Конкурентный анализ по методике Майкла Портера

Способность фирмы реализовать свое конкурентное преимущество на рынке зависит не только от прямой конкуренции, с которой она сталкивается, но также от роли, которую играют такие конкурентные силы, как потенциальные конкуренты на этом рынке, товары-заменители, клиенты и поставщики. Две первые силы составляют прямую угрозу, а три последние – косвенную угрозу, зависящую от их способности диктовать свои условия.

Пять сил, определяющих жесткость конкурентной ситуации в отрасли:

Конкуренция между существующими компаниями (центральный ринг):

Размер и количество компаний в отрасли;

Дифференциация товара в отрасли;

Темпы роста отрасли;

Возможность интеграции.

Угроза со стороны потенциальных конкурентов:

Барьеры входа в отрасль;

Сила реакции существующих компаний на вхождение нового конкурента.

Угроза со стороны товарозаменителя (услугизаменителя): анализируются цена и качество.

Угроза со стороны поставщиков:

Количество и размер поставщиков в отрасли;

Дифференциация товара поставщика;

Наличие товарозаменителя для товара поставщика;

Возможность интеграции поставщика;

Важность организации для поставщика.

Угроза со стороны потребителей:

Количество и размер потребителей в отрасли;

Дифференциация товара потребителя;

Наличие товарозаменителя для товара попотребителя;

Возможность интеграции потребителя;

Важность организации для потребителя.

Портер предложил для этого модель пяти сил. Он доказал, что состояние конкуренции в отрасли можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:

конкуренты;

поставщики;

производители товаров-субститутов;

потребители;

потенциальные конкуренты.

Схематично это можно просмотреть на рисунке 1. Он аргументировал эту модель тем, что чем выше давление этих сил, тем меньше у существующих компаний возможности увеличивать цены и прибыль. Ослабление сил создает благоприятные возможности для компании. Компания, изменив свою стратегию, может воздействовать на эти силы в свою пользу.

Рис1 Модель "пяти сил" Портера

 

Конкурентный анализ делается с целью идентифицировать благоприятные возможности и опасности, с которыми может встретиться фирма в отрасли.

Пять сил конкуренции определяют прибыльность отрасли, так как они влияют: 1). На цены, которые может диктовать фирма; 2). На расходы, которые организации приходится нести; 3). На размер капиталовложений, необходимых для того, чтобы конкурировать в этой отрасли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: