Попытка окончательно решить «пятидесятнический вопрос» 18 страница

В том же номере журнала было опубликовано и письмо Александра Шевченко, в котором он писал Мы только на днях прибыли в г. Шанхай и вскорости попался мне журнал «Христианский Вестник», из которого я, к моей великой радости, вижу и слышу, что в Аргентине есть много наших братьев-пятидесятников и что Господь еще и там пробуждает и жаждущих крестит Духом Святым. Это великая радость. Аллилуйя!

Мы, оторванные от нашего братского Союза, организованного в 1924 г. на Украине в городе Одесса братьями Воропаевым и Колтовичем, которые приехали из Америки, и Господь благословил их труд, так что у нас на Украине в течение 5 с половиной лет образовалось 350 общин с численностью членов в 17.000 душ. В 1928 году Господь Духом Св. благословил нас в путь, мы много путешествовали и на пути следования Господь многих пробудил и приложил к церкви своей.

Здесь в Шанхае находится наша группа численностью около ста душ. Большая часть общины находится еще в Ланьчжоу, Гансуйская провинция, Китай. Там находится 145 душ: все стремятся вперед, но не имеют для этого средств.

Теперь, дорогой брат, хотя я вас лично не знаю - только по журналу -прошу, опишите жизнь духовную и материальную подробней, так как мы имеем также стремление выехать в Аргентину.500

Нужды страдающих единоверцев встретили отклик во многих странах славянского рассеяния. Некоторые пожертвования для них стали поступать в адрес редакции журнала «Христианский вестник», в первую очередь, чтобы снабдить их духовной литературой, что было главным приоритетом.

Тронутый нуждами христиан в Китае, бывший председатель Всепольского союза церквей христиан веры евангельской Артур Бергольц, который к тому времени жил в США, писал Сколько хлеба мы имеем материального и духовного. Не так давно и мы тоже были в таком же состоянии. Боже, как мы голодали! Мы страдали! Сейчас же все забыли. Сколько беженцев в то время уверовали и начали служить Господу. Но сколько из них, когда прибыли сюда, накушались и все забыли, оставили своего Творца и Спасителя. Боже, сохрани нас!

Посылаю Вам от благодарного сердца скромную лепту на журнал «Христианский Вестник» для нуждающихся братьев в Китае. Молюсь, что Господь коснулся еще многих читателей, чтобы и они откликнулись на нужды и дабы Вы могли снабдить целую общину в Шанхае Вашим журналом.

Передаем им также сердечный привет. Мы, беженцы, сочувствуем им.501

Духовные книги: Библии, Новые Заветы, Симфонии, песенники и другая христианская литература, в том числе книги для проповедников, которые стали регулярно приходить к верующим, стала великим благословением для них.

Многие люди на свете слышали про знаменитый Великий Шелковый путь из древнего Китая в Европу. Однако большинство людей имеет совершенно неправильное представление, что этот древний путь представлял собой одну дорогу, одну магистраль. На самом деле, Шелковый путь представлял собой - и это очевидный и доказанный исторический факт! - значительно разветвленную коммуникацию торговых путей, и эти ответвления Шелкового пути лежали подчас довольно далеко друг от друга и часто - даже не параллельно. Общим было только одно - направление.

Когда долгими вечерами я слушал в Канаде, в Соединенных Штатах Америки, в Австралии взволнованные рассказы участников этого невероятного перехода, когда я перечитывал свои торопливые - чтобы ничего не пропустить! - записи наших бесед, когда я вчитывался в журнальные статьи, опубликованные и неопубликованные книги и рукописи воспоминаний участников этого движения, у меня и стал мысленно возникать образ Шелкового пути.

В отличие от Исхода евреев из Египта, где все евреи были спаяны между собой общей историей, тесными семейными и родовыми связями, общностью событий жизни и общим руководством в лице Моисея, а также общностью маршрута Исхода в Палестину, этот пятидесятнический исход из Советского Союза представляет из себя совершенно иной, совершенно удивительный тип миграции. Это история семей и отдельных групп из разных сторон, которые, никем не управляемые, не имевшие никакого центрального руководства, шли разными путями, прислушиваясь только к руководству Духа Святого в своих сердцах, как к единственному компасу их путешествия. И подчас, это были, как на Шелковом пути, очень разные дороги. Но было одно общее -направление.

Они пришли в Китай из разных мест с Украины, Урала, Ростова-на-Дону, среди них были примкнувшие по дороге верующие из Грузии и Азербайджана.. Они разошлись в разные места. Участники этого исхода и их потомки живут сегодня в Австралии, Канаде, Соединенных Штатах, Бразилии, Аргентине, Эквадоре, Уругвае, Парагвае, Израиле… Но все они имели один общий перекресток в своей истории.

Этим перекрестком была церковь в Кульдже.

Про дальнейший путь они будут рассказывать по-разному, в зависимости от времени и событий их выхода из Китая. Вот отрывок из рассказа Александра Шевченко:

Господь благословил нас в дальний путь. Было сказано: «Трудный путь, но на пути Я подам помощь и вас отправят на автомашинах и дадут вам все необходимое». Затем Дух Святой открыл о дальнейшем пути; было сказано, что предстоит «великое плавание и на водах великих воспоете».

Трудно было постигнуть умом человеческим, как все это может совершиться, но, доверившись повелению Божию мы двинулись в путь 19 декабря 1946 года. Наняли телеги до гор. Урумчи (столица Синьцзяна) и с малыми детьми отправились в этот суровый путь, так как снегу было много и сильный мороз, а предстоящего пути до гор. Урумчи 650 километров.

На пути, действительно, было очень много трудностей. На одном пункте были задержаны властями на 18 суток, пришлось жить в сараях, где не было отопления, по две и по четыре семьи вместе, и почти каждый день ходили в полицию за пропуском. Но вся время был отказ, так что во многих закрадывалось сомнение, двинемся вперед или нет. Но когда обращались к Господу, получали подкрепление; было сказано: «Поедете вперед, имейте веру». Действительно, на 18-е сутки получили пропуск и отправились в дальнейший путь, и благополучно прибыли в гор. Урумчи.502

Здесь они остановились на 4 месяца. Совместно с другими верующими создали общину, образовался большой хор. Устроились на работу в ожидании дальнейшего движения на восток. Иногда богослужения этой церкви посещал американский консул с женой. Его так тронуло вдохновенное пение хора, что однажды он пригласил их к себе в консульство, где после чашки чая попросил их спеть несколько русских христианских гимнов. У консула был магнитофон. Можно было представить себе изумление вер»ющих в том 1949 году, когда затем консул включил аппарат на воспроизведение, и они услышали свое пение из аппарата, о существовании которого никогда ранее не подозревали.503 Консул восторженно пообещал им, что это пение вскоре услышит по радио вся Америка.504

Через 4 месяца они снова группами отправились в дальнейший путь. В группе Шевченко было 153 человека.505 Проехав через пустынные места около 700 километров, они снова все были задержаны в городе Хами на 3 месяца. Там пришлось пережить очень скудное материальное положение, а также угрозы китайских властей, что пути дальше нет и не будет. Но они обращались к Скале жизни, Господу, который утешал и подкреплял, говоря, что скоро они поедут дальше, и что «касса приготовлена, и дадут вам в руки ваши, ибо житницы Мои богаты».506

В своих воспоминаниях, которые не изгладились и с годами, Александр Шевченко рассказывал также о великой верности Бога своим обещаниям:

Когда настал час, Всемогущий Бог расположил сердца правительствующих, нам предоставили для дальнейшего пути автомашины, совершенно бесплатно, выдали денег по количеству каждой семьи на дорогу, а также для сопровождения и охраны предоставили генерала, несколько офицеров и солдат вооруженных полную автомашину и спешно двинулись в путь.

Тогда мы вспомнили то откровение, где было сказано еще на месте: «Подам помощь и вас отправят на машинах и дадут вам все необходимое». И мы с великою радостью сердечно возблагодарили Господа за эти чудные Его дела, которые нельзя никогда забыть.507

Мне очень жаль, что я прерываю здесь цитирование этого подлинного документа истории - рассказа очевидца и участника этих событий Александра Ефремовича Шевченко, который впоследствии будет много лет возглавлять славянскую пятидесятническую церковь в живописном городе Сан-Франциско. В своих дальнейших воспоминаниях он рассказывает, как 153 человека прибыли из Кульджи в Ланчжоу (Гансуйская провинция), через год - в Шанхай (шел уже 1948 год, прожили они там 7 месяцев). Потом - остров Самар на Филиппинах, где была расположена американская база. Там же, на Филиппинах, в феврале 1949 года оказалась и Анна Багдасарян со своими родственниками, и семья Фроловых - пятидесятников из Шанхая и многие другие.

Анна Багдасарян делилась своими впечатлениями про остров Самар, на котором заботу о пилигримах взяли американские военные:

Самар - маленький остров, пустынный, джунгли, почти без жителей. Нас разделили на районы, организовали продуктовые пункты, кухни, кипятилки, больницу, школу, церкви, электростанцию. Свет во всех палатках. Засыпали улицы песком и галькой. Обжились. На другой год мы перестроили нашу палатку.

Поставили стропила, покрыли еще сверху одной палаткой, теперь солнце не печет в голову. Сделали душ: воду носим, наливаем в чан, греется на солнце, теплая вода, настлали полы, устроили столовую, развели сад вокруг палатки. Когда шел тайфун, бывало страшно, дождь теплый, но идет стеной, а ветры все несут, но нам они вреда не причинили.509

Попал на остров Самар и юный тогда еще будущий радиомиссионер Александр Шевчук. Конечно, в то время никто не мог предполагать, что пройдут годы - и после войны одна христианская миссия из США по смехотворно ничтожной цене - всего за 1.000 долларов - купит в окрестностях Манилы комплекс мощнейшей военной радиостанции, которая в годы войны обеспечивала связь между кораблями военно-морского флота США в этом регионе.509 После войны этот комплекс потерял свое значение и был приготовлен к демонтажу и уничтожению. Миссия приняла решение купить радиостанцию с целью ведения христианских радиопередач на многие страны Азии на множестве разных языков. Это видение стало великим благословением в работе Божьей для многих стран.

В частности, радиопередачи этой станции достигали не только Дальневосточного региона, но и всей азиатской части бывшего СССР, в хорошую погоду - до самого Урала. В период с 1989 по 1993 годы, когда у меня еще хватало для этого времени, я делал свои радиопередачи в Финляндии. В частности, они транслировались на Дальний Восток и Сибирь именно с этой радиостанции. Я считаю большой своей привилегией и радостью, что у меня была возможность посетить эту радиостанцию вместе с радиопроповедником Руди Винсом в августе 1989 года и молиться Богу молитвой благодарения, возложив руки на мощное основание грандиозной антенны. (Кстати, именно с этой радиостанции в 1968-1991 гг. шла в эфир трансляция детских христианских «Радиопередач тети Фени», которую вели Георгий Яковлевич и Феодосия Ивановна Орловы, с которыми я также встречался в Австралии. Орловы оказались потомками тех молокан-прыгунов, которые в начале 20 века эмигрировали с Кавказа вместе с армянами в Лос-Анджелес. Там, в одном дворе они жили по соседству с Екатериной Воронаевой, которая прожила в Лос-Анджелесе последние годы своей жизни. Они проводили ее в последний путь на земле в 1965 году. Несколько позднее они переехали со многими другими молоканскими семьями в Австралию и присоединились к пятидесятнической церкви в Аделаиде. В настоящий момент времени в Австралии есть четыре общины русских молокан-прыгунов. Все они находятся в Аделаиде. Нам с женой было очень интересно и приятно посетить их воскресное богослужение, которое безо всяких изменений точно передает порядок, установленный еще пророком Максимом Рудометкиным в середине 19 века).

В октябре 1965 года Александр Шевчук и его семья прибыли в Манилу и начали благословенный труд на этой радиостанции. Через несколько недель Шевчук писал в своем письме Ивану Зуб-Золотареву следующее:

Я и моя жена из той группы переселенцев северного Китая, которые были эвакуированы в 1948 году из Шанхая на остров Тубабао (Самар), Филиппины. Через некоторое время со своими родителями и с группой верующих оставили наш островок, давший нам приют и убежище на восемь с половиной месяцев, поплыли по направлению Южной Америки.

По долгому плаванию по Атлантическому океану, нас встретил прекрасный город Рио-де-Жанейро, Бразилия. Отдохнув немного, нас перебросили из Сан-Пауло на двух моторных аэропланах в центральную часть Парагвая, в городок Кармен дель Парана. Нас радостно с открытым сердцем встретили братья и сестры по вере, и оказали большую любовь морально и добрыми советами, как жить на чакре, и что когда сеять и собирать. Нас ободрили живые собрания на Колонии Фрам, куда мы приехали на жительство. С группой молодых людей, познавших Господа своим личным Спасителем, я принимал водное крещение, преподаваемое братом Онисимом Коваль. В 1951 году я переехал в столичный город, где уже находились мои два старших брата. В это время приехал в наш город Миссионер Антоны Джиордано, чрез его служение и примерную жизнь Господь говорил моему сердцу также выйти на духовную работу. Мое желание исполнилось, когда со всей семьей могли выехать в Северную Америку и через некоторое время записаться в Библейскую школу в Калифорнии. Мы приехали на жительство в Сан-Франциско за день перед Новым 1955 годом.

По окончании Библейской школы в 1959 году я поехал в Канаду и посетил все наши славянские церкви, а также -ив восточной части Америки. С того времени имел несколько таких посещений со словом свидетельства о Господе нашем Иисусе Христе. Церковь пятидесятников в гор. Сан-Франциско (моя домашняя церковь) попросила меня остаться в качестве помощника пастора почти до того времени, когда Господу было угодно призвать нас на миссионерский труд радиовещания на Филиппинах. Пастором нашей домашней церкви служит брат А. Е. Шевченко, который сочетал нас перед посвящением нашего нового молитвенного дома в 1962 году. Эта церковь христиан евангельской веры «Храм Благой вести» прислала нас сюда как своих миссионеров.

Мы обращаемся ко всем братьям и сестрам по вере, молитесь о нас Богу, дабы Он дал нам вдохновение передавать Слово Его с дерзновением, передавать Слово Жизни для наших соотечественников в России через мощные станции Дальнего Востока в Манила, Филиппины. У многих из нас теперь есть хорошие аппараты. Хорошо записанные на ленты проповеди, пение, стихотворения и свидетельства, присланные нам на станцию, обещаем по возможности проигрывать по направлению России. Это будет большим ободрением нашим братьям и сестрам на родине.

Мы не думали, что вернемся на Филиппины, когда были здесь еще отроками, но не хотели сопротивляться голосу и призыву Божию на Его ниву. Мы приехали во время жатвы риса, это хлеб в восточных странах. Дай Боже, чтобы наш труд здесь и ваши молитвы принесли снопы Господу.510

Группа, в которой были семейства Ильиных и Шевчуков, на пути в Парагвай имела возможность увидеть многие удивительным страны мира. Пароход пришел в Австралию, в Сидней, где высадились некоторые семьи, избравшие Австралию для жительства, затем путь пролегал через остров Цейлон, прошли мимо Африки через Красное море и Суэцкий канал, побывали в Италии и Франции. Затем был Даккар на западном побережье Африки, потом пересекли Атлантический океан, и, наконец, причалили в Бразилии. Ввиду длительности пути, они, с разрешения капитана, постоянно проводили свои богослужения в просторном зале на пароходе, буквально «воспевая на великих водах» свою благодарность Господу. Оттуда самолеты доставили их в Парагвай. Впервые землю Парагвая они увидели 19 декабря 1949 года, ровно через 3 года после выхода из Кульджи.

А Вера Ильина переехала в Сан-Франциско в 1957 году, когда ей исполнилось 46 лет. Она оставила свое село в Украине 17-летней девочкой. 30 лет жизни - 30 лет дороги. Таким был исход украинских пятидесятников.

Что касается Анны Багдасарян, то впервые про неизвестный ей Сан-Франциско она услышала в пророческом слове в церкви.5” Тогда они даже испугались, не попал ли в искушение пророк, что упоминает каких-то католических святых…

На русское Рождество 6 января 1951 года на острове Самар еще 1.127 русских беженцев, в том числе Анна Багдасарян, большое семейство Шевченко, старенький пресвитер Авраменко - всего 135 синьцзянцев-пятидесятников поднялись на борт военного транспорта «Генерал Хаан», который взял курс на Сан-Франциско.

Поздней ночью 25 января корабль величественно прошел под ярко освещенным мостом Голден Гейт, приближаясь к причалу.

Путь этих переселенцев-пятидесятников из Союза ХЕВ Украины начался недалеко от Одессы в 1928 году. В январе 1951 года, их ноги ступили на знаменитые пирсы морского порта белоснежного города Сан-Франциско.

Знаете, я полюбил этот прекрасный город. И если вам когда-нибудь придется быть в Сан-Франциско, сходите, по моему примеру, в маленькое кафе на побережье. Расположено кафе совсем рядом с широко известным пирсом № 39 и называется оно русским словом «Бабушка». Только вряд ли русскоязычные евреи из Одессы, которые угостят вас там великолепным мороженым и будут вас уговаривать купить «настоящую русскую матрешку», знают эту невероятную историю.

Поэтому я и написал эту книгу.

Кроме стран Южной и Северной Америки, к сентябрю 1956 года часть общины находилась в Шанхае, другие были в Гонконге, некоторые уже достигли Австралии, куда добралось 24 семейства - 115 человек. Они были приняты славянскими пятидесятническими общинами в Сиднее, Мельбурне, Аделаиде и Ньюкасле.512 Эти общины недавно образовались из числа переселенцев из Европы - послевоенных беженцев из Польши, Белоруссии, Украины, Литвы, Эстонии. (Некоторые из них, как например, пастор церкви в Аделаиде Николай Клеменок, имели опыт практического духовного служения в церквах Всепольского союза церквей христиан веры евангельской еще до войны).

Активно трудилась для славы Божией и церковь в Шанхае - «церковь переселенцев в пути». Верующие очень радовались, что после долгих лет духовного голода, они, наконец, обрели достаточно духовной литературы, присланной единоверцами из-за границы. Эту радость можно легко заметить в их восторженных благодарственных письмах.513

Интенсивную переписку с Иваном Зуб-Золотаревым вел и молодой тогда Павел Петрович Ионко, родившийся уже в Китае, который руководил воскресной школой в Шанхае. В частности, он писал в 1958 году:

Сообщаем, что мы по милости Божией имеем воскресную школу, состоящую из 92-х душ. До 1957 г. воскресная школа имела большие трудности по причине помещения. Приходилось проводить служение с детьми под дождем и терпеть от урагана. Бог же усмотрел и воздал в намеченное им время. Бог расположил сердце брата пастора китайской общины отпустить помещение для проведения собраний и воскресной школы. В этом доме молитвы отцы, матери и их дети все радостно славят Господа.

Прошу Вас, дорогой брат, от имени воскресной школы, не забывайте нас в молитвах своих и, по силе возможности, помогайте нам духовной литературой.514

А вот еще одно письмо Павла Ионко на эту тему, отправленное в Аргентину несколько месяцев спустя:

Сердечно благодарю Вас от имени всей воскресной школы и их руководителей за полученные песенники, журнал «Христианский Вестник» и др. книги. Несомненно, не описать тех чувств радости когда мы получили эти посылки. Пусть сам Господь воздаст вам во сто крат! Просим и далее, если будет возможным, не оставляйте нас, но и впредь присылайте духовную литературу.515

Между тем на церковь в Кульдже обрушились репрессии. Гонимые братья на эзоповом языке сообщали, что «город у нас изменился, главные улицы заасфальтированы, здания большие, так что теперь город стал похож на Рим». Они писали, что «многие братья и сестры сменили свои прежние квартиры, таковых 28 душ, возможно, что и другие вскоре это сделают».516

Кульджа, действительно временами напоминала Рим времен гонений на ранних христиан: только за три апрельские ночи 1958 года еще 60 человек принадлежавшие к разным конфессиям были брошены в тюрьму. У них конфисковали все деньги, оставив большие семьи без средств к существованию. Их истязали, привязывая на палящем солнцепеке, и требовали, чтобы они отреклись от своей веры. Духовную литературу они получать перестали, почтовая связь с единоверцами за границей оборвалась.517

Все эти годы на пасторском служении будет верно стоять Георгий Иванович Локтев. Он оставит Кульджу и переедет в Австралию только долгие годы спустя, в марте 1965 года, в числе самых последних переселенцев, верно выполнив непреложный закон моря, что капитан покидает корабль последним, свято выполнив до конца свой капитанский долг.

Итак, в короткий период политического межсезонья в 1946 году почти половина членов церкви пятидесятников покинула Кульджу. Практически все уехавшие, кто рано, кто поздно, оказались далеко за пределами Китая. Что же касается тех, которые остались, они продолжали жить благочестивой церковной жизнью в условиях все более ужесточающегося гнета тоталитарного государства. Первоначально они очень унывали, что их осталось так мало, но утешением для них стало пророческое слово, что дом молитвы снова будет переполнен. В 1948 году 70 членов баптистской церкви (а с ними 2 регента) перешли в общину пятидесятников, выразив несогласие с руководством своей церкви, которое стало их агитировать за возвращение в СССР. Часть верующих, проживавших в окрестных селениях, также переехали в Кульджу. И, конечно, все это время церковь проповедовала Слово Божие, поэтому многие люди пришли к вере. Среди новообращенных были также некоторые китайцы.

Молитвенный дом пришлось срочно расширять, снова образовался великолепный хор и начали работать в церкви Библейские курсы. Однако тема дальнейшего исхода себя не исчерпала - все жили в ожидании дальнейшего движения из Китая.

Вероятно, самое большое по численности крещение состоялось 15 апреля 1956 года, когда было крещено 58 человек. А неделю спустя - еще 7 душ вступили в завет с Господом.518 Как сообщал журнал «Христианский вестник», «во время этого крещения Господь коснулся многих сердец, которые плакали и рыдали, и это эхо пронеслось по всему городу, а народ пришел в страх».519 В церкви различные виды богослужений проходили по вечерам ежедневно при обильных Божиих благословениях. Особенно многолюдными были молодежные собрания.

Все это время на Георгия Локтева продолжали оказывать давление с целью убедить его склонить членов церкви в советское подданство и вернуть членов общины в СССР. Михаил Дроздов вспоминал:

Вызывают нашего пастора в Советское консульство и спрашивают:

- Почему ваши члены не берут паспортов? Ты долзкен им говорить, чтобы они вернулись на Родину…

А пастор говорит:

- Я избран не для агитации, а служить Богу, а поэтому не мое дело предлагать людям брать или не брать паспорта. Это личное дело каждого, у нас нет насилия, всё добровольно. Кто хочет спасения души, - он верует, а кто не желает, - это его воля. Так и с паспортами их дело, а не мое.

- Но ты должен им советовать, как баптисты. Они все взяли, -нажимал на пастора консул.

- Это их дело, - ответил пастор.

- Ну, смотри! - пригрозил консул, и отпустил его.

Однако спустя полгода через китайскую главную полицию, нашедши фальшивую причину, пастора нашего посадили в тюрьму, предъявив обвинение, что он «молодежь воспитывал в религиозном духе, не разрешал ходить молодежи в кино, на танцы и др.» Осудили на 7 лет концлагерей. А Дух Святой его уже заранее предупредил, что его посадят, а потом он пойдет на восток 520

Это было уже второе заключение Георгия Ивановича. (Первый срок он получил в начале 1952 года и находился в заключении за Слово Божие шесть месяцев - до 31 июля. А в 1958 году его приговорили к семи годам лишения свободы, продержав в тюрьме до суда под следствием около года).521

Начались допросы, обычно они проходили ночью, много ночей подряд. Обвиняли Локтева в том, что он - американский и английский шпион.

Наконец настал день суда. Судили их четверых - Локтева Г. И., Чернышёва М. И., Баталыгина В. А., и Сорокина Ф. М. Судья стал читать обвинение, которое сводилось к глупым и абсурдным натяжкам. Им было вменено в вину, что они «шпионы, которые вели агитационную работу среди рабочих, убеждали верующих бежать в капиталистическую страну, настраивали молодежь против марксизма-ленинизма и не подчинялись государственной власти», а также «не разрешали своим детям учиться в школе». При этом невозмутимый суд не внял даже показаниям, что, например, сын Локтева Александр только что закончил среднюю школу, а дочь работала… учительницей в школе! Маркел Иванович Чернышев и Владимир Алексеевич Баталыгин были осуждены на 10 лет, Георгий Иванович Локтев - на 7 лет, Филиппа Сорокина, который не принадлежал к церкви, приговорили «всего лишь» к пяти годам лишения свободы.

Затем их угнали в лагеря, и потянулась тяжкая лагерная жизнь, в том числе и каторжная работа на примитивных шахтах.

Многие другие братья в том же 1958 году также были брошены в тюрьмы: Иван Дроздов, Андрей Иващенков. Была также судима Любовь Ионко. Они прошли той же дорогой страданий, что арестованные раннее в 1952 году Николай Семенютин, Константин Голин и другие, которые в оковах за Слово Божие встретились с такими же узниками из церкви баптистов, ибо арестовали пресвитера Арсентия Кирилловича Каракаева и трех его зятьев, регента Григория Таранова, а также братьев Ивана Голубенко, Афанасия Калачева, Степана Мягкого, Матвея Ткаченко. Разница состояла в том, что теперь сроки лишения свободы были уже не шесть месяцев, как в 1952 году, а долгие годы.

В 1961 году ряды узников пополнили Федор Теников, Иван Луценко, Анатолий Дроздов, Михаил Пустобаев, Степан Воротянский, Павел Денисов, Сергей Зозулин, Дмитрий Калашников, Николай Могилин, Григорий Минченко, Иван Аверкин и другие братья. Прямо в церкви был арестован диакон Савостей Захарович Демченко.

Условия содержания в китайских тюрьмах и лагерях были просто ужасные, о чем подробно рассказывает бывший узник за Слово Божие Федор Афанасьевич Теников в своей книге воспоминаний «Пройденный путь», которая была издана в Аделаиде в 1997 году.

Осиротевшей пятидесятнической церковью в то время руководил один из помощников Локтева старенький служитель Петр Подковзин, которого даже обычно не знавшие милосердия китайские власти не стали сажать в тюрьму ввиду его преклонного долголетия.522

Все это время братья, сумевшие выехать из Кульджи в свободный мир, улучив «щелку» в железном занавесе в 1946 году, старались облегчить участь страдающей родной церкви в Китае, обращаясь во все инстанции с просьбой оказать помощь в выезде этой общины из страны коммунистического режима. По мере возможности, они держали связь и с церковью в Кульдже.

В 1954 году в деле дальнейшей эмиграции из Китая особенную роль сыграл в силу необычного стечения обстоятельств Яков Васильевич Тарасенко. Во время нашего пребывания в Орандже мы с женой остановились в доме Якова и Анастасии Тарасенко и, ежедневно общаясь с ними, не переставали удивляться чудесам Божьим в жизни этой семьи. Тогда, в 1954 году Анастасия тяжело заболела, надежды на сохранение жизни оставалось очень мало. По рекомендации врачей, Яков Тарасенко получил разрешение отвезти свою жену в Шанхай на лечение.

Лечение не помогло. Она продолжала страдать и угасала с каждой неделей до того дня, когда однажды Господь просто чудесным путем исцелил ее. Она стала совершено здоровой. Впоследствии в Австралии врачи отказывались верить, что видимая на рентгеновских снимках искусно сделанная операция является делом рук самого Бога. В то же время они никак не могли объяснить, как такая операция могла быть сделана безо всяких внешних разрезов и швов.523

Однако пребывание в Шанхае имело огромное значение совершенно для другой цели - все это время Яков Васильевич целенаправленно работал с английским консульством, которые передало все необходимые документы в различные всемирные организации, в том числе и в Женеву. Впоследствии это в значительной мере определило разрешение китайского правительства на выезд за рубеж. Что же касается самих Тарасенко, то они выехали в Гонконг еще 1 мая 1958 года.524 (Некоторым читателям в бывшем Советском Союзе и за рубежом имя Я. В. Тарасенко знакомо по журналам «Я есть путь», который он издавал в Мельбурне в середине 80-х годов).

Некоторые из братьев стали пробираться разными способами на восток Китая, в Шанхай, с надеждой добраться до Гонконга и выехать за границу. Георгий Локтев вспоминал, что однажды пришли поговорить со своим пастором старички и старушки из церкви - те, кто никуда убежать не мог, кто не имел для этого ни сил, ни денег. Они спросили его, что будет с ними, если все уедут. «Я остаюсь с вами, - ответил пастор, - я выеду последним, после того, как провожу вас; а насчет денег не беспокойтесь - у Отца небесного касса велика, и он даст все, что нужно тому, кто будет нуждаться».525

Китайские власти встревожились. Пастор Локтев рассказывает:

В сентябре 1956 г. ночью вызвали меня из дому в главное управление милиции. Допрос вел, как я узнал потом, когда он мне представился, министр внутренних дел Синьцзяна. Он только что прибыл из Пекина. Сначала он расспросил меня о нашем вероучении, о порядке служения, затем о законах семейной жизни, об ответственности вступающих в брак. Я ему обо всем подробно и детально рассказал. Он интересовался и тем, как происходит регистрация браков. Молодые должны были сначала зарегистрироваться в органах местной власти при свидетелях, а потом уже венчаться в церкви. Он задавал также вопросы о некоторых братьях, уехавших в Шанхай. Я ответил, что об этом знает местная власть. Я не решаю вопросов выезда каждого члена церкви, это личный выбор каждого: кто желает ехать в СССР - пусть едет, кто желает ехать на восток - это тоже дело каждого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: