Направления критики аналитической психологии

1. Введя понятия ≪коллективное бессознательное≫ и

≪архетип≫, для того чтобы рассмотреть природу бессо-

знательного не в биологическом плане, а с точки зрения

символического обозначения психики человека, Юнг все же

не смог далеко ≪уйти≫ от биологизации природы челове-

ка. Как ≪архетипы≫, так и ≪коллективное бессознатель-

ное≫ в конечном счете оказываются внутренними продук-

тами психики человека, представляя наследственные

формы и идеи всего человеческого рода, и имеют биоло-

гический характер происхождения.

2. Психологизация культурных и социальных процессов,

что характерно для всех неофрейдистов того времени.

38

Характеристика

Психологических идей А. Адлера

Индивидуальная психология А. Адлера является одной

из интереснейших теорий личности XX в. В ней поднима-

ются важнейшие вопросы природы человека, которые ра-

нее не имели столь широкого изучения в психологии.

1. Понятие творческого ≪Я≫, которое противоречит по-

ниманию психики как раз и навсегда детерминированной

биологическими и наследственными инстинктами, рас-

ширяет понимание природы человека. Адлеровская идея

творческой активности и индивидуальности оказала

сильнейшее влияние на развитие психологии и впослед-

ствии разрабатывалась многими учеными гуманистиче-

ской направленности, в частности А. Маслоу, К. Роджерсом,

обусловив развитие новых подходов и теорий личности.

2. Введение термина социального интереса, или социаль-

ного чувства, обусловливает понимание человека как

существа социального, что расширяет границы понима-

ния человеческой природы.

3. Отведение обществу важной роли в формировании и

развитии личности дает основание считать Адлера осно-

вателем социального психоанализа. Адлер одним из пер-

вых признавал, что не только заложенные в человеке и

передающиеся по наследству элементы являются источ-

ником формирования личности, но и общество оказывает

существенное влияние на этот процесс.

Критика индивидуальной психологии

Рассмотрение личности как продукта ее собственного

творчества открывало дорогу к пониманию деятельной

стороны субъекта, который не пассивно воспринимает

мир, а творит его. Однако, оставляя без внимания взаи-

- #

Хараг гика и направления развития

Неофрейдизма

В конце 30-х гг. возник неофрейдизм, соединивший

психоанализ Фрейда с социологическими теориями, и

предвестником этого явления стала индивидуальная пси-

хология А. Адлера. Подвергнув критике ряд положений

классического психоанализа в толковании внутрилсихи-

ческих процессов, но оставив важнейшие его концепции

(иррациональные мотивы человеческой деятельности,

изначально присущие каждому индивиду), представители

неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследова-

ние межличностных отношений. Общество рассматрива-

ется как источник всеобщего отчуждения и признается

враждебным коренным тенденциям развития личности и

трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Че-

рез исцеление индивида может и должно произойти ис-

целение всего общества.

В русле неофрейдизма развивались следующие

Теории.

1. Теория базальной тревоги ≪арен Хорни: причиной

невроза является тревога, зарождающаяся еще у ребенка

при столкновении с исходно враждебным ему миром и

усиливающаяся при недостатке любви и внимания.

2. Гуманистический психоанализ Э. Фромма: невроз и

проблемы адаптации в среде возникают в результате не-

возможности для индивида достичь гармонии с социаль-

ной структурой современного общества, которое форми-

рует у человека чувство одиночества, оторванности от

окружающих, отчуждение.

Характеристика

И критика когнитивной психологии

Когнитивная психология является современным на-

правлением в зарубежной психологии. Она возникла под

влиянием необихевиоризма Э. Толмена и информацион-

ного подхода в науке, основанного на использовании ЭВМ.

Когнитивная психология выдвигает следующие

1. Основные объекты изучения - познавательные про-

цессы: память, речь и ее психологические аспекты, вос-

приятие, внимание, мышление и воображение, а также

эмоциональная и волевая сферы личности.

2. Методы исследования - хронометрические методики,

основанные на точной регистрации времени ответа на по-

ставленную задачу или реакции на сигнал. Отвергаются инт-

роспективные методы, так как не обладают той точностью,

которая необходима для изучения указанных объектов.

3. Все формы человеческого познания и познаватель-

ной активности схожи с операциями ЭВМ и имеют следую-

щие характеристики:

- строгую последовательность в сборе и переработке

информации;

- уровневую организацию в переработке, хранении и

использовании информационных блоков;

- избирательность, определяемую опытом познающе-

го субъекта;

- зависимость от среды - от предметов физического

мира, культурной и социальной среды;

- активность и переменчивость, выражающиеся в по-

стоянной корректировке образов при взаимодействии

с окружающей средой.

Характеристика и концепции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: