Сравнительная характеристика японской и американской модели управления

№ п/п Японская модель Американская модель
1 Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия Индивидуальный характер принятия решения
2 Коллективная ответственность Индивидуальная ответственность
3 Нестандартная, гибкая структура управления Строго формализованная процедура контроля
4 Неформальная организация контроля Четко формализованная процедура контроля
5 Коллективный контроль Индивидуальный контроль руководителя
6 Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост Быстрая оценка результата труда, ускоренно продвижение по службе
7 Основное качество руководителя - умение осуществлять координацию действий и контроль Главное качество руководителя – профессионализм
8 Ориентация управления на группу Ориентация управления на отдельную личность
9 Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату Оценка управления по индивидуальному результату
10 Личные неформальные отношения с подчиненными Формальные отношения с подчиненными
11 Продвижение по службе по старшинству и стажу работы Деловая карьера обусловливается личными результатами
12 Подготовка руководителей универсального типа Подготовка узкоспециализированных руководителей
13 Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т.д. Оплата труда по индивидуальным достижениям
14 Долгосрочная занятость Краткосрочный найм на работу

Западноевропейская модель мотивации

 

Для западноевропейских компаний характерны три модели стимулирования труда:

1 беспремиальная (функции стимулирования труда выполняет заработная плата);

2 премиальная, включающая выплаты, величина которых связана с размером дохода или прибыли предприятия;

3 премиальная, предусматривающая выплаты, размеры которых устанавливаются с учетом индивидуальных результатов труда.

Премиальные модели оплаты труда реализуются путем привлечения работников к участию в прибылях (они получают дифференцированное годовое вознаграждение из прибыли компании); в доходах (из сумм дохода каждому работнику выплачивается вознаграждение, размер которого определяется по результатам оценки выполнения им производственного задания и не зависит от прибыли фирмы); в капитале (работники получают премии в виде акций по их номинальной цене).

На некоторых промышленных предприятиях Германии заключаются договоры, по которым работник обязуется с максимальной отдачей использовать свой потенциал, намечая определенные показатели результативности, при этом он имеет право распоряжаться своим рабочим временем по личному усмотрению. В итоге повышается трудовая мотивация - человек не просто выполняет поставленные перед ним задачи, но и привлекается к участию в управлении своей деятельностью.

В Англии, Франции и ряде других стран получила распространение так называемая гибкая система оплаты, в основе которой - учет индивидуальных качеств работника, его заслуг и результатов работы с помощью специальных оценочных шкал по ряду факторов. При этом, по существу, происходит индивидуализация оплаты труда, против чего выступают профсоюзы, однако эту систему поддерживают высококвалифицированные специалисты и рабочие. Придавая большое значение квалификации работников, ряд западных фирм производит оплату труда не по разряду работ, а по разряду рабочих, что в большей степени стимулирует последних к повышению квалификации.

Все более активной становится тенденция к отказу не только от индивидуальной сдельной, но и от повременной оплаты труда. При этом система материального стимулирования ориентируется на фактическую квалификацию работника, а не на указанную в дипломе. Так, на западноевропейских предприятиях ”Дженерал Моторс” повременная оплата труда отсутствует. Работники получают фиксированное жалованье за квалификацию, а не за количество человеко-часов, проведенных на своем рабочем месте. Под фактической квалификацией понимается способность работника не только выполнять свои служебные обязанности, но и участвовать в решении производственных проблем, разбираться в любом аспекте хозяйственной деятельности своего предприятия.

Оплата за квалификацию представляет собой разновидность стимулирующей оплаты постоянных работников. При этом поощряются приобретение и повышение квалификации, а вознаграждаются работники скорее за соответствующие ”инвестиции”, нежели за непосредственные результаты, показанные на рабочем месте. Таким образом, заработок работника зависит не от порученной ему работы, а от тех навыков, которые он приобрел, и от уровня его мастерства. Следовательно, чем выше уровень квалификации, тем выше и заработок рабочего.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: