Попытка окончательно решить «пятидесятнический вопрос» 3 страница

Старший пресвитер ВСЕХБ по Украине Андреев, в соответствии с поступившим в его адрес письмом ВСЕХБ о пересмотре состава старших пресвитеров по областям, явился к нам для согласования этого вопроса.

После тщательного рассмотрения всех кандидатур, мы пришли к выводу о необходимости оставления на занимаемых местах всех ныне зарегистрированных старших пресвитеров в областных центрах УССР. В отношении некоторых старших пресвитеров рекомендовали Андрееву сделать соответствующие замечания или предупреждения. Это относится к старшим пресвитерам: по Житомирской - Грищенко, по Николаевской - Суханову, Львовской - Андрющенко, Киевской -Мицкевичу, со стороны которых отмечались случаи или тенденции к нарушению соответствующего законодательства о культах.296

Уполномоченные Синхронность работы Совета и ВСЕХБ, о которой многие догадывались в свое время, становится совершенно очевидной сегодня при изучении архивных документов. Следующий документ вскрывает механизм получения информации о жизнедеятельности общин и персональном составе их руководства, вплоть до получения детальных данных биографического характера - и делалось это все, разумеется, руками работников ВСЕХБ, которые эти данные послушно собирали и доставляли в аппарат Совета по делам религий.

21. 1.1950 г.

Зам. Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Украинской ССР тов. САЗОНОВУ М. В.

О причинах и целесообразности рассылки старшим пресвитерам ЕХБ в Киевской области форм отчетности по религиозным общинам ЕХБ, сообщаю следующее:

Старшим пресвитером ЕХБ Мицкевичем летом 1949 года было получено письмо Высшего Совета евангельских христиан-баптистов за №775 от 15 июля 1949 г., в котором ВСЕХБ требовач выслать ему следующие сведения:

1. Состав общины (исполнительного органа). Сообщите фамилии, имена и отчества членов совета.

2. Кто из братьев проповедует в собраниях общины; сообщите имена и отчества, кто из них диакона церкви.

3. Как совершается у вас крещение? В каких водоемах? Какой порядок крещения - возраст крещаемых, через какое время после обращения преподается крещение, в какое время совершается крещение -утром или вечером.

4. Есть ли хор в общине? Сообщите фамилию, имя и отчество руководителя хора, член ли он общины или нет. Сколько участников в хоре - членов общины и не членов?

5. Как проходят собрания в смысле тишины, благоговения и порядка? Какие беспорядки замечаются?

6. Если Вы имеете нам сообщить что-либо особое из жизни общины, то просим это сделать в дополнение к вашим ответам на наши вопросы.

Получив такое письмо cm пресвитер ЕХБ Мицкевич обратился ко мне с вопросом, не буду ли я возражать, если он разошлет несколько форм по общинам с тем, чтобы можно было выяснить все интересующие сведения ВСЕХБ и дать ответ. Эта необходимость рассылки таких форм по общинам объяснялась еще тем, что ст. пресвитер Мицкевич, как он мне объясни!, не имел у себя никаких, самых элементарных, данных о той или иной общине.

Ознакомившись с представленными формами о необходимых сведениях cm пресвитеру по запросу ВСЕХБ, на вопрос Мицкевича я ответил ему, что с моей стороны возражений не имеется.

После чего эти формы Мицкевичем были раюсланы по общинам.

Должен добавить, что аналогичное письмо ВСЕХБ было получено и пресвитером религиозной общины в г. Киеве Пономарчуком, который также, как и Мицкевич обратился ко мне с вопросом о возможности сбора сведений, необходимых ВСЕХБ, против чего я также не возражал.

Следует отметить, что к этому времени, а именно 8 июля 1949 г. мною было получено Ваше письмо за № 444, о взятии на списочный учет всех лиц, выступающих с проповедью и дать о них минимальные сведения.

В соответствии с этим указанием мною была разработана форма по интересующим Вас вопросам, о лицах выступающих с проповедью и эта форма мною была дана Мицкевичу и Яковенко с просьбой собрать необходимые сведения, причем я ни Мицкевичу, ни Яковенко не говорил о том, что эти данные необходимы Вам или мне, а говорил им о том, что они для себя должны иметь такие сведения, так как им, как духовным руководителям не должно быть безразлично, кто выступает с проповедью в общинах и не безынтересно знать хотя бы самые минимальные сведения об этих проповедниках.

Действительно, что вместе с тем я просил Мицкевича и Яковенко о том, что когда они получат для себя эти сведения о проповедниках, то с этими данными ознакомгаи бы и меня (имея при этом ввиду потом взять у них один лишний экземпляр и таким образом сообщить необходимые Вам сведения).

Других источников в получении необходимых Вам сведений от общин о их проповедниках (кроме Мицкевича и Яковенко) у меня не было и нет, вот почему я к ним и обращался с такой просьбой, что кстати отметить, не вызывало никаких возражений с их стороны, а наоборот, они были согласны, что такие сведения о проповедниках необходимы прежде всего для них самих и Яковенко это уже давным-давно сделал и сведения от него о проповедниках АСД получены, а Мицкевич и do cwtk пор нужных сведений о проповедниках ЕХБ еще не собрал.

Таким образом, сбор этих сведений и рассылка форм о проповедниках % была вызвана необходимостью в данном случае выполнить Ваше указание.

Беда состоит в том, что я не проследил, а Мицкевич собрал все формы и, как оказалось, послал их в общины одновременно, с требованием заполнить эти формы и предоставить не позднее 1.1 1950 г.

Получение нескольких форм сразу, естественно, в некоторых общинах ЕХБ, по-видимому, вызвало некоторое недовольство, но факт остается фактом, что все эти формы исходили не от меня, а от ВСЕХБ.

Теперь несколько слов о регистрационных анкетах В беседе с Мицкевичем я установил, что и он не знает самых элементарных данных о пресвитерах. Таким образом, считая такое положение ненормапьным, я решил заполучить эти регистрационные анкеты на пресвитеров и получил их через Мицкевича, который заполнял эти анкеты на пресвитеров, будучи в общинах.

Нужны ли эти регистрационные анкеты? Что касается духовных руководителей - пресвитеров общин, то я за то, чтобы эти анкеты сохранить, ибо я себе не мыслю, как я могу выдавать регистрационную справку, дающую право вести духовную работу, человеку, стоящему у руководства общиной, не зная этого человека и не имея о нем самых элементарных сведений.

Кстати, так называемая духовная анкета на пресвитера, меня, как уполномоченного Совета, нисколько не устраивает, ибо она выясняет только его духовную деятельность и то очень сжато, а меня интересует политическое лицо пресвитера, надо учесть, что большинство из них жили на оккупированной территории, были судимы, отбывали наказание за антигосударственную агитацию, ранее снимались с регистрации и т. д. Вот почему я считаю, что регистрационную анкету для духовных руководителей надо сохранить. Среди пресвитерского состава оказались люди с точки зрения государственной - явно неблагонадежные. Я имею в виду пресвитеров Иванова и Балагура (Киево-Святошинский район), воспитывавших членов общин в антигосударственном духе.

Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Киевской области и городу Киеву А. Олейников 297

Необходимо признать, что Алейников был достойным учеником своего «шефа» Вильхового, который не без оснований поучал, что «только тщательное изучение религиозных общин, даст нам возможность неуклонно направлять их деятельность в сторону всемерного сужения их масштабов, ограничения их деятельности пределами молитвенного здания, а также осуществление полной ликвидации вредоносных религиозных объединений».298

Среди прочих уполномоченных Совета, которые все, разумеется, были тщательно подобранными людьми, в Украине выделялся своей откровенной беззастенчивой циничностью уполномоченный по Львовской области И. Кучерявый. Вот отрывок из его донесения Вильховому 21 февраля 1950 г.

Вся Львовская область усиленно готовится к выборам кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР как и вся Советская страна.

В настоящее время проходит выдвижение лучших людей нашей Социалистической Родины в депутаты Верховного Совета. На Львовщине трудящиеся массы выставили для баллотирования в депутаты вождя и учителя трудящихся масс великого И. В. Сталина, товарищей: В. М. Молотова, Г. М. Маленкова, Н. С. Хрущева, К. Е. Ворошилова, Л. П. Берия и др. Наряду с ними выдвинуты кандидатами тт. Грушецкий И. С., К. П. Пелехатый, К. Н. Галицкий, СВ. Стефаник, В. Г. Садовый и др.

Все трудящиеся Львовщины готовятся к выборам в Верховный Совет, в том числе и религиозная часть населения.

В январе и феврале я вызывал по очереди служителей религиозных культов области по религиозным вопросам и в беседе с ними увязывал и выяснил, как они понимают важность выборов в Верховный Совет, как верующие под их «пастырским» руководством готовятся к выборам, как воспринимают верующие крестьяне, особенно сектанты, организацию колхозов в селах и их участие в этом.

По имеющимся у меня сведениям отдельные пресвитера ЕХБ, АСД и ксендзы в своих проповедях перед верующими разъясняли и призывали их активно участвовать в выборах в Верховный Совет, многие верующие активно посещают занятия и беседы, которые проводят агитаторы, остальная часть служителей религиозных культов обещали провести среди верующих соответствующую беседу и привести полностью их к голосованию в день выборов в Верховный Совет.

На основе Ваших указаний, мной рассмотрены все жалобы и заявления, как служителей культов, так и отдельных верующих и соответственно приняты меры на основе существующих законоположений.

Так, например: в одном селе Золочевского района по распоряжению председателей сельсовета и колхоза без разрешения пресвитера рел. общины ЕХБ, сорвали замок в молитвенном доме и сняли со стен цветы и Библейские лозунги, развесили экран и демонстрировали для колхозного населения кинокартину. Мне пришлось вмешаться и запретить руководству сельсовета в дальнейшем допускать подобные ошибки.

В результате этого верующие ЕХБ этого села успокоились и остались довольны. Все верующие этой общины ЕХБ являются членами колхоза.

Остался еще не решен вопрос с католическим ксендзом, о котором почти ежедневно ходатайствуют верующие поляки, чтобы допустить к богослужению и зарегистрировать ксендза Хвирута в один из действующих без ксендзов костелов в городе Львове.

Петр Акимович! Вы спрашивали, почему я стал на точку ходатайства о регистрации двух ксендзов в городе Львове. Бесспорно, я сторонник того, чтобы их не регистрировать и не допускать к отправлению религиозных обрядов, но меня заставляет считаться верующая масса поляков и их моральное нездоровое настроение, что является вредным и нежелательным явлением для нашего государства. Можете быть спокойны за меня, так как я без Вашей санкции никакого ксендза, никакого, извините мне, черта, не зарегистрирую и не допущу к церкви.

Мной направлены председателям райисполкомов Львовской области сведения о зарегистрированных общинах, размещающиеся на территории их района с учетом, чтобы они там учли сектантские группы и своевременно могли принять соответствующие меры.299

В начале 1949 года Кучерявый смертельно обиделся на Львовский облисполком, который отнял у него ставку технического секретаря. О своей обиде от написал даже в Москву (секретной почтой!) Полянскому - и его жалоба открывает завесу над его обличием. В своей жалобе он писал, что с августа месяца 1945 года работает уполномоченным Совета по делам религиозных культов по Львовской области, которая была «центром концентрации духовенства религиозных течений в Галиции», причем приводил убедительные «показатели» своего, с позволения сказать, труда, проиллюстрировав это для наглядности сравнительной таблицей.300 Согласно его «показателей», за 3 года перемены в области произошли разительные и выглядели следующим образом:

 

На 1 января 1946 г. На 1 января 1949 г.

Действующих римско-катол. монастырей 37 13

Действующих мужских монастырей 17 0

Действующих женских монастырей 44 0

Действующая духовная семинария 1 0

Римско-католических приходов 376 9

Римско-католических монахов 280 0

Римско-католических монашек 705 0

Греко-католических приходов 370 0

Греко-католических мужск. монастырей 11 1

Греко-католических женских монастырей 22 2

Религиозных общин ЕХБ 52 40

 

Можно согласиться с Кучерявым, что «выше приведенные цифры говорят об упорной, кропотливой и трудной работе», которую ему приходилось проводить.301 Далее Кучерявый обиженно писал про отсутствие заслуженного внимание к нему, сравнивая свое положение с положением своего коллеги - уполномоченного по делам Русской православной церкви по Львовской области.

Уполномоченный Совета тов. Вишневский, благодаря заботе Совета получил денежную премию, легковую автомашину «БМВ», персональную ставку и т. п. По распоряжению Совета по делам русско-православной церкви, облисполком утвердил ему шофера за счет единственного секретаря. По непонятным для меня причинам, я был лишен денежной награды, лишен персональной ставки, автотранспорта, ради т. Вишневского - по распоряжению Совета - оставлен без секретаря.

Думаю, что должность уполномоченного Совета по делам религиозных культов не упраздняется, а наоборот, как Вы, Иван Васильевич, говорили нам в Киеве, остается надолго, а если это так, то почему же такое незаслуженное невнимание ко мне?

Разрешите привести несколько фактов из проделанной мной работы, которые говорят о не меньшей моей заслуге, чем у других уполномоченных.

1) Я член ВКП (б) с 1927 года и с 1948 года парторганизацией облисполкома, имеющей в составе 60 коммунистов, избран первым секретарем бюро парторганизации облисполкома.

2) В 1945-46 гг. мне с большими трудностями удалось эвакуировать в Польшу, почти первым, римско-католического арцибискупа Базяка, а за ним почти всех ксендзов, монахов и монашек.

3) Многих усилий мне стоило отклонить ходатайства об открытии дополнительных молитвенных домов. Так, за 3 года моей работы я отклонил: а) римско-католических 9 ходатайств, б) иудейских 3 ходатайства, в) татарских 1 ходатайство, г) общин ЕХБ 3 ходатайства.

Кроме того, мне удалось путем роспуска или слияния с другими религиозными общинами упразднить 12 общин ЕХБ.

4) Достаточно сказать, что ликвидация греко-католических монастырей и перемещение отдельных - проходили при личном моем участии, хотя это не раз было связано с опасностью для жизни, но я этого не боялся и трудности преодолевал.

Осенью 1948 года перемещая монашествующих «редемптуристов» из г. Львова в с. У нее за 100 км, когда работники органов МВД отказались их сопровождать, я, сознавая всю стоящую передо мной ответственность, возглавил автоколонну в количестве 12 машин, нагруженных священниками, монахами и монастырским имуществом, и один среди группы врагов всю ночь ехал глухими, лесными дорогами до места назначения. Я их доставил благополучно, без аварий и потерь и этим я горжусь, так как они лишены были права жаловаться па власть или писать что-либо заграницу. Второй аналогичный случай с перемещением монашествующих высылал из Креховского монастыря, которые также испортили мне много крови. 5 февраля 1949 года я приступил к осуществлению операции, то есть, к перемещению их в Унев.

Настоятель монастыря Марцынюк и его священники долго сопротивлялись, не желая оставлять насиженное место. Мне пришлось вмешаться, так как они не хотели подчинится председателю райисполкома и отказались от переезда. И только после моего вмешательства начали грузиться на автомашины, и также мне пришлось одному возглавлять автоколонну до самого Унева, куда из-за снежных заносов - прибыли только 17 февраля утром, также без потерь и катастроф.

Считаю, что большая доля моего труда вложена в дело ликвидации унии во Львовской области; греко-католические священники и верующие, обращаясь ко мне за разрешением продолжать службу в церкви, всегда получали тактичные ответы и многие уходили к архиепископу Макарию с заявлением о воссоединении их с православной церковью, а миряне заставляли своих священников принять православие и честно служить прихожанам.

Я пишу это письмо Вам, Иван Васильевич, чтобы Вы поняли мою законную обиду, и прошу Вашего непосредственного ходатайства перед Союзным и Республиканским правительством об оказании мне материальной помощи, а именно: повышении зарплаты, о выделении автотранспорта, и согласно решения штатной комиссии - об оставлении секретаря.302

Дополнительный штрих к моральному портрету Кучерявого привносит его секретное донесение Вильховому в мае того же 1949 года. Вот что он писал своему начальнику.

30 апреля 1949 года в г. Львове после непродолжительной болезни умер римско-католический ксендз из костела Марии Снежной Пивинский Ян Викентьевич рождения 1872 года, который был парохом в костеле Марии Снежной с 1 ноября 1917 г. по день смерти.

Похороны ксенза Ливийского львовскими ксензами намечались на понедельник, т. е. 2 мая, но учитывая, что 2 мая - день отдыха - явилось бы на похороны много народа, что было бы нежелательным и даже вредным, я отменил похороны 2 мая и порекомендовал хоронить умершего во вторник, т. е. 3 мая. Причем, ксендзы планировали хоронить в 16 часов, я ничего им на это не сказал, т. е. они меня поняли, что мое молчание - знак согласия и, как стало известно, они объяснили прихожанам, что похороны ксенза Пивинского состоятся в 16 часов 3 мая на кладбище «Яновском».

В беседе с председателем облисполкома тов. Пелехатым К. Н., и «соседями», во избежание концентрации огромного количества народа, я внес предложение заявить ксензам 2-го мая вечером, чтобы не дать им возможности объявить верующим, что погребение умершего ксенза перенести на 10 часов утра, а не в 16 часов вечера, как ксензы намечали. В 21 час 2-го мая, я порекомендовал ксензам изменить время погребения, так как труп быстро разлагался, с 16 часов на 10 ч. утра, что было ксензами и сделано, хотя они сильно упирались этому.

3-го моя в 11 часов дня гроб умершего был положен на катафалк. Наши надежды, что в таком случае будет меньше народа - оправдались. Если во время погребения ксендза Плошинского было ориентировочно около 10 тысяч, то во время погребения Пивинского было около 3-х тысяч.

Учтя некоторые недочеты, имевшие место при погребении ксендза Плошинского, я 30 апреля как меня известили о смерти ксендза Пивинского, связался с зав. ГОРОНО и работниками отдела Обкома КП (б) У по школе, чтобы они не допустили участия детей в похоронах ксендза Пивинского, что было и сделано, а также я посоветовал ксендзам не привлекать молодежь и детей принимать участие в похоронах, так как это отражается на их посещении школы и успеваемости.

В результате венки и хоругви несли старики и старушки. Дети отсутствовали, если не считать тех, которых родители вели за руки.

В погребении ксендза Пивинского участвовали следующие ксендзы: 1) Ящемский из кафедрального костела, который на кладбище в своей проповеди рассказал автобиографию умершего и на этом прекратил свою проповедь; 2) Криницкий из кафедрального костела; 3) Квятковский из костела «Антония»; 4) Ольшанский из К-Подольской области; 5) Стопа из города Стрия; 6) Ценский из Золочева, приехал с опозданием и присутствовал только на кладбище.

Причем, в облачении были только 3 ксендза: Ящемский, Криницкий и Ольшанский, остальные только присутствовали и активности не проявляли.

Наряду с этим сообщаю, что в г. Львове появился новый ксендз некий Леньдзян Казимир Янович, рождения 1913 года, поляк, родился в селе Хельмло, Турновского р-и, Польша.

До приезда в г. Львов, был прописан и проживал в г. Самборе Дрогобычской области по ул. Мицкевича № 5.

В 3-м отделении милиции города Львова его прописали на место жительства умершего ксендза Пивинского. Об этом безобразном акте я сообщил «соседям» и мне обещали откомандировать его туда, откуда он приехал.

Причем, львовские ксендзы и сам Леньдзян приходил ко мне, с ходатайством, чтобы разрешить, поскольку последний уже прописан в г. Львове, служит в костеле «Марии Снежной». Я категорически против насаждения всяких ксендзов здесь, вполне достаточно и этих, которые здесь.

Прошу Вас, если к Вам приедет делегация с этим ходатайством, отказать им в постоянном ксендзе, тем более, что действующий кафедральный костел расположен в 500 метрах от костела «Марии Снежной». Мной даны пока такие распоряжения костельному комитету - открывать костел для моления только по воскресеньям, так как без ксендза ежедневно собираться в костеле нет надобности. Мое мнение было бы целесообразным закрыть костел «Марии Снежной», но чувствую по настроению поляков, что они будут шуметь и писать правительству в Москву.303

Лицемерие и беззастенчивый цинизм Кучерявый даже не боялся проявлять в своих донесениях - он хорошо знал, с кем имеет дело. Такой была вся эта система, представление о которой дает еще один документ с грифом «Совершенно секретно». Документ этот был разработал в недрах штаба Совета по делам религиозных культов и, вне всякого сомнения, дает сегодня четкое представление о методах и способах работы спецслужб, в том числе - о способах «промывания мозгов» и оглушительной дезинформации населения.

30 марта 1948г. г. Киев Совершенно секретно Детальный план проведения мероприятий по ликвидации греко-католической униатской церкви в Закарпатской области УССР

В целях обеспечения условного проведения в Закарпатье мероприятий по ликвидации греко-католической униатской церкви просить сектор кадров ЦК КП (б) У назначить на должность уполномоченного по делам РПЦ по Закарпатской области т. Шеротюна, освободив его от этой должности в Дрогобычской области.

Через Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР добиться назначения архиепископа Тернопольской епархии Макария на Мукачевскую епархию с сохранением за ним Львовской епархии.

Собрать подробные данные о православных приходных церквах и Закарпатье, захваченных в разное время униатами и т. п. дочерних греко-католических церквах, кем и когда они захвачены, и кто в настоящее время из духовенства их возглавляет и т. п.

Согласно решения Закарпатского облисполкома и Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР, сселить монахов мужских униатских монастырей в Закарпатье в один монастырь в с. Имстичево.

Подготовить сселение монашек Менских униатских монастырей в Закарпатье в один из сельских монастырей.

Через Экзарха Украины подобрать 50-60 православных священников для направления их в Закарпатье в распоряжение архиепископа Макария: первую группу - в 10 человек вторую группу - в 20 человек третью группу - в 20-30 человек.

Через Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР добиться указа Патриарха о командировании протопресвитера Костельника из Львова в Закарпатскую область в распоряжение архиепископа Макария - сроком на 5-6 месяцев.

Подобрать через архиепископа Макария 10-15 православных священников из числа бывших униатских священников Западных областей УССР для направления в качестве миссионеров в Закарпатскую область.

В соответствии с решением Закарпатского облисполкома, утвержденного решением Совета Министров СССР от декабря месяца 1947 года изъять у униатов и передать в ведение православного епископа Кафедральный собор и резиденцию греко-католической капитулы в гор. Ужгороде.

Закрыть нелегально существующую в гор. Ужгороде греко-католическую семинарию.

Поручить «Владимиру Россовичу» написать для опубликования в местной Закарпатской печати статью «Об истории Закарпатской унии, разоблачающую реакционную роль греко-католической униатской церкви в Закарпатье и антинародную деятельность ее духовенства.

Опубликовать указанную выше статью «Россовича» под другим псевдонимом в областных Закарпатских газетах на русском и украинском языках.

Подготовить обращение к униатскому духовенству к верующим от группы прогрессивно-настроенной интеллигенции из числа униатов Закарпатья с призывом о воссоединении с русской православной церковью. Поручить протопресвитеру д-ру Костельнику написать противокатолическую статью, направленную против униатской церкви в Закарпатье и напечатать ее в «Епархиальном вестнике», издающемся в гор. Львове. Распространить этот «Епархиальный вестник» в количестве 4.000 экземпляров в Закарпатье.

По ходатайству архиеп. Макария через Закарпатский облисполком изъять у униатов и передать в ведение православной церкви Мукачевскую приходскую церковь и Цегельнянскую церковь в гор. Ужгороде.

Через архиепископа Макария направить настоятелем указанных церквей бывших униатских священников, воссоединившихся с православием из западных областей УССР или из числа местных перешедших в православие в Закарпатской области.

Через архиепископа Макария и протопресвитера Костельника развернуть среди униатского духовенства и верующих активную миссионерскую работу по отрыву их от греко-католической церкви и воссоединению с русской православной церковью.

Через миссионеров из числа православного духовенства создавать в униатских приходах православные «двадцатки» и по ходатайству последних передавать им освободившиеся униатские церкви. В первую очередь эту работу организовать в приходах, где имеются дочерние церкви, а так же в церквах, ранее построеных православным духовенством и верующими.

Выпустить на экраны Закарпатья кинокартину «Львовский собор», демонстрируя ее в населенных пунктах, где будет проводиться миссионерская работа православным духовенством.

Рекомендовать патриаршему Экзарху Украины выпустить обращение и греко-католическому духовенству и верующим Закарпатья с призывом о «возвращении их в лоно матери русской православной церкви». Издать это обращение на русском и украинском языках тиражом в 20.000 экземплярах и распространить в Закарпатской области когда практически начнется присоединение униатского духовенства к православной церкви.304

Комментарии излишни. Воистину - каков поп, таков и приход.

«Подпольные» пятидесятники Неожиданно попал под жернова сталинских репрессий в 1950 г. и старший пресвитер Н. В. Кузьменко. Уже после его ареста уполномоченный по Кировоградской области Бондаренко дополнительно выявил, что «Кузьменко в беседах с пятидесятниками-трясунами, подписавших соглашение в общине «ЕХБ» (село Захаровка, Новогеоргиевского района) говорил, отвечая им на вопрос о подписании соглашения, что мол соглашение пятидесятниками подписано, это верно, но подписано только соглашение, но не убеждение». «Поэтому я сделал вывод, - сообщал Бондаренко, - что пятидесятники-трясуны если и подписали соглашение об объединении, то это только формально, из-за боязни быть не зарегистрированными и боязни перехода на нелегальное положение, это, безусловно, требует усиления работы по изучению общин ЕХБ, объединившихся с пятидесятниками и особенно общин ЕХБ, целиком состоящих из пятидесятников-трясунов, которые зарегистрированы самостоятельно».305

Причина, которая привела Бондаренко к такому выводу была следующей:

В начале января 1951 года, по указанию, как надо предполагать, бывшего пресвитера Лисовского (как известно - тоже бывшего пятидесятника) по инициативе некоего Бута, было устроено нелегальное молитвенное собрание пятидесятников-трясунов в с. Орлове, расположенного в трех километрах от г. Знаменка, как подписавших соглашение об объединении, так и пятидесятников, не подписавших соглашение. На этом нелегальном собрании присутствовала и жена бывшего пресвитера Лисовского.

Собрание, как мне стало известно проходило в доме зятя некоего Огиря, руководителя пятидесятников-трясунов в г. Знаменка.

На этом собрании имело место обсуждения вопрос об аресте Кузьменко и о новом назначении старшим пресвитером ЕХБ по Кировоградской области Медушевского, одного из старых баптистов Знаменской общины, при чем в беседах пятидесятники выражали крайнее сожаление арестом Кузьменко и недовольство назначением Медушевского. На этом собрании было также решено отказаться от баптистов и проводить свои богослужебные собрания самостоятельно.306

Это свое «откровение» Бондаренко отправил председателю Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР И. В. Полянскому и уполномоченному Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Украинской ССР П. А. Вильховому под грифом «Совершенно секретно».

Кузьменко за «антисоветскую деятельность» был осужден на 25 лет. А подпольная деятельность пятидесятнических церквей продолжалась - в том числе, и в Кировоградской области.

В октябре 1951 г. уполномоченный Совета по делам религиозных культов Вильховый, утверждая план работы уполномоченного Бондаренко за 3 квартал, указывал по поводу его отчета следующее:

Вы пишете, что «секта ЕХБ продолжает расти» и что среди крещенных в 1951 г. есть 15 человек в возрасте от 18 до 25 лет. В связи с этим Вам необходимо пересмотреть через старшего пресвитера ЕХБ списочный состав проповедников в общинах ЕХБ с точки зрения возможности уменьшения их (проповедников) для каждой общины до 3-5 человек, исходя из общего состава верующих в общине.

На территории Вашей области продолжают действовать в явочном порядке 22 группы пятидесятников-трясунов. Вы пишите в отчете, что для прекращения их деятельности приняты меры. Правда, об этом Вы написали очень скупо и неубедительно. Хотя бы указали: какого числа, месяца Вами направлены письма райисполкомам и т. д. и кто из них конкретно что-либо сделал. Здесь необходимо систематическое наблюдение и контроль с Вашей стороны за проведением в жизнь мероприятий, изложенных в письме Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР от 19 декабря 1949 года №» 17 /73с.307


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: