Пятидесятники накануне 14 страница

Пожалуй один А. И. Мицкевич высказался по поводу «параллельных путей» неодобрительно, апеллируя к тому, что в рядах ВСЕХБ к тому времени насчитывалось около 30.000 пятидесятников.

Подводя итоги собеседования, A. M. Бычков отметил, что «мы сейчас будем иметь следующее направление в нашей дальнейшей работе: воспитание наших членов, сотрудничество в издании духовной литературы и братское сосуществование на самостоятельных правах».

В коммюнике по поводу этой встречи 12 марта 1977 г. было заявлено следующее:

1. Обе стороны единодушно пришли к мнению, что всех нас объединяет вера в Бога, вера в искупительную жертву Иисуса Христа, священное Писание и святое водное крещение по вере.

2. Обе стороны выразили желание безорганизационного объединения, поддерживать и развивать братское сотрудничество: а) в издании духовной литературы; б) в подготовке духовных служителей; в) в воспитании верующих в духе братской любви, не допуская взаимного уничижения.

3. Было выражено обоюдное пожелание практиковать и впредь подобные встречи и беседы с целью обсуждения на них возникающих вопросов, включая догматические.

4. Все участники собеседования выразили свое глубокое сожаление по поводу возникшего эмиграционного настроения среди некоторых христиан евангельской веры и пожелали по этому поводу вести разъяснительную работу.

5. Представители ХЕВ и ХВЕ выразили пожелание обратиться к органам власти с просьбой о разрешении на проведение всесоюзного совещания представителей общин ХЕВ и ХВЕ зарегистрированных автономно и незарегистрированных с целью избрания служителей для общин, не входящих в состав ВСЕХБ для самостоятельного служения.1140

Согласия на организационное вхождение в состав ВСЕХБ пятидесятнические пасторы не дали, но сама по себе встреча оказалась очень результативной с очень неожиданной стороны - представители автономных церквей решили воспользоваться случаем, в свободное время собрались вместе и приняли решение обратиться к председателю Совета по делам религий при СМ СССР В. А. Куроедову с заявлением, в котором они писали:

Мы, служители автономных церквей христиан евангельской веры, собравшиеся на собеседование во ВСЕХБ 12 марта 1977 г., обращаемся к Вам с просьбой, сущность которой заключается в следующем.

В настоящее время в нашей стране имеется более 50 зарегистрированных автономно общин ХВЕ и ХЕВ. В связи с этим возникла настоятельная необходимость обслуживания этих общин старшими духовными работниками - как для совершения служений, так и для оказания необходимой помощи в вопросах внутреннего устройства. Возникла также необходимость установить связь с незарегистрированными общинами с целью разъяснения необходимости регистрации.

Кроме того, в некоторых общинах среди верующих распространяются нездоровые взгляды на эмиграционный вопрос, который требует правильного разъяснения и оценки с евангельской точки зрения.

Для положительного решения всех этих и других вопросов необходимо избрать старших духовных работников.

На основании вышеизложенного просим разрешить проведение всесоюзного совещания служителей общин ХВЕ и ХЕВ, зарегистрированных автономно, а также незарегистрированных, которые пожелают в нем участвовать, в г. Киеве по адресу ул. Карьерная, 44. 1141

Датой проведения такого совещания назывался сентябрь 1977 г., в повестку дня предполагалось включить три главных вопроса:

1.    Собеседование по вопросу вероучения.

2.    Собеседование по вопросу единства.

3.    Избрание старших духовных работников.

Ответ на это заявление они просили направить Озеруге Владимиру Ивановичу по адресу автономно зарегистрированной церкви в Киеве по ул. Карьерной, № 44, пастором которой он был.1142

Под данным заявлением поставили свои подписи 15 человек: Озеруга В. И. (Киев), Десятник А. А. (Одесса), Лешук И. Ф. (Одесса), Гущин Н. А. (Брянск), Погорелов П. Ф. (Астрахань), Литошик А. С (Сухуми), Сайкин Г. Е. (Новокузнецк Кемеровской обл.), Вознюк Ф. А. (Н. Каховка Херсонской обл.), Петров А. Д. (Серпухов), Широкова А. Н. (Серпухов), Лукашов А. Ф. (Жданов), Рещиковец А. Н. (Харьков), Мелюхов А. Д. (Минск), Панько В. И. (Минск), Ярмакович В. И. (Минск).1143

О реакции некоторых работников ВСЕХБ на такие действия служителей пятидесятников можно узнать из совершенно неожиданного источника - из справки о беседе со старшим пресвитером ЕХБ по Ровенской области В. Г. Сафронюком, которая состоялась 14 марта 1977 г. в Совете по делам религий при Совете Министров УССР у первого заместителя председателя Совета А. С. Гаврилюка. Сафронюк находился в Киеве проездом из Москвы, где он сдавал экзамены за первый год обучения на заочных Библейских курсах и, пользуясь случаем, присутствовал на собеседовании работников ВСЕХБ с автономно зарегистрированными пятидесятниками, не входящими в союз ЕХБ.

В справке говорится:

По оценке Сафронюка, собеседование с пятидесятниками показало, что они высказываются за установление нормальных взаимоотношений со ВСЕХБ, хотели бы посылать своих представителей учиться на заочных Библейских курсах и участвовать в изданиях ВСЕХБ, как материально, так и путем печатания статей в «Братском вестнике». В то же время пятидесятники выступили против организационного единства с евангельскими христианами-баптистами и недвусмысленно заявили о своем желании иметь отдельный союз пятидесятников. Автономные пятидесятники выразили желание избрать из своей среды старших братьев для осуществления общего руководства поместными церквами и усиления воспитательной работы с верующими. С этой целью они написали в союзный Совет по делам религий письмо с просьбой разрешить им провести всесоюзное совещание. Сафронюк выразил сожаление, что в собеседовании не участвовали ни Клименко, ни Духонченко, а Бычков, проводивший вместе с Шатровым собеседование, из-за своей нерешительности и нежелания портить отношения с пятидесятниками проявил уступчивость. К тому же он является сторонником создания при ВСЕХБ отдела по работе с пятидесятниками.

По выступлениям пятидесятников на собеседовании было заметно, что они имели между собой контакты перед этим и выработали общую линию. В Москве, по мнению Сафронюка, ими был взят реванш за поражение на собеседованиях в Киеве и на пленуме. И если им дадут возможность собраться и избрать старших, то этим самым будет полозкено начало создания пятидесятнического союза. При этом Сафронюк сказал, что для Ровенской области образование пятидесятнического союза равноценно катастрофе, т. к. у них имеется сложное переплетение сторонников вероучений баптистов, евангельских христиан и пятидесятников, причем последние преобладают, поэтому создание отдельного союза пятидесятников вызовет деление и распад существующих объединенных обществ.

В ходе беседы Сафронюк сообщил, что его заместитель Давидюк является сторонником создания отдельного союза пятидесятников с тем, чтобы занять в нем одно из руководящих мест. Поэтому он ориентирует пятидесятников на автономную регистрацию, консолидируется с наиболее фанатично и экстремистски настроенными авторитетами пятидесятников, в частности с Мельником Федором, который, пробравшись в руководство группы пятидесятников г. Ровно, входящую в местное общество ЕХБ, проводил активную работу на разъединение, за что был вышвырнут (дословное высказывание Сафронюка) из церкви. Давидюк сейчас настаивает на его возвращении, и дело дошло до того, что он выкрал из канцелярии письмо компрометирующее Мельника.1144

(В дальнейшей беседе, жалуясь на обстановку в церкви ЕХБ г. Ровно, Сафронюк рассказал, что там имеется «группа экстремистов» во главе с Крещуком, Сойко и Боровец, располагающая обширными родственными связями. Эти люди стоят на крайних позициях, жаловался он, они стремятся сместить его с пресвитера общества и «поставить на это место Бахура Владимира, который примкнул к ним и полностью разделяет их взгляды». Так, при обсуждении вопроса об усилении работы по возвращению в церковь сторонников Совета церквей ЕХБ Бахур заявил Сафронюку, что «прежде, чем предлагать им единство, надо покончить с беззакониями, чинимыми местными органами власти, и добиваться, чтобы дети беспрепятственно посещали богослужения». Бахур также, по словам Сафронюка, «возмущался тем, что представители органов власти присутствуют на деловых собраниях, что надо просить разрешение на проведение водного крещения в открытых водоемах, он высказался за регулярное проведение членских собраний для разбора догматических вопросов». Таким образом, высвечивается моральный и духовный портрет старшего пресвитера Сафронюка. И не напрасно, вероятно, он жаловался на И. С. Гниду, который, по словам Сафронюка «накричал на него, оскорбил и обвинил в предательстве». «Вы продались», - заявил он Сафронюку». Надо понимать, Иван Семенович знал, что говорит).1145

Что же касается заявления служителей пятидесятников, то после предварительных московских консультаций, 28 апреля 1977 года за подписью заместителя председателя Совета по делам религий П. В. Макарцева ушел в Киев запрос на имя председателя Совета по делам религий при Совете Министров УССР К. З. Литвина. Ему была направлена копия данного заявления с просьбой высказать свое мнение.1146

В свою очередь, Литвин запросил мнение областных уполномоченных по Украине о положении в этой группе церквей.

В Киеве этот вопрос изучался очень долго. Сентябрь 1977 года прошел.

Вероятно, одним из первых по этому поводу высказался уполномоченный по Киеву В. В. Руденко. Его ответ датирован еще 10 мая 1977 года. В своем письме в Совет по делам религий он писал о положении в двух киевских автономных общинах ХВЕ следующее:

В зарегистрированных обществах ХВЕ схема проведения молитвенного собрания, его организация примерно та же, что и в религиозных объединениях во ВСЕХБ, только общая молитва произносится всеми присутствующими одновременно, а слова текста молитвы звучат с повышенной эмоциональной нагрузкой. Проповеди носят исключительно религиозный характер. Никаких антиобщественных высказываний с кафедры не зафиксировано. В основу проповеди берется «Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа», из которого проповедник берет тему своей проповеди, а также приводит цитаты и в итоге следует призыв поступать так же, как соответствующие евангельские деятели. В заключительной проповеди всегда звучит призыв «уверовать в Господа» и вступить в члены секты.

Здесь необходимо отметить, что проповеди в секте, где пресвитером Озеруга В. И. более спокойны, логичны, последовательно освещается тема и, если молено так сказать «более грамотны». Чувствуется, что проповедники лучше подготовлены по сравнению с «пархоменцами». Богослужения в секте, зарегистрированной по ул. Карьерной, 44 идут в сопровождении хора в составе до 40 человек, а во втором религиозном объединении хора пока нет.

Взаимоотношения между автономными обществами ХВЕ и ЕХБ напряженные. При этом пятидесятники более доброжелательны, чем баптисты. Пресвитер Озеруга участвовал в совещании, Которое проводилось во ВСЕХБ, в Москве. Пресвитер Пархоменко также выражал желание участвовать в подобных совещаниях в будущем. Однако, отношение к ХВЕ со стороны руководства церквей ЕХБ настороженное, если не сказать враждебное. Руководство ЕХБ не идет на сближение с ХВЕ. Пресвитеры церкви ЕХБ, при посещении их молитвенных собраний религиозными авторитетами пятидесятничества, стараются под различными предлогами не допустить пятидесятников к кафедре, а пресвитер Павловский не разрешал выступить главе зарубежной религиозной делегации из Канады. Последнее время взаимоотношения между руководством баптистов и ХВЕ обострились. На совещании руководства церквей ЕХБ г. Киева, которое состоялось в канцелярии старшего пресвитера по Украине, заместителю ст. пресвитера Глуховскому В. С. был устроен «допрос» в отношении «Духа Святого» и «получения святых даров», а на заседании совета религиозного объединения ЕХБ у Лабу некого Л. М., последний объявил о недопущении Глуховского B. C. к служению.

Взаимоотношения между членами зарегистрированных обществ ХВЕ и находящимися на нелегальном положении - доброжелательные. Уже более 500 человек вошли в зарегистрированные религиозные объединения. И этот процесс легализации ХВЕ на сегодня необратим. Верующие со «стороны Иванова» часто посещают молитвенные собрания в обоих зарегистрированных религиозных объединениях, оказывали материальную поддержку при восстановлении и реконструкции здания под молитвенный дом.

Пресвитер Озеруга ВМ. неоднократно ставил вопрос об «избрании старших», мотивируя это тем, что зарегистрированные автономные религиозные объединения нуждаются в централизованном руководстве. Христиане веры евангельской, входящие в религиозные объединения ВСЕХБ, вынуждены полностью отказаться от догматики пятидесятников. В противном случае их пребывание в сектах ЕХБ проблематично. Баптисты против «крещения Духом Святым» (они считают это «нечистым духом»), «говорение на иных языках» и т. д.

В одной из бесед председатель исполоргана Захаров сказал: «Нас этот красивый молитвенный дом, в который мы вложили много труда и средств, не удержит, если что не так, то мы уйдем туда, откуда пришли». Все это требует улучшения всей системы воспитательной работы с верующими ХВЕ, в целях повышения их политического сознания.1147

Отзыв Руденко, в целом, был весьма благожелательный. Однако за деятельностью пятидесятников продолжали наблюдать. В начале августа 1977 года на стол руководства Совета по делам религий лег еще один документ - «Информация о посещении молитвенного собрания христиан веры евангельской».

Инспектор Совета Н. Р. Новиченко, поныне работающий в аппарате Государственного Комитета по делам религий Украины, писал в те времена:

7 августа с. г. я, по заданию руководства Совета по делам религий при Совете Министров УССР посетил молитвенное собрание христиан веры евангельской (пятидесятников), которое проходило с 10-30 до 16-30 по ул. Брусиловская, 33. Богослужение было посвящено открытию молитвенного дома. На нем присутствовало около 600 верующих, из них 30 % - молодые люди до 30 лепи Среди присутствующих было много гостей из других областей Украины. Возле молитвенного дома и во дворе находилось 16 легковых автомобилей из Ровенской, Черновицкой, Тернопольской, Николаевской областей и из Прибалтики. В подвальном помещении для приезжих были накрыты столы (примерно на 150 человек), здесь во время молитвенного собрания часть верующих обедала, причем руководство общины было предупреждено местными органами власти о недопустимости подобных действий.

Во время богослужения было прочитано много проповедей. С ними выступали, в основном, гости из других общин (около 10 человек). Все проповеди были сугубо религиозного толка, выступающие восхваляли Иисуса Христа и благодарили тех верующих, которые принимали участие в строительстве молитвенного дома. В одной из молитв прозвучал призыв помолиться «за тех братьев, которые находятся в темницах и ссылках». Других антиобщественных высказываний не было.

За проведением молитвенного собрания осуществлялся контроль со стороны местных органов власти - в лице секретаря райисполкома тов. Настенко Е. И. и аппарата уполномоченного Совета по Киеву - в лице заместителя уполномоченного тов. Кузнецова А. Н.1148

22 июня 1977 года в ответ на запрос от своего начальства, уполномоченный Совета по делам религий при СМ УССР по Черкасской области А. Манжелеев доносил о положении дел с пятидесятниками в его регионе:

В дополнение к информации о процессах и явлениях в объединениях пятидесятников сообщаем, что в последнее время в Черкасской области значительно усилились разговоры среди верующих о создании в будущем отдельного от ВСЕХБ союза ХВЕ. В связи с этим даже зарегистрированная в г. Черкассах община ХВЕ не идет ни на какие переговоры с баптистами. Эти же настроения упрямо бытуют в незарегистрированных объединениях пятидесятников.

Свое полное отрицание возможности соединения общин ХВЕ с общинами ВСЕХБ высказывают и баптисты, подчеркивая антипятидесятнические настроения. Это особенно видно на примере общины ВСЕХБ г. Городище, где пресвитер Буркут, пустив в ход «патриотическое» обвинение, упрекая пятидесятников в предательстве по отношению к государству, тем самым положил конец усилиям горисполкома по объединению общин.

Эти же настроения разделяет старший пресвитер ВСЕХБ по Черкасской области Лымарь Ф. П. В беседе в аппарате уполномоченного, характеризуя действия Буркута, он заявил, что «я на его месте поступил бы также, ибо такое объединение вносит нездоровую атмосферу в наши общины и ведет к раздорам».

В беседе с бывшим пресвитером Черкасской общины ХВЕ Литейным В. В. выяснено, что и по настоящее время на пятидесятников продолжают в какой-то степени действовать эмигрантские настроения. Они, в том числе и сам Литвин, не желают отрекаться от подписанного ими письма, а так или иначе ожидают уступок от государства для верующих в смысле «смягчения» законодательства о религиозных культах. С этой целью они пытаются использовать и период всенародного обсуждения проекта новой Конституции. «Я знаю, - заявил Литвин, - что и верующие пишут, а, может быть, уже и написали свои предложения к проекту».

Надо полагать, что эти действия подталкиваются пропагандой «стоического» поведения организатора эмигрантских настроений родственника Литвина - Горетого, так как сам Литвин не без гордости рассказывает, что представители административных органов «допрашивают и уговаривают его», а он им устраивает допросы, записывая все о тех, кто его вызывает, или к нему приходит. Верующие, подписавшие заявление на выезд за границу по-прежнему продолжают стоять на своем решении, мотивируя эмигрантские настроения тем, что им в СССР недостаточно религиозных свобод.

Аппарат уполномоченного продолжает контролировать процессы иявления в этих общинах.1149

В этом сообщении уполномоченного проскальзывает сообщение о том, что среди пятидесятников начинаются новые процессы - процессы, которые скоро приведут к массовым заявлениям в адрес Советского правительства с требованием предоставить право выехать в «любую некоммунистическую страну мира» именно из-за того, что в Советском Союзе не предоставляется верующим право религиозной свободы. Такие заявления будут подписывать не только отдельные семьи, но зачастую и целые церкви. Не потому ли именно в 1977 году, когда эти процессы начались почти одновременно на всей территории бывшего Советского Союза, и в 1978 году, когда это движение достигло своего пика, власти столь интенсивно вели переговоры с руководителями пятидесятнического братства, пытаясь как-то контролировать весьма нежелательные для них процессы. (Затем это движение постепенно пойдет на убыль и синхронно с этим пойдет на убыль также активность и заинтересованность властей решить затянувшийся «пятидесятнический вопрос»).

А в ту пору, в 1977 году шел в аппарате Совета по делам религий интенсивный обмен сведениями о пятидесятниках. Уполномоченный Совета по Винницкой области А. А. Собко 24 июня 1977 года написал в Киев, отвечая на запрос о пятидесятниках в области, справку под названием «О процессах и явлениях происходящих в обществах ХВЕ», в которой сообщал следующее:

Анализ проповеднической деятельности в зарегистрированных обществах христиан веры евангельской (пятидесятников) показывает, что проповеди по-прежнему остаются основным средством возбуждения и поддержания религиозных чувств верующих. Служители культа их посвящают религиозным вопросам, вероучению, морали и т. п. После регистрации этих обществ в органах власти, религиозная проповедь особых изменений не претерпела, по форме и содержанию в основе своей, осталась прежней.

В то же время в процессе контроля за их деятельностью, прослушивания и изучения проповедей установлено, что направленность проповедей значительно изменилась. Из них почти исключены антигосударственные выпады, призывы не соблюдать государственных законов, не служить в Советской Армии и другие неправомерные действия, а также заметно снижается фанатичность проповедей.

В настоящее время в проповедях все чаще цитируется из Библии «Послание к Римлянам» гл. 13: «… ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены», «Посему противящийся власти противится Божию установлению…» и т. п. Верующие призываются добросовестно трудиться, повиноваться властям, соблюдать законы государства.

Следует отметить, что общества ХВЕ состоят на регистрации около трех лет и их проповедническая деятельность в достаточной степени еще не изучена.

Взаимоотношения между евангельскими христианами-баптистами и христианами веры евангельской, состоящими в союзе, характеризуются прежде всего тем, что первые стремятся к соблюдению августовского Соглашения 1945 года о едином союзе; вторые, в том числе и отдельные служители культа, пока остаются на позициях сохранения пятидесятнической культовой обрядности: омовение ног, крещение Духом и др.

Значительная часть верующих (пятидесятников, находящихся в союзе) придерживаются мнения в том, что член общества не крещенный Духом Святым, не является верующим, и «не спасенный». Эти догматические противоречия иногда доводят до разрыва соглашения и выхода пятидесятников из зарегистрированных общин.

Так, в Хмельницкой общине пресвитер ЕХБ Ткачу к Л. Ф. под влиянием своей жены пятидесятницы, стал приглашать в общину пятидесятнических «пророков», «пророчиц», «исцелителей», которые демонстрировали пришествие Духа Святого, выражающееся в особых знамениях, глоссолалии или «говорении на иных языках». Значительная часть верующих возразила против таких действий пресвитера. Ст. пресвитер ВСЕХБ по области Василенко В. Ф., члены пресвитерского совета продолжительное время вели работу с Ткачу ком А. Ф. о недопущении этого, однако желаемых результатов не достигнуто. Верующие баптисты потребовали отстранить его от церковного служения. Ткачук, считая себя обиженным, со своими единомышленниками в количестве 20 человек, вышел из зарегистрированной общины.

Члены обществ ХВЕ, состоящих в союзе, полностью не освободились от пятидесятнических взглядов. По этому вопросу ст. пресвитер ВСЕХБ Василенко заявил, что он доволен тем, что сейчас в этих общинах открыто не говорят, что баптисты неверующие, намерены соблюдать августовское соглашение, а проявления пятидесятничества отмечаются в значительной степени. Во многих общинах есть «пророки», «пророчицы», «исцелители» и «истолкователи». При решении любого вопроса в этих общинах прибегают к приемам «пророков», т. е. что скажет по этому вопросу «Дух Святой»: этим пользуются при избрании пресвитера, членов исполорганов, найме молитвенного дома, и ряде других случаев.

Пятидесятнические проявления в общинах, находящихся в союзе, несомненно, подогревают фанатики и экстремисты из незарегистрированных общин пятидесятников, которые эту работу проводят систематически.

Взаимоотношения между автономными общинами ХВЕ и ЕХБ, в основном, складываются на основе нужды ХВЕ в поддержке своих поступков в отношении регистрации обществ в органах власти.

Пятидесятнические общины и их главари, не состоящие на регистрации, составляя большинство верующих этой конфессии, считают автономников предателями, изменниками дела Божия и прекратили с ними всякие контакты. Регистрацию в органах власти они объявили греховным делом.

Деловая связь, которая налаживается в настоящее время между обществами ЕХБ и автономными ХВЕ, в основном, осуществляется по вопросам оказания помощи в приобретении духовной литературы, организации хоров и в некоторых других вопросах. Автономные ХВЕ хорошо отзываются о баптистах, которые одобряют легализацию их церковной деятельности. Такие контакты полезны и могут служить сближению этих религиозных формирований.

Руководство общин ЕХБ: старший пресвитер, члены пресвитерского совета, пресвитеры, в работе по укреплению единства между ЕХБ и ХВЕ допускают отдельные недостатки и, прежде всего в общинах, которые находятся в союзе. Они стали довольствоваться тем, что в этих общинах формально соблюдается единство, существует единая касса, проводятся отчисления ВСЕХБ, старшим пресвитерам по Украине и области, однако не вникают в суть этого единства и не принимают мер по устранению вредных сторон пятидесятничества в церковном служении, в религиозной обрядности и повседневной жизни верующих.

В ряде общин ХВЕ, находящихся в союзе, к руководству ЕХБ до сего времени относятся с недоверием и подозрительностью.

Практически контакта между легальными и нелегальными обществами ХВЕ действующими на территории области не имеется, они запрещены главарями нелегальных формирований. Регистрация в органах власти обществ объявлена греховной. Группа верующих, которые пошли на регистрацию отлучены от церкви, а их верующие объявлены, как отступники и предатели. Верующие, которые посмеют посетить легализовавшуюся общину, привлекаются к различным наказаниям, вплоть до отлучения от церкви. По данным служителей культа, членов исполнительных органов автономных общин ХВЕ известно, что со дня регистрации в органах власти, их молитвенные собрания, никто из представителей общин ХВЕ, действующих вне регистрации, не посетил ни одного раза.

У руководства общин ХВЕ действующих вне регистрации стоят: ст. пресвитер - Мусатов Иван Никитович, 1914 г. р., образование 7 классов, пенсионер, в прошлом офицер Советской Армии; пресвитер одной из групп верующих г. Винницы - Мельник Афанасий Агафонович, 1926 г. р., образование 7 классов, уроженец с. Антоновка Березовского района, Ровенской области, в прошлом трижды привлекался к уголовной ответственности за противозаконную религиозную деятельность.

Антиобщественная деятельность их заключается в том, что они ведут активную работу среди верующих против легализации общин ХВЕ. Советское законодательство о религиозных культах они считают, как вмешательство государственной власти во внутренние дела религиозных объединений, как попытку привести верующих к полному безверию и т. п.

Идея создания отдельного союза охватила всех верующих общин ХВЕ состоящих на регистрации и действующих вне регистрации. Из бесед с рядовыми верующими по вопросу регистрации их общин видно, что они согласны идти на регистрацию, но для этого, необходимо согласие их руководителей. В свою очередь руководители общин делают ссылки на вышестоящие инстанции. В частности Мусатов И. Н. и Мельник А. А. заявили, что если они получат указания от своего епископа Иванова, то немедленно пойдут на регистрацию. Мельник А. А. говорит: «работу по легализации церковной деятельности наших общин, следует вести сверху, а не снизу…».

Из сложившейся обстановки вытекает необходимость принимать более энергичные меры к тому, чтобы в ближайшее время легализовать церковную деятельность общин ХВЕ, действующих вне регистрации. Эту работу следует вести по линии ВСЕХБ -продолжать вовлекать общины ХВЕ в единый союз, а там, где это невозмозкно, продолжать регистрировать общины ХВЕ на автономных началах.

В ближайшее время, в области по линии ВСЕХБ будет избран помощник старшего пресвитера из верующих, ранее принадлежащих к пятидесятничеству, для организации работы по единству с общинами ХВЕ.1150

Уполномоченный Совета по делам религий по Запорожской области Е. М. Николаенко 29 июня 1977 года сообщал в Совет докладной запиской с грифом «Для. служебного пользования» о ситуации в Запорожской области, освещая ее следующим образом:

На Ваш запрос о процессах и явлениях, происходящих в настоящее время в религиозных объединениях ХВЕ, сообщаем, что аппаратом уполномоченного проведена работа по изучению вышеуказанного вопроса: были посещены молитвенные дома зарегистрированных общин, проведен ряд частных бесед с руководством и рядовыми членами, как ХВЕ, так и ЕХБ по вопросам, касающимся единства состоящих в союзе религиозных объединений.

В ходе изучения и анализа данных явлений установлено, что в настоящее время единство общин ЕХБ и ХВЕ, состоящих в союзе, находится в критическом состоянии, т. к. руководство ЕХБ в области и пресвитеры на местах нарушают, по словам верующих-пятидесятников, московское соглашение 1945 года о единстве. Так, и. о. старшего пресвитера ЕХБ по области Брынза А. Г. якобы, категорически запретил руководителям общин впускать на свои собрания верующих ХВЕ и, в свою очередь, баптистам - ходить на богослужения к пятидесятникам.

Член пресвитерского совета - пресвитер общины ХВЕ, состоящей в союзе с баптистами - Тесленко Б. Ф., по словам единоверцев, отказывается принимать участие в заседаниях совета, мотивируя тем, что его слова на совете не имеют веса, т. к. остальные члены пресвитерского совета - баптисты с его мнением совсем не считаются.

Сложившиеся взаимоотношения постоянно подогреваются руководством некоторых общин ЕХБ и складывается впечатление, что именно поэтому в среде приверженцев ХВЕ возникают разговоры о создании отдельного союза.

Так, в разговорах с активом зарегистрированных религиозных объединений христиан веры евангельской, как находящихся в союзе с ЕХБ, так и автономных, имели место сетования на то, что отдельный союз дал бы им возможность не зависеть от ЕХБ, от решений пресвитерского совета, не всегда совпадающих с интересами пятидесятников и пр.

Между автономным объединением ХВЕ и объединением, зарегистрированным в союзе с ЕХБ, поддерживаются дружелюбные отношения. Члены общин часто бывают на собраниях друг друга, проповедники общин в своих проповедях задевают вопросы единства с братьями по вере; кроме того, лояльное отношение властей к той или другой общине, не допускающей нарушений законодательства о культах, влияет на взаимоотношения между легальными и нелегальными обществами ХВЕ. Так, в последнее время участились случаи, когда нелегалы-пятидесятники принимают участие в собраниях зарегистрированных общин, к которым ранее относились предвзято и настороженно. В настоящее время на территории области функционируют 2 зарегистрированных и 10 нелегальных объединений пятидесятников. Общее количество верующих зарегистрированных общин ХВЕ - до 300 человек, незарегистрированных - свыше 400 человек. Из двух зарегистрированных в области объединений ХВЕ одно состоит в союзе с ЕХБ и одно зарегистрировано на автономных началах. Учитывая, что последнее объединение еще сравнительно недавно действовало с нелегальных позиций и зарегистрировано 30 июня 1976 года, контроль за его деятельностью осуществляется осторожно, так как любое посещение собраний посторонними лицами истолковывается нелегалами-пятидесятниками как вмешательство властей во внутреннюю жизнь религиозных обществ и используется ими для сохранения нелегального положения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: