Примем, что нормальные напряжения изгиба меняются по симметричному циклу, а касательные от кручения – по пульсирующему.
Уточненный расчет валов состоит в определении коэффициентов запаса прочности s для опасных сечений вала и сравнении их с требуемыми значениями [s]. Прочность соблюдена при .
Ведущий вал
Определяем суммарные изгибающие моменты. Значения изгибающих моментов по участкам берем с эпюр.
Сечение 1: при х=0, ;
при х=l3, ;
Сечение 2: при х=l3, ;
при х=l3+l2, ;
Сечение 3: при х=l3+l2, ;
при х=l3+l2+l1, .
Крутящий момент:
.
Определяем опасные сечения. Для этого схематически изображаем вал (рис. 8.1)
Рис. 8.1 Схематическое изображение ведущего вала
Опасными являются два сечения: под левым подшипником и под шестерней. Они опасны, т.к. сложное напряженное состояние (изгиб с кручением), изгибающий момент значительный.
Концентраторы напряжений:
1) подшипник посажен по переходной посадке (напрессовка менее 20 МПа);
2) галтель (или проточка).
|
|
Определяем коэффициент запаса усталостной прочности.
При диаметре заготовки до 90мм среднее значение предела прочности для стали 45 с термообработкой - улучшение .
Предел выносливости при симметричном цикле изгиба:
Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений:
.
Сечение А-А. Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом:
Т.к. давление напрессовки меньше 20 МПа, то снижаем значение данного отношения на 10 %.
для упомянутых выше сталей принимаем и
Изгибающий момент из эпюр:
Осевой момент сопротивления:
Амплитуда нормальных напряжений:
Среднее напряжение:
Полярный момент сопротивления:
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений по формуле:
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям по формуле:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям по формуле:
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения по формуле:
Результирующий коэффициент больше допустимых норм (1,5÷5). Следовательно, диаметр вала нужно уменьшить, что в данном случае делать не следует, т.к. такой большой коэффициент запаса прочности объясняется тем, что диаметр вала был увеличен при конструировании для соединения его стандартной муфтой с валом электродвигателя.
6.2.Ведомый вал:
Определяем суммарные изгибающие моменты. Значения изгибающих моментов по участкам берем с эпюр.
Сечение 1: при х=0, ;
при х=l1, ;
Сечение 2: при х=l1, ;
при х=l1+l2, ;
Сечение 3: при х=l1+l2, ;
при х=l1+l2+l3,
Крутящий момент:
|
|
.
Определяем опасные сечения. Для этого схематически изображаем вал
(рис. 8.2)
Рис. 8.2 Схематическое изображение ведомого вала
Опасными являются два сечения: под правым подшипником и под шестерней.
Определяем коэффициент запаса усталостной прочности.
При диаметре заготовки до 90мм среднее значение предела прочности для стали 45 с термообработкой - нормализация .
Предел выносливости при симметричном цикле изгиба:
Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений:
Сечение А-А. Считаем на усталость сечение под колесом, оно опасное, т.к. сложное напряженное состояние, значительный изгибающий момент, концентрация напряжения от двух концентраторов: шпоночное отверстие и посадка с гарантированным натягом.
d= 52 мм; и ; масштабные факторы: и .
Для вала диаметром выбираем призматическую шпонку с сечением: b= 18 мм, h= 11 мм и глубиной паза вала .
Для упомянутых выше сталей принимают коэффициенты и .
Изгибающий момент: .
Момент сопротивления кручению:
Wк нетто
Момент сопротивления изгибу:
Амплитуда нормальных напряжений:
Среднее напряжение:
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения:
Сечение Б-Б. Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом:
;
принимаем и
Изгибающий момент из эпюр:
Осевой момент сопротивления:
Полярный момент сопротивления:
Амплитуда нормальных напряжений:
Среднее напряжение:
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения по формуле:
Т.к. результирующий коэффициент запаса прочности под подшипником меньше 3,5, то уменьшать диаметр вала не надо.
.
Расчет шпонок
Материал шпонок – сталь 45 нормализованная.
Напряжения смятия и условие прочности определяем по формуле:
.
Максимальные напряжения смятия при стальной ступице [ σсм ] = 100 120 МПа, при чугунной [ σсм ] = 50 70 МПа.
Ведущий вал: d =35 мм, , t1 =5 мм, l =56 мм, Мк1= .
Ведомый вал: d =50 мм, , t1 =5,5 мм, l =70 мм, Мк2= .
ВЫБОР СМАЗКИ
Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 10 мм. Объём масляной ванны определяем из расчёта 0,25 дм масла на 1 кВт передаваемой мощности:
Устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях =400,91 МПа и скорости рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна Принимаем масло индустриальное И-30А (по ГОСТ20799-75).
СБОРКА РЕДУКТОРА
Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской.
Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов:
на ведущий вал мазеудерживающие кольца и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80-1000С;
в ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку, мазеудерживающие кольца и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.
Собрание валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхность стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу.
После этого в подшипниковые камеры ведомого вала закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки.
|
|
Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают резиновые армированные манжеты. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников и закрепляют крышки болтами.
Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый указатель.
Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами.
Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие. /С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М. Чернин и др. – 2-е изд., переработанное и дополненное. –М.: Машиностроение, 1988.-416 с.:ил.
2. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие. –М.: Высшая школа. 1991.-43 с.: ил.