Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности РФ осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.
2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности РФ.
Под экономической безопасностью предприятия в работе понимается такое состояние, при котором обеспечивается эффективное использование имеющегося капитала, стабильность роста, высокое качество управления, постоянное обновление технологий и информационной базы. Экономическую безопасность личности характеризует такое состояние жизнедеятельности человека, при котором обеспечиваются правовая и экономическая защита его жизненных интересов, соблюдение конституционных прав и обязанностей. При этом наиболее серьезными видами угроз личности являются нарушение прав потребителя, невыплата пенсий и заработной платы, безработица, невосполнимое обесценение сбережений, рэкет, мошенничество и др.
|
|
Связующим звеном между федеральным и региональным уровнями обеспечения экономической безопасности России является государственная региональная экономическая политика. Это говорит о зависимости дальнейшего экономического и социального развития нашего общества от четкой региональной политики государства.
Учитывая необходимость обеспечения национальной и экономической безопасности России, государственная региональная политика призвана решать три задачи:
Таблица 5. Основные меры обеспечения экономической безопасности
Основные меры | Уровень управления | |||
Общефедеральный | Региональный | |||
Информационно-аналитические меры | ||||
1. Мониторинг уязвимости экономических интересов | Мониторинг угроз экономическим интересам Российской Федерации | Мониторинг уровней социально-экономического развития регионов (субъектов Российской Федерации) | ||
2. Текущая и прогностическая оценки экономического развития | Система показателей оценки экономического развития российской Федерации | Система показателей оценки экономического развития региона (субъекта Российской Федерации) | ||
Меры регулятивного воздействия | ||||
1. Совершенствование нормативной правовой базы и проведение институциональных преобразований | Принятие федеральных законов, кодексов, Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации и др. | Принятие законов, постановлений законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции | ||
2. Устранение кризисных тенденций | В стране в целом, в отдельных отраслях, регионах | В регионе, городах, на предприятиях в пределах компетенции | ||
Меры прямого действия
| ||||
1. Программы выхода из кризиса | Российской Федерации | Региона (субъекта Российской Федерации) | ||
2. Государственное регулирование регионального развития | Разработка и реализация целевых программ социально-экономического развития регионов | Участие в реализации федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов и привлечении внебюджетных средств | ||
3. Противодействие носителям угроз интересам страны | Совершенствование финансовой системы, лоббирование интересов отечественного производителя на международном рынке, выравнивание на уровне максимума степени регионального экономического развития | Повышение экономической, социальной и бюджетной эффективности управления регионом (Субъектом Российской Федерации) |
- активизировать интеграционные процессы, направленные на укрепление российской государственности и процветание ее экономики;
- обеспечить повышение общего уровня социально-экономического развития регионов, снижение их социально-экономической дифференциации;
- локализовать региональные конфликты, ликвидировать их последствия, поэтапно устранять причины и факторы, их порождающие, свести к минимуму риск возникновения межэтнических конфликтов, обеспечивать стабилизацию политической, социально-экономической, экологической обстановки в каждом регионе России.
Заключение
В заключении еще раз хотелось бы подчеркнуть:
Экономической безопасностью называют характеристику, сущность которой состоит в:
1. Нормальном функционировании экономической системы в целом;
2. Возможности безболезненного включения и нормальной работы внутренней экономической системы в мировой.
В моей работе были проанализированы основные угрозы и рассмотрен механизм обеспечения экономической безопасности. Также, были приведены общие направления поддержания экономической безопасности России на должном уровне – это:
- Проведение эффективной промышленной и структурной политики;
- Восстановление инвестиционной активности;
- Спасение основного массива обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, научно-технического потенциала страны;
- Постепенный переход к структурно-технологической перестройке производства.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Необходимо совершенствование нормативно-правовой базы всех видов экономических отношений. Национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, армию – вооружением, население и социальную сферу – предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю – конкурентоспособными экспортными товарами. Россия должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда. Нельзя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российские проблемы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии решений для обеспечения экономической безопасности нужно с осторожностью относиться к советам со стороны других стран, которые при проведении своей внешней политики заботятся, прежде всего, о своих интересах. Конечно, зарубежным опытом следует пользоваться, но с учетом российской специфики экономического положения.
|
|
Список используемой литературы:
1. А. Галиев, Авиапром располовинили, «Эксперт» №19, 2001г.
2. А. Галиев, Необходимо, но не достаточно, «Эксперт» №11, 2001г.
3. А. Галиев, Оборонная инициатива, «Эксперт», №40,2000г.
4. А. Ивантер, Пробуждение, «Эксперт»,№1 – 2, 2001г.
5. А. Иванова, Энергетическая приватизация, «Эксперт», №46, 2000г.
6. ВВП ведущих стран, «Эксперт», №10, 2001г.
7. В. Сенчагов, О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. «Вопросы экономики», №1, 1995г.
8. В.Л. Тамбовцев, Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы.// Вестник МГУ. Серия 6, «Экономика», 2001г., №3.
9. В.К. Сенчагов, Экономическая безопасность России. М.,2005г.
10. Инвестиционный рейтинг российских регионов, «Эксперт», №41, 2001г.
11. К.Х. Ипполитов, Экономическая безопасность: стратегия возрождения России. М., 1996г.
12. Л. Абалкин, Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. «Вопросы экономики», №12, 1994г.
13. М. Арсентьев, Экономическая безопасность. Обозреватель, №5, 1998г.
14. М.П. Тодаро, «Экономическое развитие», М., «Юнити», 1997г.
15. П. Савченко, М. Федорова, Е. Шелкова, Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние России., «Российский экономический журнал», №7, 2000г.