Попытка окончательно решить «пятидесятнический вопрос» 9 страница

Братья из ВСЕХБ тоже свое слово сказали - в своей телеграмме в адрес правительства, в которой дословно выразились так:

От имени верующих евангельских христиан-баптистов УССР выражаем глубокое соболезнование в тяжелой утрате величайшего знаменосца мира, вождя всего прогрессивного человечества, создателя великой Сталинской Конституции нашего родного и любимого Иосифа Виссарионовича Сталина. Верующие и руководство проявят величайшее единство и сплоченность вокруг Правительства Советского Союза.

Помощники ст. пр. ВСЕХБ по УССР Пономарчук, Мицкевич 360 неполным данным Совета, «существует еще до 12.000 пятидесятников», которые в таком явочном порядке действуют.

Вильховый продолжал:

Чтобы в какой-то мере противодействовать вредной, антигосударственной деятельности пятидесятников, мы координировали мероприятия с Комитетом государственной безопасности при Совете Министров УССР, и, с санкции Совета по делам религиозных культов, дали возможность старшему пресвитеру ЕХБ по УССР проводить работу среди пятидесятнических групп с целью отрыва их от пятидесятнического культа и присоединения их к зарегистрированным обществам ЕХБ»363

Это была определенная тактика на основании принципа «разделяй и властвуй». Те вероученческие разногласия, которые существовали в понимании пятидесятников и евангельских христиан-баптистов, использовались для того, чтобы «контролировать» одних и «нивелировать» других. Получалось, что при содействии некоторых работников из руководства ВСЕХБ, пятидесятнические лидеры были обвинены и осуждены на многие сроки тюремного заключения. (Это не дает основания, конечно, чтобы в настоящий момент делить людей на два лагеря. Каждый за себя, за свои поступки даст отчет перед Богом. И те, кто доносил, и те, кто сидел в тюрьмах, знали, ради чего они это делают. Право суда принадлежит Господу).

В то время гордо звучало: «Строительство социализма в СССР стало временем небывалого роста безбожия в стране».364 И этот рост, естественно, осуществлялся путем применения различных «особых» методов. Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 года «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» содержит такие абзацы.

«ЦК КПСС отмечает, что многие партийные организации неудовлетворительно осуществляют руководство научно-атеистической пропагандой среди населения, в результате чего этот важнейший участок работы находится в запущенном состоянии. В то же время церковь и различные религиозные секты значительно оживили свою деятельность, укрепили свои кадры и, гибко приспосабливаясь к современным условиям, усиленно распространяют религиозную идеологию среди отсталых слоев населения. Церковники и сектанты изыскивают различные приемы для отравления сознания людей религиозным дурманом, обращая особое внимание на привлечение к церкви молодежи и женщин. Они широко используют свою печать, проповедническую и благотворительную деятельность, ведут индивидуальную обработку граждан. Религиозные предрассудки и суеверия отравляют сознание части советских людей, мешают их сознательному и активному участию в строительстве коммунизма».365

«Позицию нейтралитета и пассивности к деятельности церкви и к росту влияния религии на наших людей занимают многие профсоюзные и комсомольские организации, которые фактически самоустранились от работы по атеистическому воспитанию рабочих, служащих и молодежи».366

«ЦК КПСС постановляет: обязать ЦК компартии союзных республик, крайкомы и обкомы КПСС покончить с запущенностью антирелигиозной работы, развернуть научно-атеистическую пропаганду.

Надо решительно покончить с пассивностью в отношении к религии, разоблачить реакционную сущность религии и тот вред, который она приносит, отвлекая часть граждан нашей страны от сознательного и активного участия в коммунистическом строительстве»367

Это было сказано уже после смерти Сталина, в 1954 году.

Что происходило в духовной жизни даже зарегистрированных церквей, можно догадываться, читая стенографическую запись приема Вильховым старшего пресвитера ВСЕХБ по Сталинской области Б. А. Русанова 10 февраля 1955 года.

Вильховый - Сколько у Вас было приближенных в 1953 г. и сколько из них молодежи и сколько приняло крещение?

Русанов - В 1953 г. приближенных было 632 человека, из них молодежи (имею в виду молодежь до 25-ти летнего возраста) 150 чел. Перед тем, как допустить к крещению лиц, я иду к Кузьме Федоровичу (уполномоченному Совета) и подробно ему рассказываю о лицах, которые хотят принять водное крещение. В результате этой беседы, я сделал вывод, что молодежь крестить нежелательно, и я шел на уступки, к крещению в 1953 г. из 632 человек допустил только 375 человек - и ни одного в возрасте до 25 лет. Но я увидел, что чем далее, тем труднее мне работать… На меня начали писать жалобы в духовный центр и я в 1954 г. решил некоторых лиц из молодежи, особенно тех, которые настойчиво за последние 2-3 года добиваются, чтобы я дал разрешение на крещение этой молодежи - крестить их. После беседы с Кузьмою Федоровичем по данному вопросу, я снова понял, что надо мне идти на уступки, и снова я не всех крестил в 1954 г. Подано было 483 заявления на крещение, среди них было 136 человек, которые повторно просили меня дать им возможность принять крещение, но я допустил к крещению из 483 чел. только 270 душ, среди них - одного в возрасте до 25 лет.

Вильховый - А сколько из состава приближенных в 1954 г. было лиц в возрасте до 25 лет?

Русанов - 132 человека, а к крещению допустил, как я уже сказал, только одного…

Вильховый - По нашим сведениям, якобы в 1954 г. Вы крестили из молодежи не одного, а 7 человек…

Русанов - Нет, только одного… Теперь некоторые исключенные нами лица, а также и такие, как Зюбанов (вернувшиеся после отбытия наказания) повели разложение наших обществ. Меня теперь обвиняют, что я действую не на основании слова Божия, а на основании указания власти.

Вильховый - Вы можете подтвердить это хотя бы некоторыми фактами?

Русанов - В обществе ЕХБ, находящемся в г. Жданове - Порт, 17 человек вышли из нашего общества, заявив, что они недовольны линией ВСЕХБ.

Вильховый - А возможно среди этих лиц, отошедших от Ваших обществ, большинство тех, которые не хотят брать оружия в руки для защиты Родины?

Русанов - Есть и такие… Зюбанов М. Е., Литвиненко Я. Д., Асин А. И., Калач Г. Я., Мазаев Н. В. - все они против взятия оружия в руки для защиты Родины, на этот путь они подбивают и своих последователей.

Вильховый - Следовательно, у Вас теперь имеются «антивоенные настроения» не только в Макеевском обществе ЕХБ, айв некоторых других обществах, так я Вас понял?

Русанов - Так… К сожалению, так.

Вильховый - Это говорит о том, что Вы не ведете должной работы с «антивоенниками». А почему бы Вам не зайти к нашему уполномоченному Совета и также откровенно рассказать ему о том, что Вы нам сейчас рассказали… Предупреждаем, что тех пресвитеров, которые в какой-то мере будут содействовать «антивоенникам», будем снимать с регистрации…368

«Антивоенники» в Донбассе Еще 2 апреля 1953 г. в своем письме № 62с Вильховый сообщал уполномоченному по делам религиозных культов по Сталинской области К. Ф. Гущину о положении в Макеевской церкви следующее:

По нашему предложению духовный центр ЕХБ в феврале 1953 г. направлял в г. Макеевку управляющего делами ст. пресвитера ЕХБ по УССР гр. Мицкевича. Он представил материалы, (о которых он говорил и Вам) и об этом знает ст. пресвитер Русанов, что в Макеевской общине группа антипатриотов начала сколачиваться еще при жизни бывшего пресвитера Харланова; что он допустил к проповедям и духовной деятельности лиц, вернувшихся из заключения, в частности Руденко Ф. И. и представитель духовного центра характеризует этого Руденко, как человека, у которого «больше любви и жалости к бандитам, нежели к ничем неповинным жителям», что хор в этой общине в 1952 г. имел 24 человека антивоенников… Старший пресвитер Русанов Макеевскую общину ЕХБ охарактеризовал как «реакционную общину»369

У Вильхового, разумеется, были причины для беспокойства - Мицкевич представил ему протокол «делового собрания» Макеевской общины ЕХБ от 22 февраля 1953 г. На этом собрании, судя по протоколу, присутствовало 350 человек верующих, председательствовал сам Мицкевич и на этом собрании слушался вопрос: «Об отлучении активно боровшихся против церкви и братства по вопросу несения военной службы…»370

И в этом же протоколе даются следующие характеристики «антивоенникам»:

Руденко Ф. И. - 35 лет. Отлучен от церкви, ибо «как осуществлявший фактически духовное руководство оппозиции, он влез в доверие и укоренил в сердцах антивоенные настроения». Александров В П. - 25 лет.

Отлучен от церкви «как большой организатор группы антивоенников, активно боровшийся по данному вопросу», а после исключения - задался целью «разбить хор и призывал отстаивать свои принципы». Коркунов А. Е. - 32 года. Отлучен от церкви, ибо «активно проводил борьбу, устраивая в своем доме постоянные собрания оппозиции и склонил 8 приближающихся принять крещение в Ворошиловградской обл. в общине ЕХБ г. Красный Луч» причем «пять из них оказались антивоенниками». Что касаться Колткова Г. В., то он «активно участвовал в борьбе против военной службы, устраивал у себя на квартире собрания, стараясь переубеждать членов церкви». Винников В. Т. - 28 лет, отлучен был за то, что «старался переубедить даже Мицкевича».371

В протоколе называются многие другие фамилии «антивоенников», а также сообщается, что на этом собрании верующих присутствовал старший пресвитер Русанов, который всех «вышепереименованных лиц» хорошо знает.372

Макеевская община ЕХБ, как считал Вильховый, «все время, начиная с 1947 года, допускает нарушения существующего законоположения» и подчеркивал, что «не случайно в эту общину выезжали представители духовного центра ЕХБ: в апреле 1947 г. - Пономарчук, в июне 1948 г. -Мицкевич, в августе 1948 г. - Патковский, в октябре 1950 г. - Мицкевич, в феврале 1953 г. - Мицкевич». Еще в 1947 г. помощник старшего пресвитера ЕХБ по УССР Пономарчук вместе со старшим пресвитером по Сталинской области Гаенко в своем докладе Андрееву писали: «мы им заявили, что, по нашему усмотрению, Макеевская община нездоровая».373 Мицкевич же в своем отчете старшему пресвитеру Андрееву о его поездке в Макеевскую общину в 1953 г. отмечает, что когда в общине старший пресвитер Русанов вел беседу об антивоенниках, то «создалась паника, посыпались выкрики: «Русанов, сколько получаешь, предатель?..»374

Анализируя причины «появления большой группы антивоенников в Макеевской общине», управляющий делами старшего пресвитера ЕХБ по УССР Мицкевич в своем отчете пишет: «Вследствие безавторитетности руководящего состава общины, руководство потеряло свое влияние над верующими, а тем временем приехавшие из лагерей, отбывшие наказание за отказ от военной службы приобрели немалый авторитет, главным образом среди молодежи, и их убеждения о несении военной службы без оружия постоянно укоренялись в умах неустойчивых верующих…»375

Складывается такое впечатление, что «товарищ» Вильховый несколько глубже разбирался в сложности этого вопроса для евангельских церквей, чем «брат» Мицкевич, ибо Вильховый в другом документе писал 13 октября 1954 г. на эту тему гораздо более взвешенно:

Баптисты и евангелисты, находящиеся на территории СССР, вплоть до 1926 года считали, что они не могут по религиозным убеждениям брать оружие в руки, т. е. защищать отечество с оружием в руках. В последующие годы съезды этих сектантов и решения Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов признали обязательным для каждого члена евангельских христиан-баптистов службу в Советской Армии и защиту отечества с оружием в руках, наравне со всеми гражданами СССР. Несмотря на это в среде членов евангельских христиан-баптистов еще и до сего времени выявляются лица, не признающие своим священным долгом защиту отечества с оружием в руках.

Так, например, в Сталинской области, в Макеевском обществе евангельских христиан-баптистов было выявлено 42 члена, придерживающихся этих антипатриотических взглядов. Это общество, насчитывающее более 400 членов, исключило всех этих лиц из своего состава. Большое количество исключенных показывает, что антипатриотические взгляды широко пропагандировались среди верующих баптистов этого общества.37б И, разумеется, такое положение было не только в Макеевке - вопрос о военной службе давал о себе знать повсеместно. Например, уполномоченный Вильховый цитирует отчет Андреева и Мицкевича, в котором они писали про Ровенщину, что «пресвитер брат Збирун из с. Бортников Острожецкого района сообщил, что на расстоянии 2-х километров от них в с. Борбин имелась зарегистрированная община из пятидесятников в количестве 40 человек, и в текущем году (1953 г. -В. Ф.) из этой общины были призваны на военную службу 4 пятидесятника, которые отказались от военной службы».377 Об этом райвоенком написал уполномоченному Совета по делам религиозных культов и - община была закрыта.378

Подобное положение было и в Сумах, а в Днепродзержинске, как говорил Вильховый на приеме Андрееву и Мельникову, «мы вскрыли нежелательное явление: баптисты стремятся крестить своих детей в допризывном возрасте, чтобы они попадали в нестроевую часть Советской армии».379 Также и в Черновицком обществе ЕХБ крестили допризывника Гаврилова - и он отказался в армии принимать присягу. (Запись приема свидетельствует, что Андреев «заверил, что вызовет по данному вопросу старшего пресвитера ЕХБ по Черновицкой области Голика и направит специальное письмо старшим пресвитерам ЕХБ о том, чтобы больше не имели место вышеуказанные факты в их обществах».380

Но вернемся к Макеевским «антивоенникам». Обеспокоенный Вильховый сообщал в Москву и. о. председателя Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР В. И. Гостеву, что давным-давно обязал уполномоченного Совета по Сталинской области Гущина К. Ф. «срочно заняться изучением группы антивоенников в Макеевском обществе…». Странно, но Гущин отделался отпиской, что ничего такого знать не знает.

27 февраля 1953 г. Гущину было направлено новое секретное письмо, в котором Вильховый ему предписывал:

Считаем целесообразным выехать Вам на место, изучить социально-политическое лицо руководства данной общины и ее актива, и поставить вопрос перед нами о даче санкции на роспуск (за грубейшие нарушения) «двадцатки» и снятии с регистрации данного руководства общины и пусть оформляют новый состав «двадцатки» и возбуждают ходатайство перед Советом по делам религиозных культов (через нас) о регистрации руководства их общины в новом составе…» 381

Гущин снова ничего не предпринял, и терпение Вильхового закончилось -5 января 1954 г. он раздраженно написал на Гущина жалобу в Москву, что, несмотря на его указания «срочно заняться» в Макеевском обществе «группой антивоенников», Гущин «снова формально продолжает «отписываться» по данному вопросу».382

Сказать правду, такое «нетипичное» поведение уполномоченного Гущина меня очень удивило - и найти ему объяснения я не смог. Как мог Гущин не отреагировать на такие события в Макеевке? Чем же он занимался? Что он делал? Что происходило в его аппарате?

И вдруг один документ нашел я в Центральном государственном архиве высших органов власти и высших органов управления Украины.

 

Партконтролю при ЦК КПСС от матерей, отцов, стариков, дети которых погибли при защите СССР в Отечественную войну, проживающих в Сталинской области жалоба.

Убедительно просим прекратить террор по Сталинской области в Донбассе, прекратить избиение лицами-сотрудниками сов. органов верующих при исполнении богослужения в церквах Рутченково и других. Оперуполномоченный КГБ Евсеев (офицер), уполномоченный по культу при Облисполкоме Гущин, уполномоченный по культу из Киева Бабкин со старшим пресвитером баптистов Русановым часто берут работников милиции и жуликов с улицы, врываются в молитвенные дома, избивают верующих, отнимают Библии, по квартирам делают обыски, избивая верующих, притом отнимают духовную литературу и насилуют молодых хористок - верующих девочек. Последний такой случай - в г. Рутченково, Петровка, Григорьевка близ Сталина в январе 1958 г. Русанов изнасиловал 4 девочки, их отцы обратились в нарсуд (облсуд), но оперуполномоченный У КГБ Евсеев приказал совместно с уполномоченным по культу Гущиным и Бабкиным, чтобы жалобу на Русанова Бориса Афанасьевича суд об изнасиловании и избиении верующих не принимал. Поэтому просим принять меры по ликвидации этой антисоветской банды насильников-бериевцев Русанова Б. А., Гущина, Евсеева из КГБ и Бабкина, и о возврате более 85 насильно отнятых Библий.383

Верить в это просто не хотелось, первая мысль, которая пришла ко мне, когда я читал этот документ, что это, вероятно, просто клеветническая анонимка. Однако под этим отчаянным воплем о помощи я нашел подписи верующих - Смирновой, Степанова, Еременко.

А вот чем это все закончилось - этого я не нашел. Возможно, другие исследователи ответят на этот открытый вопрос.

«Оттепель»

В 1949 г. вышло всего два номера «Братского Вестника». Последний номер был практически весь посвящен Пасхе. «Братский Вестник» не издавался три года, а когда после смерти Сталина в 1953 г. он снова начал выходить, никаких объяснений этого перерыва не последовало. Сразу после войны ВСЕХБ наладил переписку с руководителями Всемирного Баптистского Союза, казалось вот-вот начнется обмен официальными делегациями. Однако в 1948 г. все контакты с зарубежными братьями резко прекратились и возобновить их удалось лишь в 1954 г.384

Стали осторожно высказываться в руководящих кругах СССР и мысли о том, что нужно изменить стратегию борьбы с религией, в том числе и формы борьбы с пятидесятниками. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Украине Вильховый 13 октября 1954 г. писал:

Мерами одной репрессии искоренить подполье «трясунов» нельзя. Необходима всесторонняя работа местных советских и партийных организаций, направленная на выявление исследователей этой секты и перевоспитание их. Клин клином вышибать, т. е. руками зарегистрированных обществ евангельских христиан-баптистов выявлять подпольные группы «пятидесятников» и принимать меры, ЭОС направленные на перевоспитание их.385

Уполномоченный сетовал, что, например, на колхозном собрании с. Жабенцы руководители села «яростно клеймили пятидесятников, требуя в своем протоколе «выслать их на необжитые места», вместо того, чтобы начать воспитательную работу по определенному плану». Вильховый, заявляя, что местные власти стараются применять «только административные меры», считал необходимым по линии обкомов КП разъяснить пропагандистам и агитаторам, что «требовать выселения сектантов на необжитые места» вредно еще и потому, что руководители «пятидесятников-трясунов» сами высказываются за то, чтобы их «Советская власть сселила в одно место и дала им возможность существовать отдельной «коммуной» или «колонией».386

Репрессивные меры против верующих ожидаемого эффекта не принесли. В 1955-56 гг. вследствие некоторых положительных изменений в политике правительства СССР, в том числе и по отношению к церкви, многие христиане, осужденные за религиозную деятельность, были освобождены из мест лишения свободы (часть священнослужителей была освобождены из лагерей, но продолжала отбывать срок в ссылках в Сибири и в других отдаленных местах). Закончился также срок заключения Г. Г. Понурко (он находился в тюрьме 10 лет). Перед всеми ними, естественно, возникал вопрос - что делать дальше. Многие рассказывали, что перед освобождением из тюрьмы их вызывали на беседы «люди в штатском» и очень однозначно обещали им скорую встречу в этих же стенах, если они, выйдя на свободу, не присоединятся к зарегистрированным общинам, а посмеют «вести свою собственную, антигосударственную линию». Конечно, был еще один путь - просто отказаться от всей христианской деятельности и тихо жить и «верить в душе». Но как раз этот путь избирали немногие, ибо считали, что это путь отступничества, а отступничество - великий грех. Выбор сужался до очень ограниченной альтернативы - идти снова в тюрьму или идти в объединение со ВСЕХБ.

1 марта 1955 года Вильховый сообщал председателю Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР И. В. Полянскому в своем секретном донесении, что «28 февраля на приеме по личной инициативе был помощник ст. пресвитера ЕХБ по УССР гр. Пономарчук Д. И.»387 Он рассказал, что старший пресвитер ЕХБ по Хмельницкой области просит помочь ему купить половину жилого дома под квартиру, и он, Пономарчук, хотел бы «уточнить вопрос в отношении сбора денег среди религиозных обществ Хмельницкой области на покупку молитвенного здания». 88 Вильховый разъяснил, что «религиозное общество или духовный центр могут купить здание для жилья, для канцелярии старшего пресвитера, но не под молитвенный дом», на что Пономарчук опечаленно ответил, что «если верующие будут знать, что здание хотим купить не под молитвенный дом, то они не дадут пожертвований».389

Вторым вопросом, который обсуждал Пономарчук, было возвращение домой, в Днепропетровскую область, после отбытия 10-летнего несправедливого наказания, бывшего председателя Союза церквей христиан евангельской веры Г. Г. Понурко, о котором Пономарчук сказал, что он «ведет себя спокойно».390 Пономарчук также сказал, что говорил о нем с Я. И. Жидковым, и они решили пригласить Понурко на работу во ВСЕХБ по Украине, и что с этой целью Пономарчук написал письмо Понурко с просьбой приехать в Киев для переговоров о работе.391

Понурко не приехал.

И потому через два месяца бесплодного ожидания Понурко к нему в Днепропетровск приехал сам Пономарчук. Цель его приезда на Днепропетровщину состояла в том, чтобы убедить Понурко, Бута и Бидаша к вхождению во ВСЕХБ. Бидаша дома не оказалось - он еще находился в заключении. Что же касается Понур ко, то за два дня настойчивых убеждений Пономарчуку удалось склонить его к мысли, что другого пути просто не существует. Г. Г. Понурко вынужден был согласиться, вслед за ним такое же согласие дал и М. С. Бут. 12 мая 1955 г., в присутствии Пономарчука, Понурко написал письмо старшему пресвитеру ВСЕХБ по Украине Л. А. Андрееву, которое Пономарчук вскоре доставил в Киев. (Копия этого письма была передана в Совет по религиозным культам как свидетельство эффективной работы Пономарчука).

В своем письме мудро и взвешенно, со многими оговорками Понурко выражал свою готовность присоединиться ко ВСЕХБ. Вот текст этого письма.

Встретившись с братом Д. И. Пономарчуком и тщательно объяснившись по вопросу о получившемся слиянии трех союзов: евангельских христиан, баптистов и союза христиан евангельской веры, а также разобравшись с Августовским соглашением в Москве, я пришел к выводу, что если не будут допускаться со стороны членов Совета Союза, его представителей и проповедников в общинах на местах такие нарушения, вытекающие из слова Божия, а также и христианской морали в виде оскорбления чувств верующих и всякой критики из-за кафедры на призывных собраниях и в частных встречах с верующими, как это было допущено в прошлом и допускается еще в некоторых местах, то я согласен по-братски протянуть руку общения и вместе послужить нашему Господу для славы Его, на пользу дела Божия и для радости детей Божиих, сохраняя единство духа в союзе мира.

Такие допущения в прошлом на опыте показали, что дело Божие не созидается, а разрушается; и, кроме того, путь истины оказался в поношении и Имя Господа хулится, а не проаавляется.

Пусть Господь благословит ваши начинания в этом стремлении к единству детей Его.392

14 мая 1955 г. подобное письмо Андрееву написал и М. С Бут.393 Оно также было приложено Пономарчуком к его отчету «О работе по Днепропетровской области с 4 по 15 мая 1955 года», в котором он, восстанавливая картину событий в мелких деталях, писал:

По поручению ст. пресвитера ВСЕХБ по Украине Андреева А. Л. 4 мая 1955 года я выехал из Киева в Днепропетровск в 10 часов утра, 5 мая приехал в Днепропетровск. На вокзале меня встретил старший пресвитер Днепропетровской области бр. Мельников Н. Н., с которым мы направились к нему на квартиру. Обменявшись мнениями по вопросу моего приезда, мы решили об этом поставить в известность уполномоченного по делам религиозных культов по Днепропетровской области. В 12 часов дня мы были на приеме у уполномоченного, который, выслушав наши намерения посетить некоторые общины области, со своей стороны одобрил этот план.

5 мая я посетил общину в г. Днепропетровске, где и принимал участие в проведении богослужебного собрания. Пресвитер общины бр. Мельников Н. Н. вполне соответствует своему назначению. Община находится в хорошем духовном состоянии. Членов - 559 чел.

На второй день, 6 мая, мы договорились с бр. Мельниковым посетить дом брата Понурко Гавриила Гавриловича. В 4 часа дня мы подъехали на пос. Крупскип, ул. Я. Козловской, № 12, где проживает брат Понурко. Он радостно встретил нас и был очень доволен, что мы посетили его. Через полчаса после встречи у нас появилось желание сфотографироваться, т. к. у бр. Мельникова был при себе фотоаппарат, мы вышли во двор и сфотографировались. Посте этого брат Мельников Н. Н. оставил нас и дал нам возможность побеседовать наедине, т. к. брат Понурко имел большое желание видеться со мной и лично беседовать по всем вопросам, которые накопились у него, и он не давал своего согласия на объединение до тех пор, пока не встретится и не поговорит со мной.

Я объяснил бр. Понурко, как я ездил в Киев и в Москву с ходатайством о регистрации нашего союза, и другого пути не оказалось, кроме как объединиться в один Союз ЕХБ. Наше объединение произошло на добровольных началах, ранее нас - в 1944 г. - уже объединение произошло между евангельскими христианами и баптистами, а потом - в 1945 г. - и наш третий союз христиан евангельской веры присоединился к Союзу ЕХБ, который получил свое название - Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов.

После продолжительной беседы Понурко сказал, что он смотрит в положительную сторону единства, но все же понимает, что крещение Духом Святым сопровождается со знамениями иных языков, как написано и как он его принял. Я ему объяснил то, что он понимает, и то, что имеет, мы у него не отнимаем. Пусть оно будет для него, но только он не должен его прививать другим нашим членам и не делать никаких нарушений в общественных собраниях, т. к. мы не можем отступить от выработанного Августовского соглашения.

Понурко поставил мне такой вопрос: «Как ты думаешь, Дмитрий Иванович, лучше для меня будет, если я присоединюсь, или для меня лучше будет оставаться неприсоединившимся и ни с кем не иметь никакого дела?» Я ему ответил, что если он объединится и будет членом общины ЕХБ, то, конечно, для него будет гораздо лучше, т. к. он будет принадлежать к официальному обществу верующих, а так, как он есть, то в таком положении оставаться нельзя, т. к. найдутся поклонники, которые будут посещать его, и, таким образом, может устраиваться нелегальщина, которая вредно сможет отразиться для дальнейшего его существования.

После этого Понурко спросил меня, как вообще на нас смотрит Союз ЕХБ и как они нас считают. Я ему объяснил, что Союз на нас смотрит, как на детей Божиих, имеющих Духа Св., и считает нас за верующих в единого Бога Иисуса Христа и Духа Святого и протягивает нам братскую руку общения, оказывая нам любовь. То, что христиане евангельской веры имеют некоторые понятия иные о Духе Святом, не так, как понимают ЕХБ, то это все постепенно может прийти к единому пониманию вместе с ЕХБ, если мы будем дружно и единодушно работать для пользы единства детей Божьих. А пока основой лежит наше Августовское соглашение, выработанное обеими сторонами на основании Слова Божия.

Понурко сказал, что он не против, чтобы вступить членом общины и войти в объединенный Союз, но только надо, чтобы Союз дал строгое указание своим проповедникам и пресвитерам не порицать чувств верующих из-за кафедры, как это делалось до настоящего времени, что приводит к разделению и выходу некоторых из общины.

Мне пришлось и на это дать ему объяснение, что Союз не так смотрит, как некоторые проповедники, которые по своей неопытности могли оскорблять чувства верующих. Союз дает твердую установку, чтобы обращаться с присоединившимися христианами евангельской веры с полной любовью и уважать их убеждение, но не порицать из-за кафедры, а только нарушителей увещевать, и если они не слушаются, после двух-трех увещеваний - исключать из общины и то, не за то, что они пятидесятники, а как нарушающих дело единства.

После моего разъяснения Понурко согласился с тем, что многие из ХЕВ делают нарушения, и сказал, что если это так, то я не противоречу таким установкам союза ЕХБ.

Имея такие продолжительные личные беседы, бр. Понурко в конце концов дал мне свое согласие присоединиться и тут же написал заявление в общину о принятии его членом общины ЕХБ и написал также, по моему предложению, старшему пресвитеру ВСЕХБ по Украине Андрееву А. Л. свое согласие о присоединении к Союзу ЕХБ.394

Дальнейшее понятно из результатов.

В многостраничном отчете Пономарчука «О работе по Днепропетровской области с 4 по 15 мая 1955 года» пространно и подробно, не без хвастовства рассказывается:

В воскресенье мы решили с бр. Мельниковым Н. Н. посетить церковь в Днепре-на-Амуре и побывать у них на утреннем богослужении. Мы пригласили с нами поехать и брата Понурко, который также присутствовал с нами на Амуре. Собрание было хорошее, братья и сестры собрались хорошо, т. к. брат Мельников ранее сообщил им, что мы с бр. Пономарчуком будем у них на утреннем собрании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: