Шет, Ньюман и Гросс описали рыночный выбор на основе системы ценностей. Они предположили, что потребитель ищет в товаре следующие ценности:
1. Функциональная способность блага играть утилитарную или физическую роль. Это функциональные или физические свойства товара.
2. Социальная способность - по которой потребитель ассоциируется с какой-либо социальной группой.
3. Эмоциональная - способность товара возбуждать чувства и аффективные реакции. (аффект - от лат. Affectus - душевное волнение, страсть - относительно кратковременное, сильное и бурно протекающее эмоциональное переживание, сопровождающееся резкими выразительными движениями или криком).
4. Эпистемическая - способность возбуждать любопытство, создавать новизну, удовлетворять стремление к знаниям. (Эпистемология - греч. epistemologia - теория познания)
5. Условная - полезность блага, обусловленная специфической ситуацией, в которой осуществляется потребительский выбор. Блага приобретают условную ценность при наличии чрезвычайных физических и социальных ситуаций, подчеркивающих функциональную или социальную значимость этих благ. Это ситуация, когда одна из главных ценностей для потребителя не совсем удовлетворяет его, и он отдает преимущество другим ценностям, покупая товар.
|
|
· Но в этой системе действует принцип не иерархии, т.е. либо то, либо другое, а принцип доминанты.
· Поэтому пять ценностей вносят дифференцированный вклад в потребительский выбор. Некоторые ценности могут вносить больший вклад, чем другие.
· Кроме того, они независимы друг от друга, т.е. соотносятся аддитивно. (аддитивный - от лат. Additio - прибавление; т.е. получаемый путем сложения)
Этот вклад или показатель ценности рассчитывается по модели М. Фишбейна:
Модель мультиатрибутивного отношения к товару М.Фишбейна.
· Потребитель сначала создает свое отношение к набору важныххарактеристик товара путем внутренних и внешних поисков информации. Отношение доверия к характеристикам выражается в относительных показателях.
· Затем каждая характеристика(атрибут) оценивается с позиции предпочтений.
Согласно модели М. Фишбейна, отношение потребителя к рыночному товару в самом общем виде выражается формулой
n
По = å bi x Li, где
I=1
По - отношение потребителя к товару
bi - воспринимаемая потребителем степень присутствия i - того атрибута
Li - оценка i - того атрибута (относительная важность i - того атрибута дляпотребителя
n - количество существенных атрибутов товара
Например, потребитель имеет намерение заменить свой старый автомобиль на более совершенную марку.
1. Он получает информацию из соответствующего журнала. Согласно этой информации, выбранная модель А имеет нужный расход топлива (5 л на 100 км), однако потребитель верит ей на 98 %.
|
|
2. Информация о низкой стоимости ремонта вызывает у потребителя намного меньше доверия (40 %), т.к. он знает несколько автовладельцев этой марки, которые платили за ремонт более высокую цену.
3. Информации о том, что цена зачета низкая, потребитель доверяет на 90 %, основывая свое мнение на газетной рекламе о продаже подержанных машин и ценах производителя.
4. После этого потребитель оценивает каждую характеристику в этом наборе: 0 - оценка индифферентности атрибута, означающая, что потребитель не относит её ни к плохим, ни к хорошим. Данные заносятся в таблицу.
Мультиатрибутивная модель товара
И формирование отношения к нему
Выделенные атрибуты | Степень доверия к атрибутам (bi) | Оценка потребителем (Li) | bi x Li |
Модель А даёт эффективный расход топлива | 0,98 | +2 | +1,96 |
Модель А имеет нужную стоимость ремонта | 0,40 | +3 | +1,20 |
Модель А имеет нужную стоимость зачета | 0,90 | -3 | -2,70 |
Общая оценка отношения | 0,46 |
· расход топлива - оценка хорошая (+ 2)
· стоимость ремонта - оценка ещё более высокая (+ 3)
· низкая стоимость зачета - (- 3) - оценка плохая.
Затем по формуле перемножаются степень доверия и оценка потребителя (+ 1,96; +1,20; - 2,70).
Эта модель дает высокий уровень достоверности отношения потребителя к товару, обладающему рядом характеристик. Она эффективна для практики маркетинга, т.к. не только показывает, как складывается отношение потребителя к характеристикам товара, но и свидетельствует о том, как изменить отношение потребителя к этим характеристикам.
В частности:
· В рекламном послании делать упор на те характеристики, которым больше верит покупатель, сместить акценты в наборе атрибутов, например, через представление некоторых из них как выдающихся
· Изменить степень доверия, которую потребитель присваивает различным характеристикам: увеличить относительную ценность, связанную с положительно оцениваемой характеристикой; уменьшить относительную ценность (степень доверия) к отрицательно оцениваемой характеристике.
· Изменить потребительские оценки различных атрибутов, т.е. сделать так, чтобы отрицательные атрибуты стали положительными.
Исследуя процесс образования предпочтений одного продукта перед другим и выбора товара среди многих, маркетологи сосредотачиваются на продуктах, имеющих осязаемые атрибуты, измеряемые в каких-то единицах (расход топлива, стоимость ремонта, стоимость зачета).
Гораздо сложнее управление выбором потребителя, когда он воспринимает товар с более абстрактных, неизмеримых позиций (красота, привлекательность), заключающихся в эстетическом наслаждении. В данном случае потребитель не обрабатывает информацию по модели Фишбейна и не основывается на отдельных атрибутах. Но все-таки такая обработка существует.
Вопрос 5. Исследование потребительской удовлетворенности
В работе “The customer is Key” (Wiley, 1991) рассматривается совокупность факторов полезности, характеризующих степень удовлетворения покупателя: