Этот документ Совета по делам религиозных культов, к большому сожалению, несмотря на тщательные поиски в секретных папках архива, найти не удалось, и о его содержании, как и о плане «мероприятий» приходится только догадываться.
Однако, сам дух отношения к церкви христиан веры евангельской со стороны официальных органов советской власти прекрасно чувствуется в строчках официальной справки Совета по делам религиозных культов, направленной в начале 1952 года заместителю начальника Управления Министерства государственной безопасности по Киевской области Мартыненко.
Секта христиан евангельской веры или так называемых пятидесятников-трясунов, существующая на Украине относится к категории мистических реакционных течений, допускающая в своих религиозных обрядах надуманные физически изнурительные формы моления, как-то впадение в экстаз, нервная тряска, доходящая до обморочного состояния и влекущая за собою психические расстройство организма.
Сектанты-пятидесятники занимаются «пророчеством» под видом чего распространяют различного рода провокационные измышления о советской действительности.
Не признают советского закона об обязательной воинской повинности и отказываются от защиты родины с оружием в руках.
На основании изложенного секта пятидесятников, как реакционная и социально-вредная, не регистрируется Советом по делам религиозных культов при Совете Министров СССР, а также его Уполномоченными на местах.308
Неудивительно, что Министерство государственной безопасности и Совет по делам религиозных культов тесно работали рука об руку. «Пятидесятническое подполье», как они его называли, было даже по неполным данным, довольно внушительным. Согласно документа Совета по делам религий под названием «О фактически действующих незарегистрированных религиозных группах верующих» со ссылкой на данные «духовного центра евангельских христиан-баптистов, которые ведут работу по «воссоединению» общин секты пятидесятников со своими общинами», в целом по Украине имелось следующее положение:309
Наименование Области Пятидесятники (христиане евангельской веры)
Влились в общины евангельских Не присоединились христиан-баптистов
Общины Верующие Группы Верующие
Винницкая 12 428 45 1311
Волынская 23 1632 13 1003
Ворошиловградская 7 126 нет нет сведений сведений Днепропетровская 31 1.000 5 190
Дрогобычская 5 123 нет нет сведений сведений Житомирская 4 169 23 787
Запорожская 5 44 4 67
Закарпатская 1 17 1 34
Измаильская 12 562 10 111
Киевская 12 296 15 276
Кам.-Подольская 2 52 56 752
Кировоградская 19 436 18 379
Львовская 21 377 нет нет сведений сведений Николаевская 7 119 3 47
Одесская 13 600 16 299
Полтавская 3 127 5 78
Ровенская 109 7.342 25 1 199
Сталинская 12 58 21 554
Сумская 1 60 5 155
Станиславская 2 59 10 307
Тернопольская 44 2.989 11 226
Херсонская 7 101 нет 150 сведений Харьковская - - 1 нет сведений Черниговская 6 118 9 153
Черновицкая 7 315 9 444
Всего. 365 17 660 305 8.527
В том же документе уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Украинской ССР П. А. Вильховый характеризует «религиозное подполье», как он его называет, следующим образом.
Вскрывать подполье нам очень трудно, тем более, что наш областной уполномоченный Совета не располагает на это ни соответствующим аппаратом, ни временем. Сектанты-пятидесятники, ушедшие в подполье - это трясуны, которые занимаются «пророчеством», под видом чего распространяют различные провокационные измышления о Советской действительности.
Эта группа сектантов не признает советского закона об обязательной воинской повинности и отказывается от защиты Родины с оружием в руках.
Наиболее реакционные и социально-вредные группы трясунов имеются в следующих областях: Винницкая, Волынская, Днепропетровская, Житомирская, Одесская, Ровенская, Сталинская и Тернопольская.
За последнее время чувствуется некоторая активность остатков пятидесятнических изуверческих групп, особенно в Днепропетровской, Житомирской и Винницкой областях. Так, например, если в 1949 г. с «пророчествами» изредка выступали мужчины, то в 1950 г. здесь появились в большом количестве «пророчицы» (женщины) и к тому же «бродячие».
В с. Перечино, Копайгородского р-на, Винницкой области с «пророчествами» выступила пятидесятница Капинус Соня (имеет, якобы, среднее образование); она разъезжала по селам Винницкой области и сейчас «перекочевала» в г. Одессу. Местопребывание неизвестно.
В с. Журницы, Казатинского р-на, Винницкой обл. начала «пророчествовать» Анна Василишна. Она была членом религиозной общины евангельских христиан-баптистов, но ее исключили за «ересь».
В Днепропетровской области «выползла» из глубокого подполья большая группу «пророчиц» и несколько «пророков». Среди них Росенко Мария (проживает в г. Днепропетровске, Красноповстанческая, 64), рождения 1928 г. Ведет работу среди молодежи. В этом ей помогают: Рондарь Евгений, примерно 25 лет от роду, прибыл из западных областей УССР. Ведет активную работу по вовлечению молодежи в пятидесятничество. Посещает села и поселки вблизи Днепропетровска. Проживает в общежитии завода им. Петровского, дом М» 84, где также проводит свою миссионерскую работу. Его друг - Максимов Николай, 25 лет от роду, - тоже приехавший из Западной Украины (живет в городке завода им. Петровского, дом № 4) группирует вокруг себя молодежь.
Вместе с Носенко Марией работает и проповедник Поляков Николай А., 1927 г. рождения. Проживает он в г. Днепропетровске, в районе Транспортного института. Привлекли они в свою группу и Пищикову Нину Федоровну, рождения 1929 г., живет она по линии 1-ая Симферопольская, дом № 17/7. Привлекли и ее сестру Пищикову Надежду, 1928 г. рождения. Все они крестят молодежь «духом».
В этой же группе бодрая старуха-»пророчица» Богачева А. А. (проживает в г. Днепропетровске, проспект Калинина, 19). Собираются совершенно скрытно, и всякий раз в разных домах. Проповедником у них инженер Пахомов Анатолий Иванович, считается «изгонителем бесов» (живет на поселке им. Крупской).
Эта группа состоит примерно из 35-40 человек, находится она в поселке им. Крупской (пригород г. Днепропетровска).
С ними встречаются «пророчица» Хмелевская Пелагея (гор. Амур-Нижнеднепровск, ул. Целегатская), «пророк» (друг Пахомова) Игнатенко Амос (проживает в с. Карнауховка, Криничанского района), «известная пророчица» Яшникова (ей 55 лет, сын ее сектант - за антисоветскую агитацию уже репрессирован); проживает Яшникова в г. Днепродзержинске. «Забредает» к ним и «апостол» Калиниченко (зкивет в поселке Долгинцево), а также «пророчица» Перекопская (проживает в с. Новопушкаревка, Криничанского р-на); связь с ними держит «пророчица» Суслова Фекла, из Верхнее-Днепровского района, село Андреевка. Она после встречи с «днепропетровцами» проводит у себя нелегальные собрания.
В пригородных поездах г. Днепропетровска часто можно встретить «пророка» Калиниченко Антона. Живет он на ст. Долгинцево. Ему около 60 лет. Он в поездах рассказывает какие он «видения» видит. Время от времени он устраивает «богослужения» у себя на дому.
Заслуживает «особого внимания» сектантский связист по работе в подполье - Еремчук Мефодий. Он проживает в г. Синелышково. Ему 52 года. Это активный проповедник и особенную активность проявляет, когда съездит в Западные области. В 1950 году он дважды туда ездил. Еремчук нигде не работает, по занимается «какими-то торговыми операциями». С ним часто встречается «пророк» из с. Щорс Лебедь Владимир. Ему тоже до 50 лет и у него дома нелегально собираются подпольные сектанты.
По числу активных «пророчиц», после Днепропетровской области, можно на второе место по УССР поставить Житомирскую область.
Нам неизвестно, как партийно-советские организации Житомирской области ведут политмассовую и идеологическую работу среди некоторых отсталых групп населения, в частности, среди женщин, но судя по «работе» сектантских подпольных организаций - работа по линии культурно-просветительных организаций ведется далеко недостаточно.
Наряду с этим необходимо отметить отрадный факт перевоспитания девушки в с. Великий-Гул Довбышского района Житомирской области. В этом селе сектанты завербовали в свои ряды Марию Михайловну Бондарь, рождения 1929г. В 1950 г. Марья Бондарь - звеньевая колхоза «Н-ский полк» за высокий урожай льна была удостоена Героя Социалистического труда.
«Со стороны партийных и комсомольских органов, - сообщает в своем отчете за третий кв. 1950г. Уполномоченный Совета - был проведен ряд продуманных мероприятий по отрыву из-под сектантского влияния Бондарь Марию и ее подруг. В результате чего, несмотря на запрещения со стороны матери (старой сектантки) и родственников (сектантов), Бондарь М. М. в августе м-це вступила в комсомол, а с сентября м-ца приступила к учебе в Крошенском сельскохозяйственном техникуме и стала одной из активных общественниц».310
Можно только представить себе, какие колоссальные усилия были брошены государственными органами и сколько было потрачено государственных средств для того, чтобы «освободить от религиозного дурмана сектантов-пятидесятников» Героя Социалистического труда Марию Бондарь и сделать из нее активную общественницу.
С «религиозным подпольем сектантов-пятидесятников» бороться было трудно, о чем свидетельствует также секретный документ под названием «Справка о состоянии религиозных культов на Украине» от 11 марта 1950 года, в которой говорилось, что «по неполным данным остатки бывшей секты пятидесятников (трясунов) дислоцируются в следующих областях УССР»:311
Название области Количество Количество общин и групп Членов Винницкая 29 990
Ровенская 14 773
Волынская 8 697
Житомирская 17 589
Сталинская 13 498
Станиславская 9 232
Кировоградская 10 152
Кам.-Подольская 6 152
Измаильская 9 135
Киевская 7 151
Львовская 7 157
Черниговская 7 114
Одесская 4 88
Днепропетровская 5 45
Дрогобычская 2 60
Сумская 1 30
Николаевская 3 23
Всего: 151 4.886
В этом же документе уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Украинской ССР Вильховый писал:
Необходимо отметить, что указанное выше количество нелегальных группировок бывшей секты христиан веры евангельской (пятидесятников-трясунов) далеко не полное, так как верующие этой секты ведут себя замкнуто, соблюдают конспирацию, и скрывают информацию о своих группах и особенно о руководителях.
Правда, некоторые из них двурушничают: на словах говорят одно, а на деле другое. Более «спокойные» представители секты пятидесятников возможно присоединяются к евангельским христианам-баптистам, а резко выраженная группа трясунов уйдёт в глубокое подполье.312
И нисколько не удивительно, что в духе того времени данный документ заканчивается зловещей припиской следующего содержания:
Все материалы, которые удается нам добыть по вышеуказанным сектантским группам, незамедлительно направляются органам Министерства государственной безопасности для разработки привлечения виновных к ответственности,313
Повесть про Дубинина В конце мая 1988 года, когда делались последние приготовления к празднованию 1000-летия крещения Руси (с которого и началась, по сути, свобода благовестия в нашей стране), получил я толстый пакет со многими сургучными печатями, которые были в ту пору неизменными атрибутами заказного отправления. Это было очередное долгожданное многостраничное письмо от Лилии Дубининой - дочери замечательного и благословенного многолетнего труженика на ниве Божией, Пантелея Федоровича Дубинина. В течение долгих четырех лет нашей интенсивной переписки с глубоким уважением, с пламенной любовью к своему покойному отцу, она, отвечая на мои вопросы, писала мне в своих письмах про необыкновенную жизнь этого необыкновенного человека. Сегодня пришло время рассказать про Дубинина всем.
Мир Вам, дорогой брат в Господе Владимир Иванович, и мир дому Вашему! Приветствую Вас любовью сроднившего нас Господа Иисуса Христа!
… Много милости Божией было явлено в жизни моего отца. Возможно, Бог видел его природный характер - терпеливый, рассудительный и добрый - и поэтому призрел на него ещё с 14 лет, когда он обрел веру в Бога живого, в то время, когда он еще не знал никого из евангельских верующих. Бог простёр над ним руку и провёл его по земному пути, который был не гладкий, но трудный и тернистый. Однако отец мой крепко верил в Господа и никогда не роптал на путь этот и на то, что он встречал в своей жизни, но он всегда радовался и благодарил Господа. Много летело стрел дьявольских в него со всех сторон. И когда ему было больно от них, он только к Богу приходил за помощью - и терпение его и кротость его побеждала всё с Божьей помощью при его рассудительности. Он всегда радовался. В моем присутствии люди разных понятий, характеров и сословий часто говорили про отца с удивлением, что такого верующего и поистине редкого человека Бог неизвестно за что в тюрьмы бросает… А я знаю, что и через эти скорби проходя в тюрьмах, в суровых карцерах и гонениях, он благодарил Бога и тихо улыбался с радостью, довольный, что он и там видел руку Господню, что Бог чудно его проводит над пропастью - и там, за стенами лагерей, преподавал людям водное крещение, ибо много каялось и добрых и злых пропащих заключенных людей, возникали и росли в узах христианские общины. Есть и сейчас еще в живых некоторые братья, которые сидели с ним в заключении, и они много об этом свидетельствуют. Так недавно посетил нас брат, который сидел пять месяцев под следствием с ним вместе - и там за пять месяцев около 18 человек уверовали, в том числе один из них следователь, а также сидевшие под следствием врач и художник.
Я видела его христианскую жизнь и христианскую смерть. Отец мой оставил нам добрый пример в жизни и смерти… Он умирал на моих глазах, и хоронить его пришли очень многие. И гроб с его телом несли и верующие и неверующие… 314
Пантелей Фёдорович Дубинин родился 25-го июля 1903 года в Брянской области (в то время это была часть Орловской), в селе Лапазня, Мглинского района.
Его родители: Дубинин Фёдор Федотович и Дубинина Александра Титовна. Семья у них была не маленькая было у Пантелея 4 брата и 3 сестры. Родители были православными христианами, причем очень ревностными и набожными. Отец Федор Федотович, обладая хорошим голосом, пел в церкви на клиросе в церковном хоре. Мать была также исключительно доброй и богобоязненной женщиной из очень набожной семьи и её два брата - дяди Пантелея - были священниками. Затем Фёдор Федотович уехал на шахты в город Юзовка (сегодня - Донецк), там участвовал в забастовках, привозил оттуда и активно распространял листовки и революционную литературу. Неудивительно, что периодически полиция устраивала в доме обыски.
Образование у братьев Пантелея было небольшое - закончили они начальную школу по 5 классов. Один только его брат Георгий Фёдорович имел высшее педагогическое образование, по специальности был он историком, но преподавал и географию и уроки права, Конституцию и рисование - а после, по переезду в г. Клинцы - преподавал математику и физику, был секретарем райкома партии, а позднее - и обкома партии в Гродно. Когда Пантелея судили, то его тоже довольно много таскали и допрашивали «компетентные органы». Во время войны закончил он Военное высшее танковое училище, попал на фронт, откуда и писал своему брату Пантелею фронтовые письма с просьбой молиться за него, уверовал в Бога и часто говорил впоследствии Пантелею: «Только по твоим молитвам я остался на фронте живой». В последние годы перед смертью ходил в собрания в церкви в г. Херсоне, называл себя верующим, собирался покаяться в церкви на Пасху. Не решился он сделать этого на утреннем богослужении, решил отложить, сказал, что вечером покается. А днем его больное сердце не выдержало - и он умер. Оставил он людям трагический урок - не откладывать таких важных вопросов даже на вечер…
Старшая сестра Пантелея впоследствии была верующей, как и ее дети. Один из ее сынов был диаконом церкви. Остальные вере не противились и даже называли себя верующими, но в грехах своих не каялись и не ходили в церковь. Однако весь род Дубининых славился тем, что были они людьми мягкими, добрыми, никто никогда не видел, чтобы они курили, пьянствовали или сквернословили. Осталась про этот род добрая память среди людей.
Незабываемый год 1917 повсеместно вздыбил Российскую империю разрушительной и опустошающей драмой революции. Но в отличие от больших городов, где бушевали трагические страсти революции, маленькая деревня Лапазня, в которой жил со своими родителями и родственниками Пантелей, была местом мирным и тихим.
Учился ПантелеЙ в школе на отлично, получал круглые пятёрки. Но среди всех других уроков самым дорогим и интересным для него был урок Закона Божьего. Считал он этот урок особенным и святым, учил он Закон Божий старательно и с любовью, за что его многократно поощряли - брали его в церковь на праздник Пасхи и другие праздники священники, которые преподавали уроки Божьего закона и он, пятиклассник, в церкви зажигал свечи, открывал в церкви царские ворота, когда несли плащаницу, читал по-славянски отрывки из Священного Писания. С самого детства люди помнили его богобоязненным и благочестивым Однако, уверовал Пантелей в Бога по-настоящему в свои 14 лет, Никаких евангельских христиан не было тогда в тех местах и никто не слышал про них в Лапазне. И обращение Пантелея к Господу произошло очень необычным образом. Случилось это так. Старожилы хорошо помнят, что зимы тогда были очень морозные, вьюжные, снежные. Вокруг Лапазни стоял старинный дремучий лес, где росли, как сказочные великаны, огромные деревья, рвы и глубокие овраги перерезали этот лес. Небольшой дом, в котором жили Дубинины, стоял близко к опушке леса. В одну такую очень ненастную вьюжную и морозную ночь Пантелей проснулся. Все в доме крепко спали, а за окном чей-то голос звал его жалобно и протяжно по слогам: «Пан-те-лей… Пан-те-лей…» Он набросил шубейку, отцовские валенки и вышел во двор. Голос звучал дальше, где-то за углом. Пантелей прошел дальше, было очень холодно, ему становилось жутко. Хотел он вернуться домой, а голос звучит все громче и жалобней, в глубину сада ведёт. «Пан-те-лей.. Пан-те-лей…» Помолился Пантелей, собрался с духом, пошел. Страшновато. Вьюга завывает. Но вернуться назад Пантелей не мог, пошел вперед, проваливаясь по колено в снег. За садом виднелись кусты и там, в кустах, показалось Пантелею, вроде бы, что-то живое в снегу лежит. Добрался Пантелей туда через глубокий снег и жгучую вьюгу и увидел засыпанную снегом лошадь в сугробе, а на санях, уже засыпая, замерзал седоволосый старик, которого Пантелей никогда не видел раньше.
Попробовал мальчик лошадь вытащить, но не смог, потеряла лошадь силы тоже. Побежал Пантелей домой, разбудил всех, поднял на ноги. Общими усилиями с большим трудом вытащили лошадь из сугроба. Замерзающего старика внесли в дом, привели в чувство, отогрели старика, да и лошадь его тоже отогрели, укрыли в хлеву взятыми из дома тёплыми самоткаными одеялами и подстилками. Оказалось, что этот старик был глубоко верующим человеком из отдаленного села, и когда он был в пути, поднялась сильная пурга, в которой он потерял дорогу, сбился с пути и замерзал. Через некоторое время Дубинины с любопытством слушали повесть Евангельскую от этого спасенного им старика, который впоследствии рассказал, что принадлежит к евангельской церкви.
Глубокое впечатление произвело свидетельство спасенного старца на Пантелея. С тех пор стал он посещать этого старенького брата, который жил в отдаленном селе за 10 километров от них. Вместе они ездили на собрание в баптистскую церковь, до которой было еще 10 километров. Собрание было очень маленьким - всего несколько стариков и стариц, никого из молодежи не было в этой церкви. Но живое Слово Божие благодатно коснулось сердца сельского паренька - и Пантелей искренне и глубоко покаялся перед Богом, вручил ему свою жизнь в свои 14 лет и стал служить ревностно Господу Богу.
Дома его ожидали переживания и скорби. Его родители, обыкновенно кроткие и доброжелательные люди, решительно восстали против его новой веры, которую они воспринимали как «опасную, еретическую и изуверскую», никак не смогли смириться с тем, что их сын, на свою беду и на их родительский позор, попал в секту к «изуверам», как тогда изображало православное духовенство евангельское движение. Но особенно воинствовали родные дяди Пантелея - священники, они совершали молитвы, чтобы Пантелея освободить от злого духа, кадили в доме церковным ладаном, кропили и поливали святой водой вокруг дома, чтобы спасти его от этого наваждения. Домашние Пантелея прятали его одежду, чтобы ему не в чем было идти в собрания. Пантелей терпеливо переносил непонимание своей семьи и родителей, острые и едкие насмешки со стороны окружающих. Как добрый и послушный сын, он старался всё успеть сделать по хозяйству, помочь родителям управиться со всеми домашними делами, прежде чем он уйдет на собрание.
Однажды в марте месяце, когда вокруг еще был снег и талая вода, он нашел свою одежду, которую «заботливо» спрятали в сарае в сене его родные, и быстро заторопился на собрание в церковь за 20 километров от. дома. Выйдя за село, он переходил через узкую речушку по суковатой балке, которая служила узеньким мостиком, который в народе называли (еще во время моего детства) кладочкой. А позади Пантелея шел его сосед - за сеном шел на свое гумно. Был он человеком старым, но сильным и крепким, большим ревнителем православия и большим ненавистником евангельских христиан. Крутнул он кладочку круглую, обледеневшую - и Пантелей упал с кладочки в воду. Ни слова не говоря, вылил Пантелей воду из валенок -и в мокрой шубе побежал бегом на богослужение. По пути через 10 километров у своего друга-старика переоделся и дошел-таки до собрания.
Одежду его позднее высушили в печи, через время возвратился Пантелей в свое село. А в селе плач и рыдание, во дворе у соседа народ толпою стоит. Похороны, оказывается, в селе. Погиб сосед Пантелея - тот самый, который сбросил Пантелея с кладки в холодную воду, чтобы тот не пошел в собрание. И случилось это очень скоро. Набрав ворох сена, шел он домой и на обратном пути лаптем зацепился за сук скользкой перекладины (а самодельные лапти сделаны были из веревок), поскользнулся и упал, тяжелый тюк сена придавил ему голову - и захлебнулся несчастный старик в холодной снежной воде.
Потрясенные сельчане оставили Пантелея в покое, все больше и больше видя руку Божию, которая защищала и поддерживала его, а Пантелей все больше возрастал и укреплялся в вере. Вскоре он стал известным проповедником и очень много проповедовал, обходя многие селения вокруг за многие километры на Брянщине и в Белоруссии. Слушая вдохновенные проповеди Дубинина, люди повсеместно обращались к Господу, каялись, стали возникать и расти церкви. Рассказывали старые друзья Пантелея, как тогда они писали лозунги «Покайтесь и веруйте в Евангелие» и шли по деревням с пением евангельских гимнов. В некоторых местах им позволяли заходить в православные храмы, там они проповедовали, отвечали на вопросы, проводили диспуты о евангельской вере. Часто православное священство, вступавшее в такие диспуты, было постыжено, много людей приняли евангельскую веру. Неудивительно, что в других местах их гнали -где избивали палками, а где только палками пыль поднимали.
Благоприятное время для благовестия вскоре стало заканчиваться - и против проповедников Евангелия начались повсеместные восстания. Пантелея стали преследовать, запрещали проповедовать и затем предали суду. Неоднократно он попадал в тюрьмы на несколько месяцев, (сидел он по 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев, 1 год) выходил на свободу и снова проповедовал. Как писала мне в конце 80-х годов в своих письмах дочь Дубинина - Лилия Пантелеевна, жила еще на Брянщине сестра-старица, член церкви баптистов, которая помнила ещё те годы, когда Пантелею было 17-20. Она была моложе его, уверовала через его проповеди и носила ему в тюрьму передачи в свое время. Говорила сестра-старица, что работали тогда заключенные вместе с Пантелеем на кирпичном заводе, и что мать её с горшочком картошки вареной посылала носить передачи Пантелею.
В 1924 году он женился (тогда ему и его жене было по 21 году от роду). Жена его Пелагея Филипповна была дочерью пресвитера церкви баптистов. Принялся Пантелей дом строить для своей семьи. Дом он успел закончить, но не успел переселиться. Дали ему новый срок - приговорили к 2 годам лишения свободы - а новый дом конфисковали и приспособили для сельской канцелярии.
Детей у них еще не было. После ареста Пантелея вернулась его жена в отчий дом дожидаться возвращения мужа из очередного заключения.
Однако Пантелея освободили из тюрьмы раньше - через полтора года его отправили в ссылку в Донецк, где была острая нехватка рабочих рук. Жена уехала к нему. В Донецке родилось у них четверо детей. Жили на частных квартирах, принадлежали к церкви баптистов.
Там он работал - вначале стрелочником, потом весовщиком вагонов и дежурным по станции города Сталино, как тогда назывался Донецк. По вечерам Пантелей учился, закончил железнодорожные курсы, о чем сохранилось удостоверение с отличными отметками по всем предметам. Потом на электротехника учился, тоже только пятерки стоят в аттестате. В то же время он был самоотверженно вовлечен в служение церкви баптистов, был регентом хора. На фотографиях, которые чудом сохранились, он запечатлен с хором и со струнным оркестром в Донецке. Потом был избран на служение пресвитера в этой же общине.
С пятидесятническим учением, которое в ту пору начинало проникать в Донецк, боролся долго и упорно, но потом неожиданно для самого себя однажды был исполнен Духа Святого и начал говорить на иных языках прямо на рабочем месте в стрелочной будке. Через какое-то время семья Дубининых присоединилась к пятидесятнической церкви, которая была основана союзным благовестником Союза церквей христиан евангельской веры B. C. Павловым, и в том же 1926 году брат Павлов рукоположил Пантелея Дубинина на пресвитерское служение в церкви города Донецк. Но и там его много раз арестовывали. Известно, что за всю свою жизнь Дубинин был арестован порядка 25 раз - на срок от нескольких недель до 25 лет. И везде в тюрьмах через его благословенную проповедь каялись многие заключенные, обращались к Господу и начинали новую жизнь. Там, в местах лишения свободы, преподавалось водное крещение по вере и совершалось хлебопреломление, святое воспоминание страданий и смерти Господа Иисуса Христа.
Лилия Пантелеевна в своих письмах рассказывала:
Ну, а какие чудеса в его жизни происходили, чудеса в тюрьмах! Как только бросают кого-либо новенького в камеру, а там ведь одни уголовники заправляют, бросаются на него, избивают до полусмерти… Так всех принимали, а к папе если бросятся уголовники, то кто-то из главарей сразу их остановит, поднимет руку, а потом все к нему большим уважением проникались… Видел он видения в тюрьмах. Однажды бросили его в карцер в Донецке. Круглый карцер, стены от плесени липкие, в потолке с тетрадный лист окошко и даже сесть негде. Одни мокрушки ползают, да иногда дверь откроют, ведро грязной воды выльют на пол, ноги беспредельно устали, сесть негде, на полу вода. Он свой пиджак в четыре слоя сложил на пол, преклонил колени, начал молиться. И вдруг как будто выключатель перед глазами щёлкнул, он открыл глаза. Смотрит отец - а вокруг кусты, трава и стежка узкая, не успев подумать, что он делает, подхватился, хотел бежать…
Ударился в стенку карцера - и исчезло видение, нет ничего. «Что это, Господи?» И тогда Господь говорит ему: «Свобода». И вскоре открывают дверь и говорят: «Дубинин, выходи». Вышел, вдохнул свежего воздуха, упал без чувств на землю…315
Последний раз проводил собрание Пантелей Дубинин в Донецке на своей частной квартире (они там снимали у сестры верующей маленькую мазанку во дворе, которые принято в Донбассе называть летними кухнями). Был поздний вечер. Лилия Дубинина вспоминает:
Отец во время богослужения сидел за столом, вдруг он увидел на двери, которая была занавешена одеялом черным, как будто на экране кино картину: идут два милиционера с овчаркой. Он говорит: «Братья, сейчас за мной придут. Я вижу, уходите». Несколько братьев по двое успели уйти. И тут совершилось то, что он видел в видении. Пришли два милиционера с собакой, его арестовали. Нас, детей, (все мы трое на год друг друга меньше) увели. Допросы… Его взяли. Ночью стали проводить допросы. Следователь вульгарно стал выражаться. Он с ним не стал говорить. Тот бил кулаками, злился. А он молчал, единственно только сказал: «На своё.» месте вы должны быть маяком среди тьмы, а вы вульгарный человек, и я не буду говорить с вами». В общем, один за другим следователи менялись. Второй пришел, -тот оскорблял верующих. Он и с ним не стал разговаривать. Тогда пришел следователь-еврей и ласково заговорил, вежливо извинялся за товарищей тех невоспитанных, говорил: «Наша недоработка» и т. д.
Но Господь внезапно исполнил отца Духом Святым, и он заговорил на еврейском языке. Следователь стал что-то отвечать ему. До последних своих дней на земле отец не знал, о чем он говорил тогда в те минуты и что отвечал ему следователь. Однако после этого следователь ушел, а папа остался один. Сидел он долго. Никто больше не приходил. Потом отец начал молиться и говорит: «Господи, что мне делать?» А ответ от Господа был следующий: «Встань и иди!» Он вышел из комнаты, стражи стояли у дверей за кабинетом, охрана была внизу у лестницы и на выходе, никто не сказал ему ни слова, не остановили его, не задали никакого вопроса. Когда отец выходил уже со двора НКВД, он увидел, что в дежурной комнате у проходной открытая дверь. За столом сидела девушка. Это уже было 8 часов утра. Папа обратился к ней: «Девушка, мне нужен мой паспорт». Она спросила фамилию и тут же отдала отцу паспорт. Вышел за проходную. И опять стал молиться Господу, что ему делать дальше. Господь сказал ему идти на вокзал. И он послушно пошел.






