Изучение покупательского спроса

Маркетинговая деятельность ООО «Хозтовары-НН» представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на исследование следующих вопросов:

1. Анализ внешней среды. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или создающие препятствие этому.

2. Анализ потребителей, как актуальных (действующих, покупающих продукцию предприятия), так и потенциальных (которых еще требуется убедить стать актуальными).

3. Изучение существующих и планирование будущих товаров.

4. Обеспечение формирование спроса и стимулирования сбыта путем комбинации рекламы, личной продажи, престижных некоммерческих мероприятий («паблик рилейшнз») и разного рода экономических стимулов, направленных на покупателей, агентов и непосредственных продавцов.

Маркетинговую деятельность можно назвать эффективной, т. к. благодаря маркетинговым исследованиям был увеличен сбыт товара.

ООО «Хозтовары-НН» предлагает товар разной ценовой категории: от дешевых до дорогих, разных фирм изготовителей. Магазин рассчитан на покупателя со средним достатком.

Упрощенный пример портрета покупателя:

- От 15 лет до 65 лет. Средний возраст 40 лет;

- Не менее 70% женщины;

- Люди, любящие заниматься домашним хозяйством, уютом в доме;

- Люди, имеющие приусадебный участок или дом в деревне;

- Люди семейные, имеющие одного или более детей;

- Материальное положение - среднее;

- Покупатель проживает в городе, где находиться магазин;

- Максимальная удаленность от магазина 50 км.

Больший процент покупателей отдает предпочтение отечественному товару, чем иностранному, в основном Китайскому. Предпочтение отдает тому товару на который есть гарантия. Спрос на товар идет тех фирм изготовителей, которые себя зарекомендовали на рынке продаж, известных фирм.

Среднем покупателям являются взрослые женщины и мужчины в возрасте 40-50 лет. Именно эта категория людей в большей степени нуждаются в этих товарах, и соответственно, являются наиболее частыми покупателями. Для покупателя важны эксплуатационные показатели качества товара.

Качество товара средний покупатель оценивает исходя из следующих показателей:

- Назначение (функцио­нальные);

- Надежность (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость);

- Техническая эстетика (целостность композиции, совершенство товарного вида);

- Патентно-правовой (патентная чистота, патентная защита);

- Безопасность и транспортабельность.

Управление в ООО «Хозтовары-НН» - маркетинговое. Оно организует и управляет сбытовой деятельностью торгового предприятия, изучает рынок с целью формирования и удовлетворения спроса на продукцию и услуги и получение прибыли[27].

  Спрос и пред­ло­же­ние — взаи­мо­за­ви­си­мые эле­мен­ты ры­ноч­но­го меха­низ­ма, где спрос оп­ре­де­ля­ет­ся пла­те­же­спо­соб­ной по­треб­но­стью покупате­лей (по­тре­би­те­лей), а пред­ло­же­ние — со­во­куп­но­стью то­ва­ров, предло­жен­ных про­дав­ца­ми (про­из­во­ди­те­ля­ми); со­от­но­ше­ние ме­ж­ду ни­ми скла­ды­ва­ет­ся в об­рат­но про­пор­цио­наль­ную за­ви­си­мость, оп­ре­де­ляя соответст­вую­щие из­ме­не­ния в уров­не цен на то­ва­ры[28].

  Факторы, влияющие на соотношение спроса и предложения:

1. Факторы, влияющие на спрос:

- Доходы населения;

- Спрос и цены на сопряженные товары (взаимозаменяющие и взаимодополняющие);

- Размер рынка;

- Число покупателей;

- Вкус и предпочтения и национальные особенности покупателей;

- Ожидание.

2. Факторы, влияющие на предложение:

- Стоимость ресурсов;

- Технология;

- Налоги и дотации;

- Цены на другие товары;

- Ожидание и конкуренция.

 

Конкурентоспособность торгового ассортимента ООО «Хозтовары-НН»

Качество - важнейшая характеристика, обеспечивающая конкурентоспособность продукции и организации ООО «Хозтовары-НН» в целом. Если ранее главным показателем в конкуренции товаров была цена, а затем уже качество, то те­перь качество становится главным фактором завоевания между­народных рынков.

Анализируя работу конкурентов фирмы следует отметить, что потребители все чаще пользуются услугами тех магазинов хозтоваров, которые предлагают большой ассортимент товаров.

Характер спроса на услуги магазина имеет элемент сезонности, так наибольший поток потребителей будет наблюдаться в начале каждого квартала, а также в месяцы, которые содержат праздничные дни и месяцы непосредственно предшествующие последним (январь, февраль, март, май, август, ноябрь, декабрь).

Оценка преимуществ и недостатков в деятельности магазина свидетельствует о том, что фирма имеет достаточно преимуществ и может предоставлять на рынок конкурентоспособные услуги.

ООО «Хозтовары-НН» действует на растущем рынке специализированных фирм сферы бытового обслуживания, а также организаций.

Сфера услуг является одной из самых перспективных, быстро развивающихся отраслей экономики. В нашей стране сфера услуг обгоняет производственную сферу по темпам роста и по появлению новых видов услуг, по ее приспособлению к потребностям рынка и потребителей[29].

Основными тенденциями рассматриваемого рынка является рост фирм, оказывающих консалтинговые услуги, кроме того, все чаще действующие фирмы расширяют свою деятельность в направлении предоставления консультационных услуг.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях рыночных отношений формирование ассортимента является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Формирование охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной деятельности - сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки формирования ассортимента с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке. Формирование ассортимента – это первый и основной шаг в стратегическом планировании присутствия фирмы на рынке.

Товарная политика предполагает определенные целенаправленные действия товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управления; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров. Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.

Товарный ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения.

С моей точки зрения, постоянное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.

Таким образом, экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.

Социальное значение розничной торговой сети заключается в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни народа, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности. Можно сказать, что социальный аспект розничной торговли находит свое проявление в величине свободного времени трудящихся. Таким образом, сокращение затрат времени на приобретение товаров и приготовление пищи создает необходимые условия для развития рыночной экономики, технического процесса, повышение производительности труда и эффективности общественного производства.

Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.

Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Для характеристики эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия, на наш взгляд, наиболее важным показателем является степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен как коэффициент обновления. Он представляется важным для работы с непродовольственными товарами.

Определение эффективности рекламы торгового предприятия позволяет выяснить целесообразность использования рекламы, условия оптимального ее воздействия на потенциальных покупателей[30].

Особенности формирования и планирования товарного ассортимента для розничного торгового предприятия было мной рассмотрено на примере деятельности ООО «Хозтовары-НН».



Список литературы

I. ОФИЦИАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ДОКУМЕНТЫ

 

1. Гражданский Кодекс РФ (Часть первая) от 30.11.1994. №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 26.06.2007)

2. Закон РФ от 14 января 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Российская газета», 17 февраля 1998 г. (редакция от 31.12.1998 г.)

 

II. УЧЕБНИКИ И МОНОГРАФИИ

1. Абрютина А.В. Экономический анализ торговой деятельности. М.: «Финансы и статистика», 2002

2. Александров Ю. Л. Эволюция торговли и ее роль в развитии экономики/ Ю. Л. Александров; КГТЭИ; КГУ. – Красноярск: Издательский центр КГУ, 2002

3. Алексеев Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. М.: Издательство «Прогресс», 2004

4. Альбеков А.У. Экономика коммерческого предприятия/ А.У. Альбеков, С.А. Согомонян. – Ростов-на Дону: Феникс, 2002

5. Бланк И.А. Управление торговым предприятием/ И.А. Бланк. – М.: ЭКМОС, 2006

6. Брагин Л. А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация/ Л. А. Брагин, Т. П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2000

7. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. А. М. Макарова; Под ред. И. С. Минько. - М.: Высшая школа. 2005

8. Дтоунз Г.П. Торговый бизнес: как организовать и управлять. М: Международные отношения, 1998

9. Котлер Ф. Основы маркетинга / Перевод с англ. В.Б. Боброва. М.: Изд-во «Прогресс», 2001

10. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособие для вузов. - М.: Инфра-М, 2004

11. Маркина Е.Ю. Повышение конкурентоспособности предприятия. - М., 1998

12. Могилевский С.Д. Общества с ограниченной ответственностью. М.: Издательство «ИНФРА-М», 2001

13. Снегина В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. 1-е изд. / СПб.: Изд-во «Питер», 2007

14. Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина СПб.: Изд-во «Питер», 2004

15. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. А.А. Горячев - М.: Экономика. 2004

16. Экономика торгового предприятия. Под ред. проф. А.И. Гребнева / М.: Инфра-М, 2005

17. Экономика предприятия торговли и сферы услуг / Под ред. В.В. Басконова. М: ИНФРА - М, 2005

18. Якубова Э.В. Розничная торговля. Состояние и перспективы. Ставрополь, 2001

 

III. НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

 

1. Лаптев В.Г. Маркетинговые задачи торговых предприятий// Маркетинг. 2000.- №5

2. Показатели ассортимента товаров // Маркетинг. 2000 - №10


[1] Дтоунз Г.П. Торговый бизнес: как организовать и управлять. М: Международные отношения, 1998. - С. 63

[2] Брагин Л. А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация/ Л. А. Брагин, Т. П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 123

[3] Дтоунз Г.П. Торговый бизнес: как организовать и управлять. М: Международные отношения, 1998. - С. 64

[4] Александров Ю. Л. Эволюция торговли и ее роль в развитии  экономики/ Ю. Л. Александров; КГТЭИ; КГУ. – Красноярск: Издательский центр КГУ, 2002. – С. 87

[5] Алексеев Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. М.: Издательство «Прогресс», 2004. - С. 51

[6] Снегина В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. 1-е изд. / СПб.: Изд-во «Питер», 2007. - С. 87

[7] Маркина Е.Ю. Повышение конкурентоспособности предприятия. - М., 1998. - С. 90

[8] Абрютина А.В. Экономический анализ торговой деятельности. М.: «Финансы и статистика», 2002. - С. 306

[9] Абрютина А.В. Экономический анализ торговой деятельности. М.: «Финансы и статистика», 2002. - С. 306

[10] Снегина В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. 1-е изд. / СПб.: Изд-во «Питер», 2007. - С. 93

[11] Альбеков А.У. Экономика коммерческого предприятия/ А.У. Альбеков, С.А. Согомонян. – Ростов-на Дону: Феникс, 2002. – С. 198

[12] Показатели ассортимента товаров // Маркетинг. 2000 - №10

[13] Бланк И.А. Управление торговым предприятием/ И.А. Бланк. – М.: ЭКМОС, 2006. – С. 67

[14] Экономика торгового предприятия. Под ред. проф. А.И. Гребнева / М.: Инфра-М, 2005. - С. 19

[15] Показатели ассортимента товаров // Маркетинг. 2000 - №10

[16] Котлер Ф. Основы маркетинга / Перевод с англ. В.Б. Боброва. М.: Изд-во «Прогресс», 2001. - С. 184

[17] Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина СПб.: Изд-во «Питер», 2004. - С. 66

[18] Лаптев В.Г. Маркетинговые задачи торговых предприятий// Маркетинг. 2000.- №5

[19] Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособие для вузов. - М.: Инфра-М, 2004. - С. 164

[20] Там же. - С. 165

[21] Котлер Ф. Основы маркетинга / Перевод с англ. В.Б. Боброва. М.: Изд-во «Прогресс», 2001. - С. 585

[22] Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. А.А. Горячев - М.: Экономика. 2004. - С. 102

[23] Котлер Ф. Основы маркетинга / Перевод с англ. В.Б. Боброва. М.: Изд-во «Прогресс», 2001. - С. 334

[24] Котлер Ф. Основы маркетинга / Перевод с англ. В.Б. Боброва. М.: Изд-во «Прогресс», 2001. - С. 334

[25] Гражданский Кодекс РФ (Часть первая) от 30.11.1994. №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 26.06.2007)

[26] Могилевский С.Д. Общества с ограниченной ответственностью. М.: Издательство «ИНФРА-М», 2001. - С. 67

[27] Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. А. М. Макарова; Под ред. И. С. Минько. - М.: Высшая школа. 2005. - С. 98

[28] Экономика предприятия торговли и сферы услуг / Под ред. В.В. Басконова М: ИНФРА - М, 2005

[29] Экономика предприятия торговли и сферы услуг / Под ред. В.В. Басконова. М: ИНФРА - М, 2005. - С. 70

[30] Якубова Э.В. Розничная торговля. Состояние и перспективы. Ставрополь, 2001. - С. 89



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: