3.1 Передаточное отношение
Общее передаточное число механизма определяется по следующей формуле:
(3)
где nдв - частота вращения двигателя.
Также общее передаточное число состоит из ряда сомножителей, число которых зависит от числа передач, составляющих механизм:
(4)
, ,
где U12, U34, U56 - передаточные числа передач, значения которых:
U12 = U1 = 2
U34 = U2 = 3
U56 = U3 = 6
3.2 Кинематическая схема
На основе полученных данных выбираем схему редуктора, представленную на рис. 3.
Рисунок 3 - Кинематическая схема редуктора
3.3 Определение числа зубьев
Из условия, что для цилиндрической прямозубой передачи минимальное число зубьев шестерни равно 17, выбираем числа зубьев ZШ шестерней:
Z1 = 17
Z3 = 17
Z5 = 17
Число зубьев ZКi колеса i- той ступени с передаточным отношением Ui вычисляем по формуле:
(5)
|
|
Z2 = 17 · 2 = 34
Z4 = 17 · 3 = 51
Z6 = 17 · 6 = 102
3.4 Процент ошибки
Процент ошибки между заданными числами оборотов и полученными в результате расчётов не должен превышать 2% (заданная ошибка). Процент ошибки вычисляется по следующей формуле:
(6)
(7)
об/мин
3.5 Уточнение мощности двигателя
На основе кинематической схемы выполняется расчет уточнения мощности двигателя Nдв по формуле (2)
Nдв = Вт (8)
где = n m - общий КПД механизма;
- КПД зубчатой передачи ( = 0.98 для цилиндрической прямозубой передачи);
- КПД опор ( = 0.98);
- КПД разброс масла ( =0.99);
n – количество зубчатых передач (n = 3);
m – количество опор (m = 4).
=(0.98)4 (0.95)5 0.99 = 0.7%
Nдв = =21.12 Вт
4 Расчёт размеров зубчатых колёс
4.1 Расчёт крутящих моментов
Крутящие моменты определяем с использованием следующего соотношения между моментами на ведомом Мведом и ведущем Мведущ зубчатых колёсах:
, Н·см (9)
где U - передаточное отношение передачи, η - КПД передачи (для прямозубых колёс η = 0.97).
Начинать надо с выхода, используя момент на выходном валу Мвых
Мкр6 = Мкр вых =120 Н·см
Мкр5 = Мкр4 = Н·см
Мкр3 = Мкр2 = Н·см
Мкр1 = Мвх = Н·см
4.2 Выбор материала
Материал колёс – Латунь ЛС 59, модуль Юнга и допускаемые напряжения которой ([τ]к – кручение, [σ]и – изгиб):
Е = 0.83.107, Н/см2;
[σ]и = 8500, Н/см2;
[τ]к = 10000, Н/см2.
|
|
Материал шестерней – сталь Ст45 /улучшенная/, модуль Юнга и допускаемые напряжения которой ([τ]к – кручение, [σ]и – изгиб):
Е = 2.15.107, Н/см2;
[σ]и = 19000, Н/см2;
[τ]к = 21700, Н/см2.
4.3 Расчёт модулей
Модуль зубчатых колёс вычисляется, исходя из условий контактной прочности (предотвращения выкрашивания) и условия прочности на изгиб для материалов колеса и шестерни. Из двух значений модуля, определенных из условия прочности, выбирается большее значение и округляется до ближайшего большего стандартного значения.
4.3.1 Расчёт модуля на выкрашивание
Формула для расчёта модуля цилиндрической прямозубой передачи из условия прочности на выкрашивание следующие:
(10)
где mвык – модуль на выкрашивание;
U - передаточное число;
[Мк]р = Мк·Ккнц·Кд·Кр – расчетный момент колеса, вычесленный с учётом влияния условий эксплуатации;
Мкр - крутящий момент на колесе;
Ккнц - коэффициент концентрации нагрузки (Ккнц = 1.4 при несимметричном расположении);
Кд - коэффициент динамической нагрузки, зависящий от погрешностей изготовления колеса и скорости вращения (Кд = 1.0÷1.1);
Кр - коэффициент режима работы, зависящий от наличия ударов, вибрации (Кр = 1.0÷1.1);
КЕ - коэффициент, учитывающий разнородность материалов колеса и шестерни, определяется по формуле:
(11)
где Eк, Eш – модули упругости материалов колеса и шестерни (Н/см2);
ZК - параметры колеса;
Ψ - относительная толщина колеса, для цилиндрического колеса Ψ = 4…10.
Для заданных материалов и полученных чисел зубьев и крутящих моментов:
Ψ = 5
[Мк]р = 120 · 1.2 · 1 · 1 = 144 Н·см
мм
4.3.2 Расчёт модуля на изгиб
Расчет модуля из условия прочности на изгиб выполняется для элемента которого произведение [σ]и y оказываеться меньшим, при этом в формулу подставляются значения параметров, характерные для этого элемента. Формула для расчёта модуля из условия прочности на изгиб:
Для цилиндрической прямозубой передачи:
(12)
где y - коэффициент формы зуба, зависящий от числа зубьев Z;
[σ]и к yк < [σ]и ш yш
1215.5 < 18240
Расчет модуля на изгиб выполняется для колеса при заданных материалах и полученных чисел зубьев и крутящих моментов:
yк = 0.143
мм
4.3.3 Выбор модуля
По рассчитанным модулям зубчатых колёс, подбираем ближайшее большее стандартное значение.
Ближайшее стандартное значение для прямозубых цилиндрических колёс:
m = 1 мм.
4.4 Расчёт размеров зубчатых колёс
Диаметры окружностей рассчитываются по следующим формулам:
Диаметр делительной окружности цилиндрического прямозубого колеса:
d = m . z (13)
Высота выступов цилиндрического прямозубого колеса:
ha= m . ha* (14)
ha*=1
Диаметр выступов цилиндрического прямозубого колеса:
da = d + 2ha (15)
Высота впадин цилиндрического прямозубого колеса:
hf=(ha*+C*)m (16)
C*= 0,35
Диаметр впадин цилиндрического прямозубого колеса:
df = m.z - 2.hf (17)
Ширина зуба цилиндрического прямозубого колеса:
b = m . Ψ (18)
Получаем следующие значения размеров зубчатых колёс.
|
|
ha=1 .1= 1 мм
hf=1.35.0.8= 1.08 мм
d5 =d3 = d1 = 0.8 . 17 = 13.6 мм
da5=da3=da1 = 13.6 + 0.8 = 14.4 мм
df5=df3=df1 = 13.6 – 2 . 1.08 = 11.44 мм
b5=b3= b1= 5 . 0.8 + 1= 5 мм
d2 = 0.8 . 34 = 27.2 мм
da2 = 27.2 +2 . 0.8= 28.8 мм
df2 = 27.2 – 2 . 1.08 = 25.04 мм
b2 = 4мм
d4 = 0.8 . 51 = 40.8 мм
da4 = 40.8+2 . 0.8= 42.4 мм
df4 = 40.8 – 2 . 1.08= 38.64 мм
b4 = 4 мм
d6 = 0.8 . 102 = 81.6 мм
da6 = 81.6 +2 . 0.8= 83.2 мм
df6 = 81.6 -2 . 1.08 = 79.44 мм
b6 =4 мм
Расчёт валов
Расчёт валов производят при наличии следующих исходных данных: размеров зубчатых колёс, усилий в зацеплениях и схемы расположения зубчатых колёс на валах в осевом направлении.
5.1 Определение усилий
Усилия в зацеплениях представляются в виде трёх составляющих: окружной P, радиальной T и осевой (аксиальной) Q. Окружное усилие P направлено по касательной к делительной окружности по направлению движения для ведомого колеса и против движения для ведущего колеса; радиальное усилие T направлено к центру колеса, осевое Q - вдоль оси.
Усилия в зубчатых передачах вычисляются по формулам:
Цилиндрическая прямозубая передача.
Окружное усилие.
(19)
Радиальное усилие.
(20)
где α - угол зацепления, для эвольвентных зубчатых колёс α = 200.
Используя формулы (22) и (23), получаем следующие значения.
Окружное и радиальное усилия, действующие на шестерню 5.
Н
Н
Окружное и радиальное усилия, действующие на колесо 4.
Н
Н
Окружное и радиальное усилия, действующие на колесо 6.
Н
Н
5.2 Компоновочная схема
Компоновочная схема редуктора, с усилиями в зацеплениях колёс, представлена на рис. 4.
Она представляет собой эскизный упрощённый вариант конструкции.
Рисунок 4 - Компоновочная схема редуктора
5.3 Расчет длины вала
Зная размеры зубчатых колес, составляется эскизная компоновка механизма (рис. 5) и определяются необходимые размеры валов. Расстояние l1 между серединами левого и правого подшипника определяется по формуле
|
|
где Bn - ширина подшипника, мм.
С – зазор между стенкой корпуса и колеса, мм.
K – ширина ступицы, мм.
b – ширина зуба, мм.
Рисунок 5 - Эскизная компоновка механизма