Попытка окончательно решить «пятидесятнический вопрос» 6 страница

В ту пору далеко за пределами Латвии, где он жил, было известно о служении дарами Духа Святого баптистского проповедника из Елгавы Яна Бухальца. Зная, что Господь дал ему дары исцелений, братья из Брянска написали ему письмо с просьбой приехать и помолиться за Дубинина. Брат Бухальц в то время был уже очень пожилым человеком - было ему около 90 лет, он тоже был довольно слабого здоровья, и мало было надежды, что он сможет приехать. Тем не менее, к радостному удивлению своему, брянские братья очень скоро получили телеграмму, в которой было три слова' «Едем. Встречайте Бухальц».

Встречать на вокзале такого важного гостя пришло 16 человек - и никто из них Бухальца никогда не видел. Но на вокзале к ним безошибочно подошел старец Бухальц со своей женой и, после приветствия, тут же на вокзале сказал, что не мог не приехать увидеться с Пантелеем Федоровичем. «Братья, - сказал Ян Бухальц, - я молился Господу за брата Дубинина и Господь сказал мне, что он скоро умрет. Но я знаю Пантелея, и очень уважаю его. Я сейчас никуда уже не езжу, кроме своей местной общины, но я приехал проститься со своим братом до того, как мы увидимся у Господа».

Трогательной была встреча ветеранов - работников на ниве Божией. Сильной и пламенной была их молитва, после которой Пантелей Дубинин сразу окреп, встал на ноги и пошел обедать со своими гостями. Пришли к нему силы и бодрость. Это было последнее укрепление его сил. Господом было суждено ему после этого прожить последние две недели, прощаясь с братьями и сестрами, давая им последние наставления хранить веру и жить достойной христианской жизнью, отвечая на письма и молясь за нужды народа Божьего.

В последний день его жизни были возле него три брата: брат Рублёв, брат Мельник и брат Петр Картавченко из Клинцов. И я с мамой. Они беседовали, я внесла два письма к папе. Он меня попросил почитать. Одно было из Вильнюса, где братья спрашивали: «Мы услышали, что Вы очень больны. Напишите, может быть, вам нужно что-то выслать, мы знаем, что в вашем городе ничего нет. А у нас в Вильнюсе все есть». Папа попросил меня ответить с благодарностью тут же, что ничего не надо. Второе письмо было от брата Бухальца, который приезжал к нам с женой. Я написала ему ответ, папа в конце письма подписал приветы хору и многим братьям и сестрам и сделал приписку: «Последние дни моего земного пути».

После этого он опять беседовал с братьями. И вдруг стал вверх вперёд смотреть, словно было что-то великое и прекрасное, что он увидел. Затем он сказал: «Я скоро, скоро! Как хорошо, чудный Сион». И он потянулся вперед к тому чудному и прекрасному, что он видел в своем видении. Он вздохнул, и его жизнь закончилась. Братья проверили пульс, держали 15 минут, не было пульса. Братья закрыли ему глаза, я упала на колени и стала плакать. Так прошло несколько минут. И вдруг папа потянулся, встрепенулся, глубоко вздохнул, открыл глаза. На его лице была улыбка, он тихо молился…

Я спросила отца: «Что ты видел, папа?» А он говорит: «Я поднялся высоко-высоко, а там так хорошо, меня там ждут и зовут, но я оттуда увидел всех своих детей и мне стало их очень жаль, особенно Лилю, она ведь одна, одна, как в пустыне, из-за неё я и остался». И он уснул.

Ночевать в нашем доме остались два брата - Рублёв и Мельник. Ровно в 12 часов ночи, когда по приёмнику били кремлевские куранты, папа проснулся и открыл глаза. Я была возле него. Он попросил пить, и мама подала ему. После этого он протянул руку, поднял ее и помахал на прощание нам и братьям. Он испустил дух, глаза его остановились. И, я их закрыла - и всё…324

Похоронили Дубинина на городском кладбище в городе Сураже. Закончились молитвы Пантелея, сына Федора…

Только след остался на земле - глубокий и отчетливый. И память о нем осталась - добрая и святая.

Рассказывала мне Лилия Дубинина и про своего свата - прославленного военного летчика, дважды Героя Советского Союза Камозина. Есть несколько книг, где о нем пишут, самая известная из них «Внимание, в небе Камозин». Он сам - брянский, из большой рабочей семьи, в которой было 9 детей. Во время кровопролитной войны с немцами прославился на фронте тем, что сбил очень много немецких самолетов, проявляя невероятную храбрость, отвагу и мастерство ведения воздушного боя. Еще при жизни героя установили в городском парке ему памятник. Названы в его честь улицы, школы, училища.

Разные судьбы у разных людей. И слава у них - разная.

А через 14 лет отошла к Господу верная и многострадальная жена Пантелея Дубинина - Пелагея Филипповна.

Теперь у меня моей мамы нет, ушла она к Господу в чудные обители Божий 16-го мая, роено в 7 утра. Ее прах был похоронен с благословением Божьим рядом с могилой отца. Когда я дала телеграмму в Сураж, что везу тело матери, то суражане сообщили об этом в Белоруссию и Клинцы - и верные и преданные в Господе друзья папы и мамы оставили все свои дела и заботы и прибыли на похороны.

Когда гроб был установлен во дворе, стало тесно от народа. Забор сняли, народ стоял на улице. Пришел на похороны и тот человек, который арестовывал в последний раз отца нашего - и он тогда в областном суде присутствовал, когда дали отцу 25 лет. Этот следователь сейчас уже старый человек, но подошел во двор, и сказал на похоронах: «Да, эта святая женщина будет с Богом. Она всё время, всю мою жизнь стояла у меня в глазах, с тех пор, как я видел ее на суде, когда судили ее мужа. Возле неё было четверо малых детей и один на руках совсем ещё малый, но она давала своему мужу наставление, чтоб не страшился и не изменил своему Богу. Эта картина навсегда осталась в моих глазах»…

Теперь я одна осталась, нет и мамы уже со мной. Когда умер отец, мне стало в жизни так пусто и грустно, что даже лес скорбел и шумел грустно, ведь в Сураже мы жили возле кладбища, и сосновый бор был вокруг нашего дома. Так мне казалось, будто лес перешептывается грустно, и птицы пели… Хотелось бы мне очень письмо папе написать, да некуда. Мама умирала в страданиях, я сама молилась и просила: «Господи, у отца ничего не болело, а у мамы так болят кости, забери её». А умерла мама - льются у меня слёзы…

Я стояла у ее кровати на коленях, и ее рука была в моей руке. Она была в полном сознании, всё понимала. И вдруг меня пронзило, как молнией с головы до пят. И было сказано пророческое слово громко и чётко: «Радуйся, счастливая душа, вот твои обители!» Она повернула голову ко мне, здраво, спокойно и внимательно выслушала, радостно заулыбалась, подняла голову и глаза вверх и сразу испустила дух…325

Святое Писание ясно и неумолчно говорит нам словами Апостола Павла из 13 главы Послания к Евреям: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину из жизни, подражайте вере их». Да поможет нам Господь безропотно и достойно продолжать святое служение наше, продолжать идти дорогой наших отцов и дедов, продолжать их благородный и великий труд во имя Иисуса Христа. Для славы Христа.

Вот я выслала Вам фотографии своего отца. Это где-то, когда он был старшим пресвитером по Брянской области. А это он на дороге, когда посещал верующих в церквах. Им исхожено не перечесть сколько километров…

Очень много Господь проявлял милости к нему. Он их все считал с улыбкой на лице, вспоминая могучую руку Бога в своей жизни, когда я сидела у его постели, уже при смерти своей улыбался и считал. Но всё время папа мой говорил, ставя в пример многих святых людей из Библии, что многие из них не сделали никаких чудес, а тем не менее занесены Библией в число святых. Он называл их по именам. Какое чудо сделал Иов? Или Ной? Или Авраам? Или Лот? Или Иосия, Исайя, Иеремия, и многие другие служители Божий?..

Живи на земле, делай добро и храни истину в сердце твоём, сей доброе семя.

Ваша сестра во Христе Лилия Дубинина.326

Я написал эту повесть про Пантелея Дубинина в городе Атланта, в теплом и зеленом американском штате Джорджия, очень далеко от России, от лесистой Брянщины, где находится могила брата Пантелея Последнюю точку в этой повести поставил я 12 апреля 2000 года. Через несколько дней мне суждено было вернуться домой, в свою церковь на Донбассе, вернуться на ту землю, где жил и проповедовал в свое время Пантелей Дубинин. Чтобы продолжать служение наших отцов и дедов.

Моя Хмельниччина Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров Украинской ССР Вильховый 26 августа 1954 года докладывал «наверх» по поводу неблагополучного - даже с точки зрения его,. уполномоченного, - неблагополучного положения дел в плане государственно-церковных отношений в Хмельницкой области. Он вынужден был констатировать следующее.

Руководство области - председатель облисполкома тов. Блятон М. Г. - не исправляет допущенной ошибки, а верующие продолжают писать жалобы в центральные руководящие органы. Необходимо отметить, что Хмельницкая область в отчетном периоде шла «на первом месте» в республике по количеству полученных жалоб из канцелярий Председателя Совета Министров СССР, Председателя Президиума Верховного Совета УССР и др.327

Как уже отмечалось, в бывшем Советском Союзе трудно жилось всем верующим - в той или другой степени гонениям подвергались все верующие. Аресты тоже шли по всей необозримой территории бывшего СССР, повсеместно хватали в тюрьмы наших братьев и сестер. И все-таки судьба верующих в Хмельницкой области (или, как она называлась раньше, в Каменец-Подольской) была особенной даже на фоне всего этого. Если в других областях, как правило, арестовывали и сажали в тюрьмы активных и заметных членов церкви, служителей: пасторов, диаконов, проповедников, то в Хмельницкой области забирали в тюрьмы всех подчистую - иногда целиком всей поместной церковью, даже престарелых старушек. Когда им объявляли в 50-е годы приговоры судов - а судьи в Хмельницкой области, как правило, не скупились на срока в 25 лет - престарелые верующие только улыбались и благодарили судей, что те «добавили» им так много лет жизни, ибо никто из них не мог надеяться столько прожить даже на свободе.

Наша семья родом из Хмельницкой области, и мы в полную меру прочувствовали все это на своем собственном житейском опыте - и на опыте наших ближних тоже. Мой отец рассказывал мне, как приговорили одну бабушку к 25 годам лишения свободы за «антисоветскую пропаганду». Старушка эта, за свою долгую жизнь в глухом селе не слышавшая и слова такого, да еще и тугая на ухо, с изумлением переспросила: «25 лет - за тэ шо я погана? Та вы шо, детки?!» Однако ей только авторитетно разъяснили, что она находится в здании областного суда г. Хмельницкий (в то время -Проскуров), что они не «детки», а «народные судьи Советского Союза», и теперь они для нее «граждане начальники», и что вообще они «при исполнении».

В архиве Службы безопасности Украины в Хмельницком и сегодня хранятся толстенные тома дел по. огромным судебным процессам в отношении верующих - по некоторым процессам проходило много десятков невинно осужденных христиан. Все они были реабилитированы Верховным судом в 1989 году и признанны жертвами политических репрессий в Украине. Только мало кто из них дожил до своей реабилитации. А в ту пору они были членами «запрещенной изуверской секты».

Вот выдержка из отчета уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Каменец-Подольской области П. Сердюченко, который в апреле 1951 года был отправлен секретной почтой в Киев и Москву.

Уполномоченному Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по УССР

Вильховому П. А. город Киев, улица Кирова Л» 21-а Копия: Председателю Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР тов. Полянскому И. В. город Москва, переулок Островского, №10

 

Информационный отчет о работе Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Каменец-Подольской области за первый квартал 1951 года.

 

В городе Проскурове, до приезда в 1948 году (в конце) активных «проповедников» Думанских, группы верующих «пятидесятников» не было зарегистрировано, за исключением одиночек.

С появлением «проповедников» Думанского и Ковальчука, в городе начала организовываться группа «хев», при чем пополнение шло за счет членов общины евангельских христиан-баптистов, чему служат такие примеры: член общины ехб Соколова Ефросинья, побывав на молитвенном собрании «пятидесятников», начала уклоняться к ним, и затем, порвав с общиной ехб, вступила в группу «пятидесятников». Родной племянник Соколовой некто Розвецкий Сергей (работал раньше в сапожной мастерской в военгородке), увлекшись учением «пятидесятников» начал посещать вместе с Соколовой их молитвенные собрания, а затем увлек в эту группу свою родную сестру Розвецкую Ефросинью, работавшую на мебельной фабрике рядовой рабочей. После того, как их родственников образовалась группа - они стали проводить молитвенные собрания у себя на квартире по улице Лановой № 13, причем, до запрета в 1950 году, они устраивали шумные ночные собрания с «языкоговорением» и т. д.

Можно привести и второй пример пополнения в г. Проекурове группы «пятидесятников» за счет членов евангельских христиан-баптистов. В пригороде Проекурова - Заречье одна вдова погибшего офицера на фронте по имени Наташа вместе с тремя сестрами и родной матерью были членами ехб до 1948 года и посещали молитвенные собрания ехб, но с появлением Думанских, которые им являются далекими родственниками - они все пять человек порвали связь с общиной и стали посещать молитвенные собрания «пятидесятников» вплоть до запрещения «пятидесятникам» проведения молитвенных собраний (это относится к концу 1950 года).328

Как уже говорилось в четвертой главе первого тома этой книги, пятидесятническое движение в Хмельницкой области началось в 1920 году, примерно за год до приезда И. Е. Воронаева в Одессу летом 1921 года. Его основоположником является Нил Романюк, который, в свое время, когда был на заработках в Америке, привел к вере Порфирия Ильчука и его друзей -которым и суждено было стать первыми проповедниками Пятидесятницы в Западной Украине. Собственно, в 1920 году граница между Польшей и Советской Россией была очень «прозрачной» и только-только устанавливалась. Вернувшись домой, Порфирий Ильчук и Нил Романюк оказались по разные стороны границы.

Нужно сказать, что до 1920 года население на Хмельниччине придерживалось, в основном, православия или католичества (в зависимости от национальности, ибо по соседству проживали рядом украинцы и поляки). В селе Зарудки Теофипольского района проживали евангельские христиане по имени Иосиф и Никодим, которые в царские времена были осуждены за «совращение людей с истинной православной веры» и сосланы по решению царского суда на каторжные работы в Сибирь. Домой они вернулись только после революции 1917 года. Известно также, что в городке Купель, недалеко от Базалии, жил евангельский христианин Сила Колесник, который также был на каторге за свою веру в Иисуса Христа. Поэтому можно сказать, что к 1920 году, когда Нил Романюк в 1920 году вернулся в Святец, первые семена евангельской проповеди там уже были посеяны.

Даниил Ерофеевич Романюк родился в Святце в православной семье. Как и многие другие крестьяне, в 1912 году, оставив дома жену с трехлетним чадом на руках, он выехал в Америку на заработки. Нелегко складывалась и там его доля. Первый год работал он у еврея-фермера батраком в его хозяйстве, днем смотрел за коровами, а ночью присматривал за фермерскими детьми. Через год он получил расчет у фермера, работал на разных других работах. Скопив немного денег, выучив английский язык, местные законы и порядки, он открыл свой трактир и начал продавать алкогольные напитки. Это повлекло за собой пьянство, драки, несчастные случаи среди его клиентов. В конце концов местные власти закрыли трактир. Романюк, уже вовлеченный в этот доходный бизнес, решил продолжать продавать алкогольные напитки нелегально, за что вскоре попал в тюрьму и был приговорен к очень большому штрафу.

Во время его пребывания в тюрьме, местные верующие по воскресеньям посещали тюрьму и проповедовали там слово Божие. Оно глубоко тронуло душу Даниила, которого там уже стали называть на американский лад Нилом. Освободившись из тюрьмы, Нил пришел в американскую пятидесятническую церковь, покаялся и принял Иисуса Христа своим Господом. Вскоре он стал проповедовать Евангелие спасения и другим людям, прежде всего своим землякам-славянам.

Через некоторое время Господь открыл ему, что пришло время возвращаться домой и проповедовать слово Божие своему народу, который был очень далеко от истинной веры в Иисуса Христа, далеко от познания Бога, жил во тьме грехов и беззаконий.

Господь обильно благословил его труд на родине. Первыми, кто принял его слово, были родители и его братья. (Впоследствии родные братья Романюка Василий Дорофеевич и Семен Дорофеевич были очень уважаемыми проповедниками Евангелия. Пройдя трудными дорогами испытаний и гонений, после долгих лет заключения на Севере и в Сибири, на склоне своих лет, проповедью и учением Библии они благословенно служили в пятидесятнической церкви в Мариуполе). Уверовали также соседи Романюков - и вскоре в Святце образовалась церковь, в которой было больше ста членов. Вскоре эта церковь построила молитвенный дом, который стал средоточием духовной жизни Святца.

В пяти километрах от Святца находилось село Довгалевка. После первой мировой войны в 1919 году в это село вернулся из немецкого плена Гнат Кучер, который уверовал в плену. Услышав про Нила, который проповедует Евангелие, Кучер пригласил его в свое село проводить евангельские собрания. Охотно отозвался на это приглашение Нил. Вместе с ним в Довгалевку пришло человек пятнадцать молодых христиан из Святца. Они вдохновенно читали Святое Евангелие, пели евангельские гимны и песни - и на первом же собрании несколько человек обратились к Богу. С тех пор в доме Гната Кучера образовалась церковь, которая постоянно росла и увеличивалась.

Нил Ерофеевич Романюк был всецело преданным Господу проповедником. Его проповедь горела любовью к грешникам и сопровождалась силой Святого Духа. Эта сильная, помазанная благодатью проповедь обличала грешников и приводила души к покаянию, живое слово из Библии и евангельские песнопения как небесная роса падали на человеческие сердца и освежали души. На всех собраниях чувствовалось присутствие Господа в Духе Святом и все люди наполнялись благодатью небесной радости.

Пламенный проповедник Нил Романюк не сидел дома, но проповедовал Слово Божие по всей Хмельницкой области, где вскоре образовались церкви в Водичках, Сивках, Бесовочцах, Белогородке, Чогузове, Волковцах, Волицах, Зарудье, Росоловцах, Шмирках, Жеребках, Вкалетинцах, Староконстянтинове, Купеле. и других местах Хмельниччины (которая называлась тогда Каменец-Подольской губернией). Многие сотни душ привел ко Христу проповедник Нил Романюк. Десятки общин было создано им по милости Божией на этой территории.!

И, конечно, все это время Романюк думал о своих братьях по вере,» которые пришли к познанию Бога через его проповедь в Америке, в Балтиморе - думал и молился про Ильчука, Нагорного и Антонюка. От Святца до Быковец, где жили его друзья, расстояние было всего ничего - 25 километров. Но это расстояние было непреодолимым - к концу 1920 года? польско-советская граница была взята «на замок». Дверь захлопнулась) Братья по вере оказались по разные стороны границы. И это были не просто^ две соседние страны - это были два разных мира.

Два уникальных десятилетия - 20-е и 30-е годы были отмерены дляГ Западной Украины и Белоруссии как время небывалого духовного^ оживления, широкомасштабного пробуждения, энтузиазма евангелизма^ \ повсеместного создания и бурного роста общин. На востоке, в соседней | советской Украине, свобода для христиан закончилась в 1929 году. И даже до»л настоящего времени десятилетия последующей истории не сгладили это своеобразное «демографическое эхо» огромной разницы в вопросе плотности церквей и церковной жизни между востоком и западом… В 30-е годы Ильчук, Нагорный и Антонюк были активными, благословенными и уважаемыми тружениками быстрорастущего Союза церквей христиан веры евангельской. Судьба Нила Романюка и его братьев-сотрудников сложилась иначе.

Летом 2000 года в Хмельницком, в архиве управления бывшего КГБ, с замиранием сердца я читал толстое уголовное дело, сфабрикованное ГПУ в 1929 году в отношении «шпиона американского империализма Нила Романюка, который по заданию подрывных центров проник на территорию СССР с целью ведения антисоветской пропаганды и контрреволюционной деятельности для подрыва мощи и ослабления самого гуманного в мире советского государства». К этому делу с грифами «Совершенно секретно» и «Хранить постоянно» приобщены также перехваченные чекистами письма Нила, которые он пытался отправить своей семье с далекого лагеря на севере Вологодской области. Наверное, это удивительно, но эти письма, написанные на грубой коричневой бумаге каких-то бланков накладных лесосплавной организации (где было взять обреченным заключенным настоящую бумагу?!) дышат спокойствием, тихой духовной радостью и упованием на Бога. Нил утешал свою семью тем, что есть на небесах Господь, который наша помощь и надежда, который открыл вечность для нас и дал нам жизнь вечную. О надежде вернуться домой и снова увидеть свою семью и церковь Нил в своих письмах не упоминал. Вероятно, он знал, что это ему не суждено.

Письма до адресата не дошли. Они были перехвачены по дороге и 70 лет пролежали в «вавилонском плену» в секретной папке.

Как оборвалась жизнь этого служителя Божьего и где находится его могила - об этом никто не знает до настоящего времени. Един Господь знает, которому верно служил проповедник Нил Романюк.

Вторым источником проникновения пятидесятнического движения в Хмельницкую область стала, разумеется, благовестническая деятельность Союза церквей христиан евангельской веры с центром в Одессе. Достоверно известно, что в 20-е годы Хмельниччину, и - прежде всего Каменец-Подольский - неоднократно навещал И. Е. Воронаев.

Уполномоченный Сердюченко писал в своем отчете:

В связи с запрещением проведения молитвенных собраний и пресечения деятельности «сионистов», «пятидесятников» и других групп верующих, а также с проведенными арестами главарей, руководителей и «актива» таких групп органами МГБ за контрреволюционную деятельность, в некоторых местах нашей области зафиксированы факты стремления и попытки сохранить руководящие центры «пятидесятников», «сионистов», а также сами нелегальные группировки, чему служат такие примеры: а) в январе месяце 1951 года в селе Ружичанка Ружичнянского района на квартире активистки «хев» Ариян A. M. собрались под видом молитвенного собрания «пятидесятники» из села Ружичное, а также из соседних сел Гвардейского, Михайловского и Ярмолинцего районов, т. е. по сути дела пытались провести межрайонный слет «хевовцев», для выработки мероприятий направленных на сохранение своих нелегальных групп, установление связи между собою и определение руководящего центра и лиц. На этом собрании (сборище) присутствовало до 20 человек. Вся эта группа вовремя была накрыта органами МГБ во время самого проведения собрания. б) в г. Староконстантинове в конце декабря 1950 года тоже была попытка провести слет руководителей и «актива» - пятидесятников, на котором присутствовало до 12 человек, во главе с Бернацким, Щуровым и другими. Принятыми мерами со стороны органов МГБ участники совещания были арестованы за контрреволюционную деятельность.329

Следует обратить внимание на очень многозначительный факт -уполномоченный Сердюченко довольно компетентно различает, как отдельные, самостоятельные движения - «сионистов» и «пятидесятников». В отличие от некоторых «прочих незнающих» специалистов-религиоведов, для Сердюченко было очевидно, что это разные движения. Вот что он сообщает в своем отчете:

Необходимо доложить, что кроме принятых по нашим указаниям строжайших мер по линии райисполкомов и сельских Советов, - со стороны органов МГБ Каменец-Подольской области на протяжении прошедшего года и начала 1951 года были нанесены удары репрессивного характера путем ареста верхушки руководства групп «сионистов» и «пятидесятников» за контрреволюционные действия.

За проявление антисоветского характера действий - органы МГБ нашей области за прошедший период очистили путем изъятия и арестов в Волочиском, Гвардейском, Старо-Константиновском, Антонинском Красиловском, Ярмолинецком, Теофипольском, Михайловском, Черно-островском районах, городе Проскурове и других местах более 100 человек руководителей, «пророков» и других «активистов» упомянутых выше нелегальных групп в том числе главарей Мельника Леона, Бернацкого, Щурова, Думанских, Новосядлого и других.

В результате всех мероприятий в 1950 и начале 1951 годов, по состоянию на 1 апреля прекратило свою деятельность в нашей области следующее количество незарегистрированных и ранее нелегально действующих религиозных групп: а) «сионистов» = 10 групп с количеством верующих = 179 человек б) «пятидесятников» = 20 групп с количеством верующих = 291 человек в) «евангельские христиане» = 15 групп с количеством верующих = 215 человек г) «старообрядцы» = 2 группы с количеством верующих = 116 человек д) «евангельские христиане-баптисты», которые не состояли членами общин ехб = 8 групп с количествам верующих = 126 человек Всего = 55 групп, с количеством верующих = 927 человек

По данным на 1 апреля 1951 года осталось групп, которые еще действуют нелегально = 60 групп с количеством верующих = 820 человек, в том числе: а) «сионисты» =20 групп с количеством верующих = 265 человек. б) «пятидесятники» = 37групп, с количеством = 453 человека. в) «евангельские христиане» = 2 группы с количеством = 67 человек. г) старообрядцы = 1 группа с количеством = 35 человек 330

Конечно, нельзя исключать, что одной из причин столь яростных гонений на евангельских верующих в Хмельницкой области была нелегальная деятельность так называемых «сионистов». (Мы вынуждены использовать это условное название и здесь, ибо это движение так и не имеет своего призванного самоназвания).

Движение это возникло в результате деятельности Леонтия Мельника в Хмельницкой области - и нужно сказать, что, по ряду объективных причин, оно, в свое время, достаточно широко распространилось.

На хуторе Пустяк, по соседству с селами Большая Бубновка и Сергеевка, что недалеко от станции Наркевичи, в польской католической семье выросли два родных брата, дороги которых очень значительно разошлись - Леонтий и Адам Мельники. И, если Адам действительно принадлежал к пятидесятническому движению и до своей глубокой старости трудился в его рядах (кстати, первым председателем восстановленного в 1990 году Всеукраинского союза церквей христиан веры евангельскои-пятидесятников был избран его сын Николай Адамович Мельник), то судьба Леонтия Мельника не имеет ничего общего с историей собственно пятидесятнического движения, с которым (и это документальный факт!) и сами «сионисты» себя никогда не отождествляли, справедливо подчеркивая некоторые несовместимые вероученческие различия. Да и происхождение этих движений не имели между собой ничего общего.

И только из-за извращенческой политики ненависти к верующим в советские времена этому движению присвоили название «пятидесятников-сионистов», против чего всегда возражали как пятидесятники, так и «сионисты».

В справке, подписанной 20 августа 1950 г начальником отдела У КГБ по Хмельницкой области полковником Д Федоровым утверждается:

Секта пятидесятников-сионистов является одной из самых молодых, мистических реакционных сект, существующих в настоящее время нелегально. Она является ответвлением от пятидесятников. Иногда ее участники называют себя членами «божьей партии».

Эта секта возникла после Великой Октябрьской социалистической революции в Черно-Островском районе Хмельницкой области. Её организатором и одним из руководителей является Мельник Леонтий Викентьевич, 1897 г. рождения, уроженец хутора Пустяки, Черноостровского района и Коненкова Пелагея Васильевна, 1887 г. рождения, уроженка Рязанской области, последнее время проживала в гор. Подольске, Московской области (умерла в 1957 году).

На одном из сектантских сборищ пятидесятников он заявил, что получил «духа святого», т. е. на него спустился «святой дух» и ему в этот момент бог сказал, что он, Мельник выведет свой народ (сектантов) в Палестину на гору Сион, где будет земной рай для божьего народа (т. е. сектантов). После чего Мельник и положил начало создания сектантского течения пятидесятников-сионистов. В этом ему помогла Коченкова, пользовавшаяся большим авторитетом у сектантов.

В послевоенное время это течение распространилось на территорию многих областей Советского Союза.

В настоящее время деятельность этого сектантского течения возглавляется и направляется находящимся в заключении Мельником Леоном и возвратившимся из заключения Чайкой Даниилом Самойловичем.

Особенно поражены сектантством данного течения: Ярмолинецкий, Волочиский, Черноостроеский, Ружичнянский, Теофипольский, Белогорский, Базалийский, Михайловский, Городокский и Сатановский районы Хмельницкой области.

Общее количество сектантов пятидесятников-сионистов в Хмельницкой области насчитывает примерно около 1.300 человек, которые объединены в 15 нелегальных сектантских общин, состоящих примерно из 45 групп. Руководство этими общинами на местах осуществляется лицами из числа активных сектантов. Пятидесятниками они называются потому, что они верят в то, что в пятидесятый день после «воскресения Христа» на апостолов сошёл Святой Дух, который может и теперь сойти на любого верующего сектанта. Сионистами называют себя потому, что, согласно трактовки Библии, их родина является гора Сион в Палестине, где будет вечное царство, куда они стремятся и за что молятся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: