Попытка окончательно решить «пятидесятнический вопрос» 10 страница

Здесь мне также пришлось принимать участие в Слове, и после собрания мною было сделано объяснение на счет единства, т. к. на Амуре было много неприсоединившихся пятидесятников, которые очень внимательно слушали зачитанное мною письмо ВСЕХБ и проч. сделанные объяснения, а также и брат Мельников Н. Н. тоже выступил и делал некоторое разъяснение. После с приветственным словом выступил и брат Понурко, который тоже сказал в положительную сторону на счет единства.

Наше посещение на Амуре принесло большое оживление верующим и большую пользу в сторону единства. В воскресенье вечером мы посетили общину, находящуюся в г. Днепропетровске. Собрание началось с 6 часов вечера, на котором я также принимал участие в Слове. На этом собрании много присутствовало из неприсоединившихся пятидесятников.

Все верующие были молитвенно настроены.

После собрания брат Мельников Н. Н. сделал объявление, что брат Дмитрий Иванович сделает небольшой доклад о единстве, и мне пришлось также подробно изложить начало нового единства, которое состоялось в г. Москве 1945 г., на котором было выработано Соглашение, и зачитал разъяснительное письмо ВСЕХБ. Сделал разъяснение о том, что Союз наш имеет большую любовь к братьям - христианам евангельской веры и желает, чтобы все те, которые не присоединились еще к нашему братству ЕХБ, приняли наше приглашение добровольно вступить в ряды нашего евангельско-баптистского братства и работать для пользы единства детей Божиих. Потом я решил на этом собрании коротко рассказать о моей встрече с бр. Понурко и о нашей беседе с ним по всем вопросам нашего единства, которое брату еще не было так понятно, и наша беседа принесла хорошие результаты. Самое главное то, что брат Понурко дал свое согласие вступить в ряды нашего братства и подал заявление о принятии его в члены общины, а также высказал свое желание работать в пользу единства. После такого объявления все приветствовали его вставанием. На этом собрание было закончено.

В понедельник на 9 часов утра мы пригласили бр. Понурко прийти к бр. Мельникову на завтрак. Здесь мы имели совместную беседу. Здесь был поставлен вопрос бр. Понурко, желал бы он работать с бр. Мельниковым по Днепропетровской области. Понурко изъявил свое согласие и сказал, если его положение не будет препятствием, ибо он имеет еще 6 лет «поражения в правах».

Я ему сказал, что этот вопрос мы будем согласовывать в нашем духовном центре.

Брат Мельников выразил свое полное желание, что он очень хотел бы, чтобы бр. Понурко с ним работал по области. В понедельник 9 мая мы посетили уполномоченного по его просьбе, т. к. он имел желание видеться еще с нами и поговорить по некоторым вопросам.

После нашей беседы с уполномоченным мы уехали в г. Днепродзержинск.

В 7 часов вечера мы с бр. Мельниковым прибыли в собрание. Пресвитер общины Аламенко Яков Герасимович своему служению соответствует, членов в общине 480. Молено сказать, что члены общины чувствуют себя неплохо, посещаемость хорошая, деления между ними не замечается, хотя община и смешанная: из ЕХБ и бывших ХЕВ. Только те, которые ранее не объединились, имея свои крайние взгляды, они так и стоят в стороне. Те, которые были вместе с Бидашом, взяты, некоторые из них вернулись, душ около четырех, то они еще стоят на своем убеждении, как видно, ждут Бидаша, что он им скажет. Нами было проведено Богослужебное собрание. После собрания мне также пришлось давать объяснение о единстве: призвать к объединению тех, которые еще стоят в стороне.

На этом собрание было закончено. Все члены общины были очень рады и довольны нашим посещением. Многие подходили ко мне из присоединенных христиан евангельской веры и благодарили, что Господь так все чудно устроил и мы теперь вместе можем радоваться и продолжать наше служение в единстве духа и в союзе мира.

Из пришедших из заключения никого не было.

После всего этого мы с бр. Мельниковым оставили братский совет, проповедников и некоторых членов двадцатки - и с ними провели беседу на тему, чтобы больше уделяли внимания присоединившимся братьям и сестрам из ХЕВ и прекратили всякие оскорбления чувств верующих из-за кафедры и проч. На что братья согласились с нами и дали обещание, что они будут вести даже борьбу с теми, кто будет заниматься такими вещами.

10 мая мы посетили Верхнеднепровск, с. Пушкаревку. Пресвитер общины брат Петух Харлампий Игнатьевич вполне соответствует своему назначению. Духовное состояние общины хорошее, членов 63 человека.

Здесь нас встретили братья с большой радостью. Эта община состоит почти из бывших ХЕВ, которые с первых дней объединились и выполняют добросовестно наше Августовское соглашение. Среди них не наблюдалось никакого нарушения. Эти братья и сестры были очень рады, что встретились со мной после долгих лет. После нашего вступления в Союз ЕХБ я с ними не виделся, и потому они имели некоторое негодование, что братья наши забыли нас, но когда пришлось им объяснить, что я имел о них хорошие сведения, что они живут в единстве и не делают никакого нарушения, и что я старался посещать те общины, в которых были нарушения и разногласия, - на этом они успокоились, но все же просили не забывать их.

С 7 часов вечера мы имели хорошее богослужебное собрание, на котором нам с бр. Мельниковым пришлось принимать участие в Слове, и после собрания я сделал им доклад о нашем единстве, как обстоит дело Божье, зачитал им последнее письмо ВСЕХБ, которое очень удовлетворило их, и они остались довольны моим объяснением.

По окончании собрания я дал им некоторые указания о дальнейшем служении и порядке во всех церковных делах. Выслушав все наши наставления, братья дали обещание строго придерживаться всех указаний и не допускать никаких нарушений и никаких бродячих личностей не принимать.

На второй день мы направились в Верховцево, где живет Бут. В тот же день приехал в Верховцево и бр. Понурко (по нашей договоренности). Нас на станции Верховцево встретили некоторые братья и сестры, которые объявили нам, что собрание будет с 5 часов вечера.

С вокзала мы втроем - Мельников, Понурко и я - решили до собрания посетить бр. Бута, который продолжительное время уклонялся от единства и не принимал никакого участия в работе. При встрече с Бутом нам пришлось иметь продолжительную беседу, и так как время уже приближалось к собранию и братья и сестры озкидали нас на 5 часов вечера, мы решили сделать перерыв и после собрания докончить нашу беседу. Когда мы шли в собрание, то Бут заявил нам, что он хочет иметь беседу наедине с бр. Пономарчуком Д. И. Брат Мельников согласился и сказал: «Ну, хорошо, побеседуйте еще лично с Дмитрием Ивановичем, я ничего против не имею».

С 5 часов вечера началось собрание. Пресвитер общины бр. Воровкало Феодосии Васильевич соответствует своему назначению, но продолжительное время болел и чувствует себя физически слабовато, членов в общине 84. Мне пришлось принимать участие в Слове, и после богослужебного собрания также была разъяснительная беседа о единстве, и мною было предложено тем братьям и сестрам из пятидесятников, которые по некоторым причинам вышли из общины, и тем, которые не были присоединены, чтобы они добровольно вступили членами общины ЕХБ для совместной работы в деле единства.

Выслушав мое объяснение, некоторые склонились на сторону единства, а некоторые сказали, что еще подумают; как видно, они еще не знали, каково мнение Бута, ввиду того, что Бут дал свое согласие после продолжительной беседы со мной уже после собрания, когда мы были с ним на личной беседе.

Когда закончилось собрание и беседа, я пошел вечером на квартиру к Буту, который пригласил меня на ночлег, где и пришлось мне лично иметь с ним беседу.

Мной был поставлен вопрос Буту, по какой причине он оставил работу и стал в стороне, не принимал никакого участия в деле единства, а наоборот, еще давал некоторым повод таким же порядком стоять в стороне от единства детей Божиих. Бут мне ответил, что причина была такова: прошло некоторое время после объединения, и тут же начались большие упреки посылаться проповедниками из-за кафедры на ХЕВ, и он долго смотрел на все это дело, что так начали оскорблять чувства верующих те люди, которые сами недостойны звания быть христианами.

На мое предложение Бут дал свое согласие вступить членом церкви и работать в пользу единства. На этом наша беседа была закончена.

Так как на следующий день мы должны были поехать в Пятихатки, то Понурко и Бут изъявили свое желание поехать вместе с нами. С нашей стороны возражения не было, а даже наоборот, это был живой материал для нас, доказывающий наше единство.

Пятихатская объединенная община состоит из 190 членов. Пресвитер общины Галенко Венедикт Максимович соответствует в служении. Состояние общины удовлетворительное.

Собрание началось с 6 часов вечера, на котором мне пришлось принимать служение в Слове и после собрания делать доклад о нашем единстве, мною было зачитано письмо ВСЕХБ и сделано разъяснение, указав на великую заботу нашего Союза, который принимает все меры к тому, чтобы все пришли к единству духа и союзу мира и любви, служить нашему Господу Иисусу Христу. Я высказался, что единство наше созидается и укрепляется, но есть еще некоторые, которые стоят в стороне, для них еще не дошла первосвященническая молитва Иисуса Христа, который молил Отца Своего о единстве и сказал: «Да будут все едино, как Ты, Отец, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино -да уверует мир, что Ты послал Меня».

Потом я объявил всему собранию, что вот приехали с нами наши дорогие братья Понурко Г. Г. и Бут М. С., которые, побеседовав с нами по различным вопросам, дали свое согласие присоединиться к Союзу ЕХБ и быть членами церкви. После этого нами было предложено братьям Понурко и Буту высказать свое мнение о единстве.

Первым сказал брат Понурко, что он только приветствует единство, которое создалось в г. Москве в 1945 г., в котором принимал участие наш бр. Пономарчук Д. И. «Я, - говорил Понурко, - побеседовав лично с Дмитрием Ивановичем, дал свое согласие присоединиться и вместе работать в пользу единства, а также я подал заявление в общину, которая приняла меня своим членом, и я теперь благодарю Господа, что могу вместе с детьми Божиими молиться и радоваться в Нем».

Также и Бут высказал свое желание. Он сказал, что очень был рад иметь встречу с братом Пономарчуком Д. И., с которым имел продолжительную беседу по всем вопросам, касающимся нашего единства, и что ему стало понятно, что дети Божий должны быть в единстве, и он дал поэтому свое согласие присоединиться к Союзу ЕХБ и работать в пользу единства.

Все члены Пятихатской общины были очень рады нашим посещениям и благодарили Господа, что Господь дал им возможность видеть братьев и слышать, что они пришли к единению.

На второй день мы решили кое-кого посетить, и пришлось посетить дом Бидаша, о котором прошел слух, что он уже пришел домой. Побеседовал с его женой, она мне рассказала, что он пишет ей письма, что скоро придет, но еще не пришел.

В Пятихатках еще есть несколько душ, которые вышли из общины и не посещают собрания ЕХБ. Но можно считать, что они тоже сознают себя неправыми и придут в единство.395

В заключение своего отчета Пономарчук подводил итоги:

Посетив г. Днепропетровск и некоторые общины Днепропетровской области, считаю, что дело там обстоит неплохо и дело единства будет еще больше укрепляться.

Я считаю, что поездка моя была необходимой и это посещение принесло хорошие результаты. Получился большой сдвиг в сторону единства, и самое главное, что те, на которых еще некоторые опирались (т. е. на Понурко и Бута), то они при встрече со мной дали свое согласие на присоединение.

Я предполагаю, что если брат Понурко будет работать вместе с бр. Мельниковым по Днепропетровской обл., то будут блестящие результаты в деле единства. Брата Бута также надо использовать для работы в нашем объединенном братстве ЕХБ.396

Через несколько дней Пономарчук докладывал уполномоченному Совета по делам религиозных культов при Совете Министров Украинской ССР Вильховому о результатах своей работы на Днепропетровщине. В секретных документах архива сохранилась запись этого приема.

21 мая на приеме был заместитель ст. пресвитера ЕХБ по УССР гр. Пономарчук по личной инициативе. Он рассказал о своей поездке в Днепропетровскую область, где он встречался с бывшим епископом ХЕВ гр. Понурко, возвратившимся после отбытия наказания. Гр. Понурко подал заявление о принятии его в члены евангельских христиан-баптистов, т. е. он после встречи с Пономарчуком полностью разделяет Московское соглашение о слиянии ХЕВ с ЕХБ. Пономарчук также встретился с бывшим пресвитером ХЕВ гр. Бутом и тоже, в результате этой встречи, гр. Бут присоединился к ЕХБ.397

Кстати, вскоре на прием пришел и Андреев. Вильховый спросил у него, не жалуются ли его помощники Мицкевич или Пономарчук, что им приходится часто разъезжать в связи с работой среди неприсоединившихся ХЕВ или же на материальную необеспеченность. На этот вопрос Андреев ответил, что «жалоб нет, живут они все мирно, Мицкевич и Пономарчук материально обеспечены хорошо - вот недавно приобрели себе телевизоры «Ленинград».398

7 декабря 1955 г. Понурко и Бут, находясь в Киеве, написали совместное письмо, адресованное старшему пресвитеру ВСЕХБ по Украине А. Л. Андрееву, в котором дипломатично писали, что «вследствие непредвиденных для нас обстоятельств мы своевременно не могли принять участия в известном соглашении, состоявшемся в Москве в 1945 году, об объединении христиан веры евангельской с евангельскими христианами-баптистами в один союз, подписанном со стороны представителей Союза ХВЕ, братьями Пономарчуком и Бидашом».399 В этом письме они приветствовали объединение и заявляли об «искреннем желании включиться в полное общение и труд в деле единого служения в объединенных церквах, вошедших в состав Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов».400 Они также писали о своем глубоком сожалении, что «имеются еще отдельные группы - общины христиан веры евангельской, которые благодаря недооценке значения объединения и в силу своих особых взглядов, а также неправильных действий по вопросам, разделяющим христиан веры евангельской с евангельскими христианами-баптистами, о крещении Духом Святым, об иных языках, пророчествах и омовении ног, до сего времени находятся вне объединенного братства, вне союза, вне должного пастырского руководства, наблюдения и воспитания».401

Это письмо заканчивается словами:

Мы со своей стороны выражаем наше искреннее желание в практической нашей деятельности поддерживать благословенное единство с ВСЕХБ и трудиться для пользы единства, в особенности среди не объединившихся верующих - пятидесятников с тем, чтобы их привлечь и присоединить к объединенному братству ЕХБ.

Выражая это свое желание, мы верим, что при нашем личном участии Господь благословит нас помочь братьям из ХВЕ, в особенности находящимся вне объединения, понять необходимость объединения, которое, как показал опыт, принесло великие благословения церкви объединенного братства.

О вышеизложенном просим довести до сведения Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов и о нашем искреннем желании сотрудничать в деле Господнем в объединенном братстве ЕХБ, а также о том, что мы выражаем особенное желание проявить нашу деятельность среди не объединенных пятидесятников с тем, чтобы включить их в состав нашего объединенного братства.402

В тот же день их принял уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров УССР Вильховый. В архивах найдена аккуратная запись этого приема.

7 декабря пиг. на прием прибыли по личной инициативе ст. пресвит. УССР гр. Андреев А. Л., помощник ст. пресвитера Пономарчук Д. И., бывший епископ пятидесятников гр. Понурко Г. Г. и член бывшего Правления Союза христиан веры евангельской гр. Бут Михаил Сидорович.

Гр. Андреев рассказал о том, что гр. Понурко и Бут подали заявление о своем полном присоединении к ЕХБ, и в заявлении, которое к этому прилагается, гр. Понурко и Бут пишут: «Мы, со своей стороны, выражаем наше искреннее желание в практической нашей деятельности поддерживать благословенное единство ВСЕХБ и трудиться для пользы единства, в особенности среди не объединившихся верующих пятидесятников с тем, чтобы их привлечь и присоединить к объединенному братству ЕХБ».

- Мы будем, - говорит гр. Андреев, - братьев Понурко и Бута направлять в те области, где еще есть группы не объединившихся пятидесятников, чтобы и их присоединить к нашим обществам.

В дальнейшей беседе гр. Андреев сказал, что он думает привлечь к работе бывшего епископа пятидесятников гр. Ильчука; он работал как пятидесятник в западных областях УССР.

Гр. Понурко и гр. Бут были одеты по сравнению с гражданами Андреевым и Пономарчуком довольно бедно и я спросил:

- Как духовный центр ЕХБ предполагает материально обеспечить Гавриила Гаврииловича (Понурко) и Михаила Сидоровича (Бута)?

Гр. Андреев: - Дадим единовременное пособие и установим зарплату ст. пресвитера…

Гр. Понурко и гр. Бут очень были благодарны за это и вместе сказали:

- Благодарим, Петр Акимович, что Вы и этим вопросом поинтересовались…

Гр. Андреев (улыбаясь): - Вот как выходит, я буду деньги платить, а благодарят Петра Акимовича (смеется).

Мы братьев не обидим, материально они будут обеспечены.

На этом прием закончился.403

Однако и на Днепропетровщине, и во всем СССР в единство пошли далеко не все общины и служители О них в своих донесениях писали уполномоченные, что они продолжают «действовать в явочном порядке». Вот одно из таких сообщений.

Особенно оживилась их деятельность в текущем году, после того, как вернулся из ссылки бывший «епископ» этого культа гр. Бидаш А. И., проживающий в г. Пятихатки Днепропетровской обл. О его деятельности, о том, что он провел подпольный съезд пятидесятников, мы информировали Совет по делам религиозных культов, направляя «записи приема» и отдельные информации. Чтобы в какой-то мере противодействовать вредной, антигосударственной деятельности пятидесятников, мы координировали мероприятия с Комитетом государственной безопасности при Совете Министров УССР и с санкции Совета по делам религиозных культов дали возможность старшему пресвитеру евангельских христиан-баптистов по УССР проводить работу среди пятидесятнических групп с целью отрыва их от пятидесятнического культа и присоединения их к зарегистрированным обществам евангельских христиан-баптистов. В результате до 3.000 пятидесятников в текущем полугодии перешли в общества евангельских христиан-баптистов.

По ориентировочным данным пятидесятников, которые действуют в явочном порядке, имеется еще до 12 тысяч человек. (Разумеется, это была очень заниженная цифра. - В. Ф.).

Среди этих наиболее фанатически настроенных групп пятидесятников ведут работу антиобщественные, паразитические бродячие элементы, но почему-то местные органы власти к ним не применяют никаких мер. Например, гр. Кружко Кирилл Степанович, 1901 г. рождения, еще в 1954 г. вернулся после отбытия наказания, нигде не работает и, разъезжая по районам, областям, созывает под видом молитвенного собрания на тайные собрания пятидесятников, собирает деньги от верующих «на миссию», передает им «решения» подпольного съезда и этим самым подстрекает верующих не соблюдать установленного советским законодательством положения о культах и т. п.

В с. Ярославка Саратского района Одесской области руководитель пятидесятников гр. Коломиец А. Г. имеет мотоцикл и на нем разъезжает, обслуживая отдельные группы пятидесятников. В беседе с баптистами заявляет: «Бы бумажные христиане, делаете только то, что разрешает вам правительство, а мы свободнее, чем вы… делаем, что хотим, и нам никто не запрещает…».

Организатор подпольного съезда пятидесятников гр. Бидаш в бесеое со старшим пресвитером евангельских христиан-баптистов по Днепропетровской области заявил: «Вы делаете то, что вам Советская власть диктует, а мы делаем то, что нам Святой Дух говорит…»404

По неполным учетным данным Совета по делам религиозных культов, имелось в тот момент еще «более 600 пятидесятнических групп верующих, действующих в явочном порядке и в подполье». Дислоцировались они в таких областях, как Днепропетровская - 28 групп, охватывающих до 700 человек, Волынская - 204 группы, в которых имеются до 2.000 верующих, Винницкая - 61 группа с количеством верующих до 2.500 членов, Кировоградская область - 43 группы, имеющих около 800 чел. верующих, Житомирская - 46 групп, в которых более 1.000 человек верующих, Сталинская - 23 группы, имеющих до 700 верующих, Киевская - 16 групп, в которых состояло до 500 человек, Черновицкая - 17 групп, где было до 600 человек, Ворошиловградская - 15 групп общей численностью до 500 человек.405

Что же касается положения общин христиан веры евангельской, которые вошли во ВСЕХБ, то они подвергались тотальному контролю и давлению.

Уполномоченный по Тернопольской области И Чирва 26 января 1956 г. доносил одновременно в Москву, в Киев и руководству Тернопольской области «информацию о наличии и деятельности незарегистрированных групп верующих в Лановецком районе»

Лановецкий район наиболее насыщен наличием сект евангельской веры. С 5 по 15 января с. г. изучением на месте в селах района установлено, что за последнее время группы верующих-пятидесятников, действующие в явочном порядке, начали проявлять активную деятельность.

6-15 января с. г. изучением групп верующих, действующих в явочном порядке в селах Лановецкого района, установлено, что Нукало и Кучер не только объезжают и проводят молитвенные собрания в группах пятидесятников, но также проводили водное крещение и бракосочетания, причем бракосочетания проводились под открытым небом - в саду одного из верующих села Юленцы в августе 1955 года.

Собрав материалы о руководстве группами пятидесятников, я пригласил Нукало и Кучера в Бугловский сельсовет на беседу, причем беседа проводилась в присутствии председателя Бугловского сельсовета тов.

Шмирь. Когда я изложил ряд фактов о том, что Нукало и Кучер своими действиями грубо нарушают установленный порядок проведения молитвенных собраний и отправления треб по культу, Нукало вынул из кармана Конституцию СССР и постановление ЦК КПСС от 10 ноября 1954 года по вопросу «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» и начал читать 124-ю статью Конституции, что свобода отправления религиозных культов признается за всеми гражданами. После читал выдержку из постановления ЦК КПСС: «В ряде районов со стороны местных организаций и отдельных лиц допущены случаи административного вмешательства в деятельность религиозных объединений и групп, а также грубое отношение к духовенству». Прочитав выдержки из 124-й статьи Конституции СССР и постановления ЦК КПСС, Нукало заявил: «Это для нас законы, которыми мы руководствуемся» - и добавил, что он, Нукало, был в Днепропетровской, Херсонской и Запорожской областях - ездил на уборку хлеба и хлопка - и что в этих областях пятидесятники проводят молитвенные собрания беспрепятственно и что только в Тернопольской области это считается нарушением закона.

Следует сделать вывод, что в Лановецком районе за последнее время группы верующих пятидесятников и их руководители Нукало и Кучер значительно активизировали свою деятельность, причем проводят свою работу открыто, с нарушением законоположения, и никто из органов власти этим вопросом в районе не интересуется и не препятствует.

Проверкой журналов учета политмассовой работы в клубах сел Буглов, Огрызковцы и Юленцы установлено, что в 1955 году только в Бугловском сельсовете в августе-месяце 1955 года зав. библиотекой читала какую-то книгу на антирелигиозную тему, в журнале записано: «Голосна читка». В других клубах и этого установить не удалось.406

Особое беспокойство у уполномоченного вызывали события в церкви с. Огрызковцы, о чем он писал дополнительно:

Изучая деятельность общества ЕХБ села Огрызковцы, мною установлено, что в обществе систематически нарушаются Положение ВСЕХБ и Московское соглашение. Группа верующих членов общества ЕХБ до сих пор продолжает шумные моления на непонятных языках и т. д. В ноябре 1955 года общество посетил ярый пятидесятник, возвратившийся из ИТЛ, гр. Ильчук Порфирий, из Ровенской области, которому пресвитер общества Гудзь разрешил выступать с проповедью. 8 января 1956 года в обществе проводилось собрание молодежи Лановецкого, Дедеркальского, Вишневецкого и Шумского районов, всего присутствовали до 400 человек, с проповедями выступали до 7 человек, в т. ч. и пресвитер общества Гудзь. Главной проповедью была проповедь известного организатора и проповедника среди молодежи Коваля Алексея, 1932 года рождения, члена общества ЕХБ села Иванковцы Велико-Дедеркальского района, который специально подготовлен пресвитером общества Далекой, для проведения собраний молодежи.

Характерным является тот факт, что все эти вопиющие нарушения в деятельности общества мне удалось установить через самих верующих общества, и когда я начал говорить с пресвитером общества Гудзем, он начал факты извращать. Собрание молодежи, проведенное 8 января 1956 года, Гудзь называет общим собранием верующих общества вместе с гостями. Из беседы можно сделать вывод, что Гудзь является пятидесятником и никакой работы по выполнению Московского соглашения не ведет. За допущение нарушения в обществе и незаконное проведение собрания молодежи я хотел сразу отобрать у Гудзя регистрационную справку и снять его с учета пресвитера, после чего решил проконсультироваться у уполномоченного Совета по УССР товарища Вильхового.407

В беседе о наличии и деятельности групп верующих в Лановецком районе секретари райкома КП Украины Лановецкого района Ильяш и Хурлет, а также председатель райисполкома Богач признались Чирве, что «вопрос наблюдения и изучения деятельности религиозных культов в районе был упущен», что они до его информации «достаточно не были осведомлены о наличии и деятельности групп верующих в районе», и, конечно же, «обещали принять ряд мер в соответствии с постановлением ЦК КПСС от 10 ноября 1954 года».

О наличии и деятельности групп верующих в Лановецком районе Чирва также информировал районного прокурора, начальника РО КГБ и начальника милиции.408

Чирва сообщает также, что в ответ на его призыв бороться с незаконными собраниями верующих «в разных домах и под открытым небом, что запрещено законом», начальник милиции заявил, что у него имеется указание областного управления милиции не вмешиваться в деятельность религиозных культов. Тогда 23 января 1956 года Чирва информировал начальника облуправления МВД, секретаря обкома КП Украины и уполномоченного КГБ по Тернопольской области о том, что «согласно постановлению о рабоче-крестьянской милиции, утвержденному постановлением СНК СССР от 25 мая 1931 года № 33 ст. 247, в разделе 3 пункт 17 говорится: рабоче-крестьянская милиция надзирает за соблюдением правил о собраниях верующих», о чем и просил дать разъяснение органам милиции.409

Подозрение в том, кто был «главным организатором» вышеназванного молодежного собрания, пало на молодого проповедника Руденького. Старшего пресвитера ВСЕХБ по Тернопольской области Агрипинина и старшего по Украине Андреева срочно вызвали в Совет по делам религиозных культов в Киев, где сурово спрашивали, как они расценивают такие «незаконные действия религиозных обществ и какие предпринимаюг меры к конкретным виновникам». Агрипинин ответил, что «Руденького мы исключили из списков проповедников и запретили религиозному обществу допускать его к проповедям», что «было также мнение снять пресвитера Иванковецкого религиозного общества Далека, но посоветовавшись с уполномоченным Совета тов. Чирвой, решили ограничиться пока строгим предупреждением», а также что «такое же предупреждение думаем сделать пресвитерам Шуйского и Вишневецкого религиозных обществ».410

Включившись в беседу, старший пресвитер ЕХБ по УССР Андреев сказал:

Эти собрания молодежи, видимо, меньше всего носили чисто молитвенный характер. В наших обществах много девушек и очень мало юношей. Девушки уже такого возраста, что ищут себе женихов. На таких собраниях они знакомятся, узнают друг друга, а потом оформляют брак. Я лично против не только таких собраний, но и собраний молодежи чисто духовного направления. Прошу учесть также, что случилось это в бывших обществах пятидесятников, которые часто скрывают от нас эти и подобные нарушения. По своей линии я приму все меры к тому, чтобы в дальнейшем подобные нарушения не повторялись.411

Неудивительно, что верующие, зная обо всем этом, в объединение со ВСЕХБ не торопились, сохраняя надежду на «свой союз».

Секретная запись «приема служителей религиозных культов уполномоченным Совета по делам религиозных культов про Совете Министров УССР в период с 12 по 30 июля 1955 г.» утверждает, что старший пресвитер ЕХБ по Сталинской области Б. А. Русанов говорил Вильховому:

Религиозная молодежь, особенно приехавшая в Донбасс из Западных областей, идет к пятидесятникам или другим незарегистрированным религиозным группам, так как там им привольнее собираться на свои молодежные «вечери любви», в наших обществах мы им это запрещаем делать, а там им никто не запрещает собираться, поиграть на струнных инструментах, спеть псалмы под аккомпанемент этих инструментов и т. п.412

В дальнейшей беседе гр. Русанов рассказал, что «он сам ходит в кино, театр, но делает это так, чтобы верующие его не видели».413

Вильховый писал, что «на своем подпольном съезде пятидесятники решили завуалировать некоторые свои догматы, т. е. скрыть от советской общественности свои наиболее реакционные стороны вероучения, например, теперь они прямо не говорят, что не будут брать оружия в руки для защиты Отечества, а что будут в данном вопросе поступать «по совести», «по Писанию» и т. п. Основываясь теперь на этой своей «новой» догматике, руководящий подпольный «духовный центр» пятидесятников в составе Бидаша, Марина, Шепеля, Левчука, Кружко и других разослал всем группам воззвание и указание: «Добивайтесь от Советского правительства регистрации отдельного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников)».414


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: