Федерально-монархическая печать

  Федерально-монархическая печать стала складываться сразу же после возникновения первых газет. Она ведет свое начало со времен кардинала Ришелье, когда Т. Ренодо в 1631 году создал «La Gazette». В России первой газетой являются «Ведомости», созданные Петром 1 в 1702 году. 13 января (день выхода первого номера) отмечается как день российской печати. Характерно, что этот тип прессы возник по воле верховной власти, прежде всего в период формирования абсолютистских (самодержавных) монархий в целях, говоря современным языком, идейно-организационного укрепления монархической абсолютистской власти, когда формировались мощные централизованные государства.

В период становления централизованных государств, формирования единой политической системы и экономического пространства, развития национальной культуры печати, способствуя развитию государства, распространяя идеи просвещенного абсолютизма и борясь за их реализацию, играла относительно прогрессивную роль. Внутри нее существовали различные направления – охранительно-консервативные, либерально-просветительские, даже отражавшие идеи дворянских революционеров, объективно готовивших буржуазные преобразования, выступавших за конституционную монархию, а порой и за республиканский строй. Поэтому важно внимательно относиться к явлениям журналистики тех времен и хранить живое наследие прошлого.

Однако по мере превращения феодально-монархического строя в тормоз общественного развития этот тип прессы (утеряв остатки либерализма) в стремлении сохранить старые устои открыто выявил свою консервативную, а затем и прямо реакционную сущность. Верховная власть в проводимой информационной политике стремилась сохранить монополию на журналистскую деятельность для «своей» прессы, ограничивая с помощью прямых запретов и цензуры оппозиционную журналистику. Особенно подверглась преследованиям буржуазно-демократическая журналистика.

История распорядилась так, что во времена господства буржуазных отношений во многих странах сохранились монархические институты: либо как формально-традиционные (Великобритания), либо в определенной мере выполняющие свои функции (Испания), либо играющие действенную роль руководства государствами (ряд арабских стран). Разумеется, существует и журналистика, поддерживающая пропагандирующая монархические идеи - как выражение желательности видеть во главе государства того, кому «по праву крови» принадлежит эта роль (которая к тому же исполняется «из высших соображений», из общих интересов нации без постоянной оглядки на мнения избирателей, подверженных непредсказуемым колебаниям). Не случайно существует афоризм, что каждая монархия стремится к демократии, а демократия – к монархии. Решающим фактором возникновения журналистики оказались социально–экономические причины. На рубеже 16 – 17 вв. происходит активное складывание рыночных отношений, рост международной торговли, развиваются наука и культура, растет грамотность населения. Все эти экономические, социальные и культурные факторы послужили толчком для более широкого и регулярного распространения торговой, политической, научной и культурной информации, прежде всего, в интересах нового нарождавшегося класса – буржуазии. В это же время возникают крупные абсолютистские государства (Франция, Россия), и феодально–монархические и религиозно–клерикальные круги также стремятся использовать печать в своих интересах.

Первые публикации, которые могут быть отнесены к зачаточным формам периодической печати, появились в Англии в начале 17 века. Это были письма или памфлеты, повествующие о новостях за границей: «Новости из Германии» (1612 г.), «Добрые вести из Флоренции» (1614 г.), «Глас народа или новости из Испании» (1620 г.) и др.

Первые печатные газеты появились в Германии в начале 17 в. – еженедельники «Рилейшн адлер» в Страсбурге и «Авизо–рилейшн одер цайтунг» в Аугсбурге (дошедшие до нас номера датированы 1609 годом). В Англии в 1622 году появился еженедельник аналогичного содержания под названием «Уикли ньюс фром Итали, Джермени этсепт.», а первая ежедневная английская газета – «Дэйли курант» – увидела свет 11 марта 1702 года. Первые европейские газеты, рассчитанные прежде всего на купцов и промышленников, содержали рекламу товаров, публиковали информацию, о новостях науки и культуры, то есть отвечали запросам тогда еще немногочисленного и недостаточно влиятельного класса буржуазии. Так, на страницах созданной в 1629 году в Бельгии первой печатной газеты ее издатель А.Верховен публиковал такого рода объявления:

«Бургомистр и советник Утрехта намерен основать в этом древнем и славном городе университет, где будут преподаваться теология и юриспруденция, кроме того философия, история и другие науки. Он будет создан и открыт в нынешнем году».

Однако, феодально–монархические круги, быстро оценив возможности печати как высокоэффективного средства политической борьбы, сами стали поддерживать ее развитие. Так, посетив в 1630 году действовавшее в Париже Адресное (рекламно–справочное) бюро, кардинал Ришелье разрешил его владельцу Т.Ренодо распространять информацию по всей территории страны. В результате 30 мая 1631 года вышел первый номер еженедельника «Ля Газетт», в котором наряду с коммерческими стали публиковаться официальные внутриполитические сообщения и новости из других стран1.

 Таким образом, несмотря на то, что периодическая печать возникает в результате развития рыночных отношений в интересах прежде всего нарождавшейся буржуазии, первым историческим типом журналистики стал феодально–монархический тип. Главной идеей в содержании изданий этого типа была концепция абсолютизма, божественной избранности монарха и нерушимости феодально–крепостнических отношений. На первичной стадии становления абсолютных монархий в национальных границах феодально–монархическая печать способствовала становлению единого политического и экономического пространства, национальной культуры страны, но впоследствии становилась оплотом консерватизма, а затем и откровенно реакционной силой. [1]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: