Внешняя торговля, ее специфика, показатели динамики и масштабов. Оборот внешней торговли. Внешнеторговый баланс, его виды и сальдо. Внешняя торговля и экономический рост

Внешняя торговля – это процесс купли-продажи товаров и услуг на различных секторах мирового рынка.

Объекты внешней торговли:

1) Товары (продукты труда, принимающие вещественную или вещную форму);

a) Потребительские товары (предметы потребления);

b) Товары производственного назначения (средства производства);

2) Услуги (свыше 200 наименований);

a) Услуги производственного характера;

b) Услуги непроизводственного характера;

3) Технологии;

4) Патенты и лицензии;

5) Ноу-хау (беспатентные лицензии);

6) Транспортные средства;

7) Ценные бумаги: долевые (акции) и заемные;

8) Страховые услуги;

9) Кадры (рабочие силы).

Внешнеторговые операции1 – это система норм, методов и средств обмена товарами и услугами между различными странами и их объединениями (интеграционными группировками) на основе международного разделения труда, интернационализации и глобализации, специализации международной хозяйственной жизни.

Внешнеторговые операции2 – это система различных сделок в сфере международного обмена товарами, услугами, информацией и другими объектами на различных секторах мирового рынка.

Внешняя торговля – это совокупность непрерывно выполняемых операций с товарами различных государств на различных секторах мирового рынка.

Основные показатели внешней торговли:

1) Экспорт – это процесс реализации отечественных товаров (товаров национального производства) на различных секторах мирового рынка;

2) Импорт – это процесс закупки иностранных товаров и услуг на различных секторах мирового рынка;

3) Оборот внешней торговли – это суммарный объем экспорта и импорта страны за определенный период времени;

4) Сальдо внешней торговли – это разница между объемами экспорта и импорта страны за определенный период времени;

a) Нулевое сальдо (экспорт = импорт);

b) Положительное сальдо (экспорт > импорт);

c) Отрицательное сальдо (экспорт < импорт);

5) Коэффициент покрытия импорта экспортом

, где Э - (экспорт), И - (импорт);

6) Коэффициент сбалансированности внешней торговли

, где С - (сальдо), ОВТ - (оборот внешней торговли);

7) Баланс внешней торговли – это соотношение между объемами экспорта и импорта страны в рамках какого-либо периода времени. Существуют следующие виды баланса внешней торговли:

a) Нулевой баланс внешней торговли;

b) Положительный баланс внешней торговли (активный баланс внешней торговли);

c) Отрицательный баланс внешней торговли (пассивный баланс внешней торговли);

_При (a): Э = И, С =0, КПИЭ = 1, ЭД = ИД, где ЭД - (экспортный доход), ИД - (импортный доход);

_При (b): Э > И, + С, КПИЭ > 1, ЭД > ИД, + Ксбал;

_При (c): Э < И, - С, КПИЭ < 1, ЭД < ИД, - Ксбал;

Нулевой баланс внешней торговли – это баланс внешней торговли, при котором Э = И;

Активный баланс внешней торговли – это баланс внешней торговли, при котором Э > И;

Пассивный баланс внешней торговли – это баланс внешней торговли, при котором Э < И;

8) Внешнеторговая квота:

, где ВВП – (суммарный объем товаров и услуг, произведенных в стране);

, где ВП – (внутреннее потребление в стране);

, показатель, характеризующий степень открытости национальной экономики;

9) Индекс динамики внешней торговли:

, где И – (индекс – без% показатель), n – (отчетный год), 0 – (базисный год);

;

, фиксирует изменения по сравнению с предыдущим годом;

, где ТИ – (темпы изменения динамики);

_если > 100%, то ТР – (темпы роста);

_если < 100%, то ТП – (темпы падения);

 или , T - (темпы прироста);

10) Экспортная квота – характеризует удельный вес экспорта в общих объемах внутреннего производства и потребления на различных уровнях хозяйствования (макро- и микроэкономика);

a) Макро уровень:

;

;

b) Микро уровень:

, где ГОП – (годовой объем производства);

;

11) Импортная квота:

a) Макро уровень:

;

;

b) Микро уровень:

;

.

Макроэкономическое состояние национального хозяйства может характеризоваться следующим:

1) Экономический кризис: в этом случае физический объем продукта сокращается по сравнению с докризисным годом и по сравнению с каждым предыдущем годом. Существуют следующие показатели для изменения масштабов экономического кризиса:

a) Глубина падения национального производства;

b) Продолжительность кризиса;

c) Масштабы непроизводственного национального продукта;

2) Депрессия (застой): здесь физический объем национального продукта оказывается равным физическому объему послекризисного ВВП;

3) Физический объем ВВП увеличивается в интервале между послекризисным и докризисным объемом ВВП. Стадия оживления: здесь страна восстанавливает докризисный объем национального производства (восстановительный рост);

4) Возрастает физический объем ВВП по сравнению с докризисным уровнем.

 

Международное разделение труда и мировая торговля. Необходимость и особенности внешней торговли. Последствия внешней торговли для национального хозяйства. Экономический рост и внешняя торговля.

Экономический рост – это процесс создания прироста физического объема национального продукта в его оптимальной натурально-вещественной структуре.

Экономический рост _  ó , где НП – (национальный продукт); n-1 – (предыдущий год); НП – (за данный год);

Но может быть также следующее:

Нет экономического роста _  ó

Экономический рост возникает только в крупных и суперкрупных экономических системах (крупные – это экономика страны, суперкрупные – экономика континентов или земного шара в целом).

Экономический рост обеспечивает формирование прироста валового внутреннего продукта странытолько по физическому объему, т.е. только как прироста реальной массы товаров и услуг, создаваемых на территории страны. Изменение стоимостного объема ВВП (в текущих или фактических действующих ценах) к экономическому росту отношения не имеет.

Экономический рост как понятие науки отражает только формирование прироста ВВП в его оптимальной натурально-вещественной структуре, причем критерием оптимальности является соответствие натурально-вещественного состава прироста такому же составу совокупного спроса страны.

, где Т - (темпы роста);

, где О – (отчетный год); Б – (базисный год);

, где Иввп – (индекс роста); Н: Иввп = 1,1 – то ВВП ö в 1,1 раза;

, где ТРВВП – (темпы роста ВВП); (*ТР > 100% всегда!);

;

;

Чем меньше страна, тем больше она зависит от внешней экономики.

Экспортоемкость – это специальный показатель, который фиксирует степень зависимости экспорта или динамики прироста экспорта.

, где ЭЕ – (экспортоемкость); Н: если ЭЕ = 0,3, то 0,3 продукции от ВВП страны реализуется за рубежом; (*ЭЕ = 1 – это уже много!);

, где Т∆Э – (темпы прироста экспорта); Н: если ЭЕ = 0,5, то примерно половина прироста ВВП реализуется за рубежом;

Наряду с внешнеторговыми операциями сделки коммерческого характера также выполняются на внутреннем рынке (купля-продажа любых товаров и услуг), причем каждая из этих операций выполняется на различных секторах рынка различными субъектами микроэкономики (фирмы, предприятия, физические лица). При этом операции на внутреннем рынке качественно отличаются от операций на различных секторах мирового рынка, т.е. от внешнеторговых сделок.

Внешнеторговые операции имеют следующие особенности или отличия:

1) Товары при этих сделках физически перемещаются через государственную границу стран-контрагентов (т.е. стран-участниц этих сделок);

2) Передача товара иностранному участнику сделки (контрагенту) осуществляется на эквивалентной основе, т.е. при условии равенства стоимостных товаров;

3) Участниками этих сделок являются контрагенты, представляющие различные страны (экспортеры, импортеры);

4) Участники этих сделок являются резидентами этих государств;

5) Для денежной или стоимостной оценки товаров, торгуемых на зарубежных рынках, используются мировые цены;

6) При этих сделках меняются собственники товаров как объектов внешней торговли;

7) В результате этих сделок может меняться форма и вид собственности на эти товары, поскольку участники сделки могут представлять различные виды и формы собственности на капитал, на средства производства, на товары и на доходы от предпринимательской деятельности.

8) При расчетах в рамках этих сделок чаще всего используется свободно-конвертируемая валюта, кроме того (в соответствии с контрагентом) для оплаты внешнеторговых сделок могут использоваться

a) Неконвертируемые валюты;

b) Ограничено конвертируемая валюта;

c) Валюта страны экспортера;

d) Валюта страны импортера;

e) Валюта третьих стран;

f) Международные платежные средства;

g) Товары (услуги) страны импортера;

9) Эти сделки могут являться объектами тарифного и нетарифного регулирования. В этом случае страны экспортеры и страны импортеры могут применять инструменты экономической и административной защиты своих внутренних рынков от избыточного экспорта или импорта иностранных товаров;

10) Внешнеторговые операции осуществляются на основе внешнеторговых контрактов (договоров), в которых участники сделки определяют порядок и условия выполнения сделки;

11) Эти сделки являются объектами регулирования не только национального торгового и таможенного права, но и объектами международного торгового права, а также международных торговых обычаев;

12) Эти сделки могут выполняться как с посредниками, так и без них. В первом случае такие сделки являются прямыми (экспортер – импортер), во втором случае сделки называются косвенными, в них обязательно участвуют внешнеторговые посредники; каждый посредник представляет собой определенный канал сбыта. В зависимости от количества посредников такие сделки будут называться одноканальными, двуканальными и т.д.

13) Эти операции являются объектами таможенного контроля и таможенного оформления при пересечении ими таможенных границ государства.

Классификация внешнеторговых сделок.

Количество внешнеторговых сделок измеряется несколькими десятками. Их общее количество превышает цифру «50». В этой связи возникает практическая необходимость детальной классификации этих сделок на основе специальных критериев и показателей. Выделяются различные группы и подгруппы этих сделок. Существует много вариантов классификации этих сделок. Одни из них являются более детальными, развернутыми, другие классификации носят более общий характер, имеют меньшее количество классификационных групп.

В международной практике чаще всего используются 5 критериев классификации:

1) Направление внешней торговли;

2) Вид товара или услуги как предмета внешнеторговой сделки;

3) Степень готовности экспортно-импортных товаров;

4) Применяемые методы торговли;

5) Организационные формы внешней торговли.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: