Источники формирования и направления использования прибыли

 

Мировая практика свидетельствует, что в условиях рыночных отношений существует два основных источника формирования прибыли:

Первый источник - это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянного усовершенствования продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий[3].

Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий и организаций. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит[4]:

1) от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

2) от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);

3) от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);

4) от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

Однако получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском - над организацией постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банках.

В АО прибыль формируется, во-первых, в зависимости от самого рода деятельности общества – производит ли оно продукцию, оказывает какие-либо услуги, или это посредническая организация. Во-вторых, как было выше сказано, прибыль зависит от многих факторов (условия реализации, объема производства, снижения издержек, маркетинговой политики и т.д.)

АО, как и любая другая организация, имеет свои доходы и расходы, которые определяются при разработке финансового плана.

Доходы организации - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов, и/или погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением уставных вкладов участников или акционеров.

Расходы организации – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества и т.д.), и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этого предприятия, за исключением уменьшения уставных вкладов по решению участников, акционеров.

Доходы и расходы организации делятся на:

- на доходы и расходы от обычных видов деятельности;

- операционные доходы и расходы;

- внереализационные доходы и расходы;

- чрезвычайные доходы и расходы.

Более подробная классификация доходов и расходов представлена в Приложении 1 Таблица «Классификация доходов и расходов предприятия». При планировании общей или балансовой прибыли на предстоящий период производственно-финансовой деятельности в ее состав включаются все предусмотренные доходы со знаком «плюс», а также возможные расходы или убытки со знаком «минус» (Приложение 1).

Итак, организация реализует продукцию (работы, услуги) и получает выручку. За вычетом затрат на производство и реализацию, в случае превышения доходов над расходами, образуется прибыль.

Изначально это балансовая прибыль. Она включает в себя 1) прибыль от продаж; 2) результат от операций с имуществом и финансовой деятельности; 3) результат от внереализационных операций. Балансовая прибыль рассчитывается: прибыль от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.). Балансовая прибыль – это общая прибыль отчетного периода.

Далее образуется валовая прибыль. Валовая прибыль - это балансовая прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

Валовая прибыль делится на налогооблагаемую и не облагаемую налогом прибыль. Налогооблагаемая прибыль – это валовая прибыль за вычетом:

§ доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий;

§ доходов от казино, видеосалонов и пр.;

§ прибыли от страховой деятельности;

§ прибыли от отдельных банковских операций и сделок;

§ отчислений на капиталовложения;

§ рентных платежей в бюджет;

§ прибыли от производства и реализации производственной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции и др.

Все эти виды доходов являются самостоятельными объектами налогообложения. И чтобы с них не вызвался двойной налог, их исключают из прибыли.

В итоге на предприятии остается чистая прибыль, возникающая при распределении прибыли. Она представляет собой налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль и налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой. При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расходами. При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных, санкций, пеней и других платежей, которые ранее уплачивались за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения.

Чистая прибыль распределяется по различным направлениям. Предприятие любой формы собственности вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Порядок распределения зависит от конкретной организационно-правовой формы предприятия. В результате, после распределения, остается неиспользованная прибыль или убыток, непокрытый деньгами.

Помимо этого существует также консолидированная прибыль – это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности по деятельности материнской и дочерних предприятий.

Также можно выделить сверхприбыль. Она возникает в том случае, когда предприятия работают в наиболее выгодных условиях, их продукция имеет низкую себестоимость. И сверхприбыль равна разнице между рыночной ценой и себестоимости продукции. Здесь предприниматели получают максимальную норму прибыли в своей отрасли, но она, как правило, не носит постоянный характер.

Существует монопольная прибыль в рамках сверхприбыли. Монополии сами устанавливают цены на свою продукцию, они получают избыток прибыли.

В АО порядок распределения прибыли осуществляется на основе его устава. В целом политика АО в области распределения прибыли, как правило, вырабатывается Советом директоров и утверждается на общем собрании акционеров. Совет директоров утверждает положение о распределении прибыли. Типичная форма положения дана в приложениях

Существует два подхода к распределению чистой прибыли. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов. Это могут быть: фонд накопления, который объединяет средства, зарезервированные для производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества; фонд социальной сферы, который учитывает средства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу; фонд потребления, который аккумулирует средства на развитие социальной сферы, кроме капитальных вложений, материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха и т. п. Первый подход облегчает процесс планирования и контроля использования финансовых ресурсов предприятия.

При втором подходе остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется на накопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При том и другом подходе предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям.

Типичный подход к распределению прибыли в АО следующий: чистая прибыль распределяется на создание фондов.

В обществе создается резервный фонд. Порядок его формирования и использования определяется уставом АО. Согласно статье 35 ФЗ «Об Акционерных обществах» резервный фонд создается в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5 процентов от его уставного капитала. Формирование и пополнение фонда происходит путём ежегодных отчислений до достижения им размера, предусмотренного уставом общества. Из резервного фонда покрываются непредвиденные коммерческие убытки АО, также из него производится погашение облигаций и выкуп акций общества при отсутствии других средств. При недостатке чистой прибыли из него выделяются средства: для выплаты дивидендов по акциям (в первую очередь по привилегированным акциям; в случае недостаточности прибыли для выплаты дивидендов выплата производится за счет средств резервного фонда), на выплату налогов, плату банку за кредит и другие цели. Использование резервного фонда в иных целях запрещается. В АО могут также создаваться страховой фонд, гарантийный и др., которые предназначены для покрытия убытков АО и используются, если прибыли отчетного года недостаточно для выплаты доходов по ценным бумагам.

Из чистой прибыли может быть сформирован специальный фонд акционирования работников общества, предусмотренный уставом общества. Средства фонда расходуются только на приобретение акций общества, продаваемых его акционерами, для последующего размещения его работникам. Средства, полученные при возмездной реализации акций работникам общества, формируют фонд.

В АО создается фонд накопления за счет чистой прибыли, амортизационных отчислений и продажи части имущества. Это часть совокупного общественного продукта, используемая на расширенное воспроизводство. Фонд накопления включает: прирост основных производственных фондов; прирост материальных оборотных фондов; прирост государственных материальных резервов; прирост запасов сельскохозяйственных продуктов в личных подсобных хозяйствах населения

Средства фонда накопления идут на развитие производства, в том числе на:

1) финансирование затрат на перевооружение и расширение производства;

2) проведение научно-исследовательских работ;

3) расходы по выпуску и распространению ценных бумаг;

4) взносы в создание инвестиционных фондов, совместных предприятий, ассоциаций;

5) списание затрат, которые по действующим положениям производятся из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

6) увеличение уставного капитала АО;

7) в качестве взноса в уставный капитал дочернего общества и др.

Фонд потребления состоит из двух частей: фонда общественного потребления и фонда личного потребления, соотношение между которыми в существенной степени зависит от государственного устройства, исторически сложившихся национальных традиций и др. политических факторов. Он предназначен для социального развития предприятия и материального поощрения персонала (оказание материальной помощи, на оплату дополнительных отпусков, питание, проезд на транспорте), на уплату в ряде случаев штрафов, пени за нарушения по вине предприятия, на выплату дивидендов. По методу образования и социально-экономическим формам использования фонд потребления подразделяется на: фонд заработной платы и доходов, фонд общественного потребления, фонд содержания аппарата управления.

Также из чистой прибыли предприниматель получает личный предпринимательский доход за свою деятельность по достижению эффективной работы предприятия.

Формирование и распределение прибыли представлено на схеме в Приложении 2.

По окончании каждого операционного года акционеры собираются на общее собрание для того, чтобы подсчитать чистую прибыль и распределить ее между всеми держателями акций. Каждый акционер получает дивиденды по своим акциям. Размер дивиденда не представляет собой раз навсегда определенной суммы. Напротив, он изменяется в ту и в другую сторону в зависимости от общей доходности предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: