. С. Пушкин. Коварность

2. А. С. Пушкин. Поэт и толпа.

3. А. С. Пушкин. Бесы

4. М. Ю. Лермонтов. Челнок

5. М. Ю. Лермонтов. «Для чего я не родился…»

6. М. Ю. Лермонтов. Гусар.

7. М. Ю. Лермонтов. Бородино

8. М. Ю. Лермонтов. Сосед

9. М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…»

10. М. Ю. Лермонтов. «Я не хочу, чтоб свет узнал…»

11. М. Ю. Лермонтов. И скучно и грустно

12. М. Ю. Лермонтов. Тамара

13. М. Ю. Лермонтов. Листок

14. Ф. Глинка. Две дороги

15. Я. Полонский. Дорога

16. Я. Полонский. Колокольчики

17. Я. Полонский. «Подойди ко мне, старушка…»

18. А. Плещеев. В лесу.

19. Н. Гумилев. Крыса

20. Н. Гумилев. Маскарад

21. Н. Гумилев. Корабль

22. Н. Гумилев. Китайская девушка

23. А. Блок. «Ночью сумрачной и дикой…»

24. А. Блок. «Молчи, как встарь, скрывая свет…»

25. А. Блок. «Я вышел в ночь – узнать, понять…»

26. А. Блок. «Смолкали и говор, и шутки…»

27. А. Блок. Незнакомка («По вечерам над ресторанами…»)

28. М. Цветаева. Глаза

29. М. Цветаева. «Ваш нежный рот – сплошное целованье…»

30. М. Цветаева. «Простите любви – она нищая!»

 

Выполняя предложенное задание, необходимо соотнести контекст лирического субъекта и авторский контекст. Кроме того, во всех предложенных произведениях наблюдается присутствие и других (кроме лирического субъекта и авторской) точек зрения. Необходимо осмыслить, чьи «голоса» слышны в стихотворении и как вводится в текст новое звучание.

 

 

Письменная работа № 3

«ЭПИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ. РАССКАЗЧИК И ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ»

Цель: совершенствование навыков анализа образа-голоса в эпическом произведении.

Задание: охарактеризовать повествователя (рассказчика) в предложенном произведении, специфику его речи, обосновать эстетическую необходимость подобной речи повествователя (рассказчика), определить авторское отношение к повествователю (рассказчику).

 Тексты для анализа:

1. И. С. Тургенев. Ермолай и мельничиха.

2. И. С. Тургенев. Малиновая вода.

3. И. С. Тургенев. Уездный лекарь.

4. И. С. Тургенев. Льгов.

5. И. С. Тургенев. Бежин луг.

6. И. С. Тургенев. Бурмистр.

7. И. С. Тургенев. Контора.

8. И. С. Тургенев. Бирюк.

9. И. С. Тургенев. Лебедянь.

10. И. С. Тургенев. Смерть.

11. И. С. Тургенев. Певцы.

12. И. С. Тургенев. Свидание.

13. И. С. Тургенев. Гамлет Щигровского уезда.

14. И. С. Тургенев. Стучит!

15. И. С. Тургенев. Лес и степь.

16.  В. М. Шукшин. Суд.

17.  В. М. Шукшин. Письмо.

18.  В. М. Шукшин. Ораторский прием.

19.  В. М. Шукшин. Мой зять украл машину дров!

20.  В. М. Шукшин. Беседы при ясной луне.

21.  В. М. Шукшин. Страдания молодого Ваганова.

22.  В. М. Шукшин. Выбираю деревню на жительство.

23.  В. М. Шукшин. Алеша Бесконвойный.

24.  В. М. Шукшин. Ночью в бойлерной.

25.  В. М. Шукшин. Жил человек…

26.  В. М. Шукшин. Пьедестал.

27.  В. М. Шукшин. Осенью.

28.  В. М. Шукшин. Версия.

29.  В. М. Шукшин. Наказ.

30.  В. М. Шукшин. Мнение.

 

На постижение специфики образа рассказчика или повествователя в большей или меньшей степени направлена работа на всех практических занятиях дисциплин «Литературоведение. Введение в литературоведение», «Литературное произведение: теория и практика анализа», практикума «Анализ художественного произведения». Тем не менее, студенты часто допускают ошибки, отождествляя автора и рассказчика, затрудняются понять отношение автора к рассказчику. Каждому субъекту речи (персонифицированному или неперсонифицированному повествователю, образу автора) свойственна присущая ему стилистическая манера.

Задачей студентов при выполнении работы является характеристика субъекта и его речи.

В качестве образца предлагается анализ субъектов речи в повести М. Тарковского «С высоты».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: