РЕФЕРАТ ГЛАВЫ УЧЕБНИКА В. М. ЖИРМУНСКОГО
«ПОЭТИКА КОМПОЗИЦИИ» // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1972.
Цель работ № 2 и № 3 – формирование умения работы с научной литературой.
Реферирование является одной из важных форм индивидуальной работы студентов. Реферат – краткое, устное или письменное изложение научной работы, книги и т.п.[8]
При написании реферата необходимо учитывать следующие основные требования.
Схема построения вводной части научного произведения
(автореферата, дипломной работы, проблемной статьи и т.п.) [9] :
- обоснование актуальности научного исследования (актуальности проблемы);
- характеристика имеющихся на эту тему работ, теорий; историография вопроса;
- выделение конкретного вопроса (предмета исследования);
- выдвижение гипотезы;
- обоснование использования избранной теории (метода);
- предварительное формулирование выводов.
Схема построения заключительной части научного произведения:
- краткое изложение научного исследования;
- окончательная формулировка выводов;
- список авторских работ.
Таблица 1
Модель реферата научной статьи
I. Вводная часть реферата | В статье "...", помещенной в журнале "..." №... | |||||||||||
за... год, рассматриваются вопросы (проблемы, | ||||||||||||
| пути, методы) | |||||||||||
Автор статьи - известный ученый… | ||||||||||||
Статья | называется | |||||||||||
носит название | ||||||||||||
| под названием | |||||||||||
озаглавлена | ||||||||||||
под заголовком | ||||||||||||
опубликована в | ||||||||||||
П. Тема статьи, ее общая характеристика | Тема статьи - … | |||||||||||
Статья на тему … | ||||||||||||
Статья посвящена | теме | |||||||||||
проблеме вопросу
обобщение изложение описание анализ обзор | ||||||||||||
Статья представляет собой | ||||||||||||
III. Проблема статьи | В статье
| речь идет (о чем?) говорится (о чем?) рассматривается (что?)
|
| |||||||||
дается
| оценка (чему?) (чего?) анализ (чего?) изложение (чего?)
| |||||||||||
Сущность проблемы | сводится (к чему?) заключается (в чем?) состоит (в чем?) | |||||||||||
IV. Композиция статьи | Статья | делится на... части (- ей) состоит из... частей начинается (с чего?) заканчивается (чем?) | ||||||||||
V. Описание основного содержания статьи | Во введении | формулируется (что?) дается определение (чего?) | ||||||||||
| В начале статьи
| определяются излагаются | цель задачи цели задачи | |||||||||
Далее дается общая характеристика | проблемы глав частей | исследования статьи | ||||||||||
| В статье автор | ставит затрагивает освещает | следующие проблемы | |||||||||
останавливается (на чем?) касается (чего?) | ||||||||||||
| В основной части | излагается (что?) приводится аргументация (чего? в пользу чего? против чего?)
дается обобщение (чего?) научное описание (чего?) | ||||||||||
В статье также затронуты такие вопросы, как … | ||||||||||||
VI. Иллюстрация автором своих положений | Автор приводит ссылается на
В статье
| пример (ы) факты цифры данные | подтверждающие, иллюстрирующие его положения | |||||||||
приводится дается | ||||||||||||
VII. Заключение, выводы автора | Автор | приходит к подводит нас к | выводу, что… заключению… | |||||||||
делает вывод подводит итог | ||||||||||||
В конце статьи подводятся итоги (чего?) | ||||||||||||
В заключении автор | говорит, что… утверждает, что… | |||||||||||
В заключении говорится, что … (о чем?) Сущность вышеизложенного сводится к (следующему) … | ||||||||||||
VIII. Выводы и оценки референта | В итоге
| можно необходимо хотелось бы | сказать подчеркнуть отметить | |||||||||
Таким образом, в статье | нашло отражение … убедительно доказано … получили исчерпывающее освещение… | |||||||||||
| Оценивая работу в целом, можно утверждать… Безусловной заслугой автора является … | |||||||||||
Заслуга автора | состоит заключается | (в чем?) | ||||||||||
Основная ценность работы
| состоит заключается
| (в чем?)
| ||||||||||
| Достоинством Недостатком | работы является…
| ||||||||||
К достоинствам недостаткам
| работы относятся … | |||||||||||
С теоретической (практической)
Вызывают
| точки зрения | важно существенно | ||||||||||
возражения сомнения | ||||||||||||
Нельзя (не) согласиться с … Существенным недостатком работы можно считать… | ||||||||||||
Таблица 2
Список конструкций для реферативного изложения
В статье под заглавием "...", помещенной в журнале "...", №... за... год, излагаются взгляды (проблемы, вопросы)... Предлагаемая вниманию читателей статья (книга, монография) представляет собой детальное (общее) изложение вопросов... Рассматриваемая статья посвящена теме (проблеме, вопросу...) В статье рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для... Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что... Тема статьи (вопросы, рассматриваемые в статье) представляет большой интерес… Основная тема статьи отвечает задачам... Выбор темы статьи (исследования) закономерен, не случаен... В начале статьи автор дает обоснование актуальности темы (проблемы, вопроса, идеи) Затем дается характеристика целей и задач исследования (статьи). Рассматриваемая статья состоит из двух (трех) частей. Автор дает определение (сравнительную характеристику, обзор, анализ)... Затем автор останавливается на таких проблемах, как (касается следующих проблем, ставит вопрос о том, что...) Автор подробно останавливается на истории возникновения (зарождения, появления, становления)... Автор излагает в хронологической последовательности историю... Автор подробно (кратко) описывает (классифицирует, характеризует) факты... Автор доказывает справедливость (опровергает что-либо). Автор приводит доказательства справедливости своей точки зрения. Далее в статье приводится целый ряд примеров, доказывающих (иллюстрирующих) правильность (справедливость)... В статье дается обобщение..., приводятся хорошо аргументированные доказательства... В заключение автор говорит о том, что... Изложенные (рассмотренные) в статье вопросы (проблемы) представляют интерес не только для..., но и для... Надо заметить (подчеркнуть), что... Несомненный интерес представляют выводы автора о том, что... Наиболее важными из выводов автора представляются следующие... Это, во-первых..., во-вторых..., в-третьих..., и, наконец... |
Таблица 3