№ п/п | Японская модель | Американская модель |
1 | Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия | Индивидуальный характер принятия решения |
2 | Коллективная ответственность | Индивидуальная ответственность |
3 | Нестандартная, гибкая структура управления | Строго формализованная процедура контроля |
4 | Неформальная организация контроля | Четко формализованная процедура контроля |
5 | Коллективный контроль | Индивидуальный контроль руководителя |
6 | Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост | Быстрая оценка результата труда, ускоренно продвижение по службе |
7 | Основное качество руководителя - умение осуществлять координацию действий и контроль | Главное качество руководителя – профессионализм |
8 | Ориентация управления на группу | Ориентация управления на отдельную личность |
9 | Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату | Оценка управления по индивидуальному результату |
10 | Личные неформальные отношения с подчиненными | Формальные отношения с подчиненными |
11 | Продвижение по службе по старшинству и стажу работы | Деловая карьера обусловливается личными результатами |
12 | Подготовка руководителей универсального типа | Подготовка узкоспециализированных руководителей |
13 | Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т.д. | Оплата труда по индивидуальным достижениям |
14 | Долгосрочная занятость | Краткосрочный найм на работу |
Западноевропейская модель мотивации
Для западноевропейских компаний характерны три модели стимулирования труда:
1 беспремиальная (функции стимулирования труда выполняет заработная плата);
2 премиальная, включающая выплаты, величина которых связана с размером дохода или прибыли предприятия;
3 премиальная, предусматривающая выплаты, размеры которых устанавливаются с учетом индивидуальных результатов труда.
Премиальные модели оплаты труда реализуются путем привлечения работников к участию в прибылях (они получают дифференцированное годовое вознаграждение из прибыли компании); в доходах (из сумм дохода каждому работнику выплачивается вознаграждение, размер которого определяется по результатам оценки выполнения им производственного задания и не зависит от прибыли фирмы); в капитале (работники получают премии в виде акций по их номинальной цене).
На некоторых промышленных предприятиях Германии заключаются договоры, по которым работник обязуется с максимальной отдачей использовать свой потенциал, намечая определенные показатели результативности, при этом он имеет право распоряжаться своим рабочим временем по личному усмотрению. В итоге повышается трудовая мотивация - человек не просто выполняет поставленные перед ним задачи, но и привлекается к участию в управлении своей деятельностью.
В Англии, Франции и ряде других стран получила распространение так называемая гибкая система оплаты, в основе которой - учет индивидуальных качеств работника, его заслуг и результатов работы с помощью специальных оценочных шкал по ряду факторов. При этом, по существу, происходит индивидуализация оплаты труда, против чего выступают профсоюзы, однако эту систему поддерживают высококвалифицированные специалисты и рабочие. Придавая большое значение квалификации работников, ряд западных фирм производит оплату труда не по разряду работ, а по разряду рабочих, что в большей степени стимулирует последних к повышению квалификации.
Все более активной становится тенденция к отказу не только от индивидуальной сдельной, но и от повременной оплаты труда. При этом система материального стимулирования ориентируется на фактическую квалификацию работника, а не на указанную в дипломе. Так, на западноевропейских предприятиях ”Дженерал Моторс” повременная оплата труда отсутствует. Работники получают фиксированное жалованье за квалификацию, а не за количество человеко-часов, проведенных на своем рабочем месте. Под фактической квалификацией понимается способность работника не только выполнять свои служебные обязанности, но и участвовать в решении производственных проблем, разбираться в любом аспекте хозяйственной деятельности своего предприятия.
Оплата за квалификацию представляет собой разновидность стимулирующей оплаты постоянных работников. При этом поощряются приобретение и повышение квалификации, а вознаграждаются работники скорее за соответствующие ”инвестиции”, нежели за непосредственные результаты, показанные на рабочем месте. Таким образом, заработок работника зависит не от порученной ему работы, а от тех навыков, которые он приобрел, и от уровня его мастерства. Следовательно, чем выше уровень квалификации, тем выше и заработок рабочего.