Попытка окончательно решить «пятидесятнический вопрос» 11 страница

В адрес Совета по делам религиозных культов, Советского правительства и лично Н. С. Хрущева снова пошли заявления от верующих. Ниже приводится одно из них.

Общины-церкви христиан евангельской, находящиеся в Лнтонинском районе Хмельницкой области, ставят Вас в известность как представителя советской власти о том, что мы собираемся и проводим богослужения по нашему вероисповеданию при нашем здравом разуме и не расстроенной психике.

Мы заявляем Вам как председателю правительства, что насильное объединение нас с баптистами или запрещение наших собраний есть нарушение законов Конституции о свободе вероисповедания, ибо мы, как и все христиане, вполне нормальные люди. Крещение же Духом Святым у нас совершается при здравом разуме, а не при истерии.

Мы заявляем Вам о том, что мы убежденны в своем вероисповедании и никакое насилие не может заставить нас отказаться от своего вероучения и своих собраний, поскольку мы служим Богу нашему и не делаем зла людям и правительству, честно трудясь в колхозах, но если кто из местных властей запрещать будет нам собрание или насильно объединять с другими вероучениями, дабы нас перевоспитать, то успехом не увенчается, ибо репрессии Берии, ярого гонителя христиан, не уничтожили христиан веры евангельской.

Мы не хотим быть на подпольном или нелегальном положении пред властями, а поэтому ставим Вас в известность, дабы Вы как представитель Советской власти содействовали свободе наших молитвенных собраний, дабы нас больше не репрессировали, как это делал Берия.

Мы оке благодарны Советскому правительству, которое освободило многих наших братьев и сестер, невинно осужденных, но не желаем, дабы это вновь когда-либо повторилось, почему и обращаемся к Вам с этим заявлением.

Просим известить нас о Вашем решении по адресу: Новое село, Антонинский район, пресвитер Вернадский В. Е.415

Вот еще одно заявление на имя Председателя Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилова от общины христиан евангельской веры г. Кировограда.

Настоящим письмом просим помочь в разрешении такого важного вопроса, как регистрация общины христиан евангельской веры, а также вскрываем грубейшее нарушение конституционных прав человека, советской законности и свободы вероисповедания.

Своим Постановлением ЦК КПСС от 11 ноября 1954 г. вскрыл имеющиеся нарушения, репрессии и т. д. по отношению к верующим христианам, а также последствия культа личности, при котором нарушены были свобода и права граждан, гарантированные Конституцией. Двадцатый съезд также одобрил меры по строгому соблюдению советской законности и прав человека и обязал бдительно стоять на страже законности, решительно и сурово пресекать всякие проявления беззакония, произвола, нарушения социалистического правопорядка и советской демократии, чтобы не было отступления от норм и положений, предусмотренных Советской Конституцией.

Но не так подходят некоторые правительственные и местные органы, они не могут смириться с новым, ибо у них укоренилось старое. Несмотря на то, что мы уже обращались к уполномоченному по религиозным культам при Совете Министров СССР т. Полянскому И. В., лично ездили в Москву, а также к главному прокурору СССР и в Совет Министров СССР, где излагали свои просьбы, требования и права, они не нашли нужным реально ответить именно нам, а отписывали и отсылали наши просьбы к уполномоченному областному в папку. И все осталось без изменений.

Мы, христиане веры евангельской, просим возвратить отнятое у нас право молиться в одном определенном месте в городе после наших трудов на заводах и в учреждениях, ибо по своим убеждениям мы не враждебны властям и государству, мы все трудимся плечом к плечу со всеми советскими гражданами.

Наш союз в 1945 году влился в союз к баптистам, это было сделано без ведома масс верующих единоверцев, под страхом репрессий и т. д., и уже 10 лет нас насилуют объединиться с баптистами, и за этот период многие, которые не хотели свое убеждение нарушить, оставались при своем, подверглись репрессиям и суду.

Спрашивается, разве это свобода?

В то время, когда т. Хрущев говорит: «У нас нет различия в идеях или убеждениях - это личный вопрос каждого человека, в СССР свобода отправления религиозных культов признается за всеми гражданами, свобода совести и вероисповедания не только провозглашается, но и строго обеспечивается государством, как конституционное право граждан СССР - каждый гражданин нашей страны может отправлять религиозные обряды так, как он считает это необходимым». А труды В. И. Ленина о религии что говорят? Разве они оправдывают ваши правительственные органы? Конечно, нет!.. Ибо еще не высохли слезы вдов и сирот от репрессий, как нам снова грозят: если будете собираться по домам Богу молиться, то за нелегальное молитвенное собрание будем судить.

Разве это метод реального подхода к верующим - ведь этот метод не оправдал себя ранее, ибо это метод насилия, а надо мирным способом, а не силой. Как можно нас обвинять, что мы нелегально собираемся, если мы везде обращались открыто за разрешением на молитвенный дом, нас все знают, мы открыты? Кто виновник нашего положения? Мы или Совет по делам культов?

Мы просим Верховный Совет прислушаться к голосу тысяч верующих и к нам, как частице, ибо все те обвинения и причины, которые выдвигают верующим под всяким предлогом, лишь бы лишить нас регистрации, беспочвенны.

У нас нет союза, и по этой причине нас гонят к баптистам насильно, чтоб объединиться, но спрашивается: разве это свобода? Это уже и есть насилие и оскорбление наших чувств и убеждений. Если некоторые пошли и объединились с баптистами, то пусть идут, но это не значит, чтобы насильно загонять в чужой стан остальных.

И если выдвигают причины об аморальных поступках некоторых верующих (о жертвах и т. д.), то это чуждо нашему евангельскому учению. Они не соответствуют нашему учению и убеждению.

И если где-то кто-то сделал преступление, это не значит, что можно всех обвинять и по одному судить и искать предлог. А если это имеет место, то его отнести надо за счет тех, кто препятствует регистрировать общины верующих, ибо мы сами боремся против признаков всяких заблуждений и лжеучений, чуждых здравому смыслу, или неподчинения всем советским законам, которые одинаковы для всех и исполнение которых является священным долгом каждого христианина, ибо если б общины были зарегистрированы и верующие собирались в одном определенном месте, все было бы благоразумно и служение протекало бы без пороков, пятен и нареканий.

Но ввиду того, что Совет по делам религиозных культов идет не по реальному пути и несерьезно подходит к решению судьбы многих общин и групп христиан, он тем самым умышленно нарушает вышесказанное, хватаясь за любые доводы и пороки, лишь бы затормозить и воспрепятствовать регистрации.

Мы обращаемся к Вам как высшему органу Советской власти с просьбой положить конец этой несправедливости и нарушению и притеснению людей, которые хотят свой отдых проводить в молитвенном доме открыто и не подвергаться нареканиям и репрессиям со стороны властей.

Ответ просим прислать нам лично, а неуполномоченному.

Ответ шлите по адресу: г. Кировоград, УССР, ул. Вокзальная, 33, кв. 1, Лисовскому К. И.416

Под этим посланием стоят подписи К. И. Лисовского, А. З. Рыжкова, С. Г. Бабий. А в конверт была вложена отчаянная рукописная дописка: «Просим секретариат во имя Бога и справедливости направить Президиуму Верховного Совета, а не отмахнуться, как это сделали Совет Министров, Совет культов и Главный прокурор СССР».417

Все эти письма советскими органами были получены. Личного ответа их, разумеется, не удостоили, но в мае 1956 г. министр по делам религий Полянский дал указание уполномоченному по Кировоградской области Бондаренко «вызвать заявителей и объявить им, что Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР рассмотрел их заявление и не счел возможным его удовлетворить, поскольку группы пятидесятников, как объединившиеся с евангельскими христианами-баптистами, не регистрируются в качестве самостоятельных религиозных обществ».418

Это было повсеместной практикой. Получая подобные заявления, уполномоченные Совета в один голос продолжали давать разъяснения, что «группы пятидесятников не подлежат регистрации в качестве самостоятельного религиозного культа, но они могут объединяться с зарегистрированными обществами евангельских христиан-баптистов на условиях, определенных в Московском соглашении между руководством Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов и пятидесятниками, которое признано абсолютным большинством верующих пятидесятников и их руководителями».419

Такой же ответ по поручению Москвы дал церкви христиан евангельской веры в с. Большевик Скадовского р-на уполномоченный Совета по Херсонской области Авраменко.420 Такой же ответ дали верующим-пятидесятникам с. Тынное Сарненского района на Ровенщине. 13 ноября 1956 г. на приеме уполномоченного Н. Н. Куница из Дубно рассказал, что «помощник старшего пресвитера Шкурский, выступая на собрании, топнул ногой и сказал: «Я вас посажу в тюрьму» и что верующие после этого решили просить зарегистрировать в Дубно церковь пятидесятников отдельно, как во Львове. Уполномоченный Волошкевич ответил ему, что «как такового общества пятидесятников зарегистрированного нет и быть не может. Могло быть так, что было когда-то пятидесятническое общество во Львове, но если оно приняло Московское соглашение - то могло быть зарегистрировано».421

Верующие, в том числе и из Кировограда, продолжали «обивать пороги» высоких приемных, продолжали писать письма. Продолжали приходить отписки.

Уполномоченный Совета по Кировоградской области Бондаренко 7 декабря 1956 г. секретной почтой сообщал в Москву и Киев:

В связи с поданной жалобой на имя председателя Верховного Совета СССР тов. Ворошилова К. Е. руководителями Кировоградской группы верующих-пятидесятников Лисовским Кириллом Ивановичем, Рыжковым Степаном Григорьевичем (копию жалобы при чем прилагаю) об отказе этой группе верующих в регистрации их как самостоятельной общины пятидесятников Советом по делам религиозных культов при СМ СССР, мною 30 ноября 1956 г. по поручению зам. председателя облисполкома т. Корнеева П. В. Лисовский, Рыжков и Бабий были вызваны в облисполком, куда эта жалоба была направлена отделом писем и жалоб при Президиуме Верховного Совета СССР для разъяснения и решения облисполкома на их жалобу, по вопросу регистрации.

При беседе с ними в облисполкоме мною им в четвертый раз были разъяснены решение Совета и облисполкома и причины, почему их не регистрируют, и другие законоположения правительства о культах и еще раз им было предложено прекратить незаконную деятельность, в противном случае я вынужден буду принимать другие меры для привлечения к ответственности.

Однако все они на приеме заявили, что они будут продолжать свою деятельность, добавляя, что мы, мол, собирались и будем собираться, и тут же предъявили настойчивое требование регистрировать их.

Мною еще раз было разъяснено им и отказано в этом. Тогда один из этих руководителей - Рыжков на приеме заявляет, ну что же, мы, мол, везде и всем уже подавали жалобы в СССР и нам отказывают, тогда мы будем писать жалобу в Организацию Объединенных Наций, и тут же Рыжков задает мне вопрос: «Скажите, есть ли в Организации Объединенных Наций отдел или управление по делам охраны и защиты прав человека? На это я ему ответил следующее: что я не в курсе вопроса структуры аппарата Организации Объединенных Наций.

На этом беседа была закончена. Никаких других вопросов передо мной ими не было поставлено.422

Когда Вильховый получил это донесение, у него лопнуло терпение. 14 декабря 1956 г. он обратился к главе Комитета государственной безопасности при Совете Министров УССР Никитченко В. Ф. с секретным письмом, в котором писал:

При этом шлем копию заявления группы пятидесятников из г. Кировограда, которые ставят вопрос о регистрации их культа, и копию информации уполномоченного Совета по делам религиозных культов при исполкоме Кировоградского областного Совета депутатов трудящихся от 7 декабря 1956 г. под № 34-с, в которой говорится о недостойном поведении советского человека - одного из руководителей группы пятидесятников гр. Рыжкова, который заявил на приеме уполномоченного Совета, что они, пятидесятники, собираются писать жалобу на то, что Советское правительство отказывает им в регистрации, в Организацию Объединенных Наций - в отдел охраны и защиты прав человека.

Как Вам известно, гр. Бидаш, выдавая себя за епископа христиан веры евангельской, после возвращения его из ссылки поставил вопрос о регистрации культа пятидесятников отдельно, с этой целью провел подпольный съезд в Харькове, совет в Киеве и т. д. Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР рассмотрел заявление гр. Бидаша и решил, что группы пятидесятников не подлежат регистрации в виде отдельных религиозных обществ, но они могут объединяться с зарегистрированными религиозными общинами евангельских христиан-баптистов на условиях, определенных в соглашении между Всесоюзным Советом евангельских христиан-баптистов и пятидесятниками, которое признано почти всеми руководителями пятидесятников и абсолютным большинством верующих-пятидесятников.

Обращая на это внимание, мы шлем вам переписку по делу незаконных действий руководителей Кировоградской группы пятидесятников для употребления соответствующих мер.423 И, разумеется, «соответствующие меры» принимались в изобилии.

Верующие-пятидесятники, освобождаясь из заключения, в Воркуте, Инте, Караганде, Барнауле и многих других местах образовывали церкви, где пасторами становились обычно служители, оставленные на поселение. В 1956 году А. И. Бидаш, освобожденный из лагеря, рукоположил в Инте на пресвитерское служение В. И. Белых и возвратился в Украину. Его здоровье было подорванным вследствие отбытого заключения. В тюрьме А. И. Бидаш постоянно находился в закрытой камере для инвалидов, что очень отрицательно влияло на его здоровье. Вернувшиеся служители начали трудную работу по восстановлению разрушенных общин, рукоположению священнослужителей, устройству церковного служения. К июню 1956 года после интенсивной работы был восстановлен руководящий центр в Пятихатках, а в июле - с участием СИ. Марина, К. С. Кружко, B. C. Шепеля -было доработано «Краткое вероучение ХЕВ».

Это был период, который позже назовут «оттепелью». После доклада Н. С. Хрущева «О перегибах в атеистической пропаганде» на XX съезде КПСС отношение властей к религиозной деятельности стало более терпимым. Вскоре в Украину вернулся и В. И. Белых. Созрела необходимость и возможность созыва братского съезда. В процессе подготовки съезда руководители пятидесятников разъехались по многим областям страны, где ознакомили общины с разработанным вероучением.

Об этом было известно ВСЕХБ и, естественно, властям. В одной из записей «приема служителей культа и представителей верующих» за февраль 1956 г. есть информация следующего содержания.

В дальнейшей беседе гр. Пономарчук кратко поделился о состоявшейся встрече Андреева с бывшими руководителями пятидесятников - Понурко, Бутом, Кузьменко и др. Как выяснилось из беседы, Понурко и Бут имели неоднократную встречу с Бидашом и он им заявил, что его якобы вызывали в Днепропетровский облисполком, где объявили о решении Совета по делам религиозных культов, который отказал в регистрации ХЕВ как самостоятельного религиозного объединения и предупредил, чтобы он прекратил свою незаконную деятельность, на что якобы Бидаш ответил: «Можете Бидаша разрубать на пять частей, но все равно останется один Бидаш. Если Совет по делам религиозных культов откажется регистрировать общества ХЕВ как самостоятельный союз, то я на этом не остановлюсь и буду писать жалобы товарищам Ворошилову, Булганину и Хрущеву».

Продолжая беседу, Пономарчук заявил: «У нас есть сигналы, что в некоторых областях - Днепропетровской, Киевской, Черкасской - сильно активизировались пятидесятники, видимо, Бидаш и его единомышленники дали на места соответствующую «директиву» не объединяться с ЕХБ и выходить из их религиозных обществ». Пономарчук также заявил, что Бидаш бросил упрек в адрес духовного центра ЕХБ за то, что в составе центрального руководства ЕХБ (президиума) нет представителя от пятидесятников. Когда Понурко рассказал об этом упреке Андрееву, последний ответил, что если поступит такое предложение, то мы его обсудим и, видимо, Совет решит положительно данное предложение, но в состав президиума Совета введем не Бидаша, а Пономарчука, которого мы хорошо знаем по работе.424

Впрочем, Бидаш активно работал совсем в другом направлении -собирал новый подпольный съезд. И среди многих других служителей снова помогал ему в этом отношении СИ. Марин.

2 июня 1956 года на прием к Вильховому прибыли «по собственной инициативе», как говорит запись собеседования, «пом. ст. пресвитера ЕХБ по Украине гр. Пономарчук Д. И., ст. пресвитер ЕХБ по Днепропетровской области гр. Мельников Н. Н., ст. пресвитер ЕХБ по Полтавской обл. гр. Теслюк A. M., быв. епископ ХЕВ гр. Бидаш А. И. и один из быв. активных деятелей ХЕВ Марин СИ.», причем Марин СИ. сказал, что они приехали в г. Киев к представителям духовного центра ЕХБ по вопросу объединения, вели беседу с Пономарчуком Д. И. и Мельниковым Н. Н., обсуждали послание к не объединившимся пятидесятникам, подписанное Понурко, Бутом, Ильчуком и др., но из него видно, что «ЕХБ не признает нас детьми Божьими, что не допускают к руководству бывших пресвитеров ХЕВ, что необходимо иметь в составе руководства ВСЕХБ постоянного представителя ХЕВ с пребыванием его в Москве». Потом Марин прочитал послание ХЕВ, выработанное на съезде в г. Днепродзержинске в 1948 году, и заявил: «Мы хотим, чтобы данное послание обсудил ВСЕХБ и изменил отношение к ХЕВ, т. е. чтобы действительно выполнялось Московское соглашение об объединении». По этому же вопросу высказал свое мнение Бидаш, повторив все то же, что сказал Марин. 425

Вильховый ответил, что это послание «не является документом, заслуживающим нашего внимания. В 1948 году группа неприсоединившегося бывшего руководства ХЕВ незаконно созвала так называемый съезд в Днепродзержинске и хотела своими действиями разрушить Московское соглашение. Факты, о которых говорится в послании, имеют второстепенный характер, они легко устранимы при условии, если бы вы стояли на позиции проведения в жизнь Московского соглашения. Сейчас, как вам известно, дополнительное соглашение к Московскому соглашению подписали Понурко, Бут, Кузьменко, Горошко и др.» «В отношении того, что якобы ваши пресвитерские силы затирают, - говорил Вильховый, - то это также не отвечает действительности. Здесь присутствует Афанасий Маркиянович Теслюк, работающий с первых дней подписания Московского соглашения старшим пресвитером, работает Кузьменко помощником старшего пресвитера, Горошко работает пресвитером общества, работают также Петров на Волыни, Гомон в Черниговской области, Фесковец в Балте, Ярошевский, Короб и многие другие. Продолжает работать Дмитрий Иванович Пономарчук. Как видите, двери для вашего пресвитерского состава не закрыты, они были открыты, они открыты и для вас. Вот почему мы ваше послание не считаем документом, заслуживающим внимания».426

Далее Вильховый в категорической форме заявил А. И. Бидашу, что все «заявления о регистрации вашего союза отдельно от ВСЕХБ рассматривали Совет по делам религиозных культов, мы, Верховный Совет, и просьба ваша отклонена». «Следовательно, - строго предупредил уполномоченный, - вести вам какую бы то ни было организационную работу по сколачиванию несуществующего союза мы не рекомендуем, так как эти действия будут рассматриваться незаконными. В связи с этим хочу разъяснить и СИ. Марину, что его также никто не уполномочивал на проведение организационной работы, которую он начал проводить в г. Киеве, не побывав сначала на приеме у республиканского уполномоченного Совета».427

В тот же день Бидаш написал заявление во ВСЕХБ с приложенной копией послания нелегального съезда от 17 марта 1948 года на имя председателя ВСЕХБ у Жидкова и уполномоченного Совета по СССР Полянского с просьбой снова рассмотреть это послание.428

Ответа по существу не было. Иллюзии и надежды, если они и были, развеялись окончательно. Была дана команда собирать снова нелегальный съезд.

Под руководством А. И. Бидаша 15 августа 1956 года состоялся съезд служителей в Харькове в частном доме Валентина Зыбина. На этом съезде кроме руководителей церкви в Харькове В. А. Зыбина и П. Д. Торопа присутствовали пресвитеры церквей М. И. Лучинец (Одесса), И. А. Левчук (Киев), Д. Формузал (Молдавия), Кайдалов (Белгородская обл.), В. Н. Качалов (Красный Кут Харьковской обл.), В. И. Поповский (Краснодар), Д. В. Олейников (Ленинград), Е. И. Кондраков (Енакиево), Н. В. Егоров (Саратов), В. П. Фризен (Челябинск), Ф. П. Кориняк (Пятихатки), Е. Мацура (Никополь), Токарь (Первомайск Днепропетровской обл.), В. М. Фоменко (Запорожье), Н. Кучеренко (Александровка Днепропетровской обл.), А. Г. Коркосенко (Симферополь), П. К. Вощило (Евпатория), Г. Н. Загорня (Кантелина, Винницкой обл.) Были также на съезде благовестники К. С. Кружко (Днепропетровская обл.), B. C. Шепель (Днепродзержинск), К. С. Клочков (Сталино), Лунин Н. Е. (Макеевка, Сталинской обл.), Мельник И. Т. (Харцызск, Сталинской обл.), Пахомов Г. Г. (Горловка, Сталинской обл.). Приехал также из Москвы и СИ. Марин.429 Был ли на этом съезде В. И. Белых или находился он еще в пути после освобождения из лагеря - однозначно установить не удалось.

На этом съезде было утверждено Вероучение. За основу было взято «Краткое Вероучение Христиан Евангельской Веры, которые находятся в СССР», в свое время принятое съездом ХЕВ во время Воронаева. Оно было доработано Бидашом и другими служителями. В связи со стихийным слиянием пятидесятнического движения западной и восточной Украины было принято общее название - христиане веры евангельской, что и было документально зафиксировано (практически на этом совещании служителей из западных областей Украины и Белоруссии не было, за исключением разве что М. И. Мурзы из Ровенской области). На съезде, где присутствовали представители церквей из многих областей Украины, Российской Федерации и Молдавии, было провозглашено воссоздание деятельности независимого Союза христиан веры евангельской, намечены конкретные пути активизации деятельности Союза ХВЕ, было принято специальное воззвание к верующим. Вопрос службы в армии с оружием в руках был провозглашен делом совести каждого верующего. (До принятия Закона Украины «Об альтернативной воинской службе» оставались еще десятилетия).

Обсудив возможности для развития пятидесятнического движения, руководство братства направило письмо в Совет по делам религий с просьбой дать свободу пятидесятникам, согласно вероучению ХВЕ.

Председателю Совета по делам религиозных культов Полянскому И. В. от священнослужителей христиан веры евангельской Послание Мы, священнослужители христиан веры евангельской, обращаем Ваше великодушное внимание, чтобы Вы были благосклонны к народу христиан веры евангельской и удовлетворили его просьбу, ибо сей народ обращается к нам, служителям, чтобы мы ходатайствовали перед Вами, а Вы перед Московским правительством.

Мы единодушно излагаем перед Вами в этом послании сущность дела их просьбы: чтобы вы разрешили проводить богослужения в молитвенных домах, как вы разрешили адвентистам и ВСЕХБ, так как мы в объединенных собраниях с евангельскими христианами и баптистами быть не можем ввиду того, что мы имеем вероучение, отличающееся от их вероучения и что служители евангельских христиан и баптистов взяли преимущество и насилуют нашу веру и свободу совести, нанося и оскорбляя наши христианские чувства, нарушая наш внутренний душевный покой. Владимир Ильич Ленин по этому вопросу дал декрет в феврале-месяце 1918 года. В пункте М 2 говорится: «В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести или устанавливали какие бы то ни было преимущества на основании вероисповедания принадлежности граждан.

Верующие после труда свой отдых проводят в молитвенных собраниях, а мы не отдыхаем в этих объединенных собраниях, а томимся.

Мы, граждане Советского Союза, заняты полезным трудом, совместно со всеми гражданами выполняем пятилетний план, после труда мы хотим спокойно отдохнуть в наших молитвенных собраниях, так как мы имеем право на труд и на отдых. В целях обеспечения за гражданами свободы совести свобода отправления религиозных богослужений признается за всеми гражданами, это говорится в 124 ст. Конституции СССР, а также что касается вероисповедания, каждый гражданин нашей страны может отправлять религиозные обряды, так как он считает это необходимым. На основании этого мы просим Вас разрешить нам проводить богослужения, как мы веруем, а не так, как нам диктуют евангельские христиане и баптисты. Подписанное в 1945 году соглашение между двумя союзами ВСЕХБ и ХВЕ не охватило всех вопросов, связанных с верою народа, по этой причине многие верующие не вошли в объединение и в целом составляют около 100.000 человек по всему Советскому Союзу. На заявление епископа Бидаша А. И. об открытии молитвенных собраний нашего союза для этих верующих в 1945 г. Московское правительство и Совет по религиозным культам ответили отказом, ссылаясь на то, что у некоторых наших верующих проявляются «ненормальности». Мы, священнослужители христиан веры евангельской, берем на себя полную ответственность за все эти ненормальные явления в народе, мы обязуемся вести воспитательную работу среди этих людей и довести до полного прекращения всех этих «ненормальностей».

Мы, священнослужители ХВЕ, желаем лично иметь встречу с т. Полянским на совещании, которое могло бы лично ему открыть существующее положение на сегодня и дальнейшую деятельность в том или другом направлении. Мы просим Правительство СССР и Вас лично, чтобы Вы разрешили народу христиан веры евангельской свободу вероисповедания и этим самым восстановить союз ХВЕ. Это просит народ и мы, его служители. Пусть восторжествуют справедливость советского правосудия и его законы. Мы твердо убеждены в том, что Вы не откажете в просьбе народа. 430

Под этим посланием стояли подписи 14 руководящих служителей ХВЕ. Это послание в некоторых местах стало воистину народной петицией, под которой члены церквей ставили свои многочисленные подписи.431 Официальный (но устный - через Совет по делам религиозных культов!) ответ правительства предлагал снова единственное решение - объединиться в один союз со ВСЕХБ. На встрече с руководством ВСЕХБ А. И. Бидаш, В. И. Белых, И. А. Левчук и другие служители ХВЕ не пришли к согласию ввиду вероученческих различий.

Вильховый, анализируя ситуацию в Украине, писал:

Проведение съезда в таком широком масштабе говорит и о том, что епископ Бидаш хотя и находился в заключении, но проводил организационную работу; как видно, не без его руководства состоялись нелегальные совещания пятидесятнических миссионеров в 1948 г. на территории Ровенской области, в 1950г. -в Хмельницкой области и в январе 1953 г. было межобластное совещание «представителей» обществ, находящихся в Житомирской, Хмельницкой, Винницкой и Ровенской областях. Межобластное совещание издало «руководящий центр», который создал специальный штат проповедников, «связников», содержателей явочных квартир, нелегальных молитвенных домов. Соответствующие органы власти ликвидировали эти «центры». 432

Консультации в Совете по делам религий продолжались. Было очевидно для многих, что совместное пребывание во ВСЕХБ не является удовлетворительным решением ни для тех, ни для других. То ли на какое-то время в Совете по делам религий возобладала слабая тенденция к тому, что и пятидесятники имеют свое конституционное право на существование своих церквей и объединение их в союз (документов об этом не найти!), то ли было решено провести крупномасштабную провокацию с целью получить списки членов пятидесятнических церквей (тем более документов об этом не найти!), но историческим фактом является то, что руководителям пятидесятников официально (но устно!) было предложено собирать списки общин по всему Советскому Союзу и их заявления с подписями верующих об открытии союза пятидесятников с целью передачи их в Совет по делам религиозных культов.

Глухой отголосок этих консультаций звучит и в документе Совета:

Некоторые уполномоченные Совета и областные работники Комитета государственной безопасности высказываются за то, чтобы пятидесятнические группы, разделяющие устав евангельских христиан-баптистов, но находящиеся на далеком расстоянии от зарегистрированных групп евангельских христиан-баптистов, зарегистрировать отдельно, как вновь возникшие религиозные общества.

Мы занимались изучением и этого вопроса и в результате изучения пришли к отрицательному выводу. Отдельно регистрировать пятидесятнические группы, которые якобы стали на путь устава евангельских христиан-баптистов, нет у нас ни оснований, ни оправдывающей это мероприятие целесообразности.

Факты поведения пятидесятников, группы которых были зарегистрированы отдельно до 1948 г., говорят о том, что пятидесятники маневрируют, ищут ширму себе в лице евангельских христиан-баптистов.

Например, поведение пятидесятнических обществ в Ровенскои области, в частности в Сарненском районе, с. Малые Цепцевичи, где в 1957 г. имели место неоднократные нарушения, и об этом обществе нами поставлен вопрос о снятии его с регистрации.

И это не единичные факты. В этой же Ровенскои области, в с. Ильин Гощанского района, в обществе евангельских христиан-баптистов большинство пятидесятников, которые захватили в свои руки руководство обществом и допускают грубые нарушения законодательства о культах. Это еще и еще раз подтверждает то, что пятидесятники по существу используют общества евангельских христиан-баптистов как ширму для своей работы. Об этом обществе в с. Ильин тоже поставлен вопрос о снятии его с регистрации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: