№ п/п | Показатель | Отчетный год | Прошлый год | Изменение(+,-) | |||
Сумма, тыс.руб. | % к итогу | Сумма, тыс.руб. | % к итогу | Сумма, тыс.руб. | % к итогу | ||
1 | Выручка (нетто) | 1670760 | 96,000 | 1233280 | 94 | 437480 | 135,473 |
2 | Проценты к получению | 33580 | 1,929 | 39400 | 3,003 | -5820 | 85,228 |
3 | Доходы от участия в других организациях | – | – | – | – | – | – |
4 | Прочие операционные доходы | 10275 | 0,590 | 12900 | 0,983 | -2625 | 79,651 |
5 | Внереализационные доходы | 25760 | 1,480 | 26420 | 2,014 | -660 | 97,502 |
6 | Всего доходов | 1740375 | 100 | 1312000 | 100 | 428375 | 132,651 |
7 | Себестоимость продукции | 1503684 | 91,358 | 1140784 | 93,005 | 362900 | 131,811 |
8 | Управленческие расходы | 50040 | 3,040 | 29970 | 2,443 | 20070 | 166,967 |
9 | Проценты к уплате | 28640 | 1,740 | 15600 | 1,272 | 13040 | 183,590 |
10 | Прочие операционные расходы | 19206 | 1,167 | 4296 | 0,350 | 14910 | 447,067 |
11 | Внереализационные расходы | 34236 | 2,080 | 21136 | 1,723 | 13100 | 161,980 |
12 | Налог на прибыль и иные аналогичные платежи | 10111 | 0,614 | 14800 | 1,207 | -4689 | 68,318 |
13 | Всего расходов | 1645917 | 100 | 1226586 | 100 | 419331 | 134,187 |
14 | Превышение доходов над расходами | 94458 | 85414 | 9044 | 110,588 |
Доходы организации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом увеличились на 439615 тыс. рублей, что составило рост на 32,651%. Наибольший удельный вес в доходах занимает выручка от продаж (94% в прошлом году и 96% в отчетном году). На втором месте стоят проценты к получению (3,003 % в прошлом году и 1,929 % в отчетном году). Удельный вес внереализационных доходов составляет (2,014% в прошлом году и 1,48% в отчетном году).
Расходы организации увеличились на 419331 тыс.рублей, т.е. на 34,187%. Наибольший удельный вес в расходах занимает себестоимость продукции (93,005% в прошлом году и 91,358% в отчетном году). Далее стоят внереализационные расходы (1,723% в прошлом году и 2,08% в отчетном году). Остальные расходы еще менее значительны.
Используя данные формы № 2, можно оценить состав и динамику элементов формирования прибыли от продаж и чистой (нераспределенной) прибыли, т.е. конечные финансовые результаты деятельности организации. Как свидетельствует информация таблицы 10, выручка от продажи продукции является основным источником доходов ОАО «Агат». В отчетном году выручка от продаж увеличилась по сумме на 35,473%, и увеличилась по структуре на 2%. Одновременно с ростом выручки наблюдается увеличение показателя себестоимости по сравнению с прошлым годом по сумме на 31,811%, но наблюдается сокращение ее по структуре на 1,646 %.
Превышение роста выручки от продаж над показателем себестоимости повлияло на разницу между доходами и расходами – она увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 10,588%, или на 9044 тыс. руб.
На изменение прибыли оказали отрицательное влияние следующие факторы:
- снижение прочих операционных доходов на 20,349%;
- увеличение прочих операционных расходов на 347,067%;
- снижение внереализационных доходов на 2,498%;
- увеличение внереализационных расходов на 61,98%.
- снижение процентов к получению на 14,772%;
- увеличение процентов к уплате на 83,59%;
АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Задание № 13
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.
Существуют следующие показатели прибыли:
- валовая (маржинальная) прибыль – разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;
- прибыль от реализации продукции, товаров, услуг – разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода;
- общийфинансовый результат до налогообложения – финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы;
- чистая прибыль – та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.
Существуют следующие показатели рентабельности:
- рентабельность продаж определяется как отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к выручке от реализации (без налогов). Рентабельность продаж исчисляется для всей проданной продукции или для отдельных изделий. Показывает сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.
- рентабельность активов – это отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости активов предприятия. Имеет важное значение для обобщающей оценки эффективности использования вложенных в предприятие средств.
- рентабельность собственного капитала исчисляется путем отношения чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала организации. Позволяет определить эффективность использования инвестированных собственниками средств в предприятие и сравнить ее с альтернативными источниками получения дохода. В странах с развитой рыночной экономикой рентабельность собственного капитала служит важным критерием при оценке уровня котировки акций на фондовой бирже.
- рентабельность доходов – это отношение чистой (нераспределенной) прибыли к общей величине доходов.
- рентабельность расходов исчисляется путем отношения чистой (нераспределенной) прибыли к сумме расходов предприятия.
Задание № 14
Динамику балансовой прибыли предприятия проанализируем с использованием таблицы 12.
Таблица 12