Метод бухгалтерского учета представляет единую систему способов сплошного, непрерывного, взаимосвязанного отражения и обобщения в денежном выражении движения объектов бухгалтерского учета, обеспечивающих получение необходимых результатов. Технология формирования и обобщения бухгалтерской информации включает последовательность четко регламентированных этапов и элементов метода бухгалтерского учета.
Этапы:
первичное наблюдение – документирование и инвентаризация;
стоимостное измерение – оценка и калькирование;
текущая группировка и систематизация информации – счета бухгалтерского учета и двойня запись;
полное, комплексное обобщение информации – бухгалтерский баланс и бухгалтерская отчетность.
Рассмотрим подробнее элементы метода бухгалтерского учета.
Документирование – это совокупность процедур первичного отражения хозяйственных фактов в специальных документах учета, являющихся основанием для бухгалтерских записей. Заполнение первичных учетных документов осуществляется с соблюдением определенных требований, придающих им юридическую силу.
С целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и отчетности, сохранности ценностей в организации проводится инвентаризация.
Инвентаризация – это специфический прием первичного наблюдения для регистрации фактов хозяйственной жизни, которые не могут быть выявлены и зарегистрированы обычными способами первичного наблюдения.
Стоимостное измерение – способ выражения объектов учета в обобщающем денежном измерителе. Соответственно, оценка есть способ перевода учитываемых объектов из натурального измерителя в универсальный денежный.
Калькуляция представляет собой процесс, связанный с исчислением оценок, отсутствующих в первичных учетных документах. Калькуляция осуществляется на всех стадиях кругооборота. В процессе приобретения (заготовления) сырья и материалов определяется себестоимость единицы заготовленного вида сырья, в процессе производства – себестоимость готовой продукции, в процессе продажи – себестоимость проданной продукции.
Прием группировки (обобщения) и соизмерения отдельных объектов осуществляется при помощи системы счетов бухгалтерского учета. Счет – это локальная информационная система (в виде таблицы), определяющая группировку экономически однородных хозяйственных операций о состоянии активов, источниках их образования, их движении.
Двойная запись – это способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Сущность ее заключается в том, что каждая хозяйственная операция должна быть отражена дважды – на двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах по дебету одного счета и кредиту другого счета.
Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки и обобщения информации об активах и обязательствах организации по составу, размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату, как правило, на 1-е число месяца.
Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую жизнь организации за определенный период (месяц, квартал, год). Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния организации, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, для оценки положения организации на рынке.
Важнейшие элементы метода бухгалтерского учета – документация и инвентаризация, счета и двойная запись, денежная оценка и калькуляция, периодическая отчетность – органично связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, составляя содержание учетного процесса.






