Для шестерни и колеса выбираем материалы со средними механическими характеристиками:
- для шестерни сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 230;
- для колеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 200.
Рассчитываем допускаемые контактные напряжения по формуле:
,
где σ H lim b – предел контактной выносливости при базовом числе циклов;
КHL – коэффициент долговечности;
[SH] – коэффициент безопасности.
Для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением)
σ H lim b= 2НВ+70;
КHL принимаемравным1, т.к. проектируемый срок службы более 5 лет; коэффициент безопасности [SH] =1,1.
Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение определяется по формуле:
для шестерни = МПа
для колеса = МПа.
Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение
МПа.
Условие выполнено.
Межосевое расстояние из условий контактной выносливости активных поверхностей зубьев найдем по формуле:
|
|
,
где - твердость поверхностей зубьев. Для симметричного расположения колес относительно опор и при твердости материала ≤350НВ принимаем в интервале (1 – 1,15). Примем =1,15;
ψba=0,25÷0,63 – коэффициент ширины венца. Принимаем ψba = 0,4;
Ka= 43 – для косозубых и шевронных передач;
u - передаточное число. и = 3,65;
.
Принимаем межосевое расстояние , т.е. округляем до ближайшего целого числа.
Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:
mn = = мм;
принимаем по ГОСТ 9563-60 mn =2 мм.
Примем предварительно угол наклона зубьев β = 10о и рассчитаем число зубьев шестерни и колеса:
Z1=
Принимаем z1= 34, тогда число зубьев колеса z2=z1·u= 34·3.65=124,1. Принимаем z2= 124.
Уточняем значение угла наклона зубьев:
Основные размеры шестерни и колеса:
диаметры делительные:
Проверка: мм;
диаметры вершин зубьев:
da1=d1+2mn =68,86+2·2=72,86 мм;
da2=d2+2mn =251,14+2·2=255,14 мм;
диаметры впадин зубьев: df1=d1 - 2mn =68,86-2·2=64,86 мм;
df2=d2 - 2 = 251,14-2·2=247,14 мм;
определяем ширину колеса: b2=
определяем ширину шестерни: b1=b2 +5мм =64+5=69 мм.
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
Окружная скорость колес и степень точности передачи:
При такой скорости для косозубых колёс принимаем 8-ю степень точности, где коэффициент нагрузки равен:
КНβ принимаем равным 1,04.
, т.к. твердость материала меньше 350НВ.
Таким образом, KH= 1,04·1,09·1,0=1,134.
Проверяем контактные напряжения по формуле:
Рассчитываем перегруз:
Перегруз в пределах нормы.
Силы, действующие в зацеплении:
окружная:
;
радиальная:
|
|
,
где =200 -угол зацепления в нормальном сечении;
=9,070 -угол наклона зубьев.
осевая:
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле:
.
,
где =1,1 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба (коэффициент концентрации нагрузок);
=1,1 – коэффициент, учитывающий динамическое действие нагрузки (коэффициент динамичности);
-коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев
Тогда:
Допускаемое напряжение по формуле
.
Для стали 45 улучшенной при твердости НВ≤350 σ0 F lim b =1,8 НВ.
Для шестерни σ0 F lim b =1,8·230=415 МПа; для колеса σ0 F lim b =1,8·200=360 МПа.
[SF]=[SF]΄[SF]˝ - коэффициент безопасности, где [SF]΄=1,75, [SF]˝=1 (для поковок и штамповок). Следовательно,.[SF]=1,75.
Допускаемые напряжения:
для шестерни МПа;
для колеса МПа.
Находим отношение :
для шестерни ;
для колеса .
Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
Определяем коэффициенты Yβ и KFα:
,
где КFα - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;
=1,5 - коэффициент торцового перекрытия;
n=8 -степень точности зубчатых колес.
Проверяем прочность зуба колеса по формуле:
;
Условие прочности выполнено.