Объединенная Церковь ХВЕ

До конца 80-х годов братство незарегистрированных церквей ХВЕ, несмотря на свое нелегальное положение, продолжало количественно возрастать. Пришедшая для движения ХВЕ свобода открыла глубокое внутреннее противоречие, которое обнаружилось в психологии верующих, как наследство, которое они вынесли из трагического прошлого, пережив гонения, репрессии и попрание своих человеческих и гражданских прав в своей собственной стране. В значительной мере именно по этой причине часть церквей предпочла, даже при демократическом новом законодательстве, оставаться незарегистрированными. Понадобились большие усилия со стороны христианских и государственных организаций, чтобы во свете колоссальных преобразований в жизни страны убедить многие церкви, что свобода действительно пришла и - надолго, что церковно-государственные отношения действительно могут быть нормальными. Значительную роль в этом сыграли и международные связи со всемирным пятидесятническим движением с его огромной практикой нормального конструктивного сотрудничества с обществом и государством.

13-17 мая 1992 года в Москве, во время конференции, которую проводило всемирное объединение пятидесятников «Церковь Бога» под председательством Карла Ричардсона, произошло важное событие - единение незарегистрированного братства. Были сняты последние разногласия, имевшиеся в некоторых регионах в отношении новой стратегии. Руководители этого братства епископы Виктор Белых, Иван Левчук, Иван Федотов и др. приняли решение легализовать деятельность своего союза и центра. В этот период времени пятидесятнические объединения Америки, Германии, Швеции и других стран проводили обширные конференции, участие в которых принимали представители всех направлений ХВЕ бывшего СССР.

Серьезное углубление этой работы имело место в процессе подготовки к Первой Всемирной конференции славянских церквей ХВЕ, которая состоялась в Киеве 26-29 августа 1996 года, когда были окончательно устранены всякие разногласия между сложившимися объединениями ХВЕ, как в эшелоне высшего руководства, так и на местах, в церквах. Эта Всемирная конференция, делегатом которой мне посчастливилось быть, вылилась, действительно, в замечательный форум пятидесятников-славян всего мира, проходила она в очень теплой духовной атмосфере под умелым руководством пастора П. П. Ионко. На этой конференции присутствовали не только славяне, но и пятидесятники из Армении, Грузии, Молдавии, Германии и других стран, где, как справедливо сказал в своем слове епископ Н. И. Котяков, «разделяют нашу славянскую культуру поклонения Богу». Для меня было большой радостью и честью выступить на этой конференции по вопросу миссионерской работы церквей Украины, а также огласить заключительный итоговый рабочий документ, над которым я тщательно работал.

Исключение в плане единения представляла только небольшая группа церквей в странах Средней Азии, под руководством епископа П. С. Егоренкова, которая и до настоящего времени существует особняком и к открытому диалогу с остальными частями даже пятидесятнического движения не готова.

1-2 августа 1992 года в Москве состоялся Первый съезд церквей этого братства ХВЕ. До этого дня не дожил виднейший духовный работник этого объединения церквей - епископ И. А. Левчук. Иван Антонович умер 6 января 1992 г. в Киеве.

На Первом съезде было принято название Союза «Объединенная Церковь христиан веры евангельской». Начальствующим епископом ОЦ ХВЕ был избран В. И. Белых, заместителем - И. П. Федотов, а также было сформировано и утверждено Правление ОЦ ХВЕ СНГ. В последующий период времени на национальных съездах были сформированы и утверждены Правления ОЦ ХВЕ независимых государств бывшего СССР.

8-10 августа 1997 г. в г. Малоярославец (Калужская область) проходил Второй съезд ОЦ ХВЕ. На съезде присутствовали около 200 делегатов. Ими была утверждена структура управления Объединенной Церковью христиан веры евангельской, а также были продлены полномочия епископов В. И. Белых и И. П. Федотова. Был принят Устав единого союзного образования и утвержден состав Исполнительного Совета ОЦ ХВЕ, возглавляемый В. И. Белых и И. П. Федотовым.

19-20 ноября 1999 г. в Рыбнице (Молдова) состоялся Третий съезд, в работе которого приняли участие ПО делегатов. Съезд утвердил структуру управления ОЦХВЕ: Правление Совета епископов, Исполнительный Совет Правления, Секретариат Правления Совета епископов.

В Правление Совета епископов были избраны начальствующие епископы и их заместители от ОЦ ХВЕ республик и регионов: Виктор Белых (начальствующий епископ), Иван Федотов (зам. нач. епископа), Степан Костюк (зам. нач. епископа России), Владимир Мурашкин (зам. нач. епископа России), Георгий Бабий (нач. епископ Украины), Петр Новорок (зам. нач. епископа Украины), Петр Борщ (нач. епископ Молдовы), Михаил Чиж (епископ, зав. Учебной частью Рыбницкого Библейского колледжа), Виктор Башура (нач. епископ Беларуси), Мамикон Казарян (нач. епископ Армении), Степан Козицкий (епископ, Россия), Виктор Алтухов (епископ, Латвия), Борис Шутов (епископ, Эстония).

В Исполнительный Совет Правления Совета Епископов были избраны: Георгий Бабий (ОЦ ХВЕ Украины), Степан Костюк (ОЦ ХВЕ России), Виктор Башура (ОЦ ХВЕ Беларуси). В секретариат Правления Совета епископов были избраны Николай Усач (редактор журнала «Слово Христианина», г. Винница), и Михаил Чиж (епископ, Кишинев).

25 февраля 2001 года умер В. И. Белых.

В некрологе по случаю его смерти, который написал Н. И. Усач, говорилось:

В воскресенье утром перестало биться сердце пламенного Божьего служителя, начальствующего епископа Объединенной Церкви христиан веры евангельской стран СНГ и Балтии. Виктор Иванович Белых являлся ведущим служителем в пятидесятническом движении бывшего СССР в 50-90 гг., нес труд епископа. В общей сложности епископ Белых провел в тюрьмах и в ссылке 25 лет.

1 марта 2001 г. в приднестровском городе Рыбница (Молдова) состоялось траурное служение - погребение тела епископа Объединенной Церкви христиан веры евангельской стран СНГ и Балтии. Епископа Белых множество раз обещали «сгноить в Сибири», но он мирно почил в Господе на 76 году жизни и был похоронен на Аллее Славы.

За несколько дней до своей смерти епископ В. И. Белых еще преподавал, как обычно, богословие и экзегетику 153 студентам, учащимся в Рыбницком Библейском колледже, но Господь уже усмотрел забрать страдальца за веру в Свою небесную обитель. Великие испытания допустил Господь в его жизни, но он с помощью силы Божьей перенес их, став героем веры ушедшего века.61

На прощальное богослужение прибыло множество людей - около 2.000 человек, в том числе из США, Германии, России, Украины, Беларуси, Армении и других стран. Свои соболезнования выразили прибывшие на погребение руководители пятидесятнических объединений: Иван Федотов -нач. епископ ОЦ ХВЕ России, Георгий Бабий - нач. епископ ОЦ ХВЕ Украины, Виктор Башура - нач. епископ ОЦ ХВЕ Беларуси, Петр Борщ - нач. епископ СЦ ХВЕ Молдовы, Адам Бондарук - епископ Союза ХВЕ Америки, Яков Виббе - епископ церквей ХВЕ Германии и многие другие служители.62

Журнал «Слово христианина» поместил одно из последних интервью с Виктором Белых. Его спросили:

- Когда-нибудь за решеткой или колючей проволокой Вы могли представить себе, что придут такие времена, когда в Украине, в великолепных, похожих на храмы, молитвенных домах будут беспрепятственно проводиться многочисленные съезды с участием служителей всех регионов, что духовные песни будут исполняться во всеуслышание целого города, что истина Христова будет распространяться триумфальной поступью, и Слово Божье будет звучать на многолюдных площадях, стадионах и залах?

Виктор Иванович улыбнулся и сказал:

- Мы мечтали о свободе, верили, что придет благоприятное для благовестия время, ожидали его, но что это будет происходить в таких масштабах, конечно же, не могли себе даже представить. Божьи благословения всегда превосходят даже самые смелые человеческие мечты и надежды.63

Многие братья навсегда запомнили его проникновенное заключительное слово, которое он говорил за пять месяцев до своей смерти на последнем для него украинском съезде ОЦ ХВЕ, состоявшемся 15-16 сентября 2000 года в Бердичеве:

Пасите Церковь Иисуса Христа, которую Он приобрел ценой Крови. Служите Богу так, как Он этого хочет. Церковь должна быть в полноте Слова Божьего. Воспитывайте совершенство. Не только проповедуйте, но и учите. Надо учить народ Божий систематически по разработанной программе, с повторением наиболее важного, разъясняя тем, кто еще не понял. Нелегко бывает нести крест, но на то он и крест. Готовьтесь! Ждать осталось недолго. Трудитесь для Христа, и Господь благословит вас. Великая награда ожидает царственное священство!64

Последний, Четвертый съезд Объединенной церкви христиан веры евангельской стран СНГ и Прибалтики состоялся 1-3 августа 2002 г. в Виннице. На нем присутствовали около 600 служителей ХВЕ из 14 стран: Украины, России, Беларуси, Молдовы, Армении, Азербайджана, Грузии, Киргизии, Литвы, Латвии, Эстонии, а также гости из США, Канады, Германии, Польши, Израиля, Казахстана.65 После смерти В. И. Белых, который долгие годы был цементирующей фигурой в движении незарегистрированных пятидесятников в странах бывшего Советского Союза, неизбежно должен был возникнуть вопрос о дальнейшей судьбе этого интернационального образования. Съезд продемонстрировал реальное единство, приняв решение сохранить эту структуру. Начальствующим епископом ОЦ ХВЕ был избран И. П. Федотов, а его заместителем - Г. А. Бабий.66

Правление Совета Епископов ОЦ ХВЕ было утверждено в таком составе: начальствующий епископ ОЦХВЕ Иван Федотов, заместитель нач. епископа ОЦХВЕ Георгий Бабий, нач. епископ ОЦХВЕ Беларуси Виктор Башура, зам. нач. епископа ОЦХВЕ России Степан Костюк, нач. епископ ОЦХВЕ Армении Мамикон Казарян, нач. епископ СЦХВЕ Молдовы Петр Борщ, нач. епископ ОЦХВЕ Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Южного Казахстана Леонтий Люлькин, зам. нач. епископа ОЦХВЕ России Владимир Мурашкин, епископ ОЦХВЕ Азербайджана Владимир Красичков, епископ ОЦХВЕ Грузии Олег Хубашвили, епископ ОЦХВЕ Грузии Николай Калуцкий, епископ ОЦХВЕ Киргизстана Геннадий Матвеев, епископ СЦХВЕ Молдовы Михаил Чиж, зам. нач. епископа ОЦХВЕ Армении Геворг Бабуджан, зам. нач. епископа ОЦХВЕ Беларуси Игорь Косилов, зам. нач. епископа ОЦХВЕ Украины Петр Новорок, ответственный за ОЦХВЕ Прибалтийского региона епископ Степан Козицкий, епископ ОЦХВЕ Латвии Виктор Алтухов, епископ ОЦХВЕ Эстонии Борис Шутов.67

Исполнительный Совет Правления Совета Епископов ОЦ ХВЕ утвержден в следующем составе: начальствующий епископ ОЦХВЕ Иван Федотов, заместитель нач. епископа Георгий Бабий, начальствующий епископ ОЦХВЕ Беларуси Виктор Башура, заместитель нач. епископа ОЦХВЕ России Степан Костюк, начальствующий епископ ОЦХВЕ Армении Мамикон Казарян, заместитель нач. епископа ОЦХВЕ Украины Петр Новорок.68

Секретариат Правления Совета Епископов ОЦХВЕ стран СНГ и Балтии утвержден в следующем составе:

Михаил Чиж, Владимир Мурашкин, Николай Усач.69

Журнал Объединенной Церкви ХВЕ «Слово христианина», писал:

Съезд, кроме решения организационных вопросов, стал настоящим незабываемым праздником веры. Было много горячих искренних молитв, в т. ч. за Израиль, Украину, Беларусь, Армению, Грузию, Россию, Казахстан, Азербайджан, Киргизстан, Туркменистан, Узбекистан, Польшу, Германию, США, Молдову, за ОЦХВЕ стран СНГ и Балтии, входящие в ее состав церкви, братьев-миссионеров и евангелистов.

От имени съезда молитву с просьбой о благословении руководства братства в лице начальствующего епископа ОЦХВЕ И. П. Федотова и его заместителя Г. А. Бабия совершил епископ из Германии Я. Г. Вибе. Затем братья И. П. Федотов и Г. А. Бабий благословили членов Исполнительного Совета ОЦХВЕ и Правления Совета Епископов ОЦХВЕ.

Съезд почтил братьев, перенесших страдания за веру в узах.70

И. П. Федотов родился 13 сентября 1929 года в селе Еськово Старо-Юрьевского района Тамбовской области в семье православных крестьян-хлебопашцев, которая в 1936 году переехала на жительство в Москву. После окончания средней школы начал трудовую жизнь плотником на одном из московских заводов. В 1949 году был призван на службу в Балтийский флот, где и обратился к Богу. Был членом Московской церкви ВСЕХБ на Маловузовском пер., д. 3, с 1954 по 1957 г. г. С 1957 г. Иван Федотов стал членом и проповедником Московской пятидесятнической церкви. В 1960 г. Иван Федотов был арестован органами Комитета госбезопасности СССР по ложному обвинению в подстрекательстве к убийству ребенка, якобы с целью жертвоприношения, и по сфабрикованному следственному делу Московским областным судом был осужден к 10 годам лишения свободы. Отбывал этот суровый приговор в исправительно-трудовых лагерях Архангельской области России. После отбытия 10-летнего срока власти не разрешили ему возвратиться на жительство в Москву, поэтому ему пришлось поселиться за 101 км. от столицы в г. Малоярославец Калужской области.

В 1971 г. он женился. Его жена, Валентина Борисовна, за активное участие в созидании пятидесятнической общины в Мордовии также была судима и отбыла 3 года лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях. В 1972 году он был рукоположен на пресвитерское служение. В том же году стал членом Правления братства незарегистрированных церквей ХВЕ в СССР, начал тесно сотрудничать с епископами Виктором Белых и Иваном Левчуком.

В Малоярославце И. П. Федотов создал поместную церковь христиан веры евангельской, за что снова был арестован, и судим Калужским областным судом вторично. После освобождения из заключения продолжал трудиться для созидания церквей Российского незарегистрированного пятидесятнического братства.

В 1981 году Калужским областным судом епископ Иван Федотов был осужден в третий раз. Отбывал наказание в г. Сыктывкаре, столице автономной республики Коми на севере России. После освобождения в 1986 году находился под надзором милиции без права выезда.

И только время свободы, пришедшее после перестройки, позволило ему заниматься церковной деятельностью беспрепятственно.

С 1992 по 2001 год он избирался заместителем В. И. Белых, много потрудился для становления, укрепления и объединения пятидесятнических церквей, создания пасторского руководства Грузии, Осетии, Азербайджана, Армении, Узбекистана, Киргизии и стран Балтии после распада СССР, а после смерти В. И. Белых исполнял обязанности начальствующего епископа ОЦ ХВЕ стран СНГ и Балтии.71

Выражая свои впечатления о прошедшем Четвертом съезде, Иван Петрович Федотов сказал следующее:

Я был участником многих съездов. IV съезд ОЦХВЕ в Виннице, на мой взгляд, работал как одно большое, горячее, любящее Бога сердце. Я это с благодарностью постоянно чувствовал своим христианским сердцем, которое было частью этого большого искреннего и чистого сердца нашей Церкви.

Хорошо, что были различные мнения, но было огромное желание достичь общего мнения и единства, и мы их с Божьей помощью достигли.

Главной задачей ближайшего будущего считаю достижение пробуждения последнего времени, преодоление некоторой охлажденности в вере и в служении Богу. Ключ к этому - очищение и освящение, усовершенствование молитвенной жизни, в т. ч. молитвы с постом, чтобы Церковь проявила вполне свою силу и способности. Пусть нам примером в этом будет сам Иисус Христос.

Я благодарен Господу за то, что он наградил меня счастьем возглавлять церковь совместно с братом Георгием Бабий. Бог поставил нас рядом плечом к плечу не случайно. Все дела пасторского управления ОЦХВЕ мы будем решать совместно.72

В системе учебных заведений ОЦ ХВЕ независимых стран, возникших после распада бывшего СССР, базовым учебным заведением является Библейский колледж в Рыбнице (Молдова), который был открыт 25 мая 1993 года. Первым ректором колледжа стал В. И. Белых, заведующим учебной частью - Н. И. Котяков.73 К настоящему времени тут уже прошли подготовку около трех тысяч работников христиан веры евангельской, прибывающих сюда с огромной территории от Карпатских гор и Балтийского моря до Тихого океана и от Крайнего Севера до жаркой Кушки.74 Многие из выпускников уже стали авторитетными служителями церкви, пасторами, проповедниками, учителями Библии.

Как радостно рассказывал мне в мае 2000 года сияющий Виктор Иванович Белых во время нашей встречи в Рыбницком Библейском колледже, в 1993 году учебу здесь закончили 227 человек, в 1994 году - 258, в 1995 - 625, в 1996 - 137, в 1997 - 296, в 1998 -367, в 1999 - 247, в 2000 - 266 пастырей, регентов, евангелистов и учителей воскресных школ.75 Картина выпускников по регионам выглядит следующим образом: Украина - 1058 человек, Молдова - 678, Беларусь - 109, Германия - 27, Латвия - 20, Армения - 16, Эстония - 14, Литва - 4, Киргизия - 3, США - 3, Казахстан - 1, Узбекистан -1, Грузия - 1 человек.76

В каждом отдельном государстве и регионе бывшего Советского Союза церкви пятидесятников, входящие в ОЦ ХВЕ имеют свои объединения, находящиеся на территории данного государства, а также имеют своих старших служителей, избранных на съездах.

Что касается Украины, Первый съезд состоялся 4 сентября 1992 года, на котором руководителем братства был избран Г. А. Бабий, а его заместителем - П. Н. Новорок. Кроме названных служителей в состав Правления вошли Геннадий Тупиков, Парфен Вощило, Ефим Миронец, Дмитрий Федоров и Николай Котяков.

При руководящем органе - Совете епископов были также созданы отделы: образования, (который возглавил Н. И. Котяков), евангелизации, (руководитель - В. И. Бондаренко), милосердия (руководитель - П. Н. Новорок), а также отдел информации и издательства. В январе 1993 года был сформирован отдел воскресных школ, который организовывает и проводит специальные курсы, семинары, конференции.

Значительно оживилось молодежное движение в братстве. Например, 26-28 августа 1995 г. в Виннице проходила Первая Всеукраинская молодежная конференция этого союза, в которой приняли участие около 1.000 делегатов и многие гости из Молдовы и Росссии. Такие молодежные конференции проводятся ежегодно в каждой области.

Заметную работу проводит также отдел информации и издательства. Отдел регулярно выдает в международную компьютерную систему Интернет последние новости о жизни союза церквей, выпускает всеукраинскую газету и журнал «Слово христианина», редактором которого с февраля 1996 года является Н. П. Усач. Христианское издательство с таким же названием занимается редактированием и изданием христианской духовной литературы.

Последний съезд ОЦХВЕ Украины состоялся 15-16 сентября 2002 года в Бердичеве. Съезд утвердил обновленный Совет епископов, избрал Правление этого Совета. В состав Правления Совета епископов ОЦ ХВЕ Украины вошли: Георгий Бабий - начальствующий епископ Украины, Петр Новорок -зам. нач. епископа Украины, Василий Денисюк - секретарь, Михаил Якобчук, Геннадий Тупиков, Ефим Миронец, Адам Озерчук, Михаил Соловей, Дмитрий Федоров, Людвиг Голосинский.77

Съезд также утвердил отделы союза и ответственных за их работу: отдел евангелизации (Михаил Якобчук, Олег Пышнюк, Сергей Богачук), молодежный отдел (Петр Цымбал, Николай Усач), отдел образования (Василий Денисюк, Андрей Бабий), отдел милосердия (Петр Новорок, Николай Коваленко), отдел издательства и печати (Николай Усач), отдел воскресных школ (Павел Жмур), материально-финансовый отдел (Людвиг Голосинский).78

Начальствующим епископом ОЦ ХВЕ Украины в очередной раз был избран Г. А. Бабий.

Георгий Арсентьевич Бабий родился 3 февраля 1945 года в селе Гольма Балтовского района Одесской области в семье верующих родителей, которые принадлежали к церкви ХВЕ, основанной в свое время союзным благовестником B. C. Павловым, близким сотрудником Воронаева. Семья Бабий была большой - кроме Георгия было еще шестеро детей.79

До призыва на срочную службу в Советскую Армию Георгий работал в строительной организации, которая занималась электрификацией, вместе со своими верующими родителями ревностно посещал церковь.

В 1965 году, находясь на службе в армии в Калининградской области в прибалтийском городе Черняховске, был осужден военным трибуналом в связи со своими убеждениями к 4 годам лишения свободы. Отбывал наказание в тюрьме и исправительно-трудовом лагере г. Калининграда, где познакомился с ровесниками-братьями по вере, осужденными по той же статье Уголовного кодекса.80

Ко времени его освобождения из заключения семья переехала на постоянное место жительства в город Кривой Рог, куда и приехал Георгий. В 1970 году он стал членом Криворожской церкви христиан веры евангельской-пятидесятников. В 1971 году Георгий женился. Был руководителем молодежной работы в церкви, избран церковью на диаконское служение в 1973 году, спустя 2 года был избран пастором церкви, с 1988 года стал епископом церквей по Днепропетровской области, а 4 сентября 1992 года был избран руководителем Объединенной Церкви христиан веры евангельской Украины.81

В 1997 году на Втором съезде ОЦХВЕ, состоявшемся в г. Малоярославце, Г. А. Бабий был избран в состав Правления Совета епископов ОЦХВЕ, а в 1999 г. на Третьем съезде ОЦХВЕ в г. Рыбнице он был избран в состав Исполнительного Совета ОЦХВЕ стран СНГ и Балтии.82

В интервью для журнала «Слово христианина» Г. А. Бабий говорил:

Когда по воле Божьей распался нежизнеспособный СССР, и на его развалинах начали возрождаться независимые государства, Объединенная Церковь христиан веры евангельской, несмотря ни на какие трудности, сумела сохранить свое единство, хотя и создала для удобства автономные территориальные структуры управления в упомянутых суверенных государствах.

На фундаменте сохраненного согласия и единства было создано и общее для всех учение ОЦ ХВЕ, которое теперь преподается во всех наших учебных заведениях и поместных церквах.

Совет епископов Украины собирается ежеквартально, решая вопросы, связанные с вероучением, совершенствованием деятельности братства и дальнейшим созиданием Церкви Христовой. На каждый год, учитывая все более важные предложения, мы составляем план духовного труда на ниве Божьей. После обсуждения и утверждения, как руководство к общим действиям, его получают все епископы.83

Отвечая на вопрос о системе духовного образования, Бабий рассказывал:

Организации надлежащего духовного образования верующих мы стараемся уделять наиболее пристальное внимание. Кроме Криворожского Библейского колледжа и Библейской школы в Сахновщине Харьковской области, систематически проводим учебные семинары с выездом но областям, во время которых наиболее подготовленные служители и ответственные евангелисты читают основательно аргументированные лекции и проводят заинтересованный обмен мнениями по наиболее важным и актуальным проблемам современной церковной жизни. В первую очередь стремимся готовить квалифицированных евангелистов. Всю эту очень необходимую работу по поручению правления умело координирует епископ Днепропетровской области Василий Денисюк.

Сейчас к Богу приходит много людей, которые имеют высшее светское гуманитарное или специальное образование. Это и учителя, и врачи, и офицеры… (кстати сказать, у нас в Кривом Роге даже есть возможность полностью укомплектовать экипаж: первоклассных летчиков, если бы вдруг церковь решила приобрести свой самолет). Чтобы проповедовать такому контингенту верующих, давать ответы на волнующие их вопросы, нужно иметь более глубокую подготовку и более чем достаточные знания Слова Божьего.84

Говоря о динамике роста общин и количества членов, Г. А. Бабий говорил в 2000 году:

Только в этом году в г. Кривой Рог, где я живу, приняли водное крещение около 300 новообращенных. Теперь тут более 2,5 тысячи членов церкви (в начале 90-х годов было только 370). Если года четыре тому назад в Украине было около 400 наших поместных церквей и до 40 тысяч их членов, то сейчас количество церквей возросло приблизительно до 500, а настоящих верующих стало более 50 тысяч.

Результативнее идет евангелюация в сельской местности, где духовное пробуждение более заметно. Там больше создается и новых церквей.

Успешно ведут евангелизацию, например, наши киевские братья, которые целеустремленно и настойчиво осуществляют широкомасштабную акцию «Украина для Христа». Они умело используют растиражированный художественный фильм «Иисус», лучших своих евангелистов и проповедников, певцов и музыкантов.

Растут существующие церкви, создаются новые. В связи с этим строятся и новые Молитвенные Дома, что, в свою очередь, также привлекает к нам будущих искренних христиан. Бог благословляет это строительство, поэтому красивые, добротные и просторные Дома Молитвы успешно возводятся даже в условиях экономического кризиса, переживаемого Украиной. Они становятся настоящими очагами высокой духовности, способствуют активизации деятельности поместных церквей и расширению благовестия.85

В настоящий момент времени Объединенная Церковь христиан веры евангельской Украины насчитывает уже около 700 церквей с общим количеством членов приблизительно 65 тысяч человек.

Подготовка служителей осуществляется в Библейском колледже в Кривом Роге. Строительство колледжа началось 29 апреля 1997 г. и было закончено к концу 1998 года. Открытие состоялось 17 января 1999 г. Только за первый год по ускоренной одномесячной программе было обучено три группы евангелистов и проповедников - 81 человек; одна группа учителей воскресных школ - 42 человека; две группы регентов - 48 человек. Всего за первый год прошли обучение 171 человек.86 Как сообщает руководитель отдела образования B. C. Денисюк, к настоящему времени обучение в колледже по этой программе закончили приблизительно 500 человек. Кроме этого функционирует также Библейская школа в Сахновщине, Харьковской области.87

Сейчас в воскресных школах этого братства около 1 200 учителей обучают приблизительно 16.000 детей. Кадры учителей воскресных школ и воспитателей летних детских лагерей готовят более пятидесяти опытных инструкторов.88 Распространенной формой духовной работы среди подрастающего поколения стали летние христианские лагеря, в которых, благодаря заботе верующих, часто впервые знакомясь с христианами и постигая азы христианского учения, отдыхают дети из многодетных и неблагополучных семей. Особенно успешно развивается это полезное и социально значимое направление работы церквей в Винницкой, Киевской и Житомирской областях. Постепенно эта идея находит поддержку и в других регионах.

Активную евангелизацию ведут 67 евангелизационных групп, которые в значительной мере способствовали тому, что за последние пять лет было создано 152 новые церкви, особенно в Винницкой, Черкасской, Киевской, Днепропетровской областях.89

Епископ Петр Новорок, который руководит отделом милосердия, говорит:

Если человек голоден и наг, его сначала нужно накормить и одеть, а потом уже рассказать о Божьей любви. Духовность идет вместе с благотворительностью, на которую способны добросердечные, чуткие и сострадательные, как наши братья и сестры из Германии, щедрость и милосердие которых бесценны. Только через миссию г. Новоград-Волынского в прошлом году они прислали 200 тонн гуманитарных грузов - продуктов питания, одежды и обуви.90

Кроме существующих благотворительных миссий, созданы при церквах отделы милосердия. Задача добровольных сотрудников этих отделов в первую очередь состоит в том, чтобы собрать сведения о тех, кто крайне нуждаются в материальной или физической помощи - и придти на помощь тем малообеспеченным людям, которые иногда даже не имеют нескольких гривен, чтобы купить хлеба или самых необходимых лекарств. А еще верующие, по возможности, выделяют определенные средства из церковных касс для оказания помощи находящимся за чертой бедности, немощным старикам, вдовам, инвалидам и больным, организовывают помощь в обеспечении топливом, помогают обрабатывать огороды, ремонтировать жилища, выделяют продукты, обувь и одежду, которые поступают в виде гуманитарной помощи от единоверцев, проживающих в других странах. Наиболее значительным партнером в этом плане является христианская благотворительная миссия «Стефанус» из Германии.91

Нужно сказать, что церкви продолжают помогать украинскому государству решать и другие острые социальные проблемы, в том числе в борьбе с преступностью, наркоманией, пьянством, детской беспризорностью. Например, христианский центр для реабилитации страдающих от наркомании создан в г. Черкассы, открыт реабилитационный центр для детей, склонных к бродяжничеству в г. Кривой Рог. В этом детском приюте, разместившемся в выделенном местными властями и реставрированном силами церкви здании, сейчас воспитывается более двадцати детей. Они обеспечены не только полноценным питанием и добротной одеждой, но и заботой и вниманием медиков и воспитателей из числа наиболее подготовленных для этого членов церкви. Большинство воспитанников этого приюта были найдены сотрудниками служения милосердия в заброшенных подвалах и в колодцах теплотрасс, где они раньше спасались от зимних морозов.

Соблюдая заповедь Иисуса Христа о том, что не здоровые, а больные нуждаются в исцелении, прежде всего духовном, большую работу среди заключенных в тюрьмах, больных в наркодиспансерах и больницах осуществляет Объединенная церковь ХВЕ Украины в Донецкой, Днепропетровской, Винницкой областях. Благодаря этому многие бывшие преступники и наркоманы обретают новую жизнь, свободу от греха и благодать.

По мнению руководителя этого Союза церквей Г. А. Бабий, среди тех проблем, которые решает братство на современном этапе, наиболее острой является необходимость подготовки талантливых и благословенных Богом служителей, способных надлежащим образом налаживать и обеспечивать жизнь и деятельность существующих и вновь создаваемых церквей.92

Союз свободных церквей христиан евангельской веры Украины Как уже было сказано, Союз свободных церквей христиан евангельской веры Украины (ССЦХЕВУ) был официально зарегистрирован 22 ноября 1990 года. На учредительном съезде присутствовало 78 служителей церквей ХЕВ93

Съездом было утверждено руководство Союза в таком составе:

1. Глуховский В. С. - председатель Союза

2. Райчинец В. Ф. - заместитель

3. Шевчук М. К. - секретарь

4. Кирпач П. В. - член Президиума

5. Таможников Е. М. - член Президиума

6. Сестринский А. В. - член Президиума

7. Кравцов В. П. – член Президиума94

В марте 1996 года более 270 служителей церквей ХЕВ Украины, России и Молдавии собрались на следующий съезд, во время которого были утверждены планы развития Союза и избрано новое руководство:

1. Райчинец В. Ф. - председатель Союза

2. Глуховский А. В. - ответственный за образование

3. Шевчук М. К. - ответственный за благотворительность

4. Бороденко В. К. - председатель Ревизионной комиссии

5. Лагутин В. М. - член Президиума

6. Сестринский А. В. - член Президиума

7. Продан Д. Ю. - член Президиума95

В сентябре 1998 года на очередном съезде Союзе свободных церквей христиан евангельской веры Украины было избрано руководство в следующем составе:

1. Райчинец В. Ф. - председатель Союза

2. Глуховский А. В. - заместитель

3. Лапченко М. А. - помощник по Церковному отделу

4. Глуховский Л. В. - помощник по Благотворительному отделу

5. Шевчук М. К. - региональный заместитель

6. Лагутин В. М. - региональный заместитель

7. Бороденко В. К. - региональный заместитель

8. Продан Д Ю. - член Президиума

9. Сестринский А. В. - член Президиума

10. Глуховский B. C. - почётный член Президиума96

Союз имеет достаточный потенциал развивать духовное образование. Украинская Евангельская Теологическая Семинария (УЕТС) готовит служителей для церквей, которые могли бы быть хорошими духовными наставниками, как для верующих, так и для неверующих. Студенты изучают, как основы Библии и христианской жизни, так и основные принципы работы преподавателей воскресных школ. Наиболее развитой является заочная программа УЕТС, где обучаются более 3.000 студентов. Весь процесс обучения проходит по почте: студенту высылаются учебники и после того, как он пришлёт экзаменационные карточки, ему высылают учебник следующего курса. Таким образом, многие имеют возможность систематически изучать Библию, богословие и основы вероучения.

Украинская Евангельская Теологическая Семинария аккредитована Европейской Ассоциацией Теологического Образования и является членом Всемирного Евангельского Общества. Это даёт ей возможность иметь деловое общение с ведущими христианскими университетами и семинариями Европы и Америки. Сертификаты и дипломы УЕТС признаются Ассоциацией Теологического Образования, и это даёт возможность студентам продолжать обучение за границей. В 2000 г. УЕТС открыла свои факультеты в Полтаве и в Красном Луче.97 Кроме того, имеется 25 центров христианского образования при поместных церквах.

Еще во времена Советского Союза члены церквей ХЕВ систематически помогали как многодетным семьям, так и людям преклонного возраста. Особое внимание сейчас Союз уделяет развитию помощи детям и инвалидам Чернобыля. Более 200 детей ежегодно имеют возможность отдыхать в христианских лагерях в Карпатах, Крыму, Швеции, Бельгии, Англии, координируется оказание помощи онкологическим больницам и клиникам, где обслуживаются потерпевшие.

Благотворительный отдел Союза оказывает гуманитарную помощь инвалидам, ветеранам, сиротам и многодетным семьям, которых в списке на сегодняшний день около 400 человек.98 К сожалению, этот список растёт.

Согласно статистическим данным, в этот Союз входит в настоящий момент времени 258 церквей (из них: в процессе регистрации 18 церквей, не имеют регистрации - 14 церквей), с общей численностью около 22.500 членов. Географическая конфигурация союза охватывает территорию 20 областей Украины, структурная же схема представляет собой 10 межобластных объединений.

Последний съезд ССЦХЕВУ состоялся в Киеве 28-29 августа, на нем присутствовали 300 делегатов, а также около 40 гостей из США, Австралии, Южно-Африканской республики, Бельгии, Дании и других стран. На съезде было избрано центральное руководство Союза церквей в следующем составе:

Старший пресвитер - Райчинец Василий Федорович Первый зам. старшего пресвитера - Глуховский Анатолий Владимирович Зам. старшего пресвитера - Сычев Николай Иванович Зам. старшего пресвитера - Зализный Петр Николаевич

При центре церковного Союза успешно функционируют: отдел образования, миссионерский отдел, отдел благотворительности. Имеется также медицинский центр «Каридад», действует христианское братство «Ковчег».

Церковь Божья Украины На конференции в Новой Каховке 20-25 сентября 1993 года был создан союз церквей под названием Церковь Божья Украины и А. А Демидович был избран епископом этого союза.

Алексей Алексеевич Демидович родился 17 декабря 1954 года в Зоринске Луганской области в христианской многодетной семье, где он был старшим из 10 детей. Получив в семье христианское воспитание, с молодых лет активно участвовал в церковной жизни. Музыкально одаренный, играл на разных музыкальных инструментах, был проповедником и руководителем молодежной работы в баптистской церкви. Впоследствии примкнул к пятидесятническому движению и стал пастором и учителем новообразованной пятидесятнической церкви в Славянске.99

В настоящее время в этот союз входят 34 церкви, в которых насчитывается 4.300 членов. Своих собственных учебных заведений Церковь Божья Украины не имеет, служители получают образование в Евроазиатской Теологической семинарии в Москве, которая открылась 12 января 1998 года. Недавно открылся также филиал этой семинарии в Донецке Союз Церковь Божья Украины активно вовлечен в служение милосердия - открыты детские приюты в Краматорске, Славянске, Мариуполе и Александрии. Кроме этого 400 детей получают каждый день бесплатные обеды. 100

Издается газета «Христианство сегодня» (главный редактор Г. В. Мохненко, Мариуполь), на студии «Шалом» (Славянск) выпускаются многие альбомы различных христианских музыкальных групп.101

Пятидесятннческое движение в СНГ: опасная тенденция Я часто сожалею по тому поводу, что в наших современных евангельских церквах, к сожалению, довольно редко можно услышать проповедь о пророке Иезекииле, очень редко проповедуется на какой-либо текст из его замечательной книги. Это печально и странно, если взять во внимание сам факт колоссальной важности служения Иезекииля в Вавилонском плену. Нужно сказать, что народу Израильскому, со всех сторон окруженному языческими народами, всегда угрожала опасность скатиться в идолопоклонство - и нередко так и происходило. Уму нашему христианскому сегодня просто непостижимо, как могли евреи под руководством Моисея, идя в землю обетованную, и, воочию наблюдая каждый день чудеса Божий и руку Божию, впадать в мерзостное служение идолопоклонства! Моисей, величайший пророк Божий, всю жизнь боролся с этим позорным явлением, но искоренить его не смог. Другой великий пророк Божий по имени Илия головы рубил идольским жрецам в Израиле, но, тем не менее, евреи и после Илии продолжали поклоняться идолам, несмотря на то, что существовал великолепный храм Иеговы в Иерусалиме, где совершали служение тщательно подготовленные священники, а самому народу с детства прививалось познание о живом Боге Израиля. Во времена же Иезекииля, во времена жесточайшего кризиса народ был уведен в плен на чужбину в Вавилон, где евреи остались без храма, без ковчега, символа присутствия Бога, без жертвенника, без курения фимиама, без церемониальных ритуалов и служения священников. С естественной человеческой точки зрения народу Израильскому в Вавилоне, который в плане культурного развития стоял намного выше земледельческой и скотоводческой Иудеи, угрожала опасность полного растворения, ассимиляции в языческом вавилонском обществе. Однако в Вавилоне с иудеями произошло необъяснимое с человеческой точки зрения великое чудо: из шатко колеблющейся в религиозном смысле нации евреи превращаются в глубоко духовный народ - и величие духа, который пребывает в них успешно конкурирует с языческими верованиями Вавилона, крепнет и побеждает. Что же произошло?

В Вавилонском плену, оставшись без привычного для них ритуального храмового служения, иудеи сплачиваются вокруг пророка Иезекииля, который становится их духовным вождем - и не напрасно иногда Иезекииля называют вторым Моисеем. Иезекиилю удалось чудом Божиим сделать то, что пытались, но не смогли сделать Моисей и Илия - Господь употребил Иезекииля, чтобы открыть глаза евреям на их великое богатство - на духовное познание Бога. Постепенно вокруг Иезекииля создается новый вид служения - не храмовый тип ритуального служения, а собрание, где вместо ритуалов были песнопения, молитвы и чтение Священных Писаний. Евреи открыли для себя величие, глубину и уникальность своей религии, читая и слушая чтение свитков Священных Писаний. Так образовалась синагога -собрание, где читали Слово Божие, молились и пели, где на первое место вышло духовное служение. И с тех пор евреи никогда больше в истории не впадали в идолопоклонство, открыв для себя глубокую духовность и уникальность Слова Божия.

Когда евреи снова вернулись в родную землю, первым делом они построили заново храм Иегове в Иерусалиме, но в то же время повсеместно стали создаваться молитвенные дома евреев, которые также стали называть синагогами. В синагогах была сосредоточена духовная жизнь Израиля и постепенно сложилась - наряду с храмовой формой богослужения -синагогальная форма, тремя главными составляющими частями которой были: молитва, пение и чтение Слова Божия. Особую значимость приобрели синагоги у евреев рассеяния, где они выполняли не только функции чисто религиозного характера, но становились и культурными центрами, центрами единения, центрами развития еврейского бизнеса, банковского дела, местом общения и социальной помощи нуждающимся еврейским семьям. Синагога, таким образом, сочетала в себе черты и религиозного и социального и материально-финансового характера. Каждой синагогой руководили не священники, а выборные, наиболее уважаемые и известные по своим добрым делам члены общины, которых называли старейшинами. Во главе старейшин был наиболее уважаемый из них, которого иногда называли начальником синагоги.

Когда по воле Господа Иисуса Христа, начиная со дня Пятидесятницы, апостолы приступили к домостроительству Церкви Божией, во многом они создавали ее в организационном плане по образцу еврейской синагоги: такой образец был понятен как для самих апостолов, так и уверовавших иудеев. Мы сегодня действительно редко задумываемся, где находятся корни, где берут свое начало многие установления, традиции, обычаи и правила нашей собственной церковной жизни. Фактически, многие из них были заимствованы апостолами из синагоги.

Например:

1. Три главные составные части богослужения в церкви: молитва, пение, чтение Слова Божьего и проповедь точно отражают порядок служения синагоги.

2. В храме существовало свободное прихожанство. Понятие фиксированного членства, как принадлежности к конкретной общине, уходит своими корнями к синагоге.

3. Это из жизни синагоги взят обычай иметь согрешающих на замечании и не приветствовать его, дабы устыдить его в его недобрых поступках.

4. Это принцип синагоги, а не храма - недостойных своих членов отлучать от синагоги.

5. Это правило синагоги, а не храма - предоставлять слово всем, кто имеет побуждение говорить, чтобы служить словом назидания.

6. Поскольку синагога выполняла также социальную функцию кассы взаимопомощи, страхования, социальной помощи нуждающимся, нетрудоспособным и престарелым, уверовавшие во Христа люди, принадлежавшие к этим категориям, изгонялись из синагог и оставались, по сути дела, без средств к существованию. Именно поэтому возникла в Первоапостольской церкви необходимость обеспечения нетрудоспособных вдов. И решение этой проблемы было очень простым и символичным: апостолы рекомендовали церкви избрать специальных служителей социальной помощи в церкви -диаконов. Избрание такого рода служителей также является ничем другим, как еще одним заимствованием из порядков, установленных в синагоге, где имелось подобное служение так называемых на еврейском языке хазанов.

Можно было бы привести еще целый ряд заимствований в церковную жизнь христиан обычаев синагоги, но это не является темой настоящей книги - о заимствованиях из синагоги я хотел бы написать, если даст Господь жизни, специальную богословскую диссертацию. В данном же случае это важно для понимания того, каким образом руководство поместными церквами осуществлялось в апостольские времена, являясь, собственно говоря, апостольским установлением.

Во время своего первого миссионерского путешествия, о котором подробно рассказывает 13 глава Деяния Святых Апостолов и которое не могло длиться больше 2-3 лет, возвращаясь назад по знакомому маршруту, на котором апостолами были созданы церкви, Павел и Варнава в каждой общине рукоположили пресвитеров для руководства общинами. (Заметим, не одного пресвитера, а нескольких в каждой общине!)

Нужно сказать, что во времена учеников Иисуса в первоапостольской церкви одинаково часто и альтернативно употреблялись слова «пресвитер» и «епископ». Но в первоапостольской церкви хорошо и твердо знали и то (чего с редким упрямством не желают некоторые заинтересованные люди знать сегодня), что эти слова имеют совершенно одинаковый смысл: «старший, старейшина, руководитель, блюститель, наблюдатель».

Этим же словом «пресвитер» обозначали и ветхозаветных старейшин общества Израильского народа. Продолжая традицию еврейского уклада жизни, традицию устройства и организации синагоги, апостолы создают примерно такую же структуру управления церковью - через старейшин. Старейшин можно видеть от самого начала создания христианской церкви, они попеременно называются то пресвитерами, то блюстителями (греч. епископ), например: Деян. 11:30; 14:23; 15:2. А иногда в одной главе одни и те же братья называются и одним словом, и другим (Например: Деян. 20:17 и 20:28 показывает нам одну и ту же группу людей, которые именуются в первом случае пресвитерами Ефесской церкви, а несколькими стихами ниже - епископами).

Потому-то апостол Павел в 3 главе Первого Послания к Тимофею, говоря об избрании епископов и диаконов, не упоминает о пресвитерах. Именно поэтому, автор Деяний, рассказывая в деталях об апостольском соборе в Иерусалиме, не упоминает о присутствии епископов (Деян. 15). Тщательное исследование Священного Писания убедительно и однозначно показывает, что по установлению апостолов поместными церквами руководили группы братьев, которых можно назвать пресвитерами или епископами на греческом языке, или elders по-английски или старейшинами на русском языке. Сан же епископа, как более высокий и почетный по отношению к пасторам поместных церквей, был провозглашен позднее, после смерти апостолов, когда, вопреки учению Библии, была создана трехъярусная система служителей церкви. В значительной мере это печальное обстоятельство способствовало отходу церкви от истинного первохристианства и принесло в последующие века очень горькие плоды отступничества от простоты во Христе, поразив метастазами тщеславия и гордости истинное христианское братство и евангельский принцип всеобщности священства спасенных во Христе.

Как уже рассказывалось в главе 7 настоящей книги, во время немецкой оккупации, в 1942-1943 гг. деятельность Союза ХЕВ до известной меры была восстановлена - как в Украине, так и в Белоруссии. Для представительства перед немецкими оккупационными властями первому руководителю пятидесятнического братства было необходимо именоваться в таком сане, который был привычным для немецкой власти (совсем не склонную к сохранению самобытности и прежних порядков на захваченных землях, разумеется), и также употреблять их терминологию, адаптированную к системе служения в лютеранской церкви, к которой немцы в своем большинстве номинально принадлежали, или - по крайней мере - были осведомлены о ее порядках и чинах ее служения. Именно это послужило причиной, почему во время оккупации было принято решение применительно к Г. Г. Понурко звание союзного благовестника, которое он имел в воронаевском союзе, переименовать в звание епископа. С тех пор в восточном пятидесятиическом братстве старших пресвитеров стали называть епископами. (Нужно сказать, что и в Белоруссии И. К. Панько также немецкими властями именовался епископом, однако звание это не прижилось и после войны исчезло само по себе). Замена одного слова другим, никакой роли, разумеется, не играет и ничего не меняет в сущности. Однако серьезная проблема стала нарастать позднее, уже в послевоенное время, когда некоторые руководители определенной части пятидесятнического движения постепенно, но целенаправленно и настойчиво, вопреки христианской скромности и смирению, стали прививать мысль, учить, убеждать, а затем даже провозглашать и требовать, чтобы епископский сан был признан, как более высокий и почетный по отношению к сану пресвитеров или пастырей, что абсолютно противоречит учению Нового Завета о христианском руководстве в церкви. Тем самым начала создаваться трехъярусная, трехэтажная система санов служителей в церкви: диаконы, пресвитеры и епископы, с разграничением полномочий в выполнении различных функций церковного служения, а сами виды церковных служений стали именоваться подчас чужеродным для евангельского христианства словом «требы».

Дальнейшее отступление от простоты во Христе породило притянутое за уши звание «начальствующих пресвитеров» и «начальствующих епископов» у одной части пятидесятнического движения, и «старших епископов» - то бишь «архиепископов» - у другой части… И если не положить этому конец как можно скорее, если не вернуться к Библии и не стать на почву Священного Писания - впору ожидать явления пятидесятнического «Патриарха Киевского, Львовского и Всеукраинского», «Патриарха Московского и Всея Руси», «Патриарха Минского и Всей Белой Руси», и так далее.

Давайте задумаемся и остановимся! Ведь хорошо известно из истории церкви, что падение христианства началось именно с этого - с установления и последующего возвеличение власти епископов. И так же хорошо известно, что возрождение христианства, начатое во время Реформации, началось именно с отрицания этой власти! Давайте задумаемся о будущем нашего движения!

Каких только изобретательных выдумок и домыслов не приходится слышать сегодня от защитников касты «епископов», которых наделяют этим саном пожизненно, как Папу Римского, вне всякой связи с тем, имеют ли они реальное служение в церкви или нет! И неоднократно, как член Комитета Союза, поднимал я эти вопросы на заседаниях нашего руководства в бытность моей работы в качестве помощника президента Союза. Никто не мог возразить - ни с богословской, ни с исторической, ни с моральной точки зрения. Но никто и не пожелал согласиться от этой порочной практики отказаться!

Устав Всеукраинского союза церквей христиан веры евангельской в 1990 году при восстановлении его деятельности, провозглашал преемственность с предыдущими довоенными союзами пятидесятников, которые никаких епископских званий знать не знали - и никогда бы на это не согласились, справедливо расценив бы это как возвращение к православной или католической епископократии! В тексте Устава была тогда сделана оговорка, что «в целях сохранения исторически сложившихся званий епископа считать это звание равнозначным служению старшего пресвитера». По сути, речь шла о двух служителях - Н. А. Мельнике и Н. М. Каминском, которые пришли в Союз из незарегистрированного братства, где такие звания существовали. Но, сделанное из правила исключение вскоре стало подминать под себя само правило - в последующих редакциях Устава самочинно и самолично, безо всякого обсуждения на съезде звание епископов стало не только фигурировать, но и доминировать. Вначале успокоительно говорилось, что это то же самое, что старшие пресвитеры, затем стало подразумеваться, что это не одно и то же, что в сан епископа могут быть рукоположены некоторые старшие пресвитеры, хотя никогда никаких законных регламентирующих документов по этому поводу не существовало, никогда не вырабатывались и не согласовывались критерии такого отбора и никогда, естественно, не определялась роль поместных церквей в этом вопросе.

В последней редакции Устава нашего союза, который был принят на 13 съезде в мае 2002 года, звание епископов совсем не предусмотрено, тем не менее, в полном противоречии с Уставом, это звание продолжает фигурировать в переписке и публикациях, и тешит горделивое честолюбие десятка человек, неспособных от этого честолюбия отречься, нанося колоссальный ущерб нашему многотысячному братству.

Особенно уродливо это явление стало выглядеть в годы эмиграции в Америке, где сидят на скамейках в церквах так называемые епископы, предательски бросившие свое стадо в родной стране за сытый кусок респектабельной американской жизни, грубо поправ пастырский долг оставаться до конца со своей паствой, особенно в такие времена кризиса. Где им помнить про железный закон моря, что капитан покидает свой корабль последним! (Капитана, который сбежал бы с корабля, оставив капитанский мостик, просто с позором предали бы суду). Как же далеко разошлись реальные дела таких епископов с красивыми словами о самопожертвовании и приоритете духовных ценностей над «ценностями этого плотского мира»! Впрочем, по инерции они продолжают говорить те же красивые речи и в Америке, даже не задумываясь над тем, что личным своим примером они это показали с точностью до наоборот. Тем не менее, не имея в церкви сегодня никакого реального служения, с ролью частных лиц они смириться не хотят, требуя у действующих пасторов церквей, которые их (беглецов, а не беженцев) приняли, каких-то особенных привилегий, намекая на свои пожизненные епископские звания.

Именно искание высоких церковных званий, честолюбивое и гордое искание славы человеческой привело к тому, что в некоторых церквах и братствах христиан евангельской веры пресвитеры и епископы стали рассматриваться как две совершенно различные и неравные группы христианских служителей. Подобное искусственное разделение служителей на пресвитеров и епископов является пережитком падшей католической и православной церкви… Хотелось бы думать, что во всем виновато… непонимание и недоразумение. Недоразумение, помноженное на человеческую гордыню и честолюбие.

Отказавшись от многих небиблейских установлений падшей церкви, евангельские верующие должны последовательно отречься и от этого искусственного, надуманного, чужеродного градуированного разделения среди своих служителей.

Ибо, начав духом, можно закончить установлением новой системы тоталитарного церковного клерикализма и вернуться к тому, из чего с великим трудом вырывались отцы нашего движения. Храни нас Господь, чтобы в истории нашей не возникла еще одна беда по принципу: За что боролись, на то и напоролись.

Христиане, будьте бдительны!

Сохранение истории пятидесятнического движения Летом 2000 года я молитвенно ожидал ответа из Управления службы безопасности Украины по Одесской области на мое письмо с просьбой ознакомиться с архивными делами в отношении руководителей Всеукраинского союза церквей христиан евангельской веры, репрессированных при уничтожении Союза в начале 30-х годов. И, хотя к моему письму были приложены официальные документы из Академии наук Украины, которые удостоверяли, что податель сего выполняет государственный заказ, являясь соавтором 10-томного академического издания «История религий Украины», которое издается Академией наук, согласно Постановления Кабинета Министров Украины № 567 от 9 июня 1997 года, первый устный ответ, который я получил по телефону из Управления СБУ, был безлико-стандартным: «Материалами и документами не располагаем».

Пришлось обратиться к Петру Владимировичу Сердиченко, старшему пастору наших церквей в Одесской области, который знал начальника Управления СБУ лично. Познакомились они очень неожиданным образом -на вечере, где им обоим вручали правительственные награды. Разумеется, в профессиональной памяти генерала след про эту встречу с известным служителем церкви не изгладился - генерал обещал помочь. И слово свое, как истинный джентльмен, сдержал. Вскоре я уже работал в хмуром здании на Еврейской улице, мимо которого и сегодня одесситы проходят как-то поспешно, с опаской.

Даже сегодня мне иногда не верится, что это было в моей жизни. Две недели с утра до вечера я читал страницу за страницей, том за томом тщательно задокументированную чекистами историю нашего движения с центром в Одессе, во главе которого стоял Иван Ефимович Воронаев.

Некоторое время спустя, от имени руководства Всеукраинского союза церквей ХВЕ я написал в Одессу благодарственное письмо.

Начальнику СБУпо Одесской области генералу В. В. ШАБЛОВСКОМУ

Уважаемый Василий Васильевич, от имени Всеукраинского Союза христиан веры евангельской -пятидесятников Украины сердечно благодарим Вас за оказанное содействие в работе с архивными материалами и документами в отношении руководства Союза христиан евангельской веры, центр которого в 1924-1932 году находился и легально действовал в Одессе до того, как был необоснованно обвинен в контрреволюционной деятельности, лишен регистрации и служители которого были незаконно репрессированы по постановлению печально известных внесудебных троек при Коллегии ГПУ УССР. В течение долгих последующих десятилетий церкви христиан евангельской веры клеветнически изображались в средствах массовой информации как антигосударственные и антиобщественные вредоносные и изуверские секты.

Мы глубоко благодарны Господу, что в новой демократической Украине церковь постепенно занимает свое, свойственное ей, место в обществе, служит нашим соотечественникам в столь непростое для нашей страны время добрым словом благовестия, проповедью христианских ценностей и практическими добрыми делами, распространяя свет Евангелия Иисуса Христа.

Спасибо Вам, Василий Васильевич, за чуткость и понимание. Мы воспринимаем это как Ваш личный большой вклад в дело нормального развития государственно-церковных отношений, в дело служения, направленного для будущего процветания Украины, о чем мы молимся, и для чего трудимся, продолжая добрые традиции наших предшественников, столь дорого заплативших в свое время за свое искреннее служение для народа Украины. Выражаем сердечную благодарность также майору В. П. Хмелевскому за большую помощь в работе с архивными документами.

Желаем Вам, уважаемый Василий Васильевич, и Вашей семье крепкого здоровья, радости жизни, больших успехов, сердечного покоя в ваших отношениях с людьми и Богом. Молимся за вас. И пусть добрый Господь обильно благословит всех вас и поможет вам.102

В архиве бережно хранится также копия письма, которое после длительных и бесполезных попыток получить интересовавшие меня материалы в Днепропетровском управлении СБУ, в начале октября 2000 г. я написал и отнес на Владимирскую улицу в Киеве.

Председателю Службы Безопасности Украины генералу ДЕРКАЧУ Л. В.

В марте 1948 года группа руководителей христиан веры евангельской-пятидесятников под руководством Бидаша Афанасия Ивановича, Белых Виктора Ивановича, Левчука Ивана Антоновича, Воробца Ивана Степановича и др. проводила в Днепродзержинске нелегальное совещание, на котором было выработано обращение к Советскому правительству с просьбой о восстановлении деятельности Всеукраинского союза церквей христиан евангельской веры. Названный союз церквей легально действовал на территории Украины с 1925 года, был ликвидирован органами власти в 1930 году.

Немедленно после окончания совещания все его участники были арестованы. В течение месяца они содержались под стражей в Днепроджержинске, затем были доставлены в Киев и - три месяца спустя - были приговорены к разным срокам лишения свободы.

Прошу Вашего разрешения ознакомиться с архивными уголовными делами ввиду того, что я работаю над книгой по истории церкви христиан веры евангельской-пятидесятников и являюсь соавтором 10-томного академического издания «История религий Украины», которое издается Академией наук, согласно Постановления Кабинета Министров Украины № 567 от 9 июня 1997года.103

К большой моей радости, вскоре я получил доступ к этим архивным многотомным делам, а затем и ко многим другим материалам!

Сейчас собрано большое количество свидетельств, интервью, исследовательских записей, большое количество других материалов и фотографий, что является великим достоянием нашего братства, нашего движения. На нас лежит святая ответственность все это бережно сохранить и сделать доступным для каждого, кто этим интересуется.

Первую музейную комнату при активном содействии и помощи Николая Владимировича Окара, который в то время возглавлял церкви Донецкой области, я создавал еще в 1988 году в молитвенном доме нашей церкви в Донецке по ул. Алексанра Невского, 3, молчаливо выслушивая упреки тогдашнего уполномоченного по делам религий Льва Андреевича Серпилина - и продолжая свое дело. К сожалению, комната эта не сохранилась.

К 80-летию начала пятидесятнического движения в Украине, мы создали в Одессе в Центральной церкви музей нашей истории, директором которого был назначен Л. П. Городецкий, влюбленный в эту историю.

В начале 2001 года я с группой братьев-энтузиастов создавал подобную музейную комнату в Сиэттле, в штате Вашингтон, в церкви Такома, которой руководит пастор Петр Моисеевич Саенко.

Настало время создать настоящий Музей истории нашего братства в бывшем Советском Союзе. Вот почему группа старших служителей пятидесятнических союзов разных стран СНГ обратилась в конце сентября 2001 года с просьбой к тогдашнему президенту Евангельской теологической семинарии Френку Мартину и академическому декану семинарии Ли Аллисону с письмом, в котором говорилось следующее:

Уважаемые братья, как вы знаете, пятидесятническое движение в странах бывшего Советского Союза имеет богатую и достаточно долгуш историю. Так, первая пятидесятническая церковь на территории тогда еще бывшей Российской империи была создана Пятрасом Ведерисом в Литве летом 1912 года. (Союз пятидесятнических церквей Литвы готовится в следующем году отметить свое 90-летие). Первая пятидесятническая русская церковь была образована в 1913 году в Хельсинки в Финляндии, которая была в то время частью Российской империи и где проживало достаточно много русских людей. Эта церковь возникла от проповеднической деятельности Томаса Баррата и Леей Петруса и совершала свое служение под руководством пастора А. И. Иванова. Пятидесятническое движение в Беларуси началось в 1919 году через служение проповедника Григория Красковского, в западной части Украины это движение началось в 1920 году через проповедь Порфирия Ильчука, Трофима Нагорного и Иосифа Антонюка, в восточной части Украины - начиная с 1921 года под руководством Ивана Воропаева. (12 ноября исполняется 80 лет первой церкви в Одессе, созданной Воропаевым). Именно из этих основных источников пятидесятническое движение распространилось по всему бывшему Советскому Союзу, включая Молдову, страны Кавказа и Средней Азии. Таким образом, пятидесятническое движение в наших странах имеет общие корни, общую судьбу, общую историю радостей и трудностей.

Значительный период времени наше братство переживало час гонений и преследований со стороны безбожного атеистического государства. Многие наши братья и сестры были брошены на долгие годы в тюрьмы, некоторые из них были расстреляны и замучены. В то же время паше братство испытало великие Божий благословения - и сам тот факт, что церковь пятидесятников, которую планомерно и старательно старались искоренить вожди советского режима, выжила в этих условиях и сохранилась, является также Божиим чудом.

Следуя заповеди Божией, данной через апостола Павла, мы хотим «помнить наставников наших, которые проповедовали Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражать вере их» (Евр. 13:7). Мы также хотим, чтобы новые люди и особенно молодежь в наших церквах знали и помнили обо всем «пути, которым нас вел Господь» до настоящего времени (Втор. 8:2).

В последнее время нашим братством проделана большая работа по сбору уцелевших материалов по истории нашего движения, в результате почти 20-летней работы помощника президента Всеукраинского союза церквей ХВЕ Владимира Франчука сделаны записи воспоминаний многих очевидцев и участников исторических событий нашего движения, опубликованы статьи и книги на эту тему, получены ценнейшие сведения и копии документов (в том числе и секретных) из государственных архивов, проведены многие конференции и семинары. Сейчас создается компьютерный архив этих драгоценных для нас документов и материалов.

Назрел вопрос о создании Музея истории пятидесятнического движения в наших странах.

Настоящим письмом мы хотели бы выразить свою единодушную просьбу к вам, как к руководителям Евангельской Теологической семинарии, оказать помощь нашим национальным союзам в создании такого Музея. Мы все единодушно согласны в тем, что такой музей следует разместить в Киеве, в Украине, и просили бы вас предоставить для этого подходящее помещение в здании семинарии, а также обеспечить необходимую помощь в устройстве и оформлении этого музея.

Сердечно благодарим вас за рассмотрение нашего письма.

С. Хомич, М. Паночко, П. Сердиченко, В. Мурза, П. Борщ, В. Павловский, Н. Гриб, Р. Купстис, И. Шкулис, С. Нечитайло, В. Рулев.104

Вопрос о размещении музея истории пятидесятнического движения еще окончательно не решен. Но отрадно осознавать, что не забыта нами заповедь Божья, данная через апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Этой же цели служат сегодня и многочисленные исследовательские проекты по истории пятидесятнического движения, которые под моим руководством пишут сейчас студенты Евангельской Теологической семинарии, Киевского Библейского института и других учебных заведений Украины и других стран.

А нынешнее поколение христиан верно продолжает служение апостолов, служение дедов и отцов, продолжает творить новейшую историю христианства во славу Того, который был, который есть и который грядет.

Гряди, Господе Иисусе!

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Наш самолет величественно и неторопливо з


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: