Право и его современное понимание

 

Право, в отличии от морали которая скрыта в коллективном сознании людей, довольно чётко проявляется в реальном мире по средствам материального закрепления в законах и нормативно правовых актах. В результате кажущейся доступности права, нахождения этого явления на поверхности общественной жизни у человека складывается впечатления, что его сущность понятна, и укладывается в формальные определения, но так ли это?

На первый взгляд право является феноменом, имеющим субъективную природу. Однако, факт закрепления права в реальности, не является самим по себе показатель субъективности его природы. Для того, что бы увидеть подлинную природу права необходимо изучить её внутреннюю сущность. Сущность права представляют законы и другие нормативные акты. Не вдаваясь в их содержание, следует заметить, что они всегда представляет из себя систему общеобязательных, формально определённые правила поведения людей в тех или иных ситуациях, нарушение которых приводит к негативным для индивида последствием, т.е. к наступление наказания.

Совершенно очевидно, что правила, которые составляют содержание права, продиктованы необходимостью общественного развития, но так же совершенно очевидно и то, что ранее до этого правила закреплены в законах имели другое содержания, а стало быть, были продиктованы другой необходимостью. Из всего этого можно сделать вывод о том, что право как феномен мира людей является субъективным, и зависит от общественных потребностей, оно изменчиво, как поверхность океана в шторм. Но совершенно очевидно и то что, право возможно рассматривать и в объективном смысле, так как за феноменом вещи всегда скрывается её ноумен.

Если рассматривать право средствами чистого разума, то не возможно не заметить, его ноуменальную сущность. Скрытая природа права, поскольку она не зависит от сознания людей и никаким образом не охватывается им с неизбежностью, будет иметь, либо божественный, либо просто идеалистический корень, но в любом случаи объективное происхождение. В своей, объективной сущности право, представляет из себя, одну из чистых идей мира, или же одной из проявлений мирового духа.

Идеальная сущность права неразрывно связанна с идей всеобщего закона, который управляет всем мирозданием. Всеобщий закон, есть истина в последней инстанции, наиболее абстрактная формулировка мироздания, от которой берут своё начало все остальные виды законов, в том числе естественно - научные, социальные и правовые.

Понятие всеобщего закона, по природе своей имеет много общего, как с Гегелевским мировым духом, так нормативистской основной нормы. Но при этом он не является не тем ни другим поскольку он лишён творческого чувственного содержания, которое присутствует в мировом духе, а кроме того он есть норма бытия, а не норма познания, на чём настаивают нормативисты.

Только при введении в наше рассуждение о праве такого понятия, как Всеобщий закон, можно логично объяснить феномен морали и права и их эволюцию. Генезис данный систем на ранних этапах человеческой истории проистекает из потребности урегулировать отношения между, людьми которые уже в силу качественных своих отличий не моги быть урегулированы законами животного мира и обычаями. Поиски человечества привёли его к созданию новых норм определяющих бытие сперва морали, а затем права. Эти новые детерминанты человеческого поведения, с неизбежностью имеют органическую связь с законами живого мира, а они в свою очередь связанны с всеобщим законом. Таким образом, право и мораль, через связь с законами животного мира, связано так же с всеобщим законом, а стало быть и с миром идей.

Следует, однако, понимать, что процесс смены норм регулирующих бытие, не был сознательным, о чём говорила естественно - правовая теория. Напротив процесс возникновения права да и морали был без сознательным и стихийным. В его основе лежали психологические закономерности сознание человека, который не может существовать в условиях неопределённости, она его попросту страшит, подавляет и убивает.

Так же в основе стремления человека к праву большую, роль безусловно сыграли и закономерности истории, которые обусловили необходимость смены одной системы норм на другую более совершенную. Законы истории являлись одной из тех объективных детерминант, которые и обусловили появление права, как следующей ступень к постижению истины. В самом начале своей истории мораль и право представляли единую не систематизированную совокупность моральных протонорм, именно эта совокупность протонорм, всеобщая «мешанина», была продуктом эволюции биологического закона. Однако, в силу того, что в общественной жизни какой бы примитивной она не была, всегда существуют сферы, которые имеют повышенное значение для стабильного общественно развития и спокойствия общества, появилась потребность разграничить, материально закрепить и предоставить повышенную защиту тем нормам, что регулируют эти важные сферы. Совокупность этих систематизированных норм и есть право. Об этом же феномене разделения норм говорит и П.И. Новгородцев: «и для права и для нравственности, их тесная связь с течением времени стало не удобной, обе сферы отношений стремятся к отделению друг от друга».

Таким образом, право образовалось путём выделения из несистематизированной совокупности норм нравственного порядка. В основе этого разделения, как видно, лежат сугубо внутренние, прагматические потребности. Опять же, возвращаясь к теории П.И. Новгородцеву, такими внутренними прагматическими причинами было то: «что в самих требованиях общества по отношению к исполнению своих предписаний заключается известная двойственность, рано или поздно приводящая к раздвоению этих предписаний на две самостоятельные области».

Выделение из первоначальной единой совокупности моральных протонорм, чисто моральных и чисто правовых норм, существенно повлияло на развитие общественной жизни, которая в лице права получила надёжного защитника, а так же на развитие личности которая по средствам свободы предоставляемой моралью, смогла ещё более чем прежде противопоставить себя окружающей действительности, а посредством этого получить новый импульс саморазвития. Всё это было бы невозможно если бы правовые и моральные нормы по прежнему составляли единое целое.

После разграничения право, на ряду с моралью, искусством, науками, религией стало для нас, людей важной детерминантой и инструментом при помощи которого мы смогли «отвоевать себе место под солнцем», объяснить самим себе кто мы, как нам следует жить и как нам распорядится своей относительной свободой. Разумеется, всякое наше объяснение, своей места и роли в мире, не носило и не носит абсолютный характер, а значит, что каждый раз человечество, находит себе лишь временное пристанище, которое служит лишь очередной ступенькой на пути к полному пониманию мира. Под полным пониманием мира подразумевается отыскание человеком истины, предельного знания, т.е. всеобщего закона это абсолютное знание будет причиной подлинной, а не относительной свободы и величия человека.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что право есть явление субъективно - объективного порядка, представляющее из себя систему формально определённых норм, выражающих в зависимости от уровня развития человеческого сознания, либо субъективную волю людей, либо объективные основы мироздания.

Данное понимание право с неизбежностью приводит к мысли о том, что в идеальной своей трактовки, оно если и не тождественно морали, то является сущностью родственного порядка. Не зря великий российский философ и правовед В.С. Соловьёв неизменно подчёркивал в своих работах, что право есть лишь минимум нравственности или же юридически оформленная мораль. Таким образом, на уровне идеала снимается вопрос соотношения права и морали, но к общему несчастию человечества, наше бытие далеко от идеального, а значит имеет смысл попытаться в контексте данной работы, решит проблему соотношения реально, существующих права и морали. По этому, преступаю ко второй части своей работы, непосредственному рассмотрению вопроса соотношения норм права и морали.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: