1. Введя понятия ≪коллективное бессознательное≫ и
≪архетип≫, для того чтобы рассмотреть природу бессо-
знательного не в биологическом плане, а с точки зрения
символического обозначения психики человека, Юнг все же
не смог далеко ≪уйти≫ от биологизации природы челове-
ка. Как ≪архетипы≫, так и ≪коллективное бессознатель-
ное≫ в конечном счете оказываются внутренними продук-
тами психики человека, представляя наследственные
формы и идеи всего человеческого рода, и имеют биоло-
гический характер происхождения.
2. Психологизация культурных и социальных процессов,
что характерно для всех неофрейдистов того времени.
38
Характеристика
Психологических идей А. Адлера
Индивидуальная психология А. Адлера является одной
из интереснейших теорий личности XX в. В ней поднима-
ются важнейшие вопросы природы человека, которые ра-
нее не имели столь широкого изучения в психологии.
1. Понятие творческого ≪Я≫, которое противоречит по-
|
|
ниманию психики как раз и навсегда детерминированной
биологическими и наследственными инстинктами, рас-
ширяет понимание природы человека. Адлеровская идея
творческой активности и индивидуальности оказала
сильнейшее влияние на развитие психологии и впослед-
ствии разрабатывалась многими учеными гуманистиче-
ской направленности, в частности А. Маслоу, К. Роджерсом,
обусловив развитие новых подходов и теорий личности.
2. Введение термина социального интереса, или социаль-
ного чувства, обусловливает понимание человека как
существа социального, что расширяет границы понима-
ния человеческой природы.
3. Отведение обществу важной роли в формировании и
развитии личности дает основание считать Адлера осно-
вателем социального психоанализа. Адлер одним из пер-
вых признавал, что не только заложенные в человеке и
передающиеся по наследству элементы являются источ-
ником формирования личности, но и общество оказывает
существенное влияние на этот процесс.
Критика индивидуальной психологии
Рассмотрение личности как продукта ее собственного
творчества открывало дорогу к пониманию деятельной
стороны субъекта, который не пассивно воспринимает
мир, а творит его. Однако, оставляя без внимания взаи-
- #
Хараг гика и направления развития
Неофрейдизма
В конце 30-х гг. возник неофрейдизм, соединивший
психоанализ Фрейда с социологическими теориями, и
предвестником этого явления стала индивидуальная пси-
хология А. Адлера. Подвергнув критике ряд положений
классического психоанализа в толковании внутрилсихи-
|
|
ческих процессов, но оставив важнейшие его концепции
(иррациональные мотивы человеческой деятельности,
изначально присущие каждому индивиду), представители
неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследова-
ние межличностных отношений. Общество рассматрива-
ется как источник всеобщего отчуждения и признается
враждебным коренным тенденциям развития личности и
трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Че-
рез исцеление индивида может и должно произойти ис-
целение всего общества.
В русле неофрейдизма развивались следующие
Теории.
1. Теория базальной тревоги ≪арен Хорни: причиной
невроза является тревога, зарождающаяся еще у ребенка
при столкновении с исходно враждебным ему миром и
усиливающаяся при недостатке любви и внимания.
2. Гуманистический психоанализ Э. Фромма: невроз и
проблемы адаптации в среде возникают в результате не-
возможности для индивида достичь гармонии с социаль-
ной структурой современного общества, которое форми-
рует у человека чувство одиночества, оторванности от
окружающих, отчуждение.
Характеристика
И критика когнитивной психологии
Когнитивная психология является современным на-
правлением в зарубежной психологии. Она возникла под
влиянием необихевиоризма Э. Толмена и информацион-
ного подхода в науке, основанного на использовании ЭВМ.
Когнитивная психология выдвигает следующие
1. Основные объекты изучения - познавательные про-
цессы: память, речь и ее психологические аспекты, вос-
приятие, внимание, мышление и воображение, а также
эмоциональная и волевая сферы личности.
2. Методы исследования - хронометрические методики,
основанные на точной регистрации времени ответа на по-
ставленную задачу или реакции на сигнал. Отвергаются инт-
роспективные методы, так как не обладают той точностью,
которая необходима для изучения указанных объектов.
3. Все формы человеческого познания и познаватель-
ной активности схожи с операциями ЭВМ и имеют следую-
щие характеристики:
- строгую последовательность в сборе и переработке
информации;
- уровневую организацию в переработке, хранении и
использовании информационных блоков;
- избирательность, определяемую опытом познающе-
го субъекта;
- зависимость от среды - от предметов физического
мира, культурной и социальной среды;
- активность и переменчивость, выражающиеся в по-
стоянной корректировке образов при взаимодействии
с окружающей средой.
Характеристика и концепции