Пятидесятники накануне 15 страница

Проповеди в этом объединении носят в основном религиозный характер, построены на разборе различных евангельских текстов и разъяснении, как их следует понимать. Проповедей антиобщественного содержания не выявлено.

Из 10 действующих в области нелегальных объединений пятидесятников 6 функционируют в гор. Запорожье. Во главе этих объединений стоят:

- Безуглов Вениамин Константинович, 1923 года рождения, ранее осужденный за враждебную деятельность и Марченко Егор Лукьянович, 1929 года рождения. Возглавляемые ими группы верующих в количестве до 150 человек в основном придерживаются крайних взглядов, категорически настроены против регистрации и союза с ЕХБ;

- Ильницкий Николай Федорович, 1921 года рождения, также судимый в прошлом за враждебную деятельность. Руководимая им группа склонна к регистрации, находится на позиции выжидания подходящей обстановки;

- Миц Николай Афанасьевич, 1912 года рождения и Оробей Анатолий Дмитриевич, 1926 года рождения. В руководимой ими группе преобладают взгляды, близкие к взглядам групп Безуглова и Марченко;

- Ганжа Михаил Гаврилович, 1913 года рождения. Руководимая им группа в свое время из-за несогласия в духовных вопросах, подогреваемого членами Киевского нелегального епископата пятидесятников, отошла от зарегистрированного в 1976 году автономного общества ХВЕ;

- Горох Сергей Александрович, 1935 года рождения, возглавляет группу в количестве до 60 человек. Кроме вышеперечисленного руководства, нелегаламипятидесятниками в области руководят:

- в гор. Мелитополе - Индюшкин Анатолий Тимофеевич, 1939 года рождения, группа - до 50 человек;

- в гор. Бердянске - Холод Иван Терентьевич, 1896 года рождения, группа - до 10 человек;

- в Каменско-Днепровском районе - Боровик Петр Яковлевич, 1930 года рождения, группа - до 20 человек;

- в Гуляйпольском районе - Кравец Давид Сазонович, 1897 года рождения, группа - до 30 человек.

Руководители сектантов организовывают нелегальные собрания в домах своих единоверцев, часто на таких собраниях присутствуют дети дошкольного и школьного возраста.

Крайне настроенное руководство нелегалов побуждает рядовых верующих к отказу от общественной деятельности, уклонению от исполнения своих гражданских обязанностей, несоблюдению законодательства о культах. Актив нелегальных общин г. Запорожья, в большинстве своем представленный людьми, в прошлом судимыми за антиобщественную деятельность, уже долгое время занимается провокационной пропагандой, стараясь увести на нелегальные позиции верующих зарегистрированной автономно общины.

В настоящее время аппаратом Уполномоченного совместно с компетентными органами и комиссиями содействия горрайисполкомам по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах разрабатываются координационные планы по выявлению фактов проводимой руководящим составом и активом нелегалов-пятидесятников антиобщественной деятельности с целью их разоблачения перед рядовыми верующими, с которыми ведется работа по выводу их из подполья и снижению активности деятельности последних}1151

В ответ на запросы Советов из Москвы и Киева прислал свою информацию о наблюдениях за автономными пятидесятниками уполномоченный Совета по Харьковской области Н. Е. Бориско. Вот его ответ:

Община христиан веры евангельской возникла в годы временной немецко-фашистской оккупации Харьковской области. В 1945 году в 28 незарегистрированных группах верующих числилось 380 чел. В последующие годы часть верующих вошла в союз ВСЕХБ, а наиболее экстремистская группа продолжала действовать в условиях подполья.

В 1965 году с прибытием в Харьковскую область на должность старшего пресвитера ЕХБ Шаповалова Д. Д. в общинах ЕХБ стали усиливаться антипятидесятнические настроения, а среди верующих ХВЕ - антибаптистские. Шаповалов не скрывал и откровенно высказывался о том, что он является ярым противником союза с пятидесятниками. На этой основе в области возникла секта т. н. «чистых баптистов» (180 чел.), которая повела открытую борьбу за разрыв союза с пятидесятниками.

С другой стороны в среде пятидесятников выдвинулась инициативная группа, возглавляемая верующими Майструк И. М. и Рещиковец Н. П., которая вела активную работу среди сектантов за отделение своих единоверцев от баптистов и евангелистов.

Под влиянием этих сектантских руководителей часть верующих, исповедующих пятидесятничество, вышла из состава зарегистрированных общин ЕХБ и к концу 1974 года общая численность верующих достигла 200 чел.

В 1970-1974 г. Майструк и Рещиковец организовывают несколько массовых сборищ сектантов в лесах, за что неоднократно привлекались к административным наказаниям. Будучи строго предупрежденными об ответственности за нарушение законодательства руководители секты обратились в органы власти с просьбой о регистрации их общины на правах автономии. В октябре 1974 г. община была зарегистрирована.

В настоящее время общину возглавляет пресвитер Рещиковец Назар Павлович, 1945 г. рождения, уроженец Ровенской области, образование среднее. В 1962 г. Рещиковец поступил в училище механизации сельского хозяйства и одновременно продолжал учебу в 11 классе рабочей молодежи. После окончания УМСХ № 10 поступил в Харьковский индустриальный техникум, но уже в 1964 г. из-за религиозных убеждений оставляет учебу и переходит учеником-шлифовальщиком на 8-й ГПЗ г. Харькова. (Если это изящное выражение перевести на понятный русский язык - это значит, что Назара Павловича выставили из техникума за его христианские убеждения! - В. Ф.) Грубых нарушений законодательства не допускает, но в религиозной деятельности активен, имеет стойкие религиозные убеждения.1152

Характеризуя положение в церкви, уполномоченный пишет:

Харьковская церковь представляет собой сложный конгломерат, где сложились три основные группировки, толка и направления со своими взглядами и неофициальными руководителями. Прежде всего, это группа воронаевцев, шмидтовцев и церковных экстремистов. Между идейными вожаками этих группировок существуют и некоторые разногласия. Расхождения, прежде всего, коснулись выборов пресвитера и руководящих органов церкви, отношения к вопросу регистрации, законодательству о культах, союзу с ЕХБ и т. д.

Руководящее воронаевское крыло в церкви возглавляет нынешний пресвитер Рещиковец. Несмотря на свои 32 года, он заметно преуспел в соперничестве с такими опытными проповедниками, как Майструк И. М., который несмотря на свой солидный возраст и многолетний опыт руководящей церковной деятельности был забаллотирован на выборах пресвитера церкви. Рещиковец был одним из инициаторов регистрации общины. Законодательство признает и соблюдает. В то же время является ярым противником союза с ЕХБ. Сторонник автономии. Неоднократно высказывался за создание духовного центра ХВЕ. Вмешивается во внутрицерковные вопросы зарегистрированных общин ЕХБ, переманивая своих единоверцев в пятидесятническую общину. Его активность была пресечена нами после 3-х кратных предупреждений.

Оба эти течения не поддерживают экстремистскую группу Гирича и Рубашки - противников регистрации и признания законодательства. Более умеренное шмидтовское крыло возглавляет проповедник Маиструк Иван Мефодиевич, 1922 г. рождения, образование среднее, работает главным бухгалтером железобетонного завода Л? 14. Маиструк привлекался в 1947 г. к уголовной ответственности по ст. 58-10, но, в вопросах соблюдения советских законов о культах, был и остается одним из лояльных церковных деятелей ХВЕ.1153

От бдительного взгляда уполномоченного не скрылась и истинная причина, почему пятидесятников никак не удается «загнать» в союз со ВСЕХБ. Н. Е. Бориско продолжает:

Взаимоотношения между сектами ЕХБ и ХВЕ остаются натянутыми. Причиной всему этому явилось неправильное поведение и отношение к пятидесятникам со стороны бывшего ст. пресвитера ЕХБ Шаповалова Д. Д. Отстаивая чистоту баптистского вероучения Шаповалов открыто враждовал с этой сектой, в своих проповедях подвергал критике догматику пятидесятников, их формы молений, пророчество и т. д. При каждой возможности он устранял пресвитеров с пятидесятническими убеждениями.

После ухода на пенсию Шаповалова руководство церкви перешло к Старухину Ф. Д. В отношениях с пятидесятниками Старухин занимает правильную позицию. На пресвитерском совещании дал установку на усиление воспитательной работы с ними, пресечение любых актов, затрагивающих религиозные чувства верующих и их пятидесятническую догматику. В 1977 г. несколько раз посетил моления ХВЕ, устанавливает контакты с руководителями секты по вопросам единства. В последнее время страсти между проповедниками ХВЕ и руководством ЕХБ несколько улеглись. Процесс перехода верующих из общин ЕХБ к пятидесятникам приостановлен.

Со стороны пресвитера ХВЕ Рещиковца позиция остается прежней. Он выступает против союза с ЕХБ, защищая независимость и самостоятельность своей церкви. На контакт со старшим пресвитером ЕХБ идет слабо, с недоверием и с некоторой дипломатической официальностью. С нашей стороны и со стороны руководства церкви ЕХБ принимаются меры по нормализации взаимоотношений между этими двумя сектами с перспективой объединения их в союзе ВСЕХБ.

Проповедническая деятельность, в основном, носит лояльный религиозный характер, хотя в отдельных выступлениях еще слышны призывы к верности догматике, стойкости, единству, непогрешимости в своих деяниях и т. д.

В одной из проповедей пресвитер Рещиковец говорил:

«Мы страдали и подвергались гонениям, но мы выстояли и защитили дело свое, и в награду за наше терпение мы приобрели свободу собраний и место успокоения наших душ. По воле Господней совершилось то, что радует нас, но не все братья пришли к нам, к единству и миру. Помолимся за них и пусть Господь благословит их и наставит на путь истинный и любовь к братству, молящемуся за души их и всеобщее спасение».1154

Из документов известно, что по состоянию на 1 июля 1977 г. в этой церкви в Харькове было 236 членов, из которых 16 человек в прошлом привлекались к уголовной ответственности за свои христианские убеждения и церковную деятельность.1155

Сентябрь 1977 года прошел в ожидании ответа от правительства. Ответа все не было.

Между тем автономно зарегистрированная церковь ХВЕ в Киеве по ул. Карьерной, 44, которая все больше приобретала черты центральной церкви братства автономно зарегистрированных общин, продолжала свои ходатайства. 24 октября снова было направлено заявление с просьбой разрешить официально проведение совещания служителей автономно зарегистрированных и незарегистрированных общин ХВЕ за подписью пресвитера общины В. И. Озеруга и председателя исполоргана Н. Ф. Назарчука.1156

Как уже упоминалось, в это время уполномоченным Совета по делам религий по Киеву был В. В. Руденко. В значительной мере благодаря громадным усилиям Руденко, доходившим до открытого его противостояния партийным и советским органам Киева, были в середине 70-х годов зарегистрированы автономно две вышеназванные церкви пятидесятников в Киеве. Обычно киевские верующие до сих пор вспоминают В. В. Руденко с теплом и уважением (что являлось очень нетипичным явлением).

Разумеется, Руденко был человеком своего времени и «солдатом партии». Однако свой гражданский долг он видел именно в урегулировании государственно-церковных отношений и понимал реальный путь, как это осуществить.

7 ноября 1977 г. (несмотря на большой советский праздник!) после обеда В. В. Руденко приехал по просьбе В. И. Озеруги в молитвенный дом по ул. Карьерной, 44, где состоялась его встреча также с Ф. А. Вознюком и Б. Н. Свирданом, пресвитером из Первомайска Николаевской области.1157

Через несколько дней Руденко направил председателю Совета по делам религий при СМ УССР К. З. Литвину свою докладную об этой встрече, которую охарактеризовал достаточно благоприятно. Вот дословно выводы Руденко:

1. Вознюк Ф. А. и другие рассуждают здраво, поддерживая Конституцию, законодательство и органы власти в вопросах ликвидации подполья ХВЕ, остановки эмиграции ХВЕ.

2. Они преследуют свои цели: дальнейшее расширение автономии, ее укрепление, приобщение новых членов и создание своего руководства, признанного Советом по делам религий.

3. Они готовы пойти на контакты с теми «подпольниками», кто, поддерживая их автономию, придет к ним. Они предлагают на совещание пригласить руководство ряда подпольных религиозных объединений.

4. Они претендуют на руководство автономными ХВЕ не только по УССР, но и по СССР, и не скрывают этого.

5. Вознюк, Озеруга и Свирдан производят благоприятное впечатление, которое говорит о том, что с ними можно и нужно продолжать работу в этом направлении.1158

21 ноября 1977 г. В. В. Руденко написал на имя Литвина свое положительное заключение по поводу заявления автономных церквей, тщательно «упаковав» его идеологически в духе того времени. В его послании говорилось:

Направляю Вам письмо пресвитера религиозного объединения ХВЕ г. Киева Озеруги В. И. и председателя исполнительного органа Назарчука Н. Ф., которые от имени всех руководителей автономно зарегистрированных объединений ХВЕ просят разрешения о проведении в г. Киеве совещания 50-60 руководителей зарегистрированных и незарегистрированных религиозных объединений ХВЕ по четырем вопросам:

1. Собеседование по вопросу вероучения ХВЕ и ХЕВ;

2. Собеседование по вопросу единства;

3. Избрание старших духовных работников;

4. О распространяющихся нездоровых взглядах на эмиграцию.

Ввиду того, что автономная регистрация ХВЕ поддержана и проведена Советом по делам религий, способствовала процессу легализации сектантского подполья ХВЕ, привела к его дроблению и ослаблению; в связи с тем, что руководители автономных религиозных объединений зарекомендовали себя за прошедшее время с положительной стороны, в дальнейшем могут вести работу по присоединению к себе подполья и образованию новых автономных объединений, а также способствовать в пресечении антисоветских и эмиграционных настроений верующих граждан ХВЕ, мы считаем, что при соответствующей подготовке можно и надо разрешить проведение такого совещания. На данном совещании, мы думаем, можно было бы подготовить и принять ряд документов к верующим подполья, к эмиграционно настроенным гражданам и решить вопрос по укреплению связи с руководством автономии.

Ходатайствую перед Вами и Советом по делам религий при СМ УССР и СМ СССР о разрешении проведения совещания руководителей автономных религиозных объединений ХВЕ. 1159

Несмотря на это, положительного решения о проведении такого совещания Москва не давала. 16 декабря 1977 г. Совету по делам религий при Совете Министров УССР было подано новое заявление, в котором была выражена просьба разрешить проведение такого легального совещания хотя бы в пределах Украины. В этом заявлении говорилось:

Мы, служители общин ХЕВ: Киевской по ул. Карьерной, 44 - Озеруга В. И., Ждановской - Лукашов А. Ф., общины в тт. Казацкое Бериславского района Херсонской области - Вознюк Ф. А. просим принять к сведению следующее:

В марте-месяце 1977 г. ряд служителей автономно зарегистрированных общин обратились в Совет по делам религий при СМ СССР с просьбой разрешить проведение совещания служителей автономно зарегистрированных общин и незарегистрированных (которые пожелают участвовать).

Необходимость такого совещания вызвана следующим:

1) В настоящее время зарегистрировано автономно более 44 общин, в которых возникает потребность совершения служения рукоположения, оказания помощи по духовным вопросам.

2) Во многих местах верующие имеют отрицательный взгляд на регистрацию и не знают о происшедших изменениях, в т. ч. законодательных, по отношению к христианам веры евангельской. Довести до общин эти изменения и разъяснить сущность регистрации могут только избранные служители из ХЕВ.

3) Кроме того, в этом году возникли и распространяются нездоровые взгляды на эмиграционный вопрос, который требует рассуждения и выработки коллективного единого взгляда. Это может сделать только совещание служителей.

До настоящего времени вопрос о совещании еще не решен. Между тем эмиграционные настроения ширятся. Исходя из этого, пока решается вопрос о проведении совещания в целом по Союзу ССР, просим разрешить проведение такого совещания по УССР в феврале 1978 г. по адресу: г. Киев, ул. Карьерная, 44.1160

Похоже, что вопрос об эмиграции волновал обе стороны, однако для властей - чем дальше шло время, и чем больше это движение набирало силу -он превращался в действительно болезненный и нестерпимый. Советский Союз из последних сил отбивался на международной арене от обвинений в грубейших нарушениях прав человека - и это становилось все труднее, особенно по мере того, как крепло движение политического диссидентства в СССР, во главе которого стоял всемирно известный и непокорный советскому режиму академик Андрей Дмитриевич Сахаров. Шла колоссальная подготовка к Московской Олимпиаде, и отнюдь не только спортивная или организационная - это была огромная работа и для идеологов и для спецслужб.

Советские власти стали «нажимать» на руководителей незарегистрированного пятидесятнического братства, чтобы они приняли какие-то меры «по своей линии» в плане борьбы с нарастающими требованиями эмиграции из СССР. Это было не очень трудно, ибо независимо от требования властей, это в полной мере совпадало с позицией руководства незарегистрированных пятидесятников, которое эмиграцию не приветствовало, как минимум, по двум причинам. Во-первых, справедливо считалось, что нужно оставаться со своими церквами независимо от ситуации в стране и служить своему народу, среди которого родились, а во-вторых, никак нельзя исключать, что руководство категорически хотело отмежеваться от явно политического момента в этом явлении, опасаясь ужесточения режима отношений и возможных гонений со стороны государства - и теперь не по причине «дела Божьего», а по политическим причинам. Так или иначе руководство незарегистрированного братства заняло непримиримую отрицательную позицию по поводу эмиграционных настроений - и в ряде городов были случаи явных «перегибов» (на этот раз -церковных!), когда таких верующих даже исключали из церквей. Впрочем, вскоре здравый смысл возобладал, и утвердилось понимание того, что эмиграция - вопрос личного выбора, и что и церковь не должна ни инициировать этот процесс, ни противиться ему.

Настойчивые обращения руководства автономно зарегистрированных церквей по поводу создания легального центра власти решили использовать для своих целей, чтобы удержать стремительно прогрессирующее движение за эмиграцию. Руководителей автономных церквей попытались убедить написать обращение к верующим, осуждая эмиграцию. Наверное, было большим удивлением для работников Совета по делам религий, когда оказалось, что пасторы церквей оказались достаточно способными дипломатами на переговорах: не поддерживая самого движения за эмиграцию, они мудро заявили, что такое обращение может написать только законно созданный юридически центр ХВЕ. Это был очень сильный ход в переговорах - и напрасно власти будут просить служителей «не связывать эти два вопроса вместе». Служители на этом «торге» добивались своей цели - и, таким образом, «не продешевили».

Коллизии переговоров становятся вполне осязаемыми при чтении записи этой беседы, которая сохранилась в архиве Совета по делам религий.

26 декабря 1977 г. в республиканском Совете по делам религий председателем Совета тов. Литвином К. З. и первым заместителем председателя Совета тов. Гаврилюком А. Е. были приняты Озеруга В. И., Лукашов А. Ф. и Вознюк Ф. А. для беседы по вопросам выработки послания к пятидесятникам с тем, чтобы нейтрализовать и ликвидировать эмиграционные настроения в их среде.

В начале беседы тов. Литвин КЗ. проинформировал их о том, что на Украине среди пятидесятников, прежде всего действующих в _- подполье, продолжают иметь место эмиграционные настроения, и сделал предложение Озеруге, Лукашову и Вознюку выработать послание, обращение или письмо к единоверцам с тем, чтобы помочь верующим, подавшим заявления о выезде из СССР, понять свои заблуждения и на основании Священного Писания развенчать эмиграционные настроения.

Однако Озеруга, Лукашов и Вознюк сразу же поставили вопрос о созыве союзного совещания служителей культа автономных обществ ХВЕ, чтобы избрать на нем старших братьев и выработать коллективное мнение по всем интересующим их вопросам, в т. ч. и по вопросу эмиграционных настроений. Вознюк заявил: «Мы отдаем себе отчет о существовании неправильных понятий в наших церквах. Мы сами видим большие перемены в законодательстве о культах, разрешена Регистрация пятидесятников, но в массе верующих все еще существует недоверие к регистрации, отсутствует единство. Одни хотели бы зарегистрироваться, но органы власти не решают этот вопрос, другие считают регистрацию числом «666», т. е. печатью диавола, третьи расценивают ее как ловушку, как НЭП в религии. Поэтому надо работать не только среди верующих автономных обществ, но и среди нелегалов, а для этого надо избрать несколько старших братьев, освобожденных от гражданской работы, которые имели бы возмозкность посещать поместные церкви, как зарегистрированные, так и незарегистрированные».

Озеруга и Лукашов придерживаются такого же мнения, мотивируя это необходимостью усиления воспитательной работы с верующими, в первую очередь с членами незарегистрированных объединений, больше всего пораженных эмиграционными настроениями. После чего со стороны посетителей была высказана просьба разрешить провести республиканское совещание пресвитеров автономных обществ ХВЕ с приглашением авторитетов незарегистрированных пятидесятников. (Копия заявления прилагается). По их мнению, такое совещание могло бы быть проведено в феврале 1978 года, пи к. на его подготовку требуется определенное время. Просьбу свою они обосновывали тем, что еще в марте 1977 года в союзный Совет по делам религий было подано заявление о созыве совещания, но до настоящего времени данный вопрос еще не решен, а эмиграционные настроения расширяются.

Озеругой, Лукашовым и Вознюком единодушно было отвергнуто наше предложение не связывать выработку послания с проведением совещания, а решать эти вопросы поэтапно, т. е. сначала направить верующим послание, а потом решать вопросы о созыве совещания. Им было предложено также привлечь к выработке и подписанию послания еще кого-либо из служителей культа автономных обществ ХВЕ, 2-3 человека, по своему усмотрению. Но в ответ на это Озеруга, Лукашов и Вознюк в ультимативной форме заявили, что послание может быть принято только на совещании и что они, дескать, не имеют полномочий для подписания такого документа и считают, что послание, направленное от их имени, будет не эффективно и никаких положительных результатов не даст.

Особенно воспротивился написанию послания Озеруга, заявив, что он, как служитель церкви, подчиняется братскому совету и у них есть договоренность без взаимного согласования не принимать никаких решений. (Однако тут же Озеруга подписал заявление с просьбой разрешить провести республиканское совещание).

Посетители упорно придерживались мнения, что вопрос об эмиграционных настроениях может быть рассмотрен только на совещании, после которого каждый пресвитер обязан будет проработать протокол совещания у себя в общине и, таким образом, провести работу с верующими по развенчиванию эмиграционных настроений. Кроме того, совещание придаст вес посланию и как бы уполномочит избранных старших братьев на ведение работы по этому вопросу среди верующих.

В конце беседы посетителям было предложено в недельный срок окончательно договориться между собой о возможности выработки послания и сообщить об этом в республиканский Совет. Озеруга ответил, что никакой недельный срок не поможет, если не разрешают провести совещание, а Лукашов и Вознюк заявили, что это предлозкение надо еще обдумать и согласовать и что окончательный ответ будет дан через Озеругу.

Когда речь зашла о том, какое участие принимают верующие в праздновании советских праздников, в частности 60-летия Октября и 60-летия установления Советской власти на Украине, Озеруга сказал: «Что вы вцепились в одно слово «60 лет», я молюсь за свою страну и ее правителей, но конкретно о 60-летии не говорю, верующие слушают об этом на митингах, а молитвенный дом не место для митингов». Лукашов говорил, что у них есть свои воззрения на этот вопрос, и они не могут молиться о конкретном празднике, а молятся о благополучии страны вообще, т. к. в молитвенном доме следует говорить только об Иисусе Христе. Аналогичную позицию занял и Вознюк.

На вопрос о взаимоотношении автономных обществ ХВЕ со ВСЕХБ Вознюк ответил, что о союзе не может быть и речи, а только о братском общении, т. к. между ЕХБ и ХВЕ имеются принципиальные различия. Августовское соглашение решило не все проблемы: ЕХБ остались ЕХБ, а пятидесятники пятидесятниками, даже те, которые находятся в союзе ЕХБ.

Озеруге было сделано замечание, что он допускает участие детей в богослужениях. Он в свое оправдание заявил, что они не могут запретить детям участвовать в богослужении. Кроме того, на праздничные богослужения приходят верующие незарегистрированных групп и смотрят, как решается у них вопрос с детьми. По мнению Лукашова, если не разрешить детям участвовать в богослужении, то вообще нет перспективы легализации их единоверцев.

Озеруге, Лукашову и Вознюку были предъявлены претензии по поводу их бесконтрольных разъездов по автономным обществам ХВЕ, на что Озеруга ответил, что они подали заявление в союзный Совет по делам религий о проведении всесоюзного совещания, где могли бы избрать старших братьев и иметь централизацию, но этот вопрос остался не решен. Озеруга спросил: «Разве органам власти не одинаково, кто из верующих в каком союзе будет состоять?».

В результате беседы у нас сложилось впечатление, что наиболее расположенным к сотрудничеству с органами власти является Лукашов, со стороны Вознюка также были проявлены колебания, наиболее экстремистски и фанатично настроен Озеруга, с которым трудно вести работу. Он, по сути, явился причиной того, что не было дано согласия на выработку послания.1161

После неоднократных напоминаний о просьбе к правительству о разрешении на проведение официального совещания - только через 8 месяцев! - 14 августа 1978 г. в Совете по делам религий при СМ УССР состоялась беседа по этому поводу с группой служителей автономно зарегистрированных обществ ХВЕ в составе: Озеруги В. И. (Киев), Вознюка Ф. А. (Каховка), Лещука И. Ф. (Одесса), Рещиковца Н. П. (Харьков).

На вопрос о том, что удерживает пятидесятников, находящихся вне регистрации, от признания советского законодательства о культах, Ф. А. Вознюк ответил, что, «хотя за последнее время обстановка существенно изменилась, у многих последователей ХВЕ еще «не зажили» травмы прошлого, когда всех пятидесятников клеймили как изуверскую, стоящую вне закона секту». Н. П. Рещиковец добавил к этому, что «порой и сейчас лекторы-атеисты огульно охаивают пятидесятников, а когда одному из них в ходе лекции задали вопрос, почему же сейчас органы власти регистрируют пятидесятнические общины, лектор ответил, что это делается в порядке эксперимента». В. И. Озеруга подытожил, что «еще у многих пятидесятников существуют опасения за свое будущее, они твердят, что регистрация - это ловушка, рассчитанная на то, чтобы выявить всех пятидесятников, а потом с ними расправиться».1162

На этой беседе, которую вел заместитель председателя Совета по Украине Н. А. Колесник, согласно записи в протоколе, найденном в архиве Совета по делам религий Украины, отвечая на вопрос, как они себе представляют роль старших служителей для пятидесятнического братства автономно зарегистрированных церквей, В. И. Озеруга ясно «дал понять, что речь идет об общепризнанном центре».1163

В результате беседы было согласовано образовать в республике несколько (5-6) межобластных зон, провести в этих зонах совещания представителей общин, обсудить на этих совещаниях назревшие вопросы и избрать старших пресвитеров по этим зонам (тогда их называли кустовыми совещаниями). Для решения вопросов, касающихся всех автономных общин ХВЕ, предусматривалась возможность, по мере необходимости, проводить совещания.

В итоге условились, что представители общин посоветуются между собой и внесут в Совет по делам религий свои предложения, как по зонам, так и по кандидатурам старших пресвитеров.1164 (Контуры возможных зон были также согласованы).

Совет по делам религий по своим каналам начал сбор аналитической информации о процессах внутри братства автономных церквей.

Например, 25 сентября 1978 г. на беседу к уполномоченному по Черновицкой области П. Подольскому был приглашен диакон Черновицкой автономной церкви В. Н. Сарафинчан. Вряд ли Василий Николаевич знал, что, вызывая его на беседу, уполномоченный, как свидетельствует его справка, ставил перед собой конечную цель «выяснить существующее среди пятидесятников мнение по вопросу об избрании старших пресвитеров ХВЕ по кустам, а также мнение о возможных кандидатах на этот пост и позицию о вариантах организационной структуры в дальнейшем».1165 Дело в том, что примерно месяц назад в Черновцы приезжал Ф. А. Вознюк для встречи с братьями по поводу организации такого кустового совещания, причем он сообщил, что Черновицкая, Ивано-Франковская и Закарпатская области входят в один куст и старший пресвитер должен быть избран один на эти три области. Поскольку в Ивано-Франковской области не было зарегистрированных общин пятидесятников, а в Закарпатской области их было очень мало, следовательно, избрание старшего пресвитера, по существу, должны были решать пресвитеры зарегистрированных общин ХВЕ Черновицкой области.1166




double arrow
Сейчас читают про: