Монетарная политика - инструмент, при помощи которого правительства стараются воздействовать на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу

Одним из самых распространенных инструментов монетарной политики с целью борьбы с инфляцией является учетная ставка процента. Ее повышение затрудняет получение кредитов у центрального банка и соответственно, сокращая ресурсы прочих банков, ограничивает их операции.

Мероприятия по регулированию учетной ставки обычно сопровождаются операциями центрального банка на открытом рынке. Имеется в виду продаж государственных ценных бумаг, которая влияет на размеры свободных ресурсов банковской системы. Центральный банк может также продавать иностранную валюту коммерческим банкам с целью, с одной стороны, сокращения их кредитных способностей, а с другой - стимулирования этих банков к инвестициям за границей.

Действенной формой регулирования в денежно-кредитной области выступает изменение норм обязательных резервов, т.е. резервов, которые кредитные институты должны держать в центральном банке. Важно, чтобы эти нормы дифференцировались в зависимости от сроков привлечения банками вкладов. Увеличение обязательных резервов непосредственно ведет к соответствующему сокращению ликвидности банковской системы и ограничению кредитных операций. Если высокие нормы устанавливаются для вкладов в иностранной валюте, это служит средством борьбы с импортом инфляции.

С середины 70-х годов в странах Запада начала активно использоваться политика, предложенная монетаристами и направленная на введение целевых ориентиров прироста денежной массы или таргетирования. Такая политика предполагает, что в качестве ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает установление контроля над изменением денежной массы со стороны центрального банка. Возможность же достижения положительных результатов такого регулирования связывается прежде всего с воздействием центрального банка на «денежную базу» (т.е. на сумму наличных денег, а также остатков на резервных счетах коммерческих банков в центральном банке). Центральный банк, воздействуя на «денежную базу», имеет возможность влиять на размеры денежной массы.

Однако последствия такого регулирования могут быть неоднозначны. Так, сокращение темпов роста денежной массы может и не привести к снижению цен. Вполне вероятной реакцией на уменьшение спроса, особенно в условиях монополистической структуры рынка, явится сокращение инвестиций и объемов производства.

С самого начала характер и способы таргетирования отличались значительным разнообразием. Иногда установление целей носило во многом формальный характер, выступало в роли обычных прогнозов. В то же время в ряде стран оно сыграло более серьезную роль. При этом сами целевые ориентиры фиксировались по-разному - либо твердой контрольной цифрой допускаемого роста по одному или сразу по нескольким денежным агрегатам на предстоящий период (как правило, на год), либо «вилкой» («коридором»), показывающей верхний и нижний пределы колебаний. Установление целевых ориентиров и наблюдений за реальной динамикой денежной массы позволяет своевременно принимать решения о необходимых регулирующих мероприятиях. Тем самым они выполняют важную функцию индикатора, указывающего на то, какие следует провести изменения в экономической политике.

 

1.3   Мировой опыт по проведению антиинфляционной политики

Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики, который требует изучения для выработки грамотной антиинфляционной политики в настоящее время.Послевоенная инфляция в США, как и в других капиталистических странах, вызвана новой гонкой вооружений и милитаризацией экономики. Рост денежной массы в США значительно опережал рост производства и товарооборота и имел инфляционный характер. С 1960 по 1967 гг. наличная денежная масса увеличилась на 44%[4], а розничный товарооборот в реальном выражении – только на 26%. В 1969-1970 гг. имел место кризисный спад промышленного производства США, но денежная масса продолжала возрастать. Так, в марте 1971 г. общий индекс промышленной продукции США был почти на 5% ниже уровня 1969 г., но общая масса денег в обращении возросла с марта 1969 г. по март 1971 г. на 11%. С марта 1971 г. по март 1972 г. денежная масса снова возросла на 11%, а промышленная продукция – только на 4%. В результате инфляции и давления монополий уровень цен в США систематически рос, а покупательная сила доллара падала. На протяжении послевоенного периода, с 1945г. по 1972 гг., общий индекс потребительских цен повысился более чем вдвое, причем только за 1963-1972 гг. его рост составил 37%. Особенностью послевоенной инфляции в США по сравнению с рядом других капиталистических стран явилось то, что обесценение доллара по отношению к товарам длительное время не сопровождалось снижением его официального золотого содержания, которое до конца 1971 г. оставалось на уровне, установленном еще в 1934 г.Активные антиинфляционные меры, принятые администрацией Р. Рейгана в 1981 г., способствовали снижению ее уровня. В их основу была положена монетаристская концепция регулирования экономики. В числе этих мер прежде всего можно выделить повышение процентных ставок, ограничение денежной эмиссии, сокращение бюджетного дефицита за счет урезывания государственных расходов, уменьшение пассива платежного баланса, снижение налогов с юридических и физических лиц и некоторое уменьшение военных расходов (вследствие подписания ряда соглашений с СССР о сокращении ракетно-ядерных вооружений).Период после Второй мировой войны в Великобритании характеризуется более высокими темпами инфляции, чем в других промышленно развитых странах. В 1951-1960 гг. розничные цены росли в среднем на 4,1% в год; в 1971-1980 гг. – на 13,3%; в 1981-1986 гг. – на 7,5%. Причины инфляции в Великобритании коренятся и в сфере производства, и в сфере обращения. Одной из основных был бюджетный дефицит, который сопровождался ростом государственного долга. Задолженность только центрального правительства в 1986 г. составляла 47% ВНП.Для борьбы с инфляцией Банк Англии применял разнообразные инструменты. До конца 70-х гг. в основном осуществлялся неокейнсианский подход к денежно-кредитному регулированию. Использовались три метода денежно-кредитной политики: маневрирование процентной ставкой Банка Англии; изменение норм «специальных депозитов», т.е. депонирования коммерческими банками доли средств, привлеченных на депозиты на спецсчете в Банке Англии; применение прямых селективных методов контроля за банковскими ссудами, выдаваемыми частному сектору. С 1976 г. наблюдалось усиление влияния на денежно-кредитную политику неоклассических и особенно монетаристических концепций. В монетарной политики акцент первоначально был сделан на таргетировании показателей денежной массы. Однако к началу 90-х гг. правительство убедилось в том, что контроль под ее ростом осуществлять чрезвычайно трудно. Инструментом борьбы с инфляцией был избран обменный курс фунта, который был привязан к стабильной немецкой марке. Такая политика продолжалась до сентября 1992 г., когда Великобритания вышла из механизма обменных курсов Европейской валютной системы. С тех пор ключевым элементом антиинфляционной политики стало изменение краткосрочных процентных ставок.Послевоенная инфляция во Франции была тесно связана с хроническим бюджетным дефицитом, который обусловлен крупными военными расходами, а также расходами, связанными с государственным регулированием экономики и осуществлением «политики роста». После Второй мировой войны неоднократно осуществлялись девальвации франка; две последние девальвации были проведены в декабре 1958г. и в августе 1969 г. Девальвация 1958 г. сыграла определенную роль в усилении экспорта французских товаров на мировой рынок. Золотовалютные резервы Франции значительно возросли: с 1050 млн. долл. в конце 1958 г. до 6994 млн. долл. в конце 1967 г. Однако внутренний процесс инфляции продолжался, что нашло выражение в систематическом повышении товарных цен. Так, с 1962 г. по август 1971 г. индекс розничных цен поднялся на 55%.В связи с этим правительство Франции в сентябре 1963 г. провозгласило «план стабилизации», включавший блокирование розничных цен и заработной платы, ряд мер кредитной рестрикции (ограничение банковских кредитов предприятиям и потребительского кредита, повышение учетной ставки Банка Франции в ноябре 1963 г. с 3,5 до 4%[5]), а также меры по сокращению бюджетного дефицита путем значительного увеличения налогов. Но реальной стабилизации франка не произошло: военные расходы и денежная масса продолжали увеличиваться, а покупательная сила франка падать. Тогда в сентябре 1969 г. правительство Франции опубликовало «план оздоровления», предусматривающий сокращение внутреннего потребления, уменьшение бюджетного дефицита и рост экспорта. Были вновь применены меры кредитной рестрикции (учетная ставка Банка Франции была поднята в 1969 г. с 6 до 8%; ограничен банковский и потребительский кредит), а для сокращения бюджетного дефицита повышены налоги.

Особый интерес вызывают подходы стран Евросоюза к регулированию инфляции, в которых в 80-е годы произошла подлинная революция. Если ранее большинство государств исходило из допустимости «умеренной» (на уровне 5 - 6%) инфляции ради поощрения экономического роста, то сейчас на базе глубоких теоретических исследований, подкрепленных эмпирическим анализом, страны ЕС пришли к выводу о концептуальной предпочтительности стабильности цен. Многочисленные исследования показывают, что инфляция оказывает негативное воздействие на экономическое развитие, хотя оценить его количественно достаточно сложно. Издержки инфляции многомерны, поскольку они вызываются различными причинами

Одновременно страны ЕС полагают, что высокий уровень безработицы в Еврорегионе определяется структурными, а не денежно-кредитными причинами, и поэтому либеральная денежно-кредитная политика не способствует решению проблем безработицы, а напротив, усугубит их, поскольку инфляция исказит направления инвестиционных потоков, окажет давление на уровень долгосрочных процентных ставок и подорвет распределительную функцию ценовых механизмов.

Такие концептуальные изменения в экономических воззрениях европейцев нашли отражение в резком снижении темпов инфляции в 80 - 90-е годы, что и послужило базой для перехода к единой валюте. На практике стабильность цен в ЕС обеспечивается независимостью центрального банка[6].

Степень независимости Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) является самой высокой в мире. При этом она прочно закреплена: для изменения статуса ЕЦБ необходим созыв межправительственной конференции. ЕЦБ не подчинен и не контролируется какими-либо институтами политической власти ни на уровне стран ЕС, ни на уровне Союза в целом. Институциональная независимость дополняется оперативной независимостью: определив контуры единой денежно-кредитной политики, ЕЦБ имеет абсолютные полномочия в выборе инструментов ее проведения. Она состоит из следующих компонентов: ЕЦБ устанавливает количественные ориентиры индекса потребительских цен в качестве основной цели. Этот показатель не должен превышать 2-3%. Для обеспечения подобной цели, установленной на среднесрочную перспективу, ЕЦБ опирается на количественные ориентиры увеличения денежной массы. За основу взят агрегат М3 (объем в обращении наличных денег, средних вкладов, чеков) - как более гибкий с точки зрения среднесрочных тенденций показатель. Он установлен на уровне 4%. Кроме того, ЕЦБ использует и более широкий круг экономических и финансовых показателей, включая экономические прогнозы. В целях обеспечения ценовой стабильности определяется и политика процентных ставок. Таким образом, государства лишаются возможности финансировать свою деятельность за счет денежно-кредитных методов. С 1994 г., т. е. с начала второго этапа формирования экономического и валютного союза, было полностью запрещено покрытие дефицита госбюджетов за счет эмиссии или за счет займов национальных центральных банков. Предусмотрена также «личная независимость» руководства банка: все члены Исполнительного комитета ЕЦБ назначаются на 8 лет без права переизбрания на второй срок.

Наконец, предусмотрена «материальная независимость» ЕЦБ: все национальные центробанки имеют собственные бюджеты, независимые от одобрения государственными структурами.

Немаловажен субъективный фактор - страны ЕС выбирают в качестве руководителей центральных банков лиц, имеющих репутацию жестких «консерваторов». В современных экономических моделях особая роль придается назначению на эту должность банкира, который должен стремиться не к реализации социальных целей общества, а придавать основное, даже чрезмерное значение, достижению стабильности цен. При этом оптимальная степень консервативности неодинакова в различных странах. Она тем выше, чем выше естественный уровень безработицы, чем менее антиинфляционными являются настроения экономических, политических элит страны и общества в целом. Иными словами, чем легче страна готова свернуть с пути борьбы с инфляцией, тем консервативнее в своих убеждениях должен быть руководитель центрального банка.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: