Патент как предмет международной торговой сделки. Экспортно-импортные сделки с патентами: содержание, экономические последствия

В рамках этой темы рассматриваются особенности внешней торговли только научно-технической продукции. Эта продукция не имеет традиционной вещественной формы. Это продукция, которая является объектом интеллектуальной собственности. Эта собственность имеет специальные методы ее защиты, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Существуют специальные области национального международного права, содержащие систему особо правовых инструментов по защите права собственности экспортера и продавца этой продукции, как на внутреннем, так и на мировом рынке (национальное и международное патентное право).

Экспортеры этой продукции вынуждены предпринимать (с помощью государства) специальные меры по защите права собственности на эту продукцию, а также по защите от несанкционированного использования патентов и патентных лицензий на территории других государств. За последние несколько десятилетий, опережающими темпами растет оборот мирового рынка по этой продукции, т.е. суммарный объем продаж этой продукции.

Патент – это формальный специальный документ, который удовлетворяет исключительное право собственности на объект патентования, на объект патентной защиты.

Особенности патента как объекта сделки:

1) Патент – это специальный документ установленной фирмы, выдаваемый патентными органами данной страны. Эти органы уполномочены государством в области патентной защиты;

2) Патент выдается или на основе национального патентного законодательства, или же международных/межгосударственных патентных соглашений;

3) Патент выдается только специально уполномоченными государственными органами патентования. Документы, выдаваемые другими органами/организациями, юридической силы не имеют;

4) Патент является инструментом (документом), подтверждающим право собственности его владельца на запатентованный объект, поэтому патент – это правоустанавливающий документ;

5) Патент является средством идентификации собственника объекта патентования;

6) Патент является объектом защиты права собственности его владельца;

7) Объектом патентования могут быть:

· Открытия;

· Изобретения;

· Новые технологии;

· Новые узлы/детали;

· Технические устройства;

· Формула нового вещества;

· Образцы новейшей продукции;

· Буквенные изображения или письменные или символы;

· Графические изображения (в том числе и товарные знаки);

· Математические и технические формулы (материальные модели);

8) Патент фиксирует исключительное (монопольное) право собственника патента на:

· Владение заинтересованным объектом, т.е. на фактическое обладание им;

· Фактическое использование запатентованного объекта в научных, производственных или коммерческих целях;

· Монопольное распоряжение этим объектом вплоть до его продажи или смены собственника этого объекта другим способом;

9) Этот документ предоставляет его владельцу определенные возможности по извлечению коммерческих доходов от собственности на запатентованный объект. Возможны два способа извлечения коммерческих доходов:

a) Отчуждение (продажа) данного патента. В этом случае извлекается разовый рыночный доход, который равен цене продажи или перепродажи этого товара, как на внутренних, так и на внешних рынках;

b) Продажа патентной лицензии (в том числе и на экспорт), т.е. продажа права на коммерческое использование запатентованного объекта в пределах контрактного срока (продажа товара только на коммерческом использовании запатентованного объекта), при этом форма собственности и собственник патента не меняется.

На мировом рынке торговля патентами может быть организована в следующих формах:

1) Через контракты на продажу собственно патентов. В этом случае экспортер теряет право собственности на этот экспортный товар, собственником патента становиться импортер. Меняется собственник патента, меняется страна владелец патента, может измениться форма или вид собственности на патент;

2) Зарубеж продаются только патентные лицензии, при этом сохраняется право собственности, не меняется собственник патента, не меняется страна происхождения патента. Патент не пересекает таможенную границу экспортера. Импортер получает патентную лицензию, т.е. документ, дающий право только на временное пользование запатентованным объектом на территории страны импортера или третьих стран.

Если объект не патентуется, то возможны следующие варианты его коммерческого использования:

1) Через продажу товаров и услуг, которые выпускаются с помощью этого объекта;

2) Через торговлю ноу-хау, т.е. беспатентными лицензиями;

3) Через экспорт инжиниринговых услуг. Передача уникального объекта или его свойств будет производиться в процессе оказания инжиниринговых услуг только импортеру;

4) При экспорте новейшей техники, которая была выпущена с помощью запатентованного объекта (технологии, сырья, формулы и т.д.).

В связи с выходом на мировой рынок научно-технической продукции, сформировался особый сектор мирового рынка, который включает следующие взаимосвязанные сектора:

1) Рынок собственно патентов;

2) Рынок патентных лицензий;

3) Рынок беспатентных лицензий (ноу-хау);

4) Рынок инжиниринговых услуг.

Особенности патентного контракта:

1) До заключения сделки следует детально проработать перспективу прибыльного использования этого патента;

2) Следует оценить степень готовности запатентованного объекта к коммерческому использованию (степень коммерческой готовности патента);

3) Изучать степень патентной защиты покупаемого товара;

4) Изучить мировую практику и обычаи заключения патентных контрактов;

5) Изучить особенности таможенного регулирования ввоза и вывоза патентов с территории экспортера на территорию страны импортера;

6) Тщательно оценить сроки и степень окупаемости тех инвестиций, которые будут вложены в покупку патента, а также в процесс его коммерческого использования (до получения прибыли);

7) Следует выполнить сравнительный анализ импорта самого патента и патентной лицензии;

8) Необходимо выполнить маркетинговый анализ потенциальных рынков сбыта продукции и услуг, производимых с помощью патента;

9) Следует выделить конкурентные преимущества этой продукции по сравнению с товарами, которые продаются на действующем рынке;

10) Изучить перспективы сбыта новых товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках;

11) Необходимо изучить те торговые обычаи, которые сформировались на патентном рынке до заключения сделки, а также правила ведения торгов на эту специфическую продукцию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: